Консультация Правильное применение, физических упражнений - залог полноценного развития детей
статья по физкультуре по теме

Консультация

Правильное применение,

физических упражнений - залог

полноценного развития детей

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_primenenie_fiz._uprazhneniy.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 212»

Консультация

Правильное применение,

физических упражнений - залог

полноценного развития детей

Подготовил: инструктор

по физ. культуре   Филиппова Г.А.

г. Зима

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами:

1) Гимнастикой

21 Подвижными и спортивными играми

3] Спортивными упражнениями

4) Простейшим туризмом

Движение — главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Вот почему необходимо с первых же дней жизни приучать ребенка к многообразным формам и способам движении, развивать его мускулатуру.

Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха (примерно на 1/4), чем при дыхании ртом.

Жизнедеятельность организма регулируется центральной нервной системой. Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшают соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.

В детстве, благодаря высокой пластичности нервной системы, легче
образуются условнорефлекторные связи, вырабатываются новые сочетания
движений,
        которые  ведут,  к образованию  навыков многочисленных

движений, необходимых человеку в жизни. Поэтому-то и нужно обучение детей естественным движениям начинать в дошкольном возрасте.

Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают навыки поведения в коллективе, способность проявлять волевые усилия, развивают инициативу и самостоятельность, помогают выработать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом, привить важнейшие гигиенические навыки.

Вовлекать ребят в занятия физической культурой нужно постепенно, день за днем приучая их ко все более сложным движениям, последовательно увеличивая нагрузку.

Для детей дошкольного возраста наиболее полезны упражнения в так называемых основных движениях (упражнения в ходьбе, беге, равновесии, бросании и ловле предметов, лазании). Большинство этих движений широко используются в разнообразных играх-заданиях с двигательным содержанием и подвижных сюжетных играх.

Упражнения в основных движениях помогают ребенку-дошкольнику учиться правильно и быстро ходить, бегать, легко и ловко прыгать, далеко и метко бросать различные предметы, попадать ими в цель и ловить их, передвигаться по повышенной опоре, сохраняя равновесие, ползать, преодолевать препятствия во время лазания и т. д. Усвоение навыков основных движений обогащает двигательный опыт детей, помогает воспитать ловкость, смелость, активность, самостоятельность.

Также    необходимы    в    жизни    движения,    на    которых    строятся

упражнения спортивного характера. К ним относятся несколько самостоятельных видов двигательной деятельности: зимой—ходьба на лыжах, катание на коньках и санках, скольжение по ледяным дорожкам, летом - езда на спортроллерах, самокатах и велосипедах, плавание, различные игры в мяч, лапта, городки и т. п.

При соответствующем элементарном обучении дошкольники легко овладевают основами техники всех этих движении и знакомятся с различными видами спорта: это помогает ребенку позже, в школьные годы, сделать выбор для серьезных занятий в одном из них.

Для маленьких детей полезны гимнастические общеразвивающие

упражнения, которые влияют преимущественно на те или иные группы

мышц.

Гимнастические упражнения приучают детей к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме, а иногда и с музыкальным сопровождением. Многие из этих упражнений выполняются с различными предметами — флажками, обручами и т. п. Гимнастические упражнения составляют основное содержание утренней гимнастики, которая должна быть обязательна для всех детей дошкольного возраста.

Наиболее полезны для детей-дошкольников физические упражнения, в которых широкие размашистые движения вызывают активные действия крупных мышечных групп рук, ног и туловища. Важно, чтобы во время мышечной работы происходило постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что создает хорошие условия для их работы и отдыха, для деятельности нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма. Ритмичность мышечной деятельности способствует согласованности движений с дыханием.

Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнении), а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением). Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер, например, ходьба на лыжах на определенное расстояние, повторное прохождение отрезков дистанции через заданные интервалы времени. Отдыхая между упражнениями, ребенок может находиться в состоянии относительного покоя (стоять, сидеть) или заниматься другим видом деятельности (спокойно ходить после прыжков с разбега), т. е. отдыхать активно. Другая отличительная черта методики физического воспитания связана с возможностью освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности.

