Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

 Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_fizicheskomu_vospitaniyu.doc784.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников № 24 «Кораблик» г. Юрги»

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию

(методическая разработка)

Составила: Никулина Елена Аркадьевна

                                            старший воспитатель I категории

Юрга 2011

Оглавление

Введение                                                                                        3

Глава I. Анализ научно – методической литературы по организации

мониторинга в ДОУ                                                                        5

1.1 Этапы проведения мониторинга                                                        12

Глава II. Примерная технология проектирования мониторинговой

программы по взаимодействию детского сада и семьи                                  15

2.1 Примерные критерии и оценки по взаимодействию ДОУ с семьей    19

Глава III. Организация мониторинга в ДОУ как одно из направлений

инновационной деятельности                                                                          21

Заключение                                                                                        23

Список литературы                                                                        26

Приложения

                                        

Введение                                                      

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК МЕТОДА КОНТРОЛЯ

         Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий. Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения. Педагогический мониторинг является более сильным лекарством, чем стандарты образования.  Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.  Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей.  Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.  Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют  

характеристики динамично развивающейся дошкольных учреждений. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства.

Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка.

Цель методической разработки – механизмы организации мониторинга в ДОУ по здоровью и физическому развитию воспитанников.

Задачи:

  1. Выявить содержание мониторинга физического развития и воспитания детей в ДОУ;
  2. Определить критерии оценки профессиональной компетентности педагогов по здоровью и физическому развитию детей в ДОУ;
  3. Определить технологию проведения мониторинга здоровья и физического воспитания в ДОУ.

Данная методическая разработка предполагает отследить механизмы организации мониторинга в ДОУ по здоровью и физическому развитию воспитанников, принятие решений в необходимости его планирования, его действенности, совершенствования, как новейшего из достижений педагогической науки и передовой практики.

Характеристика педагогического мониторинга как метода контроля

        Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.

Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.

Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.

Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее.

Исследователи трактуют, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки каченства и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.

Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.

Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.

Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности при оценке деятельности. Выбор критериев и показателей во многом зависит от степени квалификации персонала, уровня его профессионализма, а также от уровня организационной культуры учреждения, важнейшим показателем которой является способность коллектива к адекватной оценке своей деятельности.

Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей

Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:

1    состояния здоровья детей

2   диагностика физической подготовленности дошкольников

3   профессиональная компетенция воспитателей

4   качество физкультурно - оздоровительной работы

5   преемственность в работе с родителями

  1. создание условий для физического развития детей в ДОУ

Цель мониторинга физического воспитания  и развития детей в ДОУ:

Повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.

Задачи:

На первом этапе-

  1. проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
  2. оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
  3. определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
  4. определить уровень педагогической компетенции  воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.

На втором этапе:

  1. спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
  2. разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
  3. разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
  4. определить эффективность проведенной работы.

На третьем этапе:

  1. реализовать запланированные мероприятия;
  2. осуществить коррекцию педагогического процесса;
  3. устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.

На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):

  1. сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
  2. сопоставить показатели заболеваемости детей  с начальными;
  3. сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
  4. принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.

На пятом этапе (итогово - диагностическом)

  1. выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
  2. провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
  3. провести анализ методической работы (эффективность);
  4. выявить результативность управленческих решений;
  5. провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.

Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.

Сбор данных для мониторинга физического воспитания

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь педагогам представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости. (На основании рекомендаций Минздрава РФ).

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей — важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

— длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы,  

интенсивность обмена веществ и др. Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни.

Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени — весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Оценка физического развития может производиться различными методами. Наиболее практикуемым является метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей проводят медицинские работники не менее двух раз в год.

Практики пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние и маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или иную сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;

Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы.

Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совещании. Данные позволяют разработать для детей, имеющих отклонения от нормы специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача. О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности. Желательно, чтобы родители поддерживали рекомендации врача и воспитателей.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост (см) – [Масса (кг) + Окр. гр. кл. (см)]

Полученные данные сверяются с показателями.

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Возраст детей

Мальчики

Девочки

3 года

25,7

27,1

4 года

31,1

31,0

5 лет

34,2

34,7

6 лет

36,5

37,0

 Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Вывод: используя показатели индекса Пинье, можно сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно – оздоровительной работы и смело утверждать, что дети окрепли, или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно – сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям работоспособности.

        При проведении функциональных проб у детей 4 – 7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25 – 40 % от исходных данных.

2. Учащение дыхания на 5 – 6 единиц.

По этим показателям  также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей. Если в начале года пульс детей учащался при нагрузке на 45 %, то в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Напрашивается вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию детей в данной группе или ДОУ в целом не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ – теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности.

  1. подъем на ступеньку с частотой восхождения 22 раза в минуту;
  2. подъем на ступеньку с частотой восхождения 30 рахз в минуту.

Длительность каждой нагрузки – 2 минуты, отдых между ними – 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывается по формуле:

W = P x n x h,

где P – масса ребенка, n – число подъемов на ступеньку в минуту, h – высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15 – 20 % при первой нагрузке и на 45 – 60 % при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном уровне физкультурно – оздоровительной работы и ее правильной организации.

Вывод: функциональные пробы проводятся только в детской поликлинике по направлению медицинских работников ДОУ. По их результатам врачом рекомендуется режим интенсивности упражнений на физкультурном занятии.

Важным показателем состояния сердечно – сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

где П – пульс, ПД – пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются.

Показатели коэффициента выносливости у детей

Возраст, лет

3г.

4г.

5л.

6л.

КВ

30

29

25

23

Развитие дыхательной системы мускулатуры можно проследить с помощью пневмотометра. Он представляет собой U – образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф.Синякова.

