Статья: " Тренажеры в системе физического воспитания старших дошкольгников"
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Статья по физическому развитию, о применении тренажеров в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volodkovich_g.i._trenazhery_v_sisteme_fiz.vos-ya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                    ТРЕНАЖЕРЫ  В   СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО

                  ВОСПИТАНИЯ   СТАРШИХ    ДОШКОЛЬНИКОВ

         Сегодня в нашей стране возрастает интерес к физической культуре и спорту, и вместе с тем в семье дети, как правило, ведут малоподвижный образ жизни, уделяя больше внимания  телевизору и компьютеру. Невнимание родителей к спорту порождает отсутствие эмоционального отклика к занятиям спортом, ведет к различным физическим и психологическим нарушениям.  К таким детям относятся часто болеющие, имеющие нарушения осанки, с избыточной массой тела, гиперактивные, неуверенные в себе.

        Система диагностирования физического развития детей показала, что   многие  малыши  нуждаются в дополнительных средствах физического воспитания. Такими средствами в условиях дошкольного учреждения являются тренажеры.

       Для эффективности их использования возникла необходимость уточнения функциональных возможностей каждого спортивного снаряда и разработки серии занятий.

        Данные занятия имеют ряд отличительных особенностей:  

-  сюжетная  линия;

- фиксированная и гибкая структура (в зависимости от этапа освоения ребенком движений на тренажере);

- строгая дозировка во времени и нагрузки;

- более тесный контакт педагога и ребенка;

- непосредственное отслеживание и коррекция результата.

       Отсутствие методических разработок данного профиля предоставляют педагогу большие возможности для творческого моделирования образовательной системы.

     Разработанный образовательный проект предполагает систематизировать использование тренажеров в работе инструктора по физической культуре и воспитателей старших групп в индивидуальной и подгрупповой работе.        

       Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности, на физкультурных праздниках и досугах.

      Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитие ребенка.

     Рассматриваемый возрастной период в жизни детей (5 – 7 лет) наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя таким образом свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять свои физические возможности – силу, ловкость, выносливость.

        Предлагаем на занятиях использовать комплект тренажеров, укрепляющих разные группы мышц и развивающих функциональные возможности.

       Тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:

  1. имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;
  2. учитывают особенности образного восприятия дошкольников;
  3. позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;
  4. доступны всем детям, независимо от уровня их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);
  5. моделирует такие движения, как бег, прыжки, подлезание и др.
  6. соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

     Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на занятиях по физической культуре. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.

     Занятия тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты, движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, дисциплинированность, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и общаться со сверстниками.

     Эффективность занятий по физической культуре с использованием тренажеров во многом определяется постановкой основных задач, среди которых можно выделить следующие:  

  1. тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, дыхательная система, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок;
  2. укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру;
  3. удовлетворение естественной потребностью в разных формах ДА;
  4. развитие общей выносливости и физических качеств;
  5. овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.

 Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками советуем проводить не менее двух раз в неделю. Одно -  в первой половине дня (включено в план учебных занятий), второе – во второй половине дня вместо третьего физкультурного занятия, проводимого на воздухе, или гимнастики после сна.

Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или с небольшой подгруппой (пять – семь человек). Если в детском саду помимо физкультурного зала есть свободное помещение (площадью не менее 18 кв. м.), то в нем можно оборудовать тренажерный зал.

  Целесообразно иметь не менее пяти сложных тренажеров, оказывающих влияние на организм детей в целом и отдельные группы мышц. Тренажеры следует устойчиво установить на определенном расстоянии друг от друга, так чтобы дети могли свободно подходить к ним и заниматься – под руководством воспитателя.

  Наряду с тренажерами сложного устройства необходимо использовать тренажеры простейшего типа: детские эспандеры (для развития мышц плечевого пояса); диски «Здоровье» (для укрепления мышц туловища и ног; тренировки вестибулярного аппарата); гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса); массажеры «Колибри» для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног); мячи-массажеры (для массажа разных частей тела); резиновые кольца (для развития мышц кистей рук); массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия); гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей). Простейшие тренажеры очень удобны в пользовании; не занимают много места, их легко переносить.

  При организации занятий с тренажерами необходимо  использовать дифференцированный подход к каждому ребенку. Для его реализации следует заранее распределить детей на две подгруппы на основе трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности и ДА. Первую подготовку составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.

  Во вторую подгруппу могут быть включены дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем ДА и слабой физической подготовленностью.

 Распределение детей на две подгруппы дает педагогу возможность осуществлять дифференцированный подход, т.е. проводить занятия, различающиеся по содержанию двигательных заданий и игровых упражнений, по физической нагрузке, а также методам и приемам.

 Дети первой подгруппы, как правило, быстрее усваивают двигательное задание, так как им свойственны решительность, самостоятельность, активность и стремление к улучшению результатов. Им достаточно одного или двух показов упражнения на тренажерах. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным их объяснением.

 Во время занятий важно создавать доброжелательную обстановку, подбадривать детей, поощрять их.

      Занятия на тренажерах  в значительной мере укрепляют  физическое и психологическое здоровье, повышают эмоциональный тонус детей, активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

"Внедрение технологий фитнеса в детские дошкольные образовательные учреждения"...

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (статья)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег...

Статья "Модернизация системы физического воспитания дошкольников"

С каждым годом все больше внимания уделяется здоровому образу жизни, развитию физической культуры и спорта в РФ. В данной статье рассказывается о нормативных документах, на которые стоит обратить вним...

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОГО САДА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен опыт сотрудничества детского сада со студентами педагогического колледжа по организации и проведении различных форм физкультурно-спортивной работы с детьми старшего дошкольного во...

Статья на тему: "Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников"

Игрвые технологии -  обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"

Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"...

Статья на тему: "Значимость физического воспитания в системе дошкольного образования"

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым и всесторонне развитым. Данная статья рассказывает о значение и месте физического воспитания дошкольника во всей системе дошкольного образ...


 

Комментарии

Здоровье детей - это главное наше богатство, занимаясь на тренажерах ребята в игровой форме укрепляют свое здоровье, повышается интрес к физическим упражнениям, физкультуре. В детском саду занятия на тренажерах очень полезное и важное дело.