ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ НА УСВОЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ
консультация по физкультуре по теме

Кузнецова Елена Владимировна

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ НА УСВОЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ НА УСВОЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ




Регулирующая функция слова в поведении ребенка, раскрытая в ряде фундаментальных исследований (А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др.), в оценке проявляется особенно ярко. С одной стороны, оценка может способствовать осознанному управлению своими действиями, с другой — она всегда сопровождается эмоциональными переживаниями, что в значительной степени усиливает воздействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным.
Известно, как велика роль эмоций в жизни ребенка — от них зависит нормальное физическое, интеллектуальное развитие, волевые проявления.
На физкультурных занятиях в дошкольном учреждении оценка применяется широко и многообразно с разной педагогической направленностью в различных формах. Мы поставили целью на материале конкретных занятий в группах с детьми четвертого, пятого и седьмого года жизни различных дошкольных учреждений (всего 48 занятий) проанализировать виды оценки и условия их оптимальной эффективности.
Результативность влияния оценки определялась по следующим показателям: 1) быстрота формирования двигательного навыка; 2) эмоциональное отношение к выполняемому движению, к занятию (желание повторять движение, добиться его правильного выполнения; отказ, стремление уклониться от повторения движения; внешнее проявление эмоций — радости, двигательной активности, заторможенности, растерянности, страха).
Анализ материалов показал, что педагоги значительное внимание уделяют воспитанию у детей умения заниматься, навыков поведения. В оценке воспитывающего характера отмечается умение детей внимательно слушать, быть активными или сдержанными, честными в выполнении правил, дисциплинированными и т. д.
Наряду с этим воспитатели систематически пользуются в процессе разучивания, закрепления движений обучающей оценкой, определяя качество их выполнения.
Но чаще всего практикуется общая оценка деятельности и поведения детей в конце занятия, где отмечается и качество усвоения движений, и отношение детей к выполнению заданий, их поведение. При этом воспитатель называет 
имена детей, которых хвалит или порицает.
По нашим наблюдениям, общая оценка в конце занятия нецелесообразна, так как замечания обучающего характера в этой оценке практически не воспринимались детьми. Из-за этого снижалось и эмоциональное воздействие замечаний воспитывающего характера.
В средней и особенно в подготовительной к школе группе можно выделить разные виды оценки.
Оценка воспитывающего характера занимала большое место на первых порах приучения детей к занятиям в целом или приучения к новым требования организации поведения, а именно во вновь организованной группе, с введением новых построений и т. п. Такая оценка давалась в конце занятия всей группе, так как она связана с коллективной деятельностью, выполнением общих требований. Наряду с этим воспитатель поощрял отдельных детей. Например, воспитатель средней группы подводит итог занятия такими словами: «Дети, сегодня вы хорошо занимались. Вы уже научились внимательно смотреть в то время, когда я показывала, как нужно выполнять движение. Все очень быстро взяли и положили на место обручи, и я видела, что никто никого не толкнул. Леня уступил место Ире. И правила в игре выполняли хорошо, честно. Молодцы!»
Такая оценка оказалась эффективной. На последующих трех занятиях количество детей, нарушавших указания воспитателя, сократилось с 24 до 3%.
В дальнейшем оценка воспитывающего характера давалась не на каждом занятии и очень кратко, но всегда эмоционально. Удовлетворение воспитателя передавалось детям. Из зала они уходили в приподнятом настроении и охотно готовились к следующим занятиям.
Оценка воспитывающего характера, обращенная ко всем детям, должна быть только позитивной. Отрицательная оценка («Я недовольна вами», «Сегодня вы плохо занимались, много разговаривали, не старались» и т. п.) не улучшала дисциплину, дети с меньшей радостью шли на следующие занятия.
Причина неблагополучного поведения детей крылась в том, что занятия часто были недостаточно продуманы по содержанию, организации, вследствие чего детям приходилось, например, ожидать, пока подойдет очередь выполнять упражнение. В результате рассеивалось внимание, падал интерес к занятиям, нарушалась дисциплина.
В таких случаях целесообразно вносить по ходу занятия необходимые изменения, сделать краткие замечания отдельным детям, но не фиксировать неудачи всей группы. При выборе оценки следует учитывать, что вследствие большой внушаемости детей характеристика их поведения (отрицательного или положительного) является сигналом к соответствующему действию. Мы имели возможность наблюдать, что частое повторение отрицательной оценки приводило к тому, что нарушение требований воспитателя становилось нормой.
В группах, где воспитатель положительно оценивал поведение детей или выражал уверенность в том, что они в дальнейшем поступят как надо, легко снимались все нарушения дисциплины, улучшалось качество выполнения движений. Подобная реакция на оценку поведения характерна для дошкольников. Это неоднократно отмечалось исследователями в других видах деятельности (А. А. Люблинская, Е. Ф. Павлова, С. А. Дурандина и др.).
В обучении движениям детей в нашей работе оценка давалась по ходу движения или сразу после его выполнения, по возможности индивидуально. При этом мы учитывали состояние детей, особенности их мышечных ощущений, взаимодействие двух сигнальных систем в развитии произвольной регуляции движений.
Каждый ребенок в течение занятия проделывает много движений, совершенно различных по пространственным, силовым и временным параметрам. Мышечные ощущения, как известно, отличаются своей глобальностью. «Темное мышечное чувство», по выражению И. М. Сеченова, часто дезориентирует ребенка, в особенности если двигательный опыт невелик. Слово педагога, помогая выделить отдельные стороны движения, способствует дифференциации мышечных ощущений, а следовательно, и более точной регуляции движений. Оценка, данная по ходу выполнения движения, помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем повторять движение правильно.
На физкультурных занятиях имеются большие возможности для установления индивидуальных контактов, так как многие задания дети выполняют поочередно или по нескольку человек. Это было нами использовано для индивидуальной оценки. Критерием оценки движений дошкольников в целом являются, во-первых, интенсивность, с какой выполнялось движение, во-вторых, правильность движения с точки зрения формирования двигательного навыка.
От детей младшего дошкольного возраста требуется, чтобы они активно двигались и освоили какое-то наиболее важное качество движения. Поэтому в оценке игры воспитатель отмечал эти два момента, например; «Все цыплята хорошо подлезают, никто не задел спиной веревочку. Вова, наклонись ниже, и ты не заденешь». Или: «Вот как тихо мышки прошли, кошка и не услышала» (дети идут на носочках). «Хорошо Ира подбрасывает мяч: она ладони раздвинула, и мяч ровно летит».
Требования к качеству выполнения движений малышам мы предъявляли с учетом их возможностей. Иногда для того, чтобы укрепить у ребенка уверенность в своих силах, воспитатель хвалил его, хотя тот и двигался неумело.
Существенным образом менялся характер оценки в группах среднего и старшего возраста. Здесь воспитатель останавливался не только на удачных моментах, но и на том, что не получается у того или иного ребенка, какие ошибки он допускает. В этих группах мы старались определить наиболее целесообразный характер оценки. Мы убедились, что неконкретная положительная оценка может создавать у детей хорошее настроение, но мало помогает в устранении ошибок.
Оценка, в которой содержалась отрицательная характеристика двигательных качеств детей («Как тяжело ты приземляешься! Постарайся прыгать мягче»; «Ну что ты такой неловкий! Все время цепляешься за рейку» и т. п.), действовала на формирование навыков крайне неблагоприятно. 45% детей седьмого года жизни, получивших такую оценку, повторяли одни и те же ошибки на протяжении 3—4 занятий, 12% выполняли с ошибками не только эти, но и другие упражнения, так как чувствовали