двигательная активность- важное условие для всестороннего равития и воспитания ребенка
статья по физкультуре по теме

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двигательная  активность – важное условие  для всестороннего  развития  и  воспитания  ребенка.

Воспитатель

Дубинская В.А.  г.Руза

Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Оформление участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга.

При планировании воспитателями прогулок в планах ВОР, важно соблюдать все 5 этапов.

  1. Наблюдение;
  2. Трудовая деятельность;
  3. Игровая деятельность;
  4. Индивидуальная работа;
  5. Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения: 

  1. в планах ВОР указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится;
  2. наблюдения за живыми и неживыми объектами;
  3. наблюдения за явлениями окружающей действительности.

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда – индивидуальные групповые поручения,   коллективный труд.

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры

Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”); игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”); игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).

В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Подвижные игры активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

В занятие физической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: "Воробушки и кот" (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и "Найди флажок" (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок).

Со второй младшей группой (четвертый год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними - подвижные игры.

При менее благоприятной погоде (весной, поздней осенью) занятия могут быть построены преимущественно из игровых упражнений и подвижных игр.

Физические упражнения чаще всего предшествуют игре. Например, сначала воспитатель организует игровое упражнение «С кочки на кочку» (прыжки на двух ногах из кружка в кружок), затем проводит игру «Найди свой домик» (кружки, начерченные для прыжков, могут служить детям домиками). При сочетании игр со спортивными упражнениями порядок может быть обратным. Вначале педагог организует воспитанников на игру, чтобы немного разогреть их, провести разминку, а после дает им возможность поупражняться в ходьбе на лыжах, катании на санках, езде на велосипеде.
Физические упражнения могут быть включены непосредственно в содержание подвижной игры. Это особенно удобно, когда игра уже знакома малышам и ее требуется усложнить в целях повышения двигательной активности детей. Например, в игру «Поезд» вносится такое дополнение: дети уезжают на поезде далеко в лес, бегают, прыгают, ходят по бревну и т. п. Затем по сигналу воспитателя участники игры строятся друг за другом и уезжают домой.

Во второй младшей группе при подготовке к подвижным играм и физическим упражнениям с детьми четвертого года жизни необходимо соблюдение следующих основных требований: знание воспитателем практического материала, создание условий, в которых будут проводиться подвижные игры и упражнения, наличие необходимых пособий (крупных и мелких) и удобное их размещение. Важным фактором повышения эффективности игр является продумывание педагогом приемов активизации детей, индивидуального подхода, назначения воспитанников на ответственные роли, такой организации детей, которая помогла бы усложнить их игровые действия, и т. п.
Если малыши ранее не встречались с персонажами предстоящей игры, детей следует познакомить с ними заранее. Делать это лучше всего в свободное от занятий время. Можно, например, на участке понаблюдать, как прыгают воробушки, рассмотреть иллюстрацию, на которой изображены наседка и цыплята, зайчик или другие животные. Целесообразно предложить тут же детям проделать движения, характерные для этих персонажей, чтобы при объяснении игры не тратить время на их усвоение.

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

В самостоятельной детской деятельности следует поощрять применение дошкольниками двигательных умений, полученных на занятиях. Необходимо способствовать организации игр с мячом, обручем, а также игры в кегли.
Детей этого возраста очень привлекают качели и карусели, такие игры, как «Прятки», «Жмурки». Педагог должен создавать условия для проведения этих игр и оказывать воспитанникам помощь в их организации. Зимой дети катают санки, перевозят снег, кукол, друг друга. С невысокой горки они катаются на санках с помощью воспитателя и самостоятельно. С самого начала нужно приучать малышей спускаться с горки только тогда, когда на склоне никого нет, подниматься по ступенькам.

Полезно подключать более старших детей к созданию условий для игр и упражнений маленьких, к помощи им в овладении разнообразными движениями. Педагог должен постоянно наблюдать за самостоятельной двигательной деятельностью воспитанников, направлять интересы детей так, чтобы игры с повышенной интенсивностью движений чередовались с более спокойными.

 В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.