Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.
методическая разработка по физкультуре по теме

Колокольчикова Евгения Сергеевна

       Работа предназначена в первую очередь тренерам - преподавателям,  инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Рассчитана для детей 4 - 7 лет.

 Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять как в рамках тренировочных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа Орехово-Зуево

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

 детей детско-юношеская спортивная школа

Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности

по спортивной гимнастике.

Дата проведения: Ноябрь 2013г.

Тренер – преподаватель: Колокольчикова Е.С

2013

Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях МДОУ ДОД ДЮСШ.

Задачи:

  • Провести мониторинг с гимнастками 4-7 лет.
  • Сбор  информации (таблицы, графики, результаты).
  • Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Актуальность.

     В общей системе образовательной работы МДОУ ДОД ДЮСШ физическое воспитание занимает самое важное место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из наиболее важных направлений деятельности тренера является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

Новизна.

     Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.

Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

Методы, формы, приемы.

В данной работе для оценки физического развития ребенка предлагаются контрольные упражнения (тесты):

  • диагностика физического развития;
  • диагностика физической подготовленности;
  • диагностика двигательной активности;
  • диагностика функционального состояния.

Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

Условия реализации.

     Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять как в рамках тренировочных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Назначение.

     Работа предназначена в первую очередь тренерам - преподавателям,  инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Рассчитана для детей 4 - 7 лет.

Предполагаемый результат.

     Диагностика физического развития позволяет:

  • получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
  • выявить причины  отставания или опережения в усвоении программы  
  • осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

     Своевременная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.        Уровень физической подготовленности учащегося можно определить, ориентируясь на:

  • Степень овладения  ОДД (основные двигательные движения), базовыми умениями и навыками в разных  упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • Умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях;
  • Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений, с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в ДЮСШ. Для этого важно учитывать не только достигнутый уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.

     Для этой цели мы предлагаем использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной форме.  Данные тесты  доступны для их  выполнения. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения.

Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.

1.Бег 30 метров с высокого старта (тест для определения скоростных качеств).

Проводится в зале на беговой дорожке.

 Движение начинается по команде «марш»,

 одновременно включается секундомер.

При добегании  до выделенной полосы

секундомер выключается.

Стартуют по одному ребенку, один раз

(в отдельных случаях не исключен

и второй старт).

2. Подъем туловища в сед (для определения силовой выносливости)

Проводится на беговой дорожке. Подъем туловища выполняется из положения лежа на спине руки за головой. По команде тренера «марш» включается секундомер. За 30 секунд выполняется подъем туловища(90 градусов) в положение сед. По истечении времени секундомер выключается и  тренер дает команду «стоп». Отрывание рук из-за головы  не допускается.

                               

3. Отжимание от лавочки.

 Проводится на беговой дорожке. Ставится гимнастическая лавочка. Исходное положение упор руки прямые на лавочке, спина прямая, выполняется отжимание (сгибание рук в локтевых суставах) и возврат тела в исходное положение. Засчитывается отжимание, когда грудь касается лавочки. Прогиб в спине не допускается.

               

4.Прыжок в длину с места (для определения скоростно-силовых качеств)

Проводится на беговой дорожке. Прыжок выполняется с двух ног с приземлением на две ноги. Сбоку от стартовой линии, за которую нельзя заступать носками, лежит линейка (см). Это дает возможность сразу же определить результат прыжка. Выполняется три попытки, засчитывается лучший результат.

                     

5.Упражнение на гибкость (характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок, являющихся их функциональной основой).

А) наклон вперед сидя.

     Наклон вперед из положения, сидя на полу. На полу, когда участница находится в и.п. сед, от пяток кладется сантиметровая  лента.

Выполняется три наклона вперед,

на 4-ом задерживается положение наклона.

И фиксируется результат при касании ленты

кончиками пальцев, при этом руки удерживаются

на фиксируемом результате не менее 2-х секунд.

 Сгибание ног в коленях не допускаются.

Б) Шпагаты (левый, правый, поперечный).  

