«Тифлотехника»
рабочая программа
«Тифлотехника»
«Тифлос» в греческом языке означает «слепой». Поэтому тифлотехника – это техника для слепых, куда могут относиться, и простейшие приспособления, и приборы высокой сложности, для замены визуального (зрительного) контроля другими видами чувствительности. Иными словами, это один из мощнейших факторов компенсации утерянного зрения.
Тифлотехника для слепых и слабовидящих
Тифлотехникой называют отрасль приборостроения особого назначения. Она относится к разработке технических средств, направленных на обучение, политехническую, производственную подготовку, трудовую деятельность и культурно-бытовое обслуживание слепых, слабовидящих, а также слепоглухих. Кроме того, тифлотехника выполняет задачи коррекции, развития и восстановления зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра дошкольной специальной педагогики и психологии
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
по дисциплине: Технические средства диагностики и коррекции слуха, речи и зрения
на тему: «Тифлотехника». История развития тифлотехники. Основные направления развития тифлотехники.
по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
направленность (профиль) «Дошкольная дефектология»
Выполнил: студент 4 курса
группы Ддз21-1
Асаенок Алена Алексеевна
Проверил:
старший преподаватель
Андронов Максим Павлович
Новокузнецк, 2025
«Тифлотехника»
«Тифлос» в греческом языке означает «слепой». Поэтому тифлотехника – это техника для слепых, куда могут относиться, и простейшие приспособления, и приборы высокой сложности, для замены визуального (зрительного) контроля другими видами чувствительности. Иными словами, это один из мощнейших факторов компенсации утерянного зрения.
ТИФЛОТЕХНИКА ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
Тифлотехникой называют отрасль приборостроения особого назначения. Она относится к разработке технических средств, направленных на обучение, политехническую, производственную подготовку, трудовую деятельность и культурно-бытовое обслуживание слепых, слабовидящих, а также слепоглухих. Кроме того, тифлотехника выполняет задачи коррекции, развития и восстановления зрения.
Функции тифлотехники
Одна из главных функций тифлотехники - создание для слепого человека возможностей получения полной информации об окружающем мире и применение ее для самостоятельной адаптации в жизни общества. Компенсация зрительных дефектов осуществляется, в основном, благодаря использования сохранных анализаторов - осязания и слуха. Поэтому в развитии тифлотехники, основным путем решения этой проблемы, является трансформация зрительной информации в слуховую и осязательную.
Основные задачи тифлотехники
- Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной или частичной потерей зрения;
- Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;
- Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;
- Повышение производительности и экономической эффективности их труда;
- Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.
Виды тифлотехники
Для того чтобы самостоятельно ориентироваться в пространстве, человеку с частичной или полной потерей зрения необходимо использовать различные тифлотехнические средства.
Условно тифлотехнику можно разделить на 4 вида:
1. Наглядные средства — это тактильные указатели и тактильно-звуковые устройства: мнемосхемы, таблички, стенды. Эти устройства помогают человеку без посторонней помощи сориентироваться в любом помещении или на улице, используя тактильные ощущения и слух.
2. Средства обнаружения — это трости, эхолокаторы, а также индивидуальные тифлоприборы для распознавания предметов и объектов. К индивидуальным тифлоприборам относится лазерная тифлотехника, которая позволяет при наведении лазерного луча получать информацию об объектах и предметах, находящихся перед человеком (тифломаркер с тифлометками).
3. Средства информирования — это информационные тактильно-сенсорные терминалы, визуально-акустические системы и радиомодули. Эти устройства являются универсальными и предназначаются для всех людей, включая тех, кто имеет ограничения по зрению.
4. Средства индикации — это световые и звуковые маяки, указатели с применением системы Брайля, тактильные пиктограммы и тактильные наземные указатели. Данные устройства позволяют слепому человеку определить верное направление при перемещении на объекте. Тактильные наземные указатели включают в себя тактильную плитку, индикаторы, направляющие и тактильные грязезащитные системы.
Психофизиологические основы тифлотехники
Тифлотехника основана на общепринятых положениях психологии, педагогики и физиологии человека, учитывает рекомендации, которые касаются многих разделов медицины, а также использует законы оптики, акустики, электронной автоматики и техники, теории информации и кибернетики.
Тифлотехника помогает восполнить утраченные зрительные функции путем применения специальных технических устройств и вспомогательных приспособлений. Она способствует устранению скованности, поддерживает и развивает естественную двигательную потребность человека с ограниченным зрением, помогает его полноценному всестороннему развитию наравне с другими людьми.
«История развития тифлотехники»
В связи с этим можно наметить (правда, весьма условно) 5 наиболее ярко выраженных этапов развития тифлотехники:
1) до конца XVIII века (до Валентина Гаюи);
2) в течение XIX века (от В. Гаюи до общего признания и широкого применения шрифта Брайля);
3) конец XIX - начало ХХ века (1 десятилетие);
4) от I-ой Мировой войны - до наших дней (на Западе);
5) эпоха ВОС (с 20-х гг. до наших дней).
