Главные вкладки

    «Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников»
    статья по физкультуре по теме

    Савельева Елена Константиновна

     

    Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит:

      - от организации физического воспитания детей,

     - от уровня их двигательной подготовленности,

     - от условий жизни,

     - от индивидуальных особенностей,

     - от телосложения и функциональных возможностей              

       растущего организма

         Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются:

    - жизнерадостностью,

    - бодростью духа,

    - высокой работоспособностью


        

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников»

    Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит:

      - от организации физического воспитания детей,

     - от уровня их двигательной подготовленности,

     - от условий жизни,

     - от индивидуальных особенностей,

     - от телосложения и функциональных возможностей              

       растущего организма

         Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются:

    - жизнерадостностью,

    - бодростью духа,

    - высокой работоспособностью

         Мы считаем, что при организации двигательной активности необходимо уделить большое внимание планированию, что наиболее рационально делать по этапам:

            1-ый этап педагогического процесса – «Утро»

    2-ой этап – «Прогулка»

    3-ий этап – «Вторая половина дня»

    Этапы – это условное деление физкультурно- оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы.

    «Утро» - самый короткий по времени этап, но самый насыщенный по воспитательно-образовательным мероприятиям. Поэтому целесообразно планировать двигательную активность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной деятельности, продумать размещение физкультурного инвентаря, различных материалов.

    Мы предлагаем в группе сделать уголок «спортсмена», где бы помещалось всё необходимое оборудование, дидактические игры («Назови вид спорта», «Кому, что нужно для игры»), рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбомов и журналов «Забочусь о своём здоровье».

         На данном этапе желательно планировать игры малой и средней подвижности:

    «Пронеси предмет между кеглями»,

    «Кто больше наберёт очков»,

    «Кто быстрее смотает верёвочку»,

     «Не намочи ноги»,

    «Настольный баскетбол» и другие.

         Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большей подвижности:

    «Колокольчик»,

    «Кто быстрее построит башню»,

    «Бездомный заяц»,

    «Перетяжки»,

    «Кто быстрее соберёт предметы»

    Если предстоит физкультурное занятие, то планируем спокойную деятельность:

    «Найди, что спрятано»,

    «Подбрось – поймай»,

    «Угадай, кого нет»,

    «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

          Можно организовать подготовительные упражнения для разогрева определённых групп мышц. Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирения.

           Второй этап процесса – «Прогулка». В течение дня она организуется дважды: утром и вечером.

           При планировании необходимо учитывать, какие занятия предшествовали ей: если носили подвижный характер, то лучше начать с наблюдения, если дети, наоборот, были ограничены в движениях, то лучше начать с подвижных и спортивных игр.

          Мы рекомендуем проводить одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами, а также игровые упражнения для индивидуальной работы. Хорошим средством для закрепления основных элементов движений или с целью отработки двигательного навыка является подвижная сюжетная игра.

         Важно в прогулку включать и игры спортивного плана (зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки), а также спортивные упражнения (зимой – катание на санках, ледянках, ходьба на лыжах, катание на коньках; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокатах, роликах).

         Третий этап пед.процесса – «Вторая половина дня». Основная задача которого – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации мы создаём положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих процедур мы планируем активный отдых детей.

         Компоненты активного отдыха – это физкультурные праздники, досуг, дни здоровья. Деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственных нагрузок, креплению их здоровья.

         Также во второй половине дня важно организовывать и самостоятельную двигательную деятельность с использованием карточек для выполнения заданий – упражнений. Вечером, перед уходом детей, лучше предлагать спокойные, настольные игры, дыхательные упражнения, тренинги, релаксацию под музыку.

           На формирование детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей спортом. Поэтому мы постоянно предлагаем родителям наглядные консультации, проводим Дни открытых дверей, приглашаем к участию в спортивных праздниках.

          В дополнение к обычным физкультурным занятиям мы предлагаем раз в неделю проводить физкультурно-познавательные занятия, основные задачи которых:

    - воспитывать интерес к движениям и желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

    - углублять знания о пользе физических упражнений;

    - о роли двигательной активности;

    - формировать элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека;

    - о полезных и вредных привычках;

    - о предупреждении некоторых заболеваний и травматизма;

    - учить приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу;

    - воспитывать нравственные качества дошкольников.

    Нами разработаны темы физкультурно-познавательных занятий:

    «Как стать силачом», «Мои помощники», «Сколькими способами может передвигаться человек», «Что лучше: руки или ноги?», «Футбольное поле чудес», «Здравствуй! «Белый медвежонок»» и другие.

    Физкультурно-познавательные занятия помогают формировать у дошкольников интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

    Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

    Методическая разработка : "Организация двигательной активности и зимних прогулок дошкольников"

    В этом материале описывается создание благоприятных  условий для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений на прогулке....

    «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики на коррекционно- развивающих занятиях» (из опыта работы)

    Выступление на педагогическом совете об использовании логопедической ритмики на коррекционно- развивающих занятиях учителя- логопеда....

    "Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

    консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

    Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

    Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...