Лечебное плавание при сколиозе у детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре по теме

Вавилина Татьяна Сергеевна

Лечебная помощь ребенку оказывается не только врачами, но и в сфере физической культуры и спорта, родителями. Участие родителей в восстановлении здоровья детей тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития и лечения сколиоза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка детский сад №476

«ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ ПРИ СКОЛИОЗЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Методическая разработка

Выполнила: Вавилина Т.С.,

инструктор по плаванию

г. Челябинск

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Объяснительная записка

3

2. Обзор литературы:

  1. Современная трактовка, этиологические факторы сколиоза
  2. Методы лечения сколиоза
  3. Лечебное плавание при начальных стадиях сколиоза
  4. Основные задачи физических упражнений в воде
  5. Требования к лечебному плаванию
  6. Методика лечебного плавания
  7. Практические навыки по технике плавания:
  1. Подготовительные упражнения
  2. Обучение технике плавания
  3. Корригирующие упражнения
  4. Комплекс корригирующих упражнений при сколиозе 1 степени
  5. Примерное распределение учебного материала, сколиоз 1 степени


4

5

5

6

7

8

8

8

9

10  

11


13

         

3. Заключение

15

4. Список литературы

16

5. Приложение 1. Диагностика усвоения учебного материала

    Приложение 2. Конспекты занятий по обучению плаванию

О сколиозе люди знают давно. Существует определение этого заболевания: сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривление позвоночника по фронтальной плоскости с торсией (скручиванием в процессе роста) позвонков, ведущее к нарушению функции грудной клетки (органов) и косметическим дефектам.

Знания о сколиозе позволяют отличать сколиоз от нарушения осанки. Нарушение осанки во фронтальной плоскости является нестойким боковым отклонением позвоночника и исчезает в положении пациента лежа на спине или животе. Торсия позвонков отсутствует.

Лечебная помощь ребенку оказывается не только врачами, но и в сфере физической культуры и спорта, родителями. Участие родителей в восстановлении здоровья детей тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития и лечения сколиоза.

С одной стороны щажение ростковых зон тел позвоночника: режим разгрузки позвоночника; с другой – активная физическая тренировка ребенка, создание мышечного корсета. Особое место в этом процессе занимает лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, и является частью всего лечебного процесса. Правильное применение лечебного плавания возможно при условии понимания процессов сколиоза.

Современная трактовка сколиоза – это боковое искривление позвоночника с его ротацией. Сколиоз – это симптом сколиотической болезни.

Сколиотическая болезнь – это полиэтиологическое заболевание, характеризующиеся определенным симптомокомплексом морфологических и функциональных изменений позвоночника, грудной клетки внутренних органов. В сколиотической болезни симптом сколиоз является ведущим.

Сколиоз в одних случаях выступает в качестве одного из симптомов хорошо известных заболеваний, в других – практически единственным признаком, который определяет течение и тяжесть болезни.

Выявленные этиологические факторы сколиоза делятся на первичные, статико-динамические, общепатологические.

Первично-патологические факторы, вызывающие нарушение структуры и развития позвонков могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные – сколиозы на почве добавочных позвонков, синостоза ребер и аномалий в области крестцово-поясничного отдела. Приобретенные – рахитические, привычные, статические, паралитические, школьные, профессиональные, травматологические, рубцовые, рефлекторно-болевые. Сколиоз развивается после столбняка, сиригномелии. 

Стато-динамические факторы приводят к развитию сколиоза в результате длительного ассиметричного положения тела, способствующего искривлению позвоночника (врожденное или приобретенное укорочение нижней конечности, односторонний вывих бедра, одностороннее плоскостопие).

Общепатологические факторы могут способствовать как возникновению, так и прогрессированию сколиоза. При наличии подобных факторов, снижающих сопротивляемость организма ребенка, возникает ряд благоприятных моментов, усиливающих действие основного фактора, вызывающего развитие сколиоза.

Причины возникновения сколиоза:

  1. Сколиозы остеопатического происхождения возникают в результате структурных изменений  в самих позвонках из-за уменьшения прочности позвонков в результате общей интоксикации организма, эндокринных и обменных нарушений, или ассиметричной нагрузки, вызывающей перегрузку позвонка с одной из сторон. Искривление позвоночника начинается с ассиметрии межпозвонковых дисков.
  2. Сколиозы меопатического происхождения возникают в результате слабости мышечно-связочного аппарата позвоночника.
  3. К группе идиопатических относят сколиозы, возникающие по причине поражения нервной системы.
  4. К возникновению дисплатического сколиоза может привести патология головного и спинного мозга.