До конца XVIII в. слепые занимали в обществе самое низкое положение, влача жалкое существование, иногда замаскированное организационной формой некоторой общины, главным образом религиозного характера. Из этого периода истории известны лишь отдельные техниче -ские приемы и приспособления, которые можно отнести к разряду тифлотехнических. Эти приемы и приспособления обычно связаны с именами слепых, в силу тех или иных причин оказавшихся в особых условиях привилегированного положения.
К числу таких выдающихся личностей следует отнести Дидима Александрийского (398-308 гг. до н. э.), научившегося читать по буквам, вырезанным из дерева. Эти вырезанные буквы были одними из первых тифлотехнических приспособлений.
Такого же рода тифлотехника получила выражение в так называе -мом «табелле Квинтиллиана» (1 век н.э.). Посредством доски, покрытой воском, на которой палочкой процарапывались буквы, некоторые слепые могли научиться писать.
Вполне достоверные данные сохранила история о девице Вальдкирх (2-ая половина XVII в.), которая научилась писать, пользуясь специаль -ными прибором, помогающим выравнивать строки.
В XVIII в. получили известность слепой Вайсенбург, овладевший математическими познаниями и играл в приспособленные для слепых шахматы, и слепая пианистка Парадиз, обучившаяся читать и даже писать посредством букв, контур которых накалывался иглой на бумаге.
Еще более сложными тифлоприборами пользовался знаменитый математик Саундерсон (1682-1739). Он изобрел хитроумный счетный прибор и простое приспособление для изображения геометрических рельефных чертежей. Этими приспособлениями во многих детских садах и школах для слепых пользуются и теперь. Чертежная доска Саундерсона в несколько измененном виде применяется и в наших школах для слепых.
Начало новой эпохи в области тифлотехники положил первоучитель слепых Валентин Гаюи. В. Гаюи (1745-1822) был широко образованным прогрессивно мыслящим человеком. Использовав опыт известных ему современников Парадиз, Саундерсона, он взял для обучения одного слепого нищего, который скоро овладел приемами письма, чтения и счета, а также научился выполнять некоторые ручные профессиональные работы. Гаюи пришел к выводу, что не только особо одаренные слепые могут овладеть грамотой и ремеслами.
В 1784 г. ученый основал школу для слепых в Париже на благотворительных началах. В ней он обучил группу слепых чтению по рельефным буквам, письму, арифметике и сообщил начальные сведения по истории и географии. Этим он положил начало систематическому обучению слепых общеобразовательным наукам. В 1805 г. Гаюи был приглашен в Россию, где в 1807 г. открыл школу для слепых под громким названием «Институт слепых».
Не получив необходимой поддержки со стороны царского просвети -тельства, Гаюи в 1817 г. покинул Россию, и открытый институт вскоре был ликвидирован. Та же участь постигла и школу слепых в Париже. Однако прогрессивные педагоги многих стран последовали его примеру и к середине прошлого века во всех передовых странах Европы и в США были учреждены школы, которые как и тогда назывались институтами слепых. Они все походят друг на друга и мало чем отличаются от школы Гаюи. В институтах слепых обучали элементарной грамоте и прививали навыки ручного труда, главным образом, вязания из шнуров и ниток, плетения из лозы и камыша. Данный труд не требовал специальных затрат, и слепые управлялись теми же приспособлениями, что и зрячие, но обучение требование того, чтобы все, чем зрячие овладели посредством зрения, было превращено в рельеф, воспринимаемый осязанием.
Гаюи придумал также способ печатать рельефные буквы (они имели вид слегка упрощенных в очертаниях обычных латинских букв), цифры, построил прибор для письма слепых по-зрячему; соорудил первый рельефный глобус и впервые применил простейшее клише, посредством которого печатал для своих учеников рельефные географические карты. Это был систематизированный набор тифлотехнических приспособлений, предназначенный для массового употребления с разработанной методикой их применения. Это была первая техника школьного обучения слепых - тифлопедагогическая техника.
Новый период развития тифлотехники связан с именем Луи Брайля (1809-1852), который изобрел рельефное шеститочие и разработал на этой основе систему шрифта нотных, математических и других знаков.
Л. Брайль сделал свое открытие в 1829 г. Первая книга, напечатанная шрифтом Брайля вышла в 1830 г. Однако новая система встретила широкое сопротивление со стороны зрячих педагогов, что потребовалось более полувека, чтобы ее приняли. На Западе шрифт Брайля был принят в 1879 г. на конгрессе тифлопедагогов, в России первые книги, напеча -танные шрифтом Брайля, вышли в 1885 г. Официально шрифт был принят попечительством только в 1895 г.