Предельные физические нагрузки в некоторых случаях особенно при выполнении силовых упражнений, поднятии тяжестей, длительном пребывании в неудобной позе, могут повести к остановке роста ребенка, вызвать деформацию скелета.

К сожалению, иногда можно наблюдать, как взрослые поощряют выполнение детьми сложных и непосильных для них упражнений. Опасность усугубляется тем, что па первый взгляд никаких признаков неблагополучия незаметно. Но с течением времени, если продолжать выполнять непосильные упражнения, у детей могут появиться различные отклонения от нормы физического развития.

Так, иногда родители, желая продемонстрировать ловкость маленького ребенка, заставляют его спрыгивать с высоких предметов — кровати, стула, стола. Малышу не страшно. Он смеется и радостно выполняет просьбу взрослого, не подозревая, как это для него опасно. Ведь суставы и связки нижних конечностей у ребенка еще не окрепли, не закончился и процесс окостенения стопы (даже у подростков 13—-14 лет он еще не завершен). Сильное напряжение, особенно при спрыгивании на твердый грунт, может повлечь за собой плоскостопие и повреждения в области тазобедренного сустава.

Нередко, подражая взрослым, дети увлекаются поднятием тяжелых предметов, например, гантелей, гирь. Необходимо объяснить детям, что значительная силовая нагрузка при поднятии тяжестей, многократном подтягивании на руках, отжимании на руках в упоре и других упражнениях неблагоприятна для неоформившегося позвоночника. Кроме того, эти упражнения связаны с сильным напряжением, вызывающим нарушение притока крови к сердцу, задержку дыхания, что неблагоприятно для организма ребенка.

Следует ограничивать длительное катание детей на самокате, прыжки в «классы»,  и  со  скакалкой  всё  время  на  одной  ноге.  Продолжительная

нагрузка на одну и ту же ногу может вызвать искривление позвоночника, неблагоприятно сказаться на формировании правильной осанки. Организм будет развиваться пропорционально, если нагрузка на правую и левую сторону будет одинаковой.

Маленькому ребенку вредно ездить на взрослом велосипеде в том случае, если ноги не достают до педалей. На таком велосипеде дети обычно ездят, сильно согнувшись или скользя на седле с одной стороны на другую.

Следовательно, закаляя и тренируя детский организм, нельзя переходить границы его физиологических возможностей. Всякое активное движение должно сопровождаться отдыхом, спокойными занятиями.

Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка, не следует, однако, считать, что чем более насыщено занятие физическими упражнениями, чем выше его моторная плотность и двигательная активность детей, тем благотворнее это будет сказываться на их развитии. На самом деле физическая культура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объем и характер нагрузки будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологических функций детского организма.

Таким образом рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребенку и осуществлении всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.  

В дошкольном возрасте целесообразнее всего комплексное использование самых разнообразных физических упражнений, с тем чтобы ребенок нормально рос, разносторонне развивался и овладевал необходимыми двигательными навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие педагога с семьёй - залог полноценного развития ребёнка.

Обобщение опыта. Примерный план совместной работы с родителями. Фотоматериалы....

Консультация для родителей "Влияние физических упражнений на умственное развитие детей"

Показать влияние физических упражнений на умственное развитие детей можно  при нормальном  развитии детского организма. Наверное, вы думаете что возможно подобрать упражнения только  дл...

Консультация для родителей: "Физические упражнения, как средство развития психики детей"

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способству...

Двигательная активность-залог полноценного развития детей 2-3 лет.

В первые годы жизни двигательная активность является основой всестороннего развития ребенка.В детстве закладывается фундамент здоровья и физического развития ребёнка. Успех в любой деятельности во мно...