В лечении сколиоза применяется два основных метода: оперативный и консервативный. Первый используется, в основном, при лечении прогрессирующих и запущенных форм сколиоза, второй применяется более широко. Действенными средствами консервативного лечения являются лечебная физкультура, массаж и плавание.

Занятия в плавательном бассейне оказывают на организм ребенка разностороннее воздействие. Положительно влияют на опорно-двигательный аппарат, дыхательную, нервную и сердечнососудистую системы. Занятия желательно проводить 2 раза в неделю, групповым методом. Весь курс занятий должен длиться с сентября по май и состоять из трех периодов:

  1. Подготовительный период – решаются задачи овладения элементами техники плавания, правильного ритмичного дыхания, закаливания организма, воспитание навыков правильной осанки, улучшение функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепление мышц. Осваивается техника плавания брассом.
  1. Основной период – корригирующее и стабилизирующее воздействие на искривленный позвоночник, дальнейшее укрепление мышц туловища и спины, улучшение физического развития, совершенствование функций органов кровообращения и нервной системы, закрепление навыков правильной осанки, коррекция позвоночника. Применяется плавание освоенными способами в различных сочетаниях. Применение дозированного проплывания отрезков с повышенной скоростью, ныряние в длину (повышение выносливости дыхательной мускулатуры).
  2. Заключительный период – возможно незначительное снижение нагрузки общего и специального характера с целью плавного перехода к уровню двигательной активности в летние месяцы.

Основные задачи физических упражнений в воде:

  1. Разгрузка позвоночника, создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела.
  2. Возможное исправление деформации.
  3. Воспитание правильной осанки.
  4. Улучшение координации движений.
  5. Увеличение силы и тонуса мышц.
  6. Постановка правильного дыхания.
  7. Улучшений функций сердечнососудистой и дыхательной систем.
  8. Закаливание.
  9. Приобретение навыков плавания.
  10. Развитие волевых качеств.
  11. Эмоциональная разрядка.

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное и прикладное значение. Систематические занятия способствуют воспитанию чувства коллективизма, сознательной дисциплины, организованности, настойчивости, и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков детей.

Эмоциональное значение занятий плаванием заключается в снятии психологической напряженности у больных детей. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, дыхательной мускулатуры.

Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность дыхательной мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличивает ЖЕЛ. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

Требования к лечебному плаванию:

  1. Подбор плавательных упражнений и стиля строго индивидуально
  2. Особое внимание на постановку правильного дыхания
  3. Предварительное освоение элементов плавания на суше
  4. Исключить упражнения мобилизирующие позвоночник, увеличивающие его гибкость
  5. Исключить упражнения, вращающие позвоночник
  6. Исключить приспособления для пассивного вытяжения позвоночника
  7. Добиваться увеличения паузы скольжения с самовытяжением
  8. Осторожно применять деторсионные упражнения в связи с тем, что их выполнение технически сложно, а неправильное выполнение принесет вред, связанный с увеличением торсии и нестабильности позвоночника.

Учитывая все требования, основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс с удлиненной фазой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом способе плавания плечевой пояс располагается перпендикулярно движению, руки и ноги работают симметрично в одной плоскости. Возможные увеличения подвижности позвоночника и вращательные движения корпуса, так нежелательные при сколиозе, при этом минимальны. При плавании же кролем на груди и дельфином во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в передне-заднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручивающий момент, в связи с чем, в лечебном плавании эти способы в чистом виде не могут применяться. Однако при плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплотнение – лордоз грудного отдела, возможно ввести в комплекс работу баттерфляем в полгребка без выноса рук из воды.

Дельфин недопустим при сколиозе из-за того, что толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание в поясничном отделе.

При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс с удлиненной фазой скольжения, кроль на ногах.

При сколиозе II – III степени применяются ассиметричные исходные положения. Плавание в позе коррекции после освоения брасса занимает 40 – 50% всего времени, что значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.

При сколиозе IY степени на первый план ставится задача улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а не коррекции деформации.

Применение всех видов плавательных упражнений сопровождается постановкой правильного дыхания на суше и в воде дыхательными упражнениями, дозированным плаванием с задержкой дыхания на выдохе и вдохе, с удлиненным выдохом и совершенствованием плавания.

Большинство занимающихся при начальном обучении неуверенно чувствуют себя в воде: их действия плохо координированы, не согласованы с дыханием и направлены на то, чтобы удержать себя на поверхности воды. Результат – быстрое утомление. Поэтому, прежде чем перейти к изучению техники плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с водой. Это общие упражнения на погружение, всплытие, изучение правильного дыхания. Упражнения на скольжение и постановку дыхания включаются и в занятия, посвященные освоению плавательной техники.