Внедрение шрифта Брайля в практику слепых явилось мощным стимулом развития книгопечатания и просвещения слепых вообще. Были изобретены специальные печатные станки, которые очень быстро претерпели существенные изменения, достигнув большого совершенства. Новый шрифт вызвал к жизни новый прибор для ручного письма, который бесконечно видоизменялся и в настоящее время насчитывает десятки модификаций. Уже самим Брайлем в содружестве с другим слепым - Фуко была сконструирована пишущая машинка, печатавшая как рельефным, так и обычным плоским шрифтом. Пишущая машинка рельефноточечного шрифта с начала XX века получила весьма широкое распространение и в настоящее время насчитывает немало систем, существенно отличаю -щихся одна от другой. К числу предметов тифлотехнического вооружения можно также отнести, например, специальную машинку для письма слепых по системе зрячих и стенографскую машинку для слепых. Возможность употребления мелких буквенных или цифровых обозначений по системе Брайля способствовала широкому внедрению в практику слепых приборов и аппаратов, имеющих циферблаты и шкалы с рельефными знаками.
В дореволюционной России дело обучения слепых стояло на очень низком уровне, а о трудовом устройстве их не было и не могло быть и речи. В связи с этим и тифлотехника находилась в зачаточном состоянии, не выходя за пределы учебных требований начальной школы. Но и техника обучения слепых ограничивалась в основном зарубежными образцами, все свое оборудование школа получала целиком из-за границы, главным образом из Германии. Поступали, предложения и со стороны русских авторов,
в частности и со стороны слепых, но они либо не реализовались вовсе, либо изготавливались в небольшом числе (чаще всего силами и средствами самого автора) и не получали распространения.
По совершенно новому пути пошло дело обучения слепых после Октябрьской революции: забота о них из рук частной благотворительности перешла к государству и за короткий срок была поднята на недосяга -емую для капиталистических стран высоту.
«Основные направления развития тифлотехники»
К настоящему времени выявились основные направления развития тифлотехники:
• учебная тифлотехника, обогащающая содержание и методы обучения слепых и слабовидящих в общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, дающих им узкую специальную профессиональную подготовку;
• производственная, содействующая повышению производительного труда слепых и слабовидящих и делающая доступным для них освоение новых производственных профессий и видов квалификационного труда;
• тифлотехника культурно-бытового назначения, преследующая расширение познавательной деятельности слепых в бытовых условиях и представляющая собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития.
Вспомогательные электронные средства
Существуют две группы вспомогательных электронных средств: автономные технические средства пространственного ориентирования (ТСО) и бытовые приборы с невизуальным представлением информации.
Разработка электронных ТСО для слепых имеет уже полувековую историю. Среди наиболее значимых достижений отметим следующие.
L.Key (Новая Зеландия) в 60-80-х годах XX века создал стереофонические очки «Kaspa», использующие ультразвуковую локацию частотно-модулированным сигналом и представляющие информацию в виде сложных звуковых образов.
Несколько позже в качестве источника информации о среде стали использовать
лазерные дальномеры, работающие в инфракрасном (ИК) диапазоне частот со звуковым или вибрационным выходом.
С конца 60-х годов в связи с развитием телевидения появились новые направления. Например, P.Bach-y-Rita использовал матрицу тактильных стимуляторов, располагаемую
на спине пользователя для передачи ему информации о фронтальном образе среды, получаемом от телевизионной камеры. G.S. Brindley и W.H. Dobelle использовали
для тех же целей матрицу нейростимуляторов, имплантированных в зрительный кортекс головного мозга.
В 90-х годах P.B.L. Meijer изобрел систему, названную «VOICE», позволяющую преобразовывать информацию от видеокамеры в полифонические звуковые образы.
Тогда же начались работы по использованию систем объемного звучания для синтезирования 3-мерных звуковых образов среды, формируемых на базе информации
от стереоскопической видеокамеры (J.L.Gonzalez-Mora, Y.Kawai).
В нескольких университетах мира в настоящее время ведутся работы по созданию матриц, стимулирующих сохранные участки зрительного нерва слепого. Информацию
о среде поставляют также телевизионные камеры. Среди ведущих специалистов здесь можно отметить M. Humayun, J. Rizzo и E. Zrenner.
Быстрое развитие вычислительной техники привело в начале ХХI века к возможности создания миниатюрных устройств, способных реализовать процесс распознавания
сложных телевизионных образов в реальном времени. В таких системах предпочтительным способом представления информации являются синтезированные речевые сообщения. Одним из последних достижений в данном направлении является разработка японского ученого T.Shioyama, условно названная “electronic eye”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современной тифлотехники в обучении детей с нарушениями зрения»
В школах для слепых и слабовидящих детей принцип опоры на зрительное восприятие не может быть главенствующим принципом педагогического процесса, связи с этим следует при организации учебно-воспитатель...
