Спортивное развлечение "Весемева - докат" (Молодцы - удальцы) подготовительная к школе группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Конспект спортивного развлечения "Весемеа - докат" (Молодцы - удальцы)

Программное содержание:

1.     Формирование  двигательных навыков и умений

2.     Воспитание у ребенка потребности в движении, эмоциональном восприятие жизни.

3.     Развивать интерес к мордовским народным подвижным играм.

4.     Формирование волевых качеств, целеустремленности, смелости, самостоятельности.

5.     Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Действующие лица:

1.     Ведущий

2.     Сорока (девочка)

3.     Медведь

4.     Охотник Дамай

Место проведения :

 

Спортивный зал

Пособия и оборудование:

1.     Фонограмма

2.     Орешки для массажа

3.     Письмо охотника Дамая

4.     Елки

5.     Лыжи – снегоступы из пластмассы

6.     Обручи ( 2 )

1.     7.Шишки для метания

2.     8 Городки, 2 биты или кегли )

3.     9. Эмблемы команд

4.     10. Сувениры для детей

Ход занятия: Дети входят в зал и строятся в одну колонну. Звучит фонограмма мордовского композитора Л.Воинова « Марш на мордовские темы» (3, стр. 162)

Ведущий.:       Здравствуйте , ребята! Я рада  вас видеть в спортивном зале.

 Сегодня нас ждет очень много интересных игр. Мы  посоревнуемся в силе и ловкости, смелости и храбрости. А чтобы подготовить себя к  соревнованиям, мы с вами сделаем массаж кистей рук с помощью орешек.

( Дети делают массаж ,проговаривая слова потешки на мордовском языке)

Сезяка ,сезяка,                                                             Сорока, сорока,

Сезяка , акша бока,                                                     Сорока, белобока,

Азк, мезе, вешендят,                                                   Скажи, что ищешь,

Мезень колга чикордат?                                             О чем ты трещишь?

Мезе юмавтоть?                                                           Что упало? Что ты уронила?

Мезе прафтоть?

Сорока:

-Пяштенянень прафтонь  ,                                          Орешки уронила,

Марнек  юмафтонь.                                                     И все их потеряла.

( В зал  влетает сорока – девочка. Она отвечает детям на мордовском языке )

Ведущая:         Не трещи ,сорока, нашли мы твои орешки  и возвращаем тебе.

( Девочка – сорока собирает орешки у детей В корзину )

Сорока:            Спасибо вам большое, что нашли мои орешки. А скажите, здесь

живут сильные ,смелые и находчивые ребята, молодцы –удальцы?

Ведущий:          Да, есть у нас такие молодцы –удальцы. А что случилось?

Сорока:             Вам письмо я принесла. А я полетела дальше.

Ведущий:         Очень интересно кто прислал нам письмо .Давайте почитаем.(Читает)

                          «Спешу к вам в гости из мордовских лесов. Охотник Дамай

Ведущий:         Ребята, а вы знаете ,кто такой Дамай?

Дети:                Это смелый охотник из мордовской народной сказки. «Красивый

Дамай».

Ведущий :         Ждем, ждем дорогого гостя. А пока  давайте разомнемся и сделаем

                          ритмическую гимнастику.

( Звучит  фонограмма  мордовской народной песни «Раужо баран» («Черный баран»)

 

1. Где же ты был ,черный баран?

    Где же ты был, черный баран?

2. На мельнице, на мельнице

    Мой хороший друг.

3. Что ты там делал, черный баран?

    Что ты там делал, черный баран?

4. Муку молол, муку молол

    Мой хороший друг.

5. Чем же ты молол, черный баран?

   Чем же ты молол, черный баран?

6. И рогами, и ногами,

     Мой хороший друг.

1. Дети держась за руки идут по кругу

    4 шага на носках, 4 шага на пятках

2. 4 пружинки, 4 хлопка вверху

 

3. 4 шага вперед, 4 шага назад

 

4. 8 шагов по кругу, руки на поясе, чередовать

     движения локтями вперед –назад

5. взяться за руки, бег, сгибая ноги назад

 

6. стоят на месте, руки имитируют рожки

     8 притопов, попеременно

       

(в зале появляется охотник Дамай. Звучит морд. нар. песня  «Косо, косо, да утяша» в обр. А. Путушкина,  (3. стр. 73)).

 Дамай:                Шумбратадо, ялгат!

                             Здравствуйте, дети!

Дети :                  Шумбратадо!

Дамай:                Я – охотник Дамай. С давних пор в мордовских селах жили

охотники – сильные, ловкие, выносливые, сообразительные. Часто они устраивали соревнования. Вот послушайте основные правила: быть честным и справедливым в состязаниях; стремиться доводить борьбу до конца; не зазнаваться одержав победу; не печалится в случае проигрыша. Сегодня я тоже хочу с вами поиграть в мордовские народные игры. А вы, ребята, знаете, как выбирают ведущих?

Дети:                 при помощи считалок.

Дамай:               Тогда я объявляю 1 конкурс – Конкурс считалок:

                    (дети по очереди произносят считалки)

Нумолня

1. Хоть мон ёмла нумалнян,

    Сякос ежуня улян.

     Мон вергазонь пейда пяшан

     Тяни эсон варжак вяшенть.

2. Машати – пяштеня,

     Дашати – пяштеня,

     Катонясь - ёмла ,

     Теенза- колма.

3.  Петя, Петя, Петушок,

     Листе бойкане, дружок,

     Патяса тюрьхтяма,

     Пильгаса топоттяма.

4.  Алыинда, тупыинда,

     Миколок, коколок,

     Куды пря подков

     Подырман .

Дамай:          Молодцы! Знаете вы считалки. А предлагаю поиграть в мордовскую игру

«Раю, Раю» (выбирают 2 детей – ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети – ворота поднимают руки вверх и говорят:

Раю – раю, пропускаю, а последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет. В это время дети. Став паровозиком, за матерью проходят через ворота. Дети – ворота, опустив руки, определяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например,1 ребенок – щит,2 – стрела). Отвечающий выбирает одно из слов и встает в команду к тому, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети – ворота встают лицом к друг другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.)

 (после игры дети выстраиваются полукругом).

                     Есть еще одна интересная игра «Пильгинесе» (В ножки).

(Из числа играющих выбираются 2 игрока, которые садятся на землю, упершись друг в друга ступнями ног. Остальные прыгают через их ноги. Если прыгающие не задевают ног сидящих, то те поднимают ноги выше, чтобы прыгать было труднее. Прыгун, коснувшийся ногой или рукой кого – либо из сидящих, занимает его место.)(Дамай с ведущим проводит игру. Во время игры звучит «Мордовский танец» А. Путушкин (3. стр. 226))

Ведущий:        Здравствуй, Мишенька, почему ты такой грустный?

Медведь:        Я немножко толстоват

                        И немножко косолап.

                        Но, поверьте мне, друзья,

                         В этом виноват не я!

1 ребенок:       А скажи - ка, Мишка, нам,

                          Чем ты занят по утрам?

Медведь:        Я, ребята, долго сплю,

                        До обеда я храплю!

2 ребенок:      Расскажи нам по порядку

                       Часто ль делаешь зарядку?

3 ребенок:      Спортом занимаешься?

                        Водою обливаешься?

Медведь:         Нет! Зарядку – то ребята.

                        Я  не делал никогда!

                        Закаляться? Страшно это!

                        Ведь холодная вода!

                         Может средство есть такое,

                        Чтобы сильным, ловким стать,

                        От других не отставать?

1 ребенок:      Есть такое средство! Есть !

                       Надо меду меньше есть!

2 ребенок:      Утром долго не валяться,

                        Физкультурой заниматься!

3 ребенок:      Бегать, прыгать и скакать,

                        Душ  холодный принимать!

Ведущий:       Рядом ты с детьми вставай,

                         Все за нами повторяй!

Медведь:          Я конечно спать люблю,

                         Но игру не пропущу!

 Ведущий:        Проведем соревнование – эстафету «Охотники».

(Соревнование в 2 этапа. Дети делятся на 2 команды. «Нумолнят» (зайчата) «Оофтонят» (медвежата)).

(1 этап: Дойти до елки на снегоступах – используются лыжи из пластиковых бутылок – 2 пары на команду.

2 этап:  «Зоркие охотники» - метание шишек в горизонтальную мишень. Медведь участник одной и команд. В заключении охотник Дамай подводит результат конкурса)

Ведущий:         А сейчас, Мишенька, мы с ребятами проведем оздоровительную

игру «Дождик» (дети встают в круг. Воспитатель читает стихотворение, а они выполняют движения. Эта игра помогает формировать навык правильного дыхания (ритмичного, полного с правильным выдохом), укреплять мышцы туловища и костей, развивать координацию движений, правильно формировать своды стопы.) 

 

Пиземня, пиземня, кап, кап, кап!

Курок улисть эрьхкенят!

Пиземня, пиземня, кап, кап, кап!

Ширеть марта ладятама!

Пиземня, пиземня, кап, кап, кап!

Ковальнетыень паньцаськ!

Пиземня, тук пяконя!

Модась ули ляпоня, модась ули ляпоня!

Ласьконттяма кяпоня!

Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Скоро будут лужи!

Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Нет мя с солнцем дружим!

Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Мы разгоним облака!

Дождик, лей кругом!

Земля будет мягкая, земля будет мягкая!

Будем бегать босиком!

 

Медведь:            Каких спортсменов ловких увидел я сейчас!

                            Что значит тренировки – ну просто – высший класс!

Ребенок:             Ничего не бойся, Мишка! Ты  - Медведь, а не трусишка!

Медведь:            У меня есть любимая игра. Давайте поиграем!

Проводится Мордовская подвижная игра «В горшочки». (Играющие делятся на 2 группы. Дети – горшочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев  горшка и начинает разговор: «Продашь горшок? Продам». После этих слов оба дотрагиваются до горшка руками  и бегут навстречу друг друга. Кто успевает первым прикоснуться рукой к голове горшка, тот становится хозяином горшка, а оставшийся игрок становится ведущим). Игра проводится под фонограмму «Левженский танец»)

Дамай:                  Мордовские охотники очень любят игру «В бабки» .

Она помогает им укрепить силу рук, проверить зоркость глаз. Я предлагаю вам принять участие в этой игре. ( проводит игру)

(На ровной площадке отмечается кон (линия), на которую каждый игрок ставит бабку. Расстояние между ними – 25-30 см. Бабка  - это круглая чурка высотой 25-30см. От кона на расстоянии 10м. проводится черта, где выстраиваются игроки с битами в руках. По условию бьют по очереди. Цель игры – выбить из кона все бабки. Каждый играющий бьет 1 раз. Игрок, метнувший биту, берет из кона вышибленные из строя бабки. Если с одного удара игрок бьет весь кон, каждый ставит снова свою бабку, в том числе и выигравший кон. Игра начинается снова, если все биты брошен, а на кону остались бабки, но, предварительно, все игроки добавляют по одной бабке к оставшимся).

Медведь:              Мне тоже захотелось таким спортсменом стать.

                               Ни в ловкости, ни в силе – ни в чем не уступать.

                               Займусь теперь зарядкой, спортсменом стану я

                               И, значит, чемпионом я вырасту, друзья!

Дамай:                                   Даже тот, кто в детстве слаб, неуклюж и косолап,

Станет стройным, станет ловким,

станет сильным, как медведь.

Только надо очень сильно захотеть и немного попотеть!

Ребенок:                Пусть, как цветы в краю  родном  растут ребята наши!

                               Пусть будут крепче с каждым днем и с каждым годом краше!

Ведущий:              Вот и заканчивается наш праздник.

                               За успехи в спорте все награждаются памятными сувенирами!

(Звучит фонограма мор. нНар. песни «Яблоня» в обр. А. Путушкина (3, стр. 231). Медведь и охотник Дамай вручают сувениры)

Методическая литература:

1.       «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск, «Красный Октябрь», 2001г.

2.       «Хрестоматия к программе «Валдоня»». Саранск, «Мордовское книжное издательство, 2004г.

3.        «Хрестоматия к программе «Валдоня» (музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии)». Саранск – 2007г.

4.        Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей». Москва, «АСТ – пресс книга»

5.       Аксенова З. Ф. «Спортивные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2003г.

6.       Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. «В дружбе со спортом». Москва, «Гном и Д», 2003г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

Учебно-методическое пособие "Компьютерная презентация для детей среднего, старшего и подготовительного возраста".

Компьютерая презентация рассчитана на дошкольников в возрасте 4-6 лет. Главной задачей при обучении детей среднего возраста является развитие слухового и фонематического восприятия звуков. Для решения...

Учебно-методическое пособие. Мастер - класс "Сохрани свое здоровье" с использованием здоровьесберегающих технологий.

Данное методическое пособие направлено на формирование у детей дошкольного возраста привычек к здоровому образу жизни.Представлен литературный материал поданной теме....

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....