Подготовительные упражнения:

  1. 1 группа – упражнения на погружение. Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде. Выполнение глубокого вдоха и полного продолжительного выдоха в воду.
  2. 2 группа – упражнение на всплывание: «поплавок», «медуза», «звездочка».
  3. 3 группа – упражнения на освоение горизонтального положения тела в воде. Свободно держаться на воде лежа на груди, на спине со сменой положения рук. Переворачиваться с груди на спину и наоборот.
  4. 4 группа – скольжение. На груди с толчка, с задержкой дыхания и выдохом, с различным положением рук.
  5. 5 группа – выдох в воду. Вдох на счет»1», выдох на «2, 3, 4». Стоя у бортика, приседая, в наклоне, лежа.

Обучение технике плавания:

  1. Техника дыхания.
  2. Техника движения ногами с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.
  3. Согласование работы ног с дыханием.
  4. Техника движения руками с произвольным дыханием.
  5. Согласование работы рук с дыханием.
  6. Согласование работы рук и ног.
  7. Согласование работы рук и ног с дыханием.

Корригирующие упражнения:

При подборе корригирующих упражнений необходимо учитывать форму спины в сагиттальной плоскости (кифоз или лордоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на ней, а при кифозе наоборот. При лордозе в грудном отделе рекомендуют делать гребок брассом уже обычного. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают доску.

После упражнений лечебного плавания необходимо проделать дыхательные упражнения, которые активизируют функцию внешнего дыхания, а также способствуют снижению физической нагрузки.

Комплекс упражнений лечебного плавания при грудном сколиозе 1 степени

Упражнение

Исходное положение

Цель

Дозировка

Методические указания

1.

Вдох ртом, выдох ртом и носом, опустив голову в воду

На мелком месте, присев, голова на поверхности

Постановка дыхания, развитие дыхательной мускулатуры

8 – 10 раз

Глубокий вдох, ускоренный выдох

2.

Оттолкнувшись, скользить на груди, руки вытянуты вперед, лицо вниз ноги вместе

Присев спиной к стенке бассейна

Свободное лежание на воде в движении

4 – 6 раз

Скользить как можно дальше, удерживая таз и плечи в одной плоскости

3.

То же, на спине

Присев лицом к стенке бассейна

Свободное лежание на спине в движении

4 – 6 раз

Живот держать ближе к поверхности воды

4.

Присев, руки вперед, оттолкнувшись работать ногами кролем, с задержкой дыхания (или с доской)

Лежа на груди, руки вперед, работа ног

Статическая работа мышц спины

4 – 6 раз

Долгий выдох в воду

5.

То же, на спине

Лежа на спине руки вперед, ноги работают кролем

Статическая работа мышц спины

4 – 6 раз

Следить за правильным дыханием

6.

Руки вытянуты вперед, ноги работают брассом

Лежа на груди

Совершенствование работы ног брассом, постановка дыхания

50 – 100м

Корпус держать горизонтально, толчок ногами ускоренный

7.

То же, на спине

Лежа на спине

То же

50 – 100м

Не высовывать колени из воды, таз не опускать

8.

Глубокий вдох, полный выдох в воду

Присев или лежа на груди

Увеличение экскурсии грудной клетки, улучшение легочной вентиляции

4 – 6 раз

Лицо при выдохе погружается в воду

9.

Руки работают брассом. Ноги работают кролем

Лежа на груди

Укрепление мышц груди, спины, совершенствование работы рук брассом

50 – 100м

Следить за правильностью гребка

10.

То же, на спине

Лежа на спине

Укрепление мышц спины, уменьшение грудного кифоза при круглой спине

50 – 100м

Контроль работы рук и дыхания

11.

Брасс с удлиненной фазой скольжения

Лежа на груди

Коррекция искривления позвоночника, улучшение легочной вентиляции и кровообращения, развитие мускулатуры

50 – 100м

Следить за паузой скольжения

12.

То же, на спине

Лежа на спине

То же

50 – 100м

То же

13.

Руки работают

Лежа на спине

Тренировка мышц плечевого пояса

50 – 100м

Лежать ровно на поверхности, не прогибаться, ноги прямые

14.

То же, на спине

Лежа на спине

То же

50 – 100м

То же

15.

Руки работают кролем, доска в ногах

Лежа на груди

Тренировка мышц плечевого пояса

2 – 4 раза по 25м

Выдох под руку со стороны выпуклой дуги искривления, таз на поднимать

16.

То же, на спине

Лежа на спине

Тренировка мышц плечевого пояса

2 – 4 раза по 25м

То же

17.

Брасс в полной координации

Лежа на груди

Коррекция деформации позвоночника, развитие мышц туловища, увеличение экскурсии грудной клетки, тренировка силовой выносливости

25 – 200м спокойно или по 10 – 25м на скорость

Контроль дыхания и техники плавания

18.

Брасс на спине

Лежа на спине

То же

То же

То же

19.

Кроль на спине в полной координации

Лежа на спине

Развитие мышц туловища, конечностей, дыхательной мускулатуры, улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Развитие силовой выносливости

25 – 200м спокойно или

3 – 5 раз по

10 – 20м на скорость

Контроль техники, не допускать вращение корпуса и разбалтывания поясницы

20.

Брасс в полной координации, на одно движение рук два толчка ногами

Лежа на груди

Увеличение экскурсии грудной клетки, координация искривления позвоночника. Развитие мышц туловища и конечностей

50 – 100м

Контроль дыхания с удлиненной паузой скольжения

21.

Баттерфляй в полгребка руками, ноги работают брассом

Лежа на груди

Развитие мышц туловища и конечностей. Создание физиологического грудного кифоза при плоской спине

2 – 4 раза по 25м

Руки работают без выноса из воды, фиксировать поясничный отдел

22.

Выдохи в воду

Сидя у бортика

Восстановление дыхания

6 – 8 раз

Полный выдох в воду

Целесообразно использовать на каждом занятии 6 – 8 упражнений из комплекса.

Распределение учебного материала на учебный год.

Сколиоз 1 степени

Упражнения

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36

1.

Правила безопасности на воде

2.

Упражнения на дыхание в воде

3.

Упражнения на освоение с водой:

  1. На всплытие
  2. На освоение горизонтального положения тела

4.

Изучение скольжения

5.

Скольжение на груди и на спине

6.

Изучение элементов техники в/с и брасс

7.

Плавание на ногах в/с и брасс

8.

Закрепление правил поведения в бассейне

9.

Техника удлиненного выдоха

10.

Доставание предметов со дна

11.

Дальнейшее разучивание техники в/с и брасс

12.

Изучение спецупражнений по назначению

13.

Сведения и профилактике ОРЗ и закаливании

14.

Разучивании техники в/с и брасс по элементам

15.

Совершенствование  техники в/с и брасса с элементами и в координации

16.

Совершенствование спецупражнений по назначению

17.

Ныряние

18.

Дозированное плавание отрезков 10 – 15м

19.

Правила купания в открытых водоемах

20.

Согласование работы ног и рук с дыханием

21.

Совершенствование техники в/с и брасс

22.

Совершенствование спецупражнений

23.

Плавание по элементам и в координации в/с и брассом

24.

Скоростное  проплывание отрезков на ногах

25.

Ныряние в длину до 3 – 5м

26.

Игры в воде

27.

Контрольные занятия:

  1. Выдох в воду, «медуза»
  2. «Поплавок», «звезда», скольжение на груди и на спине
  3. Работа рук и ног в/с и брассом по элементам в/с и н/с на ногах до 12,5м
  4. Брасс на ногах 5 – 10м, н/с и брассом в координации 12м

Примечание: для лучшего усвоения материала каждое занятие целесообразно повторять 2 – 3 раза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка результатов учитывает весь комплекс консервативного лечения, а не только лечебного плавания.

В связи с наклонностью сколиоза к прогрессированию в течение всего периода роста ребенка достоверными следует считать результаты лечения, достигнутые ко времени окончания усиленного роста скелета.

При оценке следует учитывать происшедшие за время лечения изменения общего состояния ребенка, функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитание правильной осанки, общей координации движений, возрастание выносливости мышц, изменение дуги искривления позвоночника на рентгенограмме.

Проведение рациональной системы профилактических мероприятий создает условия для эффективного применения лечебной физкультуры, лечебного плавания, массажа и других средств консервативного лечения детей с начальными степенями сколиотической болезни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бородин Л.А., Назарова Р.Д. «Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков.» М., Просвещение, 1988г.
  2. Булгакова И.В. «Плавание.» 1984г.
  3. Макаренко Л.П. «Юный пловец», М., 1983г.
  4. Осокина Т.Н. «Как научить детей плавать», М., 1985г.
  5. Фарафонов М.С. «Плавание брассом», М., 1980г.
  6. Шорин Г.А., Попова Т.И., Чухарева А.А., Старцева В.П. «Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях ЛФК», Челябинск, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"

Консультация для родитеелй "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"...

Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста

Сколиоз развивается тех пор, пока растет организм (примерно до 25 лет).Поэтому о профилактике сколиоза следует заботиться, начиная с самого раннего возраста....

Консультация для родителей "Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"

Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей  « Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Спорыхина И.М.  Сколиоз развивается тех пор, пока растет организм (примерно до 25 лет).Поэтому о профилактике сколиоза следует заботиться, начиная с самого раннего возраста.Роди...

Проект "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста. Лечебное плавание"

Лечебное плавание— одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...