Главные вкладки

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
    статья по физкультуре по теме

    Гудукина Ирина Владимировна

    Эксперимент + работа с родителями!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon научный эксперимент72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

    Выполнила: Гудукина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 149».

    Семья – основа формирования образа жизни и здоровья ребенка.
    За последние десятилетия отмечается стабильная тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. На его формирование оказывают многие факторы, но особое место занимают семейные факторы. Именно в семье ребенок учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботиться о его физическом и психическом развитии.

    Актуальность проблемы формирования образа жизни ребенка в семье определена тем, что образ жизни является ведущим фактором, определяющим состояние здоровья человека, а также тем, что формирование других семейных факторов риска развития заболеваний определяется поведением семьи (образом жизни) при выполнении семьей ее функций. Прежде всего, таких как медицинская, направленная на сохранение здоровья, воспитательная, направленная на первичную социализацию ребенка, психологическая, направленная на сохранение психологического здоровья, репродуктивная, направленная на воспроизводство населения, производственная, направленная на жизнеобеспечение семьи, и культурная, направленная на саморазвитие семьи.

    Почему сегодня так остро стоит вопрос о создании полноценной, здоровой семьи? Потому что только такая семья может стать национальным достоянием общества. А для этого необходимо формировать здоровый образ жизни и, прежде всего, это следует начинать с самого рождения  ребёнка. Необходимо совершенствовать семейную политику государства, обеспечить право каждой семьи на комфортную, безбедную жизнь, право каждого человека на выбор семейных ценностей и образа жизни, разработать и реализовывать меры, в том числе экономического порядка, по поддержанию семьями нравственной культуры, образа жизни, соответствующего сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию устойчивых навыков и положительной мотивации к сохранению его основ при формировании самостоятельной семьи, повысить информированность родителей о роли семейных факторов в формировании здоровья ребенка и о путях их коррекции.

    Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
    - положительная динамика физического состояния ребенка;
    - уменьшение заболеваемости;
    - формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
    - снижение уровня тревожности и агрессивности.

    Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри  семьи, в которой  родился и воспитывался ребенок.

    Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить  искусству укрепления здоровья.

    Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Дети должны осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

    Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

    Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

    Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.

    Формирование  ЗОЖ служит укреплению  всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие  семейные  традиции, понять  значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить  нормы и этику отношений с родителями и  другими  членами  семьи.

    Цель: Выявление  влияния семьи  на формирование здорового образа жизни у детей через объединение участников процесса в совместной деятельности.

    Задачи: 1. определить участников экспериментальной деятельности;

    2. провести  опрос родителей, данные занести в таблицу;

    3. предложить комплекс спортивных мероприятий;

    4. проанализировать результаты экспериментальной деятельности;

    5. разработать рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни в семье.

    Методы: опросы, эксперимент.

    В средней группе детей провели опрос среди родителей и выявили желающих участвовать в необычном эксперименте, длительность которого 2 месяца. Родителям было предложено ответить на вопросы предложенной таблицы (см. таблица № 1).

    1этап

    Таблица № 1 «Опрос родителей детей 4-5 лет, посещающих ДОУ».

    Ф. И. ребёнка

    Как много Вы уделяете время ребёнку в течение дня (больше 30мин.)?

    Занимаетесь ли  вы с ребёнком каким-либо видом спорта?

    Делаете ли зарядку по утрам?

    Смотрите ли с ребёнком спортивные игры?

    Часто ли болеет Ваш ребёнок?

    да

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    1. А.Д.

    2. Б.А.

    3. Б.П.

    4. В.Е.

    5. Е.П.

    6. К.И.

    7. К.А.

    8. К.А.

    9. К.Е.

    10. Л.С.

    11. М.А.

    12. М.А.

    +


    +








    +


    +


    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +


    +



    +








    +

    +

    +


    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +


    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +







    +



    +


    +

    +

    +

    +

    +

    +


    +

    +


    +

    +

    +

    +

    +


    +

    +

    +



    +

    +

    +




    +




    +

    +



     

    2 этап

    Эксперимент.

    Время проведения эксперимента – два месяца. Родителям было предложено посетить такие мероприятия, как «Семейный клуб», где рассматривалась проблема физического воспитания; посетить физкультурные занятия, где родители могли увидеть физические способности своих детей и познакомиться с результатами диагностики по физическому воспитанию; участие в спортивном мероприятии «Моя семья готовится к Олимпиаде!» (итоговое мероприятие). А также были предложены родителям задания, которые они должны выполнить вместе с детьми в течение всего времени эксперимента:

    1. комплекс утренней гимнастики;
    2. просмотреть передачи спортивного характера;
    3. найти спортивную секцию и посещать её в течение двух месяцев.

    3 этап

    Таблица № 2 «Опрос родителей детей, посещающих ДОУ» (спустя 2 месяца).

    Ф. И. ребёнка

    Как много Вы уделяете время ребёнку в течение дня (больше 30мин.)?

    Занимаетесь ли  вы с ребёнком каким-либо видом спорта?

    Делаете ли зарядку по утрам?

    Смотрите ли с ребёнком спортивные игры?

    Часто ли болеет Ваш ребёнок?

    да

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    1. А.Д.

    2. Б.А.

    3. Б.П.

    4. В.Е.

    5. Е.П.

    6. К.И.

    7. К.А.

    8. К.А.

    9. К.Е.

    10. Л.С.

    11. М.А.

    12. М.А.

    +

    +

    +


    +

    +


    +

    +

    +

    +

    +




    +



    +






    +

    +


    +


    +

    +

    +


    +

    +



    +


    +




    +


    +

    +

    +

    +


    +

    +

    +

    +


    +

    +




    +





    +



    +


    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +


    +

    +

    +

    +








    +






    +






    +

    +

    +

    +

    +

    +


    +

    +

    +

    +

    +

    Вывод: Желающих поучаствовать в эксперименте оказалось 12 семей. Данные таблицы № 1 говорят нам о том, что физическому развитию в семье не уделяется особого внимания, только единицы прививают своим детям интерес к спорту и физической культуре.

    После проведённого эксперимента результаты  исследования показали (см. табл. № 2), что влияние семьи на формирование ЗОЖ у детей велико. Совместная спортивная деятельность взрослых и детей объединила семьи: родители стали больше времени проводить со своими детьми, а дети, переживая поддержку родителей, с удовольствием занимаются физической культурой в различных её проявлениях: посещают спортивные секции, танцевальные кружки, делают зарядку и т.д., даже после проведения данного эксперимента.

    Рекомендации для родителей на темы: «Физическое развитие ребенка: с чего начать?», «Советы, где и как следует заниматься спортом», «Спорт и дети: в какую секцию отдать?», рубрика «Знаете ли вы, что…», «Правила и требования во время использования спортивного комплекса дома».

    Литература

    1. О.Б.Казина, «Веселая физкультура для детей и их родителей», М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    2. Н.И.Бочарова, «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста», М.: Аркти, 2003.

    3. Т.Н.Зенина, «Родительские собрания в детском саду», М.: Педагогическое общество России, 2007.

    4. «Дошкольное воспитание» №6, 2008, И. Стародубцева «Физическое воспитание; инновационные технологии».

    5. Э.Я. Степаненкова, «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 – стр. 326-329.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

    Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, эт...

    Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

    Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая ил...

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

    в консультации раскрывается роль родителей в формировании их воспитания.и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способству...

    Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

    «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отноше...

    Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

    Как выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью...

    Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

    Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...