«Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников»
статья по физкультуре по теме

Савельева Елена Константиновна

 

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит:

  - от организации физического воспитания детей,

 - от уровня их двигательной подготовленности,

 - от условий жизни,

 - от индивидуальных особенностей,

 - от телосложения и функциональных возможностей              

   растущего организма

     Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются:

- жизнерадостностью,

- бодростью духа,

- высокой работоспособностью


    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников»

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит:

  - от организации физического воспитания детей,

 - от уровня их двигательной подготовленности,

 - от условий жизни,

 - от индивидуальных особенностей,

 - от телосложения и функциональных возможностей              

   растущего организма

     Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются:

- жизнерадостностью,

- бодростью духа,

- высокой работоспособностью

     Мы считаем, что при организации двигательной активности необходимо уделить большое внимание планированию, что наиболее рационально делать по этапам:

        1-ый этап педагогического процесса – «Утро»

2-ой этап – «Прогулка»

3-ий этап – «Вторая половина дня»

Этапы – это условное деление физкультурно- оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы.

«Утро» - самый короткий по времени этап, но самый насыщенный по воспитательно-образовательным мероприятиям. Поэтому целесообразно планировать двигательную активность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной деятельности, продумать размещение физкультурного инвентаря, различных материалов.

Мы предлагаем в группе сделать уголок «спортсмена», где бы помещалось всё необходимое оборудование, дидактические игры («Назови вид спорта», «Кому, что нужно для игры»), рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбомов и журналов «Забочусь о своём здоровье».

     На данном этапе желательно планировать игры малой и средней подвижности:

«Пронеси предмет между кеглями»,

«Кто больше наберёт очков»,

«Кто быстрее смотает верёвочку»,

 «Не намочи ноги»,

«Настольный баскетбол» и другие.

     Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большей подвижности:

«Колокольчик»,

«Кто быстрее построит башню»,

«Бездомный заяц»,

«Перетяжки»,

«Кто быстрее соберёт предметы»

Если предстоит физкультурное занятие, то планируем спокойную деятельность:

«Найди, что спрятано»,

«Подбрось – поймай»,

«Угадай, кого нет»,

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

      Можно организовать подготовительные упражнения для разогрева определённых групп мышц. Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирения.

       Второй этап процесса – «Прогулка». В течение дня она организуется дважды: утром и вечером.

       При планировании необходимо учитывать, какие занятия предшествовали ей: если носили подвижный характер, то лучше начать с наблюдения, если дети, наоборот, были ограничены в движениях, то лучше начать с подвижных и спортивных игр.

      Мы рекомендуем проводить одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами, а также игровые упражнения для индивидуальной работы. Хорошим средством для закрепления основных элементов движений или с целью отработки двигательного навыка является подвижная сюжетная игра.

     Важно в прогулку включать и игры спортивного плана (зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки), а также спортивные упражнения (зимой – катание на санках, ледянках, ходьба на лыжах, катание на коньках; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокатах, роликах).

     Третий этап пед.процесса – «Вторая половина дня». Основная задача которого – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации мы создаём положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих процедур мы планируем активный отдых детей.

     Компоненты активного отдыха – это физкультурные праздники, досуг, дни здоровья. Деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственных нагрузок, креплению их здоровья.

     Также во второй половине дня важно организовывать и самостоятельную двигательную деятельность с использованием карточек для выполнения заданий – упражнений. Вечером, перед уходом детей, лучше предлагать спокойные, настольные игры, дыхательные упражнения, тренинги, релаксацию под музыку.

       На формирование детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей спортом. Поэтому мы постоянно предлагаем родителям наглядные консультации, проводим Дни открытых дверей, приглашаем к участию в спортивных праздниках.

      В дополнение к обычным физкультурным занятиям мы предлагаем раз в неделю проводить физкультурно-познавательные занятия, основные задачи которых:

- воспитывать интерес к движениям и желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- углублять знания о пользе физических упражнений;

- о роли двигательной активности;

- формировать элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека;

- о полезных и вредных привычках;

- о предупреждении некоторых заболеваний и травматизма;

- учить приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу;

- воспитывать нравственные качества дошкольников.

Нами разработаны темы физкультурно-познавательных занятий:

«Как стать силачом», «Мои помощники», «Сколькими способами может передвигаться человек», «Что лучше: руки или ноги?», «Футбольное поле чудес», «Здравствуй! «Белый медвежонок»» и другие.

Физкультурно-познавательные занятия помогают формировать у дошкольников интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики на коррекционно- развивающих занятиях» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете об использовании логопедической ритмики на коррекционно- развивающих занятиях учителя- логопеда....

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...

Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников (консультация для педагогов)

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит:  - от организации физического воспитания детей, - от уровня их двигательной подготов...

Организация двигательной активности дошкольников с ЗПР на логопедических занятиях

Данная презентация содержит игры и упражнения, направленные на развитие двигательной активности у детей ЗПР на логопедических занятиях...