В страну Здоровья всей семьей
статья по физкультуре на тему

Васильева Елена Львовна

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_stranu_zdorovya_vsey_semey.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

В страну Здоровья всей семьей

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

По статистике, 21-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед педагогами нашего Центра, призванных оказывать комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям, направленную на создание условий для оптимального умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности ребенка, что соответствует социальному запросу общества.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и организации занятий с детьми выступают совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку.

В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Педагогам и родителям в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья необходимо сотрудничество. Развитие ребенка в дошкольном возрасте - залог успешного воспитания и обучения его в последующие годы. Гармоничное развитие возможно только при согласованности действий родителей и педагогов.

Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.

Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие психофизические средства: гимнастика вдвоем; проблемные ситуации и творческие задания; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.

Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый взрослый выступает в роли партнера, помощника и тренера – помогая ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его. На протяжении занятия педагог дает четкие указания, объясняет и демонстрирует упражнение, контролирует правильность выполнения, уделяет особое внимание взаимодействию родителей с детьми.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части педагог настраивает взрослых и детей на эмоционально-тактильный контакт, используя ритуал приветствия. Они готовятся к предстоящей двигательно-игровой деятельности и физической нагрузке, используя разные виды ходьбы и прыжков: на носках, "гуськом", подскоки, перешагивание.

Для того чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, педагоги дополнительного образования на занятиях оздоровительной физкультурой внедряют сюжетные, интегрированные и игровые формы. Занятия проводятся в сопровождении специально подобранной музыкой. Для повышения эффективности выполнения физических упражнений используется разнообразное физкультурное оборудование.

Необходимое нетрадиционное оборудование изготавливается совместно с родителями, например гантели, это обыкновенные пластиковые бутылочки о,5 л, наполненные солью.

Конспект совместного физкультурного занятия

«Вместе с мамой, вместе с папой» для детей среднего дошкольного возраста и их родителей

Цель:  Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания детей.

Задачи: 

помочь родителям и детям ощутить радость от встречи друг с другом и от совместной двигательно-игровой деятельности;

познакомить родителей с организацией двигательной деятельности детей в Центре;

способствовать развитию у родителей и детей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности;

развивать у детей и взрослых выносливость, мышечную силу, ловкость;

поощрять использование своего двигательного опыта в разнообразных игровых ситуациях.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите заниматься физкультурой? Почему? Представляете, ваши родители тоже хотят заниматься вместе с нами, хотят  научиться новым упражнениям.  Пригласим их в нашу команду? (Дети соглашаются).

А на занятии мы с вами пойдем в цирк. Но мы будем не зрителями, а артистами, вы согласны?  Тогда изобразим улыбку клоуна и вперед, на парад-алле, на манеж шагом марш! На арене цирка акробаты.

Ходьба:

 на носках – руки над головой, ладони сомкнуты,

на пятках - руки на поясе,

«великаны» – широким шагом,

«карлики» – мелким шагом,

«цирковые лошадки» – руки за головой, высоко поднимая колени.

Полоса препятствий для цирковых артистов:

ходьба между кеглей,

прыжки из обруча в обруч,

 ходьба по шнуру, гимнастической скамейке, перешагивая через предметы.

 Бег:

высоко поднимая колени,

выбрасывая ноги вперед – «клоуны».

Спокойная ходьба, упражнение на дыхание.

II. Основная часть

 Педагог: Парад-алле завершается, представление начинается.

Дружно за руки возьмитесь,

Друг за другом парами становитесь.

 По двое через середину зала марш. Встаньте в центре манежа лицом друг к другу.

А теперь я буду называть упражнения, а вы – их выполнять.

 В этом вам будут помогать ваши мамы и папы.

Упражнение «Высокие деревья»

Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, взявшись за руки, ноги на ширине плеч. Поднимают руки через стороны вверх, встают на носки (взрослый потягивает руки ребенка вверх). Упражнение выполняется четыре раза.

Упражнение «Мы сильные!»

Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, выставив одну ногу вперед, руки согнуты в локтях перед грудью, опора на ладони. Ребенок выпрямляет руки в локтях, взрослый прижимает к груди и наоборот.

Педагог: Молодцы! Все справились с заданием. 

Упражнение «Мы гибкие!»

