Конспекты занятий по формированию здорового образа жизни "Для чего нужны глаза", "Дыхание и легкие"
план-конспект занятия по физкультуре на тему

Чернышова Елена Владимировна

 

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Для более полной, эффективной работы в данном направлении  и были разработаны предлагаемые физкультурные  занятия, которые помогут в работе  инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя:".

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Для более полной, эффективной работы в данном направлении  и были разработаны предлагаемые физкультурные  занятия, которые помогут в работе  инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.

Цели и задачи занятий

Цель занятий – ознакомление детей старшего дошкольного возраста с анатомо-физиологическими понятиями, строением тела человека, дать представление о строении и функциях организма.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем. Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.

Рекомендации по проведению занятий с детьми

Длительность занятий  25 - 30 минут. В  процессе воспитания здорового образа жизни у детей, наряду, с занятиями, в ходе которых также решаются задачи по закреплению словаря, в обязательном порядке необходима предварительная работа, которая ведется в свободное от занятий время с опережением данных занятий на одну неделю.

Как во время проведения занятий, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материала.

Мы, предполагаем, что предложенные занятия помогут педагогам и инструкторам по физической культуре воспитать здорового дошкольника.

Конспект физкультурного занятия по формированию здорового образа жизни

ДЫХАНИЕ, ЛЕГКИЕ.

возраст: (5-7 лет)

Программное содержание: дать детям знания о дыхании, о легких. Развивать у детей равновесие, ловкость. Упражнять в пролезании в тоннель способом в группировки; в ходьбе  по гимнастической скамейке; спрыгивании с гимнастической скамейки. Воспитывать мотивацию к формированию привычки к здоровому образу жизни.

Материалы и оборудование: воздушные шары по количеству детей 4-х цветов, халат, колпак для доктора Пилюлькина, мольберт,  схема дыхательных путей, атрибуты на голову детей синие и белые облачка, гимнастическая скамейка, 2 тоннеля, 2 гимнастических мата, фонограммы музыкального сопровождения, фонограмма дыхания человека, волшебная палочка.

Методы и приемы: беседа, вопросы, показ, объяснение, практическое выполнение упражнений детьми, поощрение, рассматривание плакатов.

Ход занятия:

 В спортивном зале лежат воздушные шары по количеству детей. Звучит фонограмма «дыхания человека».

Пилюлькин: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить (ответы детей). Ребята, сегодня к нам приходил в гости клоун Гоша и принес эти замечательные,   воздушные шары (Пилюлькин раздает шары  детям). Но шарики это не простые, они приоткроют нам тайну, отгадку которой мы с вами должны найти.

Дети строятся в колонну по одному, в руках воздушные шары. Пилюлькин предлагает выполнить разминку.

1. Ходьба обычная, шары перед собой.

2. Ходьба на носках, воздушные шары сверху в  вытянутых руках.

3. Ходьба, высоко поднимая колени, воздушные шары за спиной.

4. Бег обычный,  шары перед собой.

5. Бег змейкой

7. Бег приставным шагом (правым, левым боком).

Пилюлькин (приглашает детей подойти поближе и задает вопросы):

- Ребята, а что находится внутри шаров? (воздух)

- Шарики легкие или тяжелые? (Ответы детей)

- Почему (ответы детей).

- Шары легкие, потому что воздух легкий.

- А как воздух попал в шарики?

Пилюлькин берет воздушный шар и надувает его, объясняет: «Я вдыхаю воздух, а потом пускаю его в шар, и он надувается. Куда попадает воздух, когда вы его вдыхаете? (ответы детей). У воздуха есть свое место внутри нашего тела? (ответы детей). Где оно? Задаются дополнительные вопросы в зависимости от ситуации. Дети высказывают разные мнения.

Для того, чтобы найти правильный ответ, Пилюлькин предлагает совершить путешествие вместе с воздушными шариками, которые, кажется, знают ответ.

Пилюлькин: Но сначала, я вам предлагаю  выполнить  упражнения с воздушными шарами. (Под музыкальную фонограмму дети выполняют  уже знакомый комплекс общеразвивающих упражнений).

