Консультация для воспитателей
методическая разработка по физкультуре по теме

Преображенская Светлана Витальевна

 

Консультация для воспитателей

«Рост, физическое и психическое развитие ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Рост, физическое и психическое развитие ребенка»

Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Наибольшую тревогу специалистов вызывают дети раннего и дошкольного возраста. Первые семь лет жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. С этим возрастом связано большинство критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Поэтому особые требования предъявляются к профессиональным качествам педагогов, работающих с дошкольниками, и предполагает активную позицию родителей. Крайне важна осведомленность воспитателей ДОУ в широком круге проблем, касающихся здоровья, включая факторы, влияющие на его формирование, вопросы физиологии развития детей, профилактики и оздоровления, а также ориентированность в области социальной педиатрии и педагогики. К числу базовых знаний следует отнести морфофункциональные особенности и закономерности развития детей в разные возрастные периоды.

Ребенок - быстро развивающийся организм, имеющий длительный период формирования, в течение которого происходят изменения ряда характеристик, что находит отражение в известной «возрастной периодизации».

Говоря о здоровье и развитии ребенка, следует исходить из его биосоциальной сущности, имеющей две генетически детерминированные программы - биологическую и социальную. Они реализуются в совокупности, меняя свое доминантное значение в различные периоды развития.

Биологическая программа заложена в хромосомном наборе, который ребенок получает от родителей, и сохраняет свое главенствующее значение на протяжении всего срока внутриутробного развития.

 После рождения идет дальнейшая реализация биологической программы развития, но для формирования оптимальных показателей требуется дополнительное воздействие социальных условий, необходимых как для морфологического, так и для функционального созревания. Например, развитие костно-мышечной системы связано с обеспечением необходимой двигательной активности; развитие головного мозга зависит от поступающей из внешней среды информации. Таким образом, реализация биологической программы требует определенных социальных условий, а осуществление социальной программы развития ребенка вообще невозможно без социальных воздействий.

Важной особенностью раннего и дошкольного периода является тесная взаимосвязь физического и психического развития ребенка, а также его состояние здоровья. Наиболее ярко это проявляется в раннем возрасте, поскольку именно в этот период процессы созревания протекают особенно бурно. Но и в другие возрастные периоды эта взаимосвязь сохраняется. Нарушения в психологической сфере и со стороны нервной системы влияют на физическую активность и соматическое здоровье ребенка; в то же время болезнь снижает как физическую, так и психическую активность.

Ребенок раннего и дошкольного возраста зависим от окружающих его взрослых, условий жизни и воспитания. То, что закладывается взрослыми в этот период, во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.

 Что надо знать о нарушениях осанки  у дошкольников?

С

остояние осанки человека при первоначальном знакомстве с ним дает много невербальной информации о том, как человек физически развит, занимался ли он спортом или танцами; в некоторых случаях может служить индикатором состояния здоровья и даже рассказать о самочувствии и настроении.

Человек с прямой спиной и поднятой головой производит впечатление гордого, весьма уверенного в себе, удачливого и уважаемого. А человек сутулый, с опущенными плечами кажется неуверенным, погрязшим в неразрешимых проблемах, невезучим, пребывающим в подавленном настроении. Сутулая спина и опущенный взгляд собеседника вызывают ощущение безысходности, покорности всему и вся, в то время как ровная спина послушницы монастыря вкупе с опущенным взглядом вызывает совсем другие ассоциации - осознанного приятия ситуации.

Формирование осанки происходит в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово - копчиковый – выпуклостью назад. Когда ребенок овладевает способностью поднимать и удерживать голову, появляется шейный изгиб (лордоз) позвоночника.

Грудной кифоз формируется во время сидения малыша, а поясничный лордоз – когда он начинает активно ползать, вставать на ноги и ходить. Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются у детей к старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) и играют важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от сотрясений и толчков, так как позвоночник приобретает способность пружинить при ходьбе, беге, прыжках. Окончательное формирование физиологических изгибов позвоночника заканчивается в подростковом возрасте.

Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называют привычной осанкой. Поддержание правильной осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Что же принято понимать под термином «правильная осанка»?

Осанка считается правильной, или нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Дефектами или нарушениями осанки принято называть отклонения от нормальной осанки, не считающиеся заболеваниями в полном смысле этого слова. При функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата или при дефектах осанки образуется динамический стереотип поведения, закрепляющий неправильное положение тела в пространстве, а навык поддержания правильной осанки утрачивается.

Физическое здоровье – привычный вопрос для обсуждения. А что нам известно о психическом здоровье, о связи его со здоровьем физическим, о влиянии душевного благополучия на процессы развития малыша? 

Психическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех психических  функций и душевных качеств.

 Особая роль, направленная на охрану и укрепление психического здоровья детей, на выявление отклонений в психическом развитии, нацеленная на просветительную, обучающую работу с родителями, принадлежит педагогам, работающим в дошкольных учреждениях. Именно они первыми сталкиваются со всеми наболевшими вопросами охраны психического здоровья детей. Именно они, проявляющие внимательное, заинтересованное отношение к ребенку, понимающие закономерности развития детской психики, могут подсказать родителям верное направление в решении тех или иных проблем, возникающих у малыша, выявить формирующееся отклонение, посоветовать правильные педагогические подходы в воспитании.  Педагоги  обращают внимание на взаимосвязь психического состояния ребенка и его здоровья. Важнейшим условием благополучного психического развития является физическое здоровье. Созревание и развитие организма требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира и позитивными эмоциями, без которых невозможна познавательная деятельность малыша. Чем активнее ребенок, чем больше интереса вызывает у него окружающий мир, тем больше необходимой для развития стимуляции получает его нервная система, тем полноценнее и гармоничнее «руководит» она всеми функциями организма. В то же время нарушения физического здоровья, снижая психоэмоциональный тонус, негативно влияют на развитие ребенка, могут приводить к запаздыванию созревания психических функций.

Психоэмоциональное состояние малыша оказывает существенное воздействие на его физическое состояние. В последние десятилетия все больший интерес врачей и психологов вызывают так называемые психосоматические заболевания. Задумаемся: можно ли провести границу, где кончаются болезни тела и начинаются болезни души? И наоборот, когда душевное страдание человека, в том числе и маленького, проявляется нарушением телесных функций? Многие дети, попавшие на прием к детскому врачу, наряду с «обычными» проявлениями болезней причинным повышением температуры, снижением иммунитета с частыми простудами, сосудистой дистонией. Все это заставляет врачей искать те механизмы и истинные причины, которые лежат в основе конкретного заболевания. Известно: только воздействуя на них, можно добиться успеха в лечении.

 Другая, не менее важная роль  - это роль взрослого в обеспечении здоровья и развития ребенка, в формировании его душевного состояния, социальных установок и взаимодействий. Взрослый создает условия, необходимые для двигательного и умственного развития малыша, ухаживает за ним, обеспечивает режим и питание, создает вокруг него поле эмоций и отношений, которые ребенок впитывает, не осознавая, не будучи способным критически к ним отнестись. От взрослого зависит, с каким багажом установок и самоощущений войдет ребенок в большой мир, как сложатся его отношения с другими людьми и с самим собой. В обществе не существует «ребенка самого по себе» как отдельно взятой единицы. Все детские проявления и потребности оцениваются через призму взрослого восприятия, все воздействия, как развивающие, поддерживающие, так и травмирующие детскую душу, осуществляются взрослыми. Изолированно, вне системы «взрослый - ребенок» невозможно рассматривать и оценивать факторы, влияющие на детское развитие, физическое и психическое здоровье.

Многие из нас хранят в душе образ близких - родителей, педагогов, воспитателей, оказавшихся мудрыми проводниками добрых идей из большого мира в наши души. К сожалению, повезло не всем.

Перед специалистами открывается широкое поле для работы, направленной на повышение родительской компетентности, обучение родителей методам ненасильственного воспитания, пониманию причин детского поведения, на исключение нереальных родительских ожиданий по отношению к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...