Взрослый и ребенок сидят на полу, ноги в стороны, ребенок спиной к взрослому. Поднять руки вверх, наклон к левой (правой) ноге.

Педагог: Молодцы! А теперь на арене зайчата! Они тоже очень любят играть со своими мамами. Давайте и мы превратимся в зайчат и немного повеселимся, попрыгаем и поиграем.

Упражнение «Мы играем!»

Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу, взявшись за руки, ноги на ширине плеч. Ребенок приседает, взрослый стоит и затем наоборот. 

Упражнение «Мы веселимся»

Взрослый сидит на полу, вытянув вперед разведенные в стороны ноги. Ребенок стоит между ног родителя и держит его за руки. Затем ребенок подпрыгивает,  родитель в это время соединяет свои ноги, а ребёнок становится так, чтобы ноги родителя были между его ног.

 

Упражнение «Препятствие»

Взрослый в роли помощника помогает сделать упражнение: наклоняется, касаясь руками пола, а ребенок проползает на четвереньках под "мостиком". Затем взрослый ложится на живот, а ребенок перешагивает через него.

Основные виды движений:

а) жонглеры – перебрасывание мячей друг другу разными способами (снизу, от груди, из-за головы;

б) силачи - с гантелями (бутылочки с солью):

И. П: О. С. руки опущены, гантели в руках.

1-руки в стороны, 2-руки вверх, 3-руки в стороны, 4-вернуться в И. П. (8 раз)

И. П.: О. С., руки опущены, гантели в руках.

1 – присесть, руки с гантелями вперёд, 2 – И. П. (8 раз)

 

Игра «Птички в гнездах»

Мамы (папы) – это «гнездышки». Они сидят на полу, обняв колени руками. Ребята – «птички». Под музыку «птички» летают; как только музыка заканчивается, они летят в свои гнездышки. Мамы (папы) обнимают своих птенцов. Выполняется два раза.

Заключительная часть

Релаксация. Родители с детьми ложатся на пол (на ковёр), слушают спокойную музыку и отдыхают (1-2минуты).

Педагог:      Потягушки, потянитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Растите, детки, умненькие и разумненькие!

Рефлексия.

Как настроение у ребят? У взрослых?

Понравилось вам играть?

Что понравилось больше всего?

Наше занятие окончено. Всем до свидания! До новых встреч!

Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество педагога дополнительного образования и родителей позволяют повысить эффективность взаимодействия Центра с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым.

Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению c детьми.

Таким образом, организация взаимодействия нашего Центра с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и Центра психолого-медико-социального сопровождения, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.

Список использованных источников:

1. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования.// Дошкольное воспитание. – 2001 - №4

2. Воротилкина И. Организация двигательной активности дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2008 - №6

3. Горькова Л.Д., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007

4. Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста.// Теория и практика физической культуры. – 2000 - №11

5. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001

6. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для педучилищ по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» и «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 2004.

Е.Л. Васильева,

методист,

Е.Ф. Красюкова,

педагог дополнительного образования,

ГБОУ ЦПМСС «Родник», Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная познавательно-игровая программа "За здоровьем - всей семьей"

Хочется поделиться удачно организованным мероприятием. Получили большое удовольствие от совместной деятельности. Сценарий разработан совместно с музыкальными руководителями Макаровой Т.В. и Макарово...

Спортивный досуг "За здоровьем всей семьей"

Досуг в День семьи, любви и верности....

Проект "За здоровьем всей семьей"

Способствовать  укреплению здоровья дошкольников, пропаганды ЗОЖ, осуществления взаимодействия ДОУ  и семьи через приобщение к здоровому образу жизни с этой целью творческой групп...

Семейный спортивный праздник «За здоровьем всей семьей!» Группа общеобразовательной направленности 5-6 лет

Укреплять здоровье детей, улучшать физическое развитие, формировать здоровый образ жизни у дошкольников и взрослых;Популяризация занятий физкультурой и спортом;Поиск реальных и эффективных путей вовле...

консультация для родителей ЗОЖ-залог здоровья всей семьи!

Подробная развернутая консультация о значимости  здорового образа жизни детей и родителей....

Проект "Молоко - здоровье всей семьи"

Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта"Молоко - здоровье всей семьи"Тип проектаПедагогическийВидПознавательно - исследовательский, творческий, игровой, групповой, к...