  • Угол между ног меньше 150°        

                                                     

  • Угол между ног 160        °                                                                                                                                            
  • Угол между ног 180°, руки в стороны,

   

В) Мост (из произвольного положения).

  • Ноги и руки значительно согнуты, плечи под углом 45 градусов                          
  • Ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от вертикали                                 
  • Ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу        

  Все нормативы оцениваются по таблице оценок физической подготовленности.

Таблица оценок физической подготовленности для детей 4-7 лет девочки

Таблица №1

Возраст

Уровень физической подготовленности

Сформирован

на стадии формирования

Не сформирован

5 баллов

3балла

1 балл

Тест 1. Бег 30м (сек.)

4

8,3 и быстрее

7,2 и быстрее

6,8 и быстрее

6,0 и быстрее

8,9-9,4

7,9-8,4

7,4-7,9

6,6-7,0

10,2 и медленнее

9,3 и медленнее

8,8 и медленнее

7,8и медленнее

5

6

7

Тест 2. Подъем туловища в сед (количество раз за 30 сек)

4

11 и больше

12 и больше

13 и больше

15 и больше

                7-8

9-10

10-11

11-12

3 и меньше

5 и меньше

6 и меньше

7 и меньше

5

6

7

Тест 3. Отжимания от лавочки (кол-во раз)

4

4 и больше

6 и больше

8 и больше

10 и больше

3

4

6

8

2 и меньше

3 и меньше

5 и меньше

7 и меньше

5

6

7

Тест 4. Прыжок в длину с места (см)

4

80 и дальше

95 и дальше

110 и дальше

123 и дальше

56-67

73-83

88-98

99-110

41 и ближе

55 и ближе

73 и ближе

84 и ближе

5

6

7

Тест 5. А) Наклон вперед из положения, сидя на полу.

4

5 и дальше

9 и дальше

14 и дальше

18 и дальше

3

7

12

16

2 ближе

6 и ближе

10и ближе

15 и ближе

5

6

7

Б) Шпагаты (правый, левый, поперечный)

4-7

Угол между ног 180°, руки в стороны

Угол между ног 160        °

Угол между ног меньше 150°

В) Мост (из произвольного положения)

4-7

Ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу

Ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от вертикали

Ноги и руки значительно согнуты, плечи под углом 45°

                                                             

Результаты контрольных нормативов для оценки общей и специальной подготовленности по спортивной гимнастике (баллы)

Таблица №2

нормативы

    Ф.И,возраст

Бег

Подъем туловища в сед

Отжимание от лавочки

Прыжок в длину с места

Гибкость

30м (сек)

(кол-во раз)

(кол-во раз)

(см)

наклон вперед сидя

шпагат

(сред. балл по сумме трех)

Мост

1

Бадаева Соня

4

3

3

4

4

3

4

2

Белоус София

4

5

5

5

5

4

5

3

Бурцева Анна

5

4

4

5

4

4

4

4

Елисеева Елизавета

5

4

4

5

3

3

3

5

Любочкина Арина

5

5

5

5

5

5

5

6

Макарова Екатерина

5

5

5

5

5

4

5

7

Мишина Варвара

5

5

5

5

4

4

5

8

Нестеренко Злата

4

5

4

4

5

5

5

9

Никишина Ксения

5

5

5

5

5

4

5

10

Ордабаева Арина

5

4

4

4

5

5

5

11

Продиус Анастасия

5

5

5

5

5

5

5

12

Сахарова Люда

5

5

5

5

3

3

4

13

Сахарова Анна

5

5

5

5

3

3

4

14

Славинская Василина

5

5

5

5

5

5

5

15

Соколова Полина

4

4

4

5

5

4

5

16

Хохлова Анастасия

4

4

4

5

5

5

5

17

Энинджи Сонгуль

5

4

4

4

5

4

5

18

Энинджи Вахиде

5

5

5

5

4

4

5

       Далее по результатам (баллы) всех заданий  необходимо было составить  процентное соотношение  уровня физического развития (сформирован, на стадии формирования, не сформирован) для  каждого этапа теста по возрастным группам (4, 5, 6 и 7 лет). После чего для наглядного просмотра построить диаграммы по каждому возрасту и сделать выводы.