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.Синякову)

Мальчики

ДЖЕЛ = (31 х рост в см) = (32 х вес в кг) – (20 х возраст) = 2950 (15)

Девочки

ДЖЕЛ = (25 х рост в см) + (26 х вес в кг) – ( 15 х возраст) = 2150 (15)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

где ЖЕЛ – жизненная емкость легких, в мл; Р – масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно – оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Вывод: рекомендуется данные пробы проводить в специализированном учреждении либо в детской поликлинике по направлению медицинских работников ДОУ.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса — по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей — по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Гибкость измеряется по степени наклона туловища из основной стойки, не сгибая колен. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20—25 см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Лучше выделить ее деления разным цветом. Например, первый сантиметр — красный, второй — зеленый и т.д. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой (номинальный). Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотягивается до края скамейки, не сгибая при этом коленей,- результат считается неудовлетворительным (пессимальным). Оптимальным считается результат, при котором пальцы ребенка опускаются ниже края скамейки (например, на 0,5 см, 1 см, 2 см и т.д.). Критерии оценки-Р (пессимальный); N — номинальный; О-оптимальный (например, О, если кончики пальцев спустились ниже края скамейки на 1 см, и т.д.).

Выносливость оценивается по непрерывному бегу. Для детей дошкольного возраста используют следующие примерные показатели: 4 года — 100 м; 5 лет — 200 м, 6 лет — 300 м, 7 лет — 1000 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.

Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания.

Вывод: если темпы прироста физических качеств составляют, например, не более 8 % в год, то никакой системы физического воспитания в дошкольном учреждении не существует. Мало того, двигательная деятельность под руководством взрослого оставляет желать лучшего, а естественная двигательная активность детей явно ограничивается. Оценка работы дошкольного учреждения в данном случае является неудовлетворительной.

При приросте физических качеств от 9 до 10 % мы можем сделать вывод, что, хотя в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, то по крайней мере, педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка удовлетворительная. Если показатели прироста физических качеств составили от 11 до 15 %, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка - хорошо. Темпы прироста 15 % и выше говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания, но также об активном использовании  естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка — отлично. Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова:

W = 100 [ (V2 – V1),

        S x (V1 + V2)

где W – темпы прироста физических качеств, V1 – исходные показатели,V2 – конечные показатели.

Например, результат ребенка по прыжкам в длину с места в начале года равнялся 75 см, а в конце года его результат был равен 79 см. По формуле В.И. Усакова получим результат:

W = 100 [ (79 – 75),

        S x (75 + 79)

произведем вычисления и получим 5 %. Проведем анализ результата.

Уровень физической подготовленности детей оценивается по скоростному бегу, метанию в вертикальную цель и прыжкам в длину с места. Этих показателей вполне достаточно, чтобы оценить уровень подготовленности детей, но вовсе не означает, что следует обучать детей только этим движениям. Если не учить детей лазанию, равновесию, медленному бегу и другим движениям, оптимальных результатов физической подготовленности получить не удается.

Более точную оценку физической подготовлености детей можно получить в ее соотнесении с коэффициентом двигательного развития детей, но можно воспользоваться и стандартными возрастными показателями.

Дети одного возраста тем не менее различаются по росту и массе тела. Поэтому и показатели их физической подготовленности в пределах одного возраста могут быть разными. Как оценить показатели физической подготовленности в соответствии с коэффициентом двигательного развития.

Например, Витя имеет рост 113 см, а Саша 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити будут выше. Но у кого из мальчиков показатели можно считать номинальными, а у кого оптимальными. Прыжок Вити – 102 см, прыжок Саши – 101 см.

В соответствии с коэффициентом двигательного развития оптимальным считается результат прыжка выше единицы. За единицу принимается длина тела. Номинальный результат – 0,8 – 1; пессимальный – ниже 0,8. Следовательно, результат прыжка Саши выше, чем длина его тела, а результат прыжка Вити – номинальный, поскольку его коэффициент равен 0,9.

Таким образом, результат Вити можно отнести к категории нормы, а результат Саши – к категории «оптимальный».

Оценка качества освоения движений

Качество двигательных навыков оценивается по тому, как дети выполняют основные движения.

Каждое движение делится на определенные фазы. Например, в прыжке в длину с разбега выделяют: исходное положение, разбег, толчок, полет, приземление, возвращение в исходное положение. Всего 6 элементов. Из них решающее значение для получения хорошего результата имеют: скорость разбега, сила толчка, положение тела в фазе полета. Если мы будем оценивать выполнение упражнения по пятибальной системе, то этим фазам следует присвоить большее количество баллов: исходному положению — 0,5 балла, разбегу — 1 балл, толчку — 1 балл, полету — 1 балл, приземлению — 1 балл, возвращению в исходное положение — 0,5 балла. Контрольные занятия следует проводить не реже одного раза в два месяца, прослеживая динамику совершенствования качества движений. В конце года подводятся итоги в каждой возрастной группе инструктор по физическому воспитанию. Выводится средний балл индивидуально, затем по группе мальчиков, по группе девочек, далее и средний балл по всей группе. Такая форма работы дает достаточно полное представление о том, насколько качество выполнения движений соответствует норме у каждого конкретного ребенка и группе целом. Данная работа позволяет педагогу направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и соответственно ее планировать. В конце года дается оценка по дошкольному учреждению в целом.

Оценка заболеваемости детей

Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально, по результатам учебного и календарного года. Способы оценки заболеваемости согласовываются с медицинскими работниками дошкольного учреждения и административными органами управления образованием. Главное, что должно быть сделано в дошкольном учреждении, — это дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и пр. Должны быть собраны данные о заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.

Такой подход к оценке заболеваемости позволит выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни семьи. Опыт этих семей в сохранении здоровья детей должен быть предметом обсуждения.

