Что такое «Детский совет»?
картотека

Загибалова Марина Александровна

Что такое «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sovet.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение.

Задачи «Детского совета»:

- Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

- Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

-Развивать эмпатию.

-Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

-Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Как работает «Детский совет»?

«Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее.

В группе найти место и сделать уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время может звучать мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются и общаются. Вместе с детьми определяются правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний.

В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна , что и составляет главную задачу: выбор темы, планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.  Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К ним можно отнести:

1.Приветствия (комплименты, подарки и пр.) 
Прежде чем включать эту часть в структуру детского совета, стоит сделать анализ ситуации. Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе».  

Особое внимание может быть уделено тому ребенку (детям), который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами. Мы очень ждали тебя»). 

2.Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность.

3. Беседа на свободную тему. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.

Новости: 
- не регламентируются (только по одной короткой новости); 
- не селекционируются (только хорошие новости); 
- не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»); 
- не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»). 
Новости принимаются как факт.

Если ребёнок не идёт на контакт? Как помочь ребенку заговорить?
Как правило, проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры в приемлемых рамках. 
- Внимание к повседневным разговорам (наблюдения). 
- Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице). 
- «Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком). 
- +Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка. 
Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей 
к «публичным выступлениям»? Нет. 
Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.

4.Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга) 
-Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий. 
-Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности. 

Выбор темы проекта, образовательного события. Планирование 
Планирование  – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, разработка плана, а также планирование действий на текущий день взрослые должны поддерживать  их инициативу и креативность.

При планировании учитывается:

-Ориентация на образовательную программу ДОУ, развитие и интересы детей.

-Баланс инициатив взрослых и детей. 
- Интеракция как условие планирования. 
Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.
Иногда дети  старшего возраста понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства. У педагогов накапливается материал, подтверждающий  индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».
Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой.

Например:  Определяемся с темой нового проекта. Выбор идет между темами «Север» и «Животные севера». 
- Артём: «Ну что там про север… холодно и темно». 
- Ира: «Нет, там еще и северное сияние есть». 
- Артём: «Что, мы его делать будем, что ли…» 
- Ира: «Не будем делать. Посмотрим просто». 
- Дима: «Мне нравятся белые мишки». 
- Лена: «Я видела, как медведи к полярникам в гости приходили». 
- Вера: «Он не ест людей, он рыбу любит». 
- Данил: «Всякие животные живут на севере, а там очень холодно, кругом снег, есть нечего. Надо изучить, как же они там живут-поживают…» 
Так дети сделали свой выбор.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства или кулинарии (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.).
Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое дети? Что такое детский сад?

Что такое дети?Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.Дети, как ни странно, такж...

СТИХИ ПРО ДЕТСКИЙ САД: ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД

Стихи в помощь педагогом и родителя про детский сад...

"Что такое оригами" Советы родителям

Данная консультация для родителей содержит материал о технике оригами, раскрыты этапы работы с детьми, значение и сущность оригами....

«Что такое энурез, советы родителям»

"Что такое энурез, советы родителям "...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Что такое оригами? Советы родителям».

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Наряду с детскими конструкторами — это не тол...

Советы по организации и проведению "Детских советов"

Свирская Лидия Васильевнадоцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования», канд. пед. наук...

Выступление на пед.совете "Детский совет"

Детский совет - важнейшая форма поддержки детской инициативы....