Творчество в подвижных играх у старших дошкольников
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Копытова Ольга Александровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме:развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_v_podvizhnyh_igrah_u_starshih_doshkolnikov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Творчество  в подвижных играх  у старших дошкольников.

Копытова О. А.

                            воспитатель, инструктор по физической культуре

                                 «Почетный работник общего образования РФ»

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

                                      детский сад №27 компенсирующего вида

                                                    округ Железнодорожный, Московской области

 

Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

        В настоящее время подвижной игре уделяется очень мало времени, а ведь играя, ребенок знакомится и познает  окружающий мир, формируются его двигательные умения и навыки, идет благотворное влияние на   состояние его здоровья: физического, психического, нравственного через положительные эмоции, движения. Материал, изложенный в данной статье, прошёл успешную апробацию с детьми, имеющими диагноз ОНР.  

Подвижные игры  - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, т.к. они являются комплексным воздействием на организм и на все стороны личности ребенка. Двигательная деятельность детей, составляющая основу этого процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формулирует двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья. Оздоровительный эффект,  достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игры. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению цели, более лучшей координации движений, более точной ориентировки в пространстве и игровых условий, в ускоренном темпе выполнения заданий.

Интеллектуальному развитию детей способствует как содержание игры, так и задания, самостоятельно объяснить всю ситуацию игры, ее правила, действие персонажей, указать местоположение детей, игровых атрибутов и направленность движений, используя, таким образом, пространственную терминологию.

Большое значение в творческом направлении детей играет роль взрослого, его доброжелательное отношение к поискам детей. Совместная игра взрослого с детьми может начинаться с простого варианта. Взрослый может предложить ребенку поиграть или начать игру самому, в процессе ее, подзывая наблюдающих детей и предложить им включиться в игру. Может подключиться к уже начатой ребенком игре и, погрузившись в воображаемую ситуацию, определенную ребенком, изнутри ее развертывать игру таким образом, чтобы решать педагогические задачи.

                       Этапы развития игры:

Первый  этап игры: упрощенный.  

Второй этап игры: варьирование игры, варианты усложнения, предложенные воспитателем.

Третий этап: творческого подхода, даются задания детям, родителям придумать новые  движения, слова и так далее.

Например: Аня К. гуляя на участке, обратила внимание, как дети другой группы интересно играют. Привлекла внимание Марины и Славы к игре «Салки». Дети с просьбой обратились к воспитателю организовать на своем участке такую же игру. В начале вспомнили правила игры, дети охотно их рассказывали, отметили, что главное в игре – это сигнал.

                                            (фото 1)

                                           Игра «Салки».

Описание игры.  Играющие дети свободно располагаются на площадке. Один из участников – водящий. По сигналу водящий старается догнать перебегающих детей и осалить их. Пойманный ребенок становится «салкой». Он останавливается, поднимает руку и громко кричит: «Я, «салка» - догонялка!». После чего игра повторяется.

В процессе следующих проведений игры предлагаю различные варианты: При большом количестве играющих детей выделить несколько

водящих (2-3).

 1.  «Салки» с приседанием, кто присел того салить нельзя.

 2.  «Салки – спасалки», игрок, спасаясь от водящего, берет кого-нибудь за руку, тогда его салить нельзя.

 3. «Салки» с прыжками, играющие прыгают на одной ноге.

Дети сами впоследствии стали предлагать различные варианты игры, проявляя при этом творчество в игре. К примеру, «Цветные салки» предложила Аня К. и начала объяснять правила игры. Взяла палочку и нарисовала на земле большой круг.

- Это – город, кто сюда попал, того салить нельзя. Я буду водить, встану к вам спиной и назову какой-нибудь цвет. Если на ком есть одежда такого цвета, пусть за нее хватается рукой, того уже салить нельзя. А те, на ком нет такого цвета пусть, бегут в город, я их буду ловить.

Игра началась, Аня встала спиной к детям и крикнула:     - Голубой!

Маша ухватилась за голубую юбку, на Саше была голубая куртка, а Настя и Алеша бросились бежать в город.  Игра продолжается…     - Желтый!

Алеша ухватился за желтый шарф, а Катя, Юра и Андрей побежали к городу, хотя на Кате была одета желтая шапка, она забыла про нее, а  Андрей К. ей напомнил. Детям игра понравилась, цвета сменялись быстро. Дети новой игрой остались довольны.

                                                          (фото 2)

                                 Подвижная игра «Самолеты».

Первый этап.          Упрощенный вариант.

Описание. Дети разделены на звенья или колонны. Командиры впереди готовят свои самолеты к полету. Дети разлетаются, затем по команде возвращаются на свой аэродром, строятся за командиром и так далее.

Второй этап.                 Варьирование.

1. Успей долететь.

2. Найди свой аэродром.

3. Лучший истребитель.

Третий этап.                 Творческий подход детей.

Гуляя на участке, дети решили поиграть в игру «Самолеты», но играть по-настоящему с диспетчером на аэродроме.

-Я, диспетчер, буду командовать самолетами,- начал Коля С., вы все самолеты. Пусть каждый очертит круг вокруг себя, это будет посадочная площадка. Я поведу вас за собой в высокое синее небо, но как только скомандую: «Погода нелетная», - все быстро возвращайтесь на свои посадочные площадки. Но тут Коля С. обиделся и сказал, что я не всегда  буду диспетчером, если я успею, занять кружочек то тоже стану летчиком реактивного самолета, а кому не хватит кружочка, тот станет диспетчером вместо меня. И игра началась.

 Разрешаю взлет. Скорее становитесь все за мной. -

Ребята, раскинув руки,  строились. Первый - Коля, а за ним Наташа, Слава, Ира и другие дети. Коля повел ребят вокруг клена, березы, спортивного оборудования. «На небе ни облачка», -  говорит Коля, «Полет проходит на высоте  8 тысяч метров, делаем поворот направо. Знают ли все самолеты правое крыло, покачайте им. Теперь поворачиваем налево». Диспетчер следит за детьми во время полета. Он напоминает Маше, где левое крыло, предлагает им помахать. Маша машет левой рукой. Полет продолжается. Мы сейчас летим над большим городом, а впереди широкая река, снижаемся. Снижаемся, подогните колени, ниже, ниже. Появились облака, набираем высоту, выше, выше на нас идет черная туча, гром, молния, Коля хитрит. Ребята думают, что Коля сейчас скажет «Погода нелетная» и бросаются занять свои посадочные площадки. «Погода летная», не страшны нам черные тучи с громом и молнией, полет продолжается. Мы летим над морем, над горами, под нами белоснежные вершины, мы летим над золотыми полями. Туман! Погода нелетная! - кричит Коля и первым бросается занимать посадочную площадку. Все заняли свои места, кроме Алеши П.. Теперь диспетчер Алеша П.. Самолеты вновь заправляются горючим и игра продолжается.

Детям очень нравятся игры и соревновательного характера.

                                             (фото 3)

                                 Игра «Попади в цель».        

Дети делятся на две команды.

Условия игры: команды стоят по обеим сторонам лесенки, на расстоянии 1,5 – 2м. Надо бросать мячик по очереди в каждое окошечко лесенки, сначала в нижнее, потом в то, что повыше, и так до самого верха. Если игрок промахивается, то другому игроку из его команды придется кидать в то же окно мяч. Победит та команда, которая закончит игру.

Вначале детям игра показалась легкой. Марина С. бросила мяч в нижнее окно лесенки, но не попала. Никто из детей над Мариной С. не смеялся, потому что знают, что такая беда может приключиться с ними тоже. Юра И. бросил и попал, Катя тщательно прицелилась и кинула мяч, мячик тоже попал в окошко. А Славе П. пришлось выручать свою команду, бросать мяч дважды, так как Марина С. не попала в окно. Наконец мяч побывал во всех окошках. Победила команда Кати А. и Юры И. Дети вновь сыграли, и получилась «ничья». Эта игра развивает у детей ловкость, меткость и глазомер.  Расстояние можно увеличивать от 1,5 – 3м.

Игра так детям понравилась, что во время вечерней прогулки к игре примкнули и родители, а днем  соревновались командами с детьми параллельной группы.  Правила игры усложнялись и дополнялись, менялись также варианты игры:

1.  Нужно после броска оббежать вокруг лесенки.

  1. Допрыгать на одной или двух ногах до лесенки.
  2. Бросать одновременно в паре, добежать до лесенки, вернуться назад, отдать мячи следующим игрокам в команде.  

                         

                           Таким образом, можно сделать вывод:

Дети старшего дошкольного возраста могут проявлять инициативу и творчество в подвижных играх. При развитии детского творчества важная роль принадлежит педагогу, так как он первоначально стимулирует и подводит детей к творчеству двигательных задач. Совместно с детьми он выбирает наилучший способ действия, наиболее интересный вариант игры. Важно при этом поощрять малейшие проявления детьми инициативы и творчества. Конечно, не все дети в одинаковой степени проявляют творческие способности, но зато у всех детей формируются навыки организации игры, умение договариваться с товарищами об усложнении правил игровых ситуаций. Это обеспечивает инициативность, заинтересованность и творческий подход к любой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для старших дошкольников

Ловкость и силу, быстроту реакции и точный расчет, глазомер и чувство ритма — все это естественно и исподволь развивают подвижные игры. Побольше подвижных игр! Пусть дети играют в них в любое время го...

Подвижные игры для старших дошкольников "Космос"

Предствлен комплекс подвижных игр по теме :"Космос" для старших дошкольников....

Картотека "Подвижные игры для старших дошкольников".

Картотека подвижных игр для старших дошкольников....

Подвижные игры со старшими дошкольниками на прогулке.

В старшем дошкольном возра[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11048081","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]сте дети участвуют во всём многообра...

патриотические подвижные игры для старших дошкольников

материал для воспитателей детских садов...

Программа "Подвижные игры для старших дошкольников"

Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для  развития волевых качеств ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способ...