Довольно часто дети болеют по причине недостаточного внимания и небрежности родителей. Такая группа родителей должна быть предметом особой заботы дошкольного учреждения в плане их санитарно-педагогического и социального просвещения.

Но целью мониторинга заболеваемости является определение наиболее узких мест в обслуживании детей персоналом. Если, например, в дошкольном учреждении две параллельные группы, но заболеваемость детей в одной значительно выше, то этот факт вполне определенно указывает на недочеты в деятельности педагогов и обслуживающего персонала.Данные заболеваемости должны быть известны не только коллективу, но и родителям. Это дисциплинирует не только персонал, но и родителей. Например, в родительском уголке вывешивается экран заболеваемости детей. В нем разноцветными значками отмечаются случаи заболеваний (красным — простудные и т.д.). По этому экрану легко судить о том, имело ли место распространение инфекции, сколько детей болело по причине недосмотра взрослых (травмы, больные зубы и пр.), были ли обострения хронических заболеваний. Если в целом картина нормальная, а вот Вася Иванов из болезней, что называется, «не вылезает», то вина родителей значительна. И они, глядя на такой экран, это понимают, начинают беспокоиться и прислушиваться к советам специалистов. Но это вовсе не означает, что, перекладывая вину за плохое здоровье ребенка на родителей (что в данном случае вполне справедливо), воспитатели не должны заботиться об этом ребенке. Напротив, для него должна быть разработана индивидуальная оздоровительная программа с привлечением к ее реализации самих родителей.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ  должна строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка  и используется воспитателями при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в паспорте здоровья, оформленных в каждой группе.

Вывод: дается анализ здоровья и физического развития воспитанников, выявляются проблемы, намечаются пути управленческих решений.

Одно из направлений мониторинга – оценка профессиональной компетенции педагогов. Для оценки профессиональной компетентности можно использовать следующие методы:

  1. анализ документации, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, игровые тестовые задания. Все результаты мониторинга должны быть представлены в технологической карте. Карта составлена в соответствии Приложением №1 к приказу Минобразования Р.Ф. от 22 августа 1996. «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Выводы: профессиональная компетентность педагогов проходит непрерывное исследование с целью поддержки их саморазвития и улучшения качества образовательной деятельности. Ставятся следующие задачи:

1. Создать модель мониторинга по организации системы работы в ДОУ, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, воспитания у детей ценностных ориентаций на приоритетной значение здоровья;

2. Объединить усилия всех педагогических кадров вокруг задачи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

3. Способствовать обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия воспитанников посредством повышения качества услуг в ДОУ.

Работа с родителями

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Для выработки стратегии и тактики работы педагогов с родителями необходимо проводить опросы родителей с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин.

В совместной работе детского сада и семьи можно использовать консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала "Машины на улицах города"), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой может организовать семинары-практикумы для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений,  рекомендуются специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей можно организовать просмотр физкультурного занятия, на котором они могут увидеть успехи своих детей. По результатам опроса родителей необходимо помещать интересующую их информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, например: ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.). При необходимости, следует организовать консультативные пункты. В них родители могут получить квалифицированную помощь опытных специалистов.

Выводы: включение родителей в управленческую и информационную сеть ДОУ – это прежде всего повышение педагогической компетенции родителей, составление андрогогической модели обучения, организация системы устойчивых социальных отношений.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий проводится два раза в год по следующим критериям:

  1. Наличие и содержание спортивных уголков.
  2. Наличие спортивного оборудования и атрибутов для спортивного зала.
  3. Приобретение нового оборудования.
  4. Соблюдение двигательного режима в течении дня .
  5. Условия на участке для организации двигательной деятельности.
  6. Оборудование для оздоровления детей (стандартное и нестандартное)

Вывод: Декларация принципа развития и сотрудничества по здоровьюзбережению предполагает исследовательские результаты по совершенствованию системы физического воспитания как в отношении программного материала по физической культуре, так и организации предметно – развивающей среды, что и является стержнем здоровьесберегающего пространства личности ребенка.

Технология проведения мониторинга здоровья и физического воспитания детей в ДОУ

        Организация мониторинга здоровья и физического воспитания требует и определенных знаний, и оснащения аналитико – диагностическим инструментарием, и профессиональных навыков. Поэтому необходимо научиться сначала проведению малого мониторинга. Например, мониторингу развития физических качеств, физического развития или физической подготовленности. И, проводя такой мониторинг, следует научиться делать правильные педагогические выводы, благодаря которым можно наметить соответствующую программу коррекции физкультурно – оздоровительной деятельности.

Пользуясь методикой, предложенной В.И.Усаковым, необходимо:

1. Оределить темпы прироста физических качеств каждого ребенка, сложить их и разделить на 5 (количество качеств). Мы получаем средний процент прироста по всем видам фиизических качеств. Например, 11 %.

2. Сложить средние показатели всех детей и разделить эту сумму на количество детей. Мы получим средний процент прироста физических качеств по всей обследуемой группе детей. Например, 12 %.

3. Сложить средние показатели прироста физических качеств всех возрастных групп и разделить эту сумму на количество групп. Мы получим средние показатели прироста физических качеств детей по дошкольному учреждению в целом. Например, 13 %.

        Поскольку данные обследования заносятся в анализ – карты, то мы имеем нанглядную картину нашей деятельности по развитию физических качеств детей.

Технология формулирования выводов:

1. В начале следует дать общую оценку деятельности дошкольного учреждения по разывитию у детей физических качеств.

До 8 % - неудовлетворительно или 0 баллов;

  1. – 10 % - удовлетворительно – 1 балл;

  11 – 14 % - хорошо – 2 балла;

  15 и выше – 3 балла.

