Фольклор в двигательной деятельности
статья по физкультуре по теме

Шаплыка Елена Владимировна

 

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Русские народные игры ценны в педагогическом отношении. По содержанию они выразительны, доступны ребенку и способствуют расширению кругозора. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют физически. 

Подготовила:   Шаплыка Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в двигательной деятельности

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни.

Привлекательны для детей в русских играх различные заклички, попевки, диалоги. Они подчеркивают характер персонажа и их действия, быстро запоминаются детьми и с удовольствием проговариваются. Что требует от детей активной умственной деятельности.

В некоторых играх ребенок должен проявить мгновенную и правильную реакцию, так как лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, проявления чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, смелости и находчивости.

В народных играх много юмора, шуток и соревновательного задора.

Давайте вспомним и научим детей играть в старые забытые игры, которые приобщают детей к национальной культуре.

Жмурки на местах

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» - «На мосту». – «Что продаешь?» - «Квас». – «Тогда ищи три года нас!».

После слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать или садиться на четвереньки. Найденный игрок становиться жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и на зовет по имени.

Корзинки

Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чье имя назвали, убегает, на его имя встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил играющего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

                                                                   

                                                                  «Стоп»

Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки. На противоположной стороне – водящий, он стоит спиной  к играющим и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!». На каждое слово водящего все играющие делают шаг в вперед. Как только водящий произнес: «Стоп», все останавливаются, а водящий поворачивается и смотрит кто из играющих не успел замереть и шевельнулся. Эти дети возвращаются на исходную позицию. Игра продолжается до тех пор пока кто-нибудь из играющих не дотронется рукой до водящего (или не подойдет близко к водящему и не встанет первым в его очерченный дом)

                                                   «Не намочи ног»

На одной стороне площадки на скамейке сидят дети (2-5 играющих). Напротив каждого играющего на противоположной стороне площадки ставятся стулья, на каждый из которых кладется флажок. На расстоянии 4-5 метров от черты рисуется болото ( ручеек), дети получают по 2 круга каждый (вырезанные из линолеума). Детям дается задание перебраться по болоту до флажка по этим кружкам «не замочив ноги». Дети кладут на пол один кружок и встают в него. , затем кладут впереди себя другой кружок и переходят уже на него до тех пор пока не переберутся на другой конец ручейка. Выигрывает тот, кто первым поднял флажок.

                                                                     

                                                                 «Горелки»

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны (2-3 метра) стоит ловящий, он стоит спиной к колонне и смотрит вперед. Играющие хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо птички летят.

Колокольчики звенят…

Раз, два, три - беги!

После слова «беги» дети, стоящие в колонне последней парой отпускают руки и бегут вперед вдоль колонн с разных сторон. И стремятся схватиться за руки снова встать в пару, но уже впереди колонны. Ловящий старается поймать кого-нибудь из пары раньше, чем дети успеют встретится и соединить руки. Если это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару, и встает впереди колонны, а оставшийся без пары становиться  ловящим. Если же ловящему не удалось поймать кого-нибудь из пары он остается в той же роли.

                                                           Волчок

С волчком ребенок начинает играть сызмала. Его моно не только просто запускать, любуясь движением, но и организовывать с ним различные коллективные игры:

  1. Дети одновременно запускают волчки : чей волчок вращается дольше других, то и выигрывает.
  2. Волчки запускают в воротики или между предметами, которые расставлены на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.
  3. Волчки пускают по очереди: Чей волчок собьет больше шариков, рассыпанных на столе, тот и выигрывает.
  4. Из цветной бумаги вырезают круги или квадраты – игровое поле. Дети одновременно пускают волчки, каждый на своем игровом поле: чей волчок не сойдет со своего игрового поля, тот выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор аша балаларның иҗади активлыгын үстерүгә интеграль якын килү / Развитие творческой личности дошкольников средствами фольклора через интегративную деятельность

     Әкиятләр ярдәмендә интеграль шөгыльләр үткәрү иң үтемле чараларның берсе. Интеграль шөгыльләнгәндә төрле белем өлкәләрендә алган күнекмәләр бер-берсен тулыландырып тора. Инт...

Фольклор в двигательной активности детей

Фольклор в двигательной активности детей....

Семинар для педагогов "Использование фольклора в двигательной активности дошкольников"

Использование фольклора в двигательной активности  дошкольников       На современном этапе  одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здор...

Методические рекомендации. Использование фольклора в двигательной активности детей.

Методические рекомендации. Использование фолльклора в двигательной активности детей....

Фольклор в двигательной активности

сообщение из опыта работы об использовании фольклора в физкультурном воспитании...

Использование фольклора в двигательной активности дошкольников

Использование фольклора в двигательной активности дошкольников...