     

Процентное соотношение контрольных нормативов для оценки общей и специальной подготовленности по спортивной гимнастике.

Таблица №3

Р А З Д Е Л Ы

Н А В Ы К И

Программа по ОФП  «Спортивная гимнастика»

Дети

4 лет

Дети

5 лет

Дети

6 лет

Дети

7 лет

Бег 30 м  (с)

Сформирован

56%

67%

100%

100%

на стадии формирования

44%

33%

-

-

не сформирован

-

-

-

-

% усвоения

100%

100%

100%

100%

% качества

56%

67%

100%

100%

Подъем туловища  в сед

(кол-во раз)

Сформирован

55%

33%

67%

67%

на стадии формирования

33%

67%

33%

33%

не сформирован

12%

-

-

-

% усвоения

88%

100%

100%

100%

% качества

55%

33%

67%

67%

Отжимания от лавочки

(кол-во раз)

Сформирован

44%

33%

67%

67%

на стадии формирования

44%

67%

33%

33%

не сформирован

12%

-

-

-

% усвоения

88%

100%

100%

100%

% качества

44%

33%

67%

67%

Прыжок в длину с места

(см)

Сформирован

56%

100%

100%

100%

на стадии формирования

44%

-

-

-

не сформирован

-

-

-

-

% усвоения

100%

100%

100%

100%

% качества

56%

100%

100%

100%

Наклон вперед из и.п. сидя на полу (см)

Сформирован

88%

67%

33%

-

на стадии формирования

12%

33%

33%

33%

не сформирован

-

-

34%

67%

% усвоения

100%

100%

66%

33%

% качества

88%

67%

33%

-

Шпагаты

(правая и левая нога, поперечный)

Сформирован

56%

67%

-

-

на стадии формирования

44%

33%

33%

33%

не сформирован

-

-

67%

67%

% усвоения

100%

100%

33%

33%

% качества

56%

67%

-

-

Мост

Сформирован

88%

67%

33%

33%

на стадии формирования

12%

33%

33%

67%

не сформирован

-

-

34%

-

% усвоения

100%

100%

66%

100%

% качества

88%

67%

33%

33%

Тренер - преподаватель:                Колокольчикова Е.С.

Все результаты представлены в виде диаграмм по каждому возрасту.

Рисунок №1

        Рисунок №2

Рисунок №3

Рисунок №4

Заключение

     По результатам контрольных нормативов для оценки общей и специальной подготовленности по спортивной гимнастике, можно сделать некоторые выводы.

     Мониторинг физической подготовленности позволил выявить уровень развития  физических качеств как у всей группы в целом, так и каждой гимнастки отдельно, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.

Рекомендации:

  • Следует обратить внимание на дальнейшее  укрепление  верхнего плечевого пояса, мышц груди и пресса  у 4  и 7  летних детей (рис.1, рис.4)
  • Особое внимание уделить развитию и совершенствованию гибкости у гимнасток 6-7 лет (рис.3, рис.4).
  • Продолжать повышать уровень развития физических качеств, как всей группы, так и отдельно с каждым.
  • Рекомендуется проводить раз в три-четыре месяца.

     Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции гимнасток дает возможность определить причины их отставания в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

     В целом мониторинг помог получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей. В дальнейшем необходимо составить план физкультурно-оздоровительной работы, скорректировать его, и осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

Список литературы

  1. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1308763.html
  2. http://kadeevo3.narod.ru/diagnos.html
  3. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и "Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общая и специальная артикуляционная гимнастика

общая и специальная артикуляционная гимнастика...

Мониторинг усвоения основ ПДД средняя группа

Мониторинг усвоенных знаний по образовательной области "Безопасность"...

Мониторинг усвоения основ ПДД подготовительная группа

Мониторинг детей подготовительной группы...

Статья. "Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"

Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"1.1. Двигательные качества как психолого-биологические характеристики движений человека1.2. Особенности развития...

Нормативы для оценки результатов физических качеств

Рациональное сочетание разных видов деятельности по «Физическому развитию», способствовало созданию двигательного режима ДОУ....