Выводы могут звучать примерно так: «Прирост физических качеств обеспечивается целенаправленной работой по физическому воспитанию в каждой возрастной группе. Но не все резервы и потенции педагогического коллектива учтены, в дошкольном учреждении физкультурно – оздоровительная деятельность как система полностью еще не сложилась. Оценка 2 балла».

2. Далее анализируется деятельность педагогов в каждой возрастной группе. Может быть такое, что в отдельных группах темпы прироста составляют 15 % и выше, в других этот процент значительно ниже. Это уже предмет и для профессионального и административного обсуждения. И каждой группе на основании полученных данных выставляется оценка от 0 до 3 баллов.

3. Затем оценивается каждый ребенок. Его данные сравниваются со средними показателями группы, выделяются подгруппы детей для дифференцированной работы. Никаких баллов детям не выставляется. Все и так ясно из анализа – карты.

Контрольные занятия фиксируются в форме анализ – справки, удобной для педагогов, где и показывается динамика развития каждого качества у каждого ребенка. А также общая динамика продвижения детей в группе, общая динамика развития физических качеств детей в дошкольном учреждении.

Подобным образом проводится мониторинг физической подготовленности. Если результат не соответствует стандартам, то его оценивают как пессимальный и выставляют 1 балл. При соответствии результатов нормам стандарта его оценивают как номинальный и выставляют 2 балла. Оптимальный результат – превышение норматива, и он оценивается в 3 балла.

Следует отметить, что баллы выставляются не детьям. Подобным образом оценивается деятельность специалистов и всего дошкольного учреждения. Баллы дают представление о том, на каком уровне идет работа по физическому воспитанию, что следует изменить в ней, что интенсифицировать, чтобы к концу года подойти к отличным результатам. При этом следует помнить о том, что нарастание двигательных возможностей детей не происходит равномерно и поступательно. Возможно, что показатели будут некоторое время «стоять». Но не все же время! И главное, мониторинг позволяет увидеть, не наблюдается ли регресс в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволяет точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка в плане его физического развития и продемонстрировать это родителям.

В ходе мониторинга, как правило, определяются дети, способные к различным видам спортивной деятельности, а также педагоги, чей опыт организации физического воспитания достоин изучения и внедрения в практику работы других специалистов.

Выводы: мониторинг имеет важнейшее значение для повышения качества образования в ДОУ, так как открыт, доступен, прост в обращении, что и обусловливает работу ДОУ в инновационном режиме.

Заключение

Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных и мотивирующих персонал методов контроля процесса физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Мониторинг позволяет выявить, на каком уровне идет работа по физическому воспитанию, что следует изменить в ней, что интенсифицировать, чтобы к концу года подойти к успешным результатам. При этом следует помнить о том, что нарастание двигательных возможностей детей не происходит равномерно и поступательно. Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дошкольного учреждения не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние резервы дошкольного учреждения и полнее раскрыть творческий потенциал каждого сотрудника. Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли регресс в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.

 Следовательно, мониторинг является своеобразным зеркалом, в котором отражается как «организационный костюм» дошкольного учреждения, так и уровень профессионализма каждого педагога. Контрольные занятия следует проводить ежеквартально. Форма протоколов должна быть удобной для педагогов и показывать динамику развития каждого качества у каждого ребенка. Общую динамику продвижения детей в группе, общую динамику развития физических качеств детей в дошкольном учреждении.

Его использование необходимо прежде всего в дошкольных учреждениях оздоровительного профиля.

Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дошкольного учреждения не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифференцировать и индивидуализировать процесс физического воспитания каждого воспитанника.

Сущность мониторинга физкультурно – оздоровительной работы заключается в периодическом сборе и обобщении информации о детях, отслеживанием динамики их развития и состояния здоровья с формулированием педагогических выводов и проведения соответствующей коррекционной деятельности.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.А.,  Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод. пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  3. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Толстикова, С.Н. и др. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / состав. Н.А.Виноградова и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 172 – 173. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод. пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

                                                                                                                                   Приложение 1                                              

Концептуальная модель деятельности инструктора по физической культуре

Цель деятельности

Укрепление здоровья ребенка и улучшение его двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей

Задачи

Формировать потребность к ежедневным занятиям физической культурой

Формировать у детей способности анализировать свои движения и движения окружающих

Добиваться осознанного, активного, творческого, с должным мышечным напряжениием выполнения движений

Целенаправлен-но развивать физические качества

Обогащать представления и умения в спортивных играх и упражнениях

Предполагаемый результат

Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей

http://www.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/dou22.htm - s#s

Принципы деятельности

Гармо-ничности

Этнокуль-турной соотнесеннос-ти

Эмоциональ-ной увлечен-ности и заинтересо-ванности

Взаимо-действия с социаль-ной средой

Самостоя-тельности, активности творчества

Индиви-дуализации

Используемые программы и технологии

«Радуга»

Открытые просмотры,

участие в городских соревнованиях,

смотрах - конкурсах

«Физическая культура – дошкольникам» Л.И. Пензулаевой

Формы взаимодействия

Занятия

Прогулки, экскурсии

Совместные досуги с родителями и младшими школьниками

Спортивные праздники и развлечения

Кружок "Художественная гимнастика"

                                                                                                                                Приложение 2

Структура и содержание диагностического направления

(развитие физических качеств)

Приложение 3

Анкета для родителей «Какое место занимает физкультура в Вашей семье»

  1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
    _________________________________________________________________
  2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
    _________________________________________________________________
  3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
    _________________________________________________________________
  4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
    _________________________________________________________________
  5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
  6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
  7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
  1. Мама (да, нет),
  2. папа (да, нет),
  3. дети (да, нет),
  4. взрослый вместе с ребенком (да, нет).
  5. Регулярно или нерегулярно.
  1. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
  2. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________
  3. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
  4. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________
  5. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________
  6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
  7. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
  8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
  1. Подвижные игры
  2. Спортивные игры
  3. Настольные игры
  4. Сюжетно - ролевые игры
  5. Музыкально - ритмическая деятельность
  6. Просмотр телепередач
  7. Конструирование
  8. Чтение книг