  1. И.п., ноги вместе, шар в руках около груди. 1 – руки вперед, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – и.п. (6-8 раз).
  2. И.п., ноги на ширине плеч; руки с шариком вверху: 1- наклон вправо,
  3.  2 – и.п., 3 – наклон влево, 4 – и.п. (6-8 раз).
  4. И.п. ноги на ширине плеч; шар на вытянутых руках впереди. 1 – поворот туловища вправо, 2 – и.п., 3- поворот туловища влево, 4 – и.п. (6-8 раз)
  5. И.п. – ноги слегка расставлены; руки с шаром опущены вниз. 1 – присесть, шар вверх, 2 –  и.п.
  6. И.п., ноги на ширине плеч, руки с шаром вверху. 1 – наклон, коснуться шаром правой ноги, 2 – и.п.; 3 – наклон, коснуться шаром левой ноги,
  7. 4 – и.п.( по 5 раз).
  8. Прыжки на двух ногах, шар сверху, в чередовании с ходьбой.
  9. И.п., ноги вместе, шар в руках внизу. 1- поднять шар вверх,  встать на носочки, 2 – и.п. (4-6 раз).

Пилюлькин: Ну что, вы хотите узнать, где же это самое место внутри вашего тела, куда попадает воздух, когда вы его вдыхаете? (Дети соглашаются). У меня есть  волшебная палочка, которая превратит вас в волшебных человечков (каждому надевается  атрибут с изображением облачка). Пилюлькин подводит детей к мольберту, (во время объяснения воспитатель ставит оборудование). Вот, посмотрите, это наш нос. Хорошенько оглядитесь. Везде микробы, на каждой пылинке, но их задерживает «лес» из волосков, которые растут в наших ноздрях, и специальная липкая масса внутри носа. Когда микробов будет много, нос выбросит их наружу, и тогда, готовь носовой платок. Дышать следует носом, так как, холодный воздух, который мы с вами вдыхаем, согревается в нашем носике и затем поступает в трахею – удивительный воздушный тоннель, из которого попадает в легкие. Благодаря легким, мы дышим, они работают изо дня в день, месяц  за месяцем, год за годом – всю нашу жизнь. Вот, то место, куда прячется в вашем теле воздух. Ребята, а теперь я превращу вас в воздушных человечков, и мы с вами пройдем путь, который совершает воздух.

1. Пролезание в тоннель способом в группировки (нос).

2. Ходьба по гимнастической скамейке, руки за головой, высоко поднимая колени (трахеи).

3. Прыжок на мягкое покрытие, на полусогнутые ноги (легкие). Повторить три раза.

Пилюлькин: Вот ребята, мы и нашли то место, куда попадает воздух, который мы вдыхаем. Куда попадает воздух? (ответы детей). Легкие добрые, заботливые и всегда рады воздушным человечкам. Ой, ребята, я совсем забыл о наших красивых шарах. Давайте с ними поиграем. Проводится подвижная игра «Цветные шары». Дети под музыку разбегаются по всему залу. Музыка прекращается. Дети собираются в группы по цвету воздушных шаров. Игра повторяется три раза.

Пилюлькин: А в заключение я хочу вам рассказать правила безопасного поведения.

  1. Не глотать инородные предметы. Они могут попасть в дыхательное горло, что приведет к невозможности дыхания (смерти).
  2. Дышите носом, нос очищает  и согревает воздух.
  3. Избегайте простудных заболеваний.
  4. При закупорке дыхательных путей сразу идите в больницу.
  5. Во рту может быть только еда.
  6. Не смейся во время приема пищи.

    В заключение занятия проводится дыхательная гимнастика с мыльными пузырями.

Конспект физкультурного занятия по формированию здорового образа жизни

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА

возраст: (5-7 лет)

Программное содержание: дать детям знания о функциях органов зрения, познакомить со строением глаза. Закрепить навыки метания, ходьбы по узкой дорожке спиной. Воспитывать внимание, наблюдательность, бережное отношение к органам зрения, гигиене глаз.

Материалы и оборудование: маленькие эмблемы с изображением глаз на каждого ребенка, проектор, запись общеразвивающих  упражнений под музыку, фонограммы веселых песен, флажки красного, синего, зеленого цвета, мешок, малые пластмассовые мячи 4 цветов по 20 штук, 4 ориентира, 4 корзины разных цветов.

Методы и приемы: художественное слово, рассматривание плакатов, вопросы, игры, использование ТСО, рисование.

Ход занятия

Педагог, собирает вокруг себя детей, предлагает отгадать загадки

Два брата через дорогу живут,

                                       Друг друга не видят. (Глаза)

                                    На ночь два оконца сами закрываются,

                                    А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о глазах. Это самый удивительный орган нашего тела. Наши глаза, как окна, смотрят в мир. С помощью зрения мы можем различать цвет, форму, размеры. Посмотрите внимательно по сторонам и назовите:

- предметы прямоугольной формы;

- предметы круглой формы;

- предметы красного, зеленого, желтого цвета.

Затем инструктор по физической культуре предлагает детям поиграть в игру «Цветные флажки». Дети становятся в колонну по одному. Педагог объясняет правила игры: если поднимается флажок зеленого цвета, то дети идут; красного цвета – бегут; желтого – останавливаются и приседают.

Педагог: Вот видите, если бы у нас не было зрения, вы бы не смогли справиться с этим заданием. Ребята,  хотите посмотреть, из чего состоит наш глаз?  (Педагог показывает схему и объясняет строение глаза). Внутри глаза есть цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. Она не зависит от цвета наших глаз. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета эта оболочка у вашего товарища?  В центре нашего глаза – зрачок. Зрачок реагирует на количество света, если свет яркий – зрачок маленький, если тусклый – он большой. Через зрачок свет попадает на хрусталик, сетчатку, а затем в глазное яблоко. Наш глаз работает как фотоаппарат. Если в фотоаппарате нет пленки, то не получится и фотографий. Если бы у нас не было этой пленки (сетчатки), мы бы ничего не видели.

Итак, ребята, наши глаза помогают нам получать информацию об окружающем мире: мы читаем книги, смотрим телевизор.

В зале установлен проектор

Педагог предлагает детям свободно разместиться по залу, включает проектор. Дети выполняют ритмическую гимнастику.

Далее инструктор предлагает ребятам выполнить сложные задания для глаз:

1.Пройти по узкой дорожке спиной вперед;

2.Подойти к корзине, взять мяч и с расстояния двух метров забросить его в корзину.

Инструктор отмечает детей, хорошо справившихся с заданием, и предлагает игру «Разбери мячи по свету». Дети делятся на четыре команды. Педагог высыпает из мешка мячи четырех цветов. По углам спортивного зала ставятся ориентиры тех же цветов, что и мячи, и пустые корзины. Под музыку дети собирают мячи. Отмечается  команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Игра повторяется три раза.

По окончании игры, педагог, собирает  вокруг себя детей, предлагает им запомнить несколько правил, которые надо соблюдать в течение всей жизни:

  1. Берегите глаза с детства;
  2. Не смотрите близко телевизор;
  3. Старайтесь, чтобы в глазки не попадала грязь. Если это случилось, обязательно промойте водой;
  4. Не читайте книги в транспорте, не наклоняйтесь сильно над книгой во время чтения.

По окончании занятия педагог раздает памятки и  дает ребятам домашнее задание, нарисовать из чего состоит глаз: нарисовать глаза мамы, папы, свои, братика или сестренки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда». Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе. Тема: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда»

Основную роль в профилактике большинства заболеваний нужно отводить именно формированию у человека понятия здорового образа жизни, и начинать необходимо с раннего детского возраста....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни во 2 младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегдаj

Предлагаю Вам конспект занятия в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда». Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда»

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда» Цели и задачи:1.Познакомить детей с органами слуха, о...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»

В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...