                                                                                                             Приложение 4

Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями

                                                                                                                             

                                                                                                                                Приложение 5
Система адаптации детей в ДОУ

Цель: адаптация ребенка к посещению дошкольного учреждения

Задачи:

1. Создание благоприятного                                         2.       Информирование детей о

эмоционального фона в процессе                                        закономерностях развития детей

ознакомления ребенка с дошкольным                                 раннего возраста и особенностях

учреждением                                                                   методики их физического воспитания

3. Формирование у родителей навыков                4. Содействие адаптации при поступлении

взаимодействия с ребенком в игровой                               ребенка в дошкольное учреждение

деятельности, направленной на

укрепление здоровья ребенка

Пути реализации

Консультации для родителей                                                     Взаимодействие с детской

по вопросам физического развития                                        поликлиникой для определения

детей раннего возраста, проведению                                        рекомендаций по укреплению

закаливающих мероприятий                                                       его здоровья в семье

Индивидуальные консультации                                                Ведение индивидуальных карт

ст. м/сестры, врача ДОУ по                                                   развития, адаптационных листов

закаливанию

Ожидаемый эффект

Успешная адаптация детей                                                           Повышение темпов развития

раннего возраста к ДОУ                                                                 детей раннего возраста

Повышение доверия родителей

к деятельности ДОУ

                                                                                                                                  Приложение 6

 
Скрининг – программа обследования детей

I этап – доврачебное обследование

Анкетный лист – опрос родителей              Оценка нервно – психического развития

                                                                    Оценка развития физических качеств

Оценка физического развития и      Определение функциональной готовности

физической подготовленности             к обучению в школе

Оценка состояния опорно – двигательного            

аппарата с помощью комбинированного

визуально – инструментального

исследования

II этап – осмотр врачом – педиатром

Комплексная оценка состояния                       Выявление детей с хронической

здоровья детей                                                       патологией

III этап – осмотр врачами –

специалистами поликлиники

Диспансерное наблюдение в ДОУ


                           

                                                                                                                                Приложение 7

Оценочная карта воспитателя 

по методике Н.В.Микляевой

Воспитатель ____________________________________________________

Критерии оценки деятельности воспитателя

Оценка

высокая

средняя

низкая

Профессиональные качества воспитателя

1.

Владеет основами необходимых знаний и умений, согласно нормативным документам (образовательная программа, СанПиН)

2.

Владеет умением организации физкультурного занятия, физминуток, проведением упражнений после сна, спортивных игр и развлечений

3.

Владеет методикой по созданию условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями

4.

Владеет педагогической техникой:

  1. речью;
  2. распределением и переключением внимания;
  3. находит выход из любой ситуации;
  4. владеет показом способов деятельности;
  5. умеет сконцентрировать внимание детей, не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия

5.

Владеет специальными умениями:

  1. пластикой движений;
  2. проявление двигательной активности, творчества
  3. проявление положительных эмоций

6.

Использует в работе ТСО

7.

Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе

Организационно – методические умения

8.

Использование в работе новейших, передовых технологий, нестандартных решений

9.

Умение детей приобщать к здоровому образу жизни, закаливанию, развивать у них элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены

10.

Умение определять самочувствие каждого ребенка, его реакцию на нагрузку

11.

Умение снять напряжение у малоподвижных детей, регулировать двигательную активность подвижных детей

12.

Владение приемами организации свободной двигательной активности детей

13.

Желание помочь каждому ребенку проявить себя, мягко использует поощрение

14.

Заинтересованность в успехах детей, их результатах

15.

Видение важности совместной работы со специалистами ДОУ, родителями

16.

Желание поделиться опытом с коллегами

17.

Владение диагностикой физического развития детей

18.

Самообразование и самовоспитание

Личностные особенности

19.

Организованность

20.

Терпение, выдержка

21.

Эмпатия

22.

Рефлексия

23.

Владение собой

Внешние проявления

24.

Культура речи

25.

Профессиональная и общая эрудиция

26.

Манера поведения

27.

Внешний вид

«             »                                    2010г.

                                                                                                                                  Приложение 8

Оценочная карта инструктора по физическому воспитанию

по методике Н.В.Микляевой

Инструктор ФИЗО ________________________________________________

Критерии оценки деятельности инструктора ФИЗО

Оценка

высокая

средняя

низкая

Профессиональные качества воспитателя

1.

Владеет основами необходимых знаний и умений, согласно нормативным документам (образовательная программа, СанПиН)

2.

Владеет умением организации физкультурного занятия, физминуток, подвижных игр, спортивных игр и развлечений

3.

Владеет методикой по созданию условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями

4.

Владеет педагогической техникой:

  1. речью;
  2. распределением и переключением внимания;
  3. находит выход из любой ситуации;
  4. владеет показом способов деятельности;
  5. умеет сконцентрировать внимание детей, не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия

5.

Владеет специальными умениями:

  1. пластикой движений;
  2. проявление двигательной активности, творчества
  3. проявление положительных эмоций

6.

Использует в работе ТСО

7.

Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе, участвует в профессиональных конкурсах и выставках, методической деятельности

Организационно – методические умения

8.

Использование в работе новейших, передовых технологий, нестандартных решений, методик по организации разнообразных форм работы

9.

Умение детей приобщать к здоровому образу жизни, закаливанию, развивать у них элементарные представления о полезности физической активности

10.

Желание помочь каждому ребенку проявить себя, мягко использует поощрение

11.

Умение определять самочувствие каждого ребенка, его реакцию на нагрузку, использовать хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей

12.

Умение снять напряжение у малоподвижных детей, регулировать двигательную активность подвижных детей

13.

Заинтересованность в успехах детей, их результатах

14.

Видение важности совместной работы с педагогами ДОУ, родителями

15.

Желание поделиться опытом с коллегами

16.

Владение диагностикой физического развития детей, участие в организации контроля и в сборе мониторинговой информации

17.

Самообразование и самовоспитание

Личностные особенности

18.

Организованность

19.

Терпение, выдержка

20.

Эмпатия

21.

Рефлексия

22.

Владение собой

Внешние проявления

23.

Культура речи

24.

Профессиональная и общая эрудиция

25.

Манера поведения

26.

Внешний вид

«             »                                    2010г.

                                                                                                                                Приложение 9

План мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ

Мероприятия.

Срок

Ответственный

1

Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий.

Постоянно, ежедневно

Старшая м/с. Заведующая д/с.

2

Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд.

Постоянно, ежедневно

Старшая м/с. Заведующая д/с.

3

Осуществление преемственности в работе детской поликлиники и ДДУ по подготовке и ведению детей в период адаптации к ДДУ. Проводить мероприятия по ослаблению адаптационного синдрома

При поступлении ребёнка в ДДУ и после пропусков (по болезни, отпуска и пр.)

Старшая м/с. Врач ДОУ.

4

Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий.

Во время инфекционных заболеваний.

Старшая м/с. Заведующая. Врач ДОУ.

5

Качественно проводить сезонную неспецифическую иммунокоррегирующую профилактику гриппа и ОРЗ по соответствующим схемам с использованием дибазола, адаптогенов растительного происхождения, витаминов.

С сентября по февраль.

Старшая м/с. Врач ДОУ.

6

Проведение экстренной химио -профилактики с использованием оксолиновой мази.

В период эпидемии гриппа

Старшая м/с.

7

Выделить детей с группами риска (по заболеванию, по высокому инфекционному индексу, по бронхо-лёгочной патологии, по аллергическим заболеваниям, с дефицитом массы тела), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения.

Постоянно.

Старшая м/с. Врач ДОУ.

8

Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления.

Постоянно.

Старшая м/с. Врач ДДУ.

9

Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и ДДУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина).

Постоянно.

Старшая м/с. Врач ДОУ.

10

Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях .

1 раз в 3 месяца.

Старшая м/с. Врач ДОУ.

11

Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей.

Постоянно.

Старшая м/с. Врач ДОУ. Заведующая д/с.

                     

         

                                                                                                                                 Приложение 10

Годовой план профилактической работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ

  1. Профилактика дезадаптаций к ДОУ.
    Обеспечение состояние "теплового комфорта".
    Индивидуальный подход. Щадящий режим.
    Медикаменты:
  1. общеукрепляющие: витамины 10-15 дней.
  1. Профилактика ОРВИ, гриппа. (сезонная)
  1. витамины «Ревит» курс 20-30 дней.
  2. «Оскорбиновая кислота» курс 20 – 30 дней
  1. В период повышенной заболеваемости: смазывание слизистой оболочки носа 2 раза в день 0,25 % оксолиновой мазью (экстренная химиопрофилактика)

  1. Профилактика йод-состояний.
  1. Йодированная поваренная соль.
  1. Профилактика кариеса.
    Тщательное полоскание рта после каждого приёма пищи.
  2. Профилактика нарушений осанки.
    С трёх летнего возраста приучать детей следить за осанкой ("прямая спинка").
    Правильный подбор мебели.
  3. Профилактика плоскостопия.
    Выработать у детей походку без излишнего разведения стоп.
    Ходьба босиком по резиновому коврику с шипами.
    Исключить нахождение в помещении в утеплённой обуви или с мягкой плоской подошвой (сандалики, а не тёплые тапочки).
    Физические упражнения для профилактики плоскостопия.
  4. Профилактика контагиозных гельминтозов.
  1. Строгое выполнение санитарно-гигиенического режима.
  2. Соблюдение правил личной гигиены детьми и персоналом (коротко остриженные ногти).
  3. Полная смена песка в песочницах 1 раз в год (весной). Песочницы на ночь закрываются крышками.
  1. Профилактика рахита.
  1. Прогулки на солнышке. Двигательная активность.

                                                                                                                                 Приложение 11                                                                        

Система оздоровительной работы в ДОУ

Разделы и направления работы.

Формы работы.

1

Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОУ.

  1. Типовой режим дня по возрастным группам.
  2. Щадящий режим дня
  3. Скорректированный режим дня
  4. Оздоровительный режим дня
  5. Индивидуальный режим дня
  6. Коррекция учебной нагрузки

2

Психологическое сопровождение развития

  1. Создание психологически комфортного климата в ДОУ
  2. Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности
  3. Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми
  4. Формирование основ коммуникативной деятельности у детей
  5. Диагностика и коррекция развития
  6. Медико-педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период.

3

Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка:

  1. Регламентированная деятельность.

 

http://www.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/dou22.htm - s#s

  1. Частично регламентированная деятельность.

 

 

 

  1. Нерегламентированная деятельность

 

  1. Утренняя гимнастика
  2. Физкультминутки, физкультпаузы
  3. Динамические переменки
  4. Физкультурные занятия
  5. Физические упражнения после сна

 

  1. Спортивные праздники
  2. Спортивные игры
  3. Подвижные игры на воздухе и в помещении
  4. Оздоровительный бег на воздухе
  5. Спортивные досуги
  6. Дни здоровья
  7. Ритмическая пластика
  8. Подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом исходного уровня здоровья, двигательной активности детей.
  1. Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

4

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.

  1. Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья в рамках программы "Основы безопасности жизнедеятельность"
  2. Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности
  3. Формирование основ безопасности жизнедеятельности

5

Организация питания

  1. Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (группы с 12-ти часовым пребыванием)

6

Лечебно-профилактическое сопровождение

  1. Профилактические мероприятия







  2. Коррекционные мероприятия.







  3. Общеукрепляющие мероприятия

 

 

  1. Нетрадиционные дыхательные комплексы
  2. Комплекс адаптогенов для профилактики дезадаптационного синдрома
  3. Комплекс неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа
  4. Витаминопрофилактический комплекс
  1. Коррекция адаптационных нарушений
  2. Профилактика сезонных обострений хронической патологии:
  1. витаминопрофилактика и специфическая профилактика сезонных обострений

  1. Закаливание естественными физическими факторами:
  1. режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физической культуре, во время прогулок
  2. режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна
  3. местные и общие воздушные ванны
  4. свето - воздушные ванны и солнечные ванны в весенне - летний сезон, полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры
  1. Диспансеризация:
  1. 2 раза в год профилактические осмотры детей старших возрастных групп

                                                                                                                              Приложение 12

Структура усовершенствованного двигательного режима детей 3 – 5 лет в детском саду

 

Формы организации.

Особенности организации

I

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

1.1


1.2



1.3


1.4


1.5

1.6


1.7



1.8


 

Утренняя гимнастика


Двигательная разминка.

Физкультминутка.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Оздоровительный бег.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Прогулки- экскурсии

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой.

Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 6-8 минут.

Ежедневно во время перерыва между занятиями ( с преобладанием статистических поз). Длительность 5-7 минут.

Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 2-4 минут.

Ежедневно, во время утренней прогулки, подгрупп, подобранных с учетом уровня ДА детей. 15-20 минут.

Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность - 3-4 минут

Один раз в месяц, во время, отведенное для физкультурных занятий, организованных игр и упражнений. Длительность - 60-120 минут.

Ежедневно, в группах. Длительность - 3-5 мин.

2

Учебные занятия.

2.1


2.2

По физической культуре.

Музыкально-ритмическое

Три раза в неделю (одно на улице) в первой половине дня. Длительность - 15 - 20 минут.

Два раза в неделю. Длительность - 15 - 20 минут.

3

Самостоятельная двигательная деятельность

3.1

Самостоятельная двигательная деятельность.

Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4

Физкультурно-массовые занятия

4.1

4.2

4.3

Неделя здоровья (каникулы).

Физкультурный досуг.

Спортивный праздник.

Два раза в год.

Один раз в месяц.

Два-три раза в год, на открытом воздухе.

5

Дополнительные виды занятий

5.1

6

Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи

6.1

6.2

6.3

 

Домашние задания.

Физкультурные занятия детей совместно с родителями.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе детского сада.

Определяются воспитателями

По желанию родителей.


Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, досугов, экскурсий, посещения открытых занятий.

                 

                                                                                                                                                Приложение 13

Структура усовершенствованного двигательного режима детей 5 – 7 лет

 

Формы организации.

Особенности организации

I

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

1.1


1.2


1.3


1.4

1.5


1.6



1.7




 

Утренняя гимнастика

Физкультминутка.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Оздоровительный бег.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Прогулки - экскурсии

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой.

Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 7-10 минут.

Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 минут.

Ежедневно во время прогулки

Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность - 3-7 минут

Ежедневно, во время вечерней прогулки. Длительность- 10-12 минут.

Один раз в месяц, во время, отведенное для физкультурных занятий, организованных игр и упражнений. Длительность - 60-120 минут.

Ежедневно, в группах и зале. Длительность - 5-7 мин.

2

Учебные занятия.

2.1

2.2

2.3

По физической культуре.

Музыкально-ритмическое

"ОБЖ"

Три раза в неделю (одно на улице) в первой  и второй половине дня.

Длительность - 25-30 минут. Один раз в неделю.

Длительность - 25-30 минут. Один раз в неделю.

3

Самостоятельная двигательная деятельность

3.1

Самостоятельная двигательная деятельность.

Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4

Физкультурно-массовые занятия

4.1

4.2

4.3

4.4

День здоровья (каникулы).

Физкультурный досуг.

Спортивный праздник.

Игры-соревнования между возрастными группами.

Два раза в год.

Один раз в месяц.

Два-три раза в год, на открытом воздухе.

Один-два раза в год.

5

Дополнительные виды занятий

5.1

5.2

Кружок «Бодрячок – Здоровячок»

Хореография

Два раза в неделю, во вторую половину дня . Длительность - 30 минут.

Два раза в неделю, во вторую половину дня . Длительность - 30 минут.

6

Совместная физкультурно-оздоровительная работадетского сада и семьи

6.1

6.2

6.3

 

Домашние задания.

Физкультурные занятия детей совместно с родителями.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе детского сада.

Определяются воспитателями

По желанию родителей.


Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, досугов, туристических походов, посещения открытых занятий.

                             

                                                                                                                              Приложение 14

Примерная концепция программы «Здоровье» и ее основные направления

Цель деятельности

Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья

Основные направления программы

Профилактическое

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации
  2. Выполнение сангигиенического режима
  3. Проведение обследования по скрининг - программе и выявление патологии
  4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
  5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики
  3. Составление индивидуальных планов оздоровления
  4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей родителей, сотрудников.

Ожидаемые результаты

  1. Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей
  2. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
  3. Повышение уровня ориентации к современным условиям
  4. Овладение навыками оздоровления
  5. Снижение уровня заболеваемости

Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение

Педагогический коллектив образовательного учреждения

Совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и семьи

6.1

Домашние задания

Определяются воспитателями

 6.2

 6.3

Физкультурные занятия детей совместно с родителями

Участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе детского сада

 По желанию родителей

     Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, досугов, туристических походов, посещения открытых занятий

                                                                                                                             Приложение 15

Примерные показатели состояния здоровья дошкольников

за 2007 – 2009 учебный год

№ п/п

Показатели

2007

2008

2009

2010

1

Количество детей

  1. от 1 года до 3 лет
  2. От 3 до 7 лет





18



21
94

22

105

2

Количество работающих в ДОУ врачей:

  1. по штатному расписанию
  2. по совместительству

+

+

+

+

3

ДОУ имеет:

  1. медицинский кабинет
  2. физкультурный зал
  3. музыкальный зал



+

+

+



+

+


+



+

+


+

+

+

+

4

Количество дней, пропущенных дошкольниками, из них:

  1. по болезни
  2. пропущено одним ребенком
  3. пропущено без уважительных причин

11672


19,675

10,7/7,01

всего: 6,2

город: 15,1

13023


19,683

3,4/1,78

всего: 2

город: 3,0

12834


19,505

19,7/10,5

всего: 12

город: 14,4

5

Физическое развитие дошкольников (в %)

  1. выше среднего
  2. среднее
  3. ниже среднего

40,2

40,2

20,7

6

Распределение дошкольников по группам здоровья (в %)

  1. 1 группа
  2. 2 группа
  3. 3 группа
  4. 4 группа
  5. Индекс здоровья

-

3 %

35 %

29 %

22 %

-

4 %

2,4

7

Результаты осмотра дошкольников

  1. подлежит осмотру педиатра
  2. осмотрено
  3. выявлено патологии (в %)
  4. хирургом
  5. окулистом
  6. невропатологом
  7. лор
  8. кардиоревматолог

102

102

6,8 %

-

-

7

-

-

109

109

8,2 %

-

1

7

-

-

102

102

6,8 %

-

2

5

-

-

127

127

8

Заболеваемость:

  1. общая
  2. дизентерия
  3. энтерит, колит
  4. коклюш
  5. скарлатина
  6. корь
  7. вирусный гепатит
  8. ангина, бронхит
  9. ОРВИ и грипп
  10. пневмония
  11. ветряная оспа
  12. дифтерия
  13. прочие (чесотка)

161

-

-

-

1

-

-

1

151

1

1

-

-

151

-

-

-

-

-

-

2

128

7

7

-

8

275

-

-

-

-

-

-

9

235

1

36

-

-

9

Состоит на диспансерном учете (в %)

10

Выпущено детей в школу:

  1. с чистой речью
  2. с остаточными дефектами речи

15

10

5

19

12

5

18

17

1

22

 

Наличие школ здорового образа жизни:

  1. "Основы безопасности жизнедеятельности"




-




+




+

                                                                                                                                Приложение 16

Алгоритм образовательной деятельности инструктора по физкультуре

Для реализации целей физического развития составлен следующий алгоритм своей образовательно - воспитательной деятельности:

Выявление физической подготовленности дошкольников: развития двигательных качеств детей при беге, прыжках в длину с места и разбега, в высоту с разбега; метании мешочка с песком; Развития физических качеств ( быстроты, гибкости, скоростно - силовых качеств, выносливости, ловкости, статического равновесия)

 

 

Постановка познавательных, воспитательных целей и задач.

 

 

Поиск и отбор новых программ и технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

 

 

Отбор содержания, форм, методов для "проживания" детьми физкультурно - оздоровительной деятельности.

 

 

Анализ показателей двигательных и физических качеств, приобретенных детьми за учебный год.

                                                                                                                                   

Показатели состояния здоровья дошкольников за 2007 – 2010 гг.

№ п/п

Показатели

2007

2008

2009

2010

1

Количество детей

  1. от 2 года до 3 лет
  2. От 3 до 7 лет

129

27

102

129

20

109

121

19

102

127

22

105

2

Количество работающих в детском саду врачей:

  1. в штатном расписании
  2. по совместительству

1

+

1

+

1

+

1

+

3

Количество дней, пропущенных дошкольниками, из них:

  1. по болезни
  2. пропущено одним ребенком
  3. пропущено без уважительных причин

1,767

14,4

1,229

9,3

905

6,91

4

Физическое развитие дошкольников (в %)

  1. выше среднего
  2. среднее
  3. ниже среднего

40,2

40,2

20,7

5

Распределение дошкольников по группам здоровья (в %)

  1. 1 группа
  2. 2 группа
  3. 3 группа  

35 %

29 %

22 %

6

Результаты осмотра дошкольников

  1. подлежит осмотру педиатра
  2. осмотрено
  3. выявлено патологии (в %)
  4. хирургом
  5. окулистом
  6. невропатологом
  7. лор
  8. кардиоревматолог

102

102

6,8 %

-

-

7

-

-

109

109

8,2 %

-

1

7

-

-

102

102

6,8 %

-

2

5

-

-

7

Заболеваемость:

  1. общая
  2. дизентерия
  3. энтерит, колит
  4. коклюш
  5. скарлатина
  6. корь
  7. вирусный гепатит
  8. ангина, бронхит
  9. ОРВИ и грипп
  10. пневмония
  11. ветряная оспа
  12. дифтерия
  13. прочие (чесотка)

161

-

-

-

1

-

-

1

151

-

1

1

-

-

151

-

-

-

-

-

-

2

128

-

7

7

-

8

275

-

-

-

-

-

-

9

235

-

1

36

-

-

8

Состоит на диспансерном учете (в %) у невролога

2

2

            2

9

10    

часто болеющих детей

Выпущено детей в школу:

с чистой речью

с остаточными деффектами

15

10

5

19

12

5

18

17

1

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию

Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ). Согласно  п.13.1     СанПиН 2.4.1.2660-10 "...

«Методические пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по физическому развитию»

Методические пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по физическому развитию...

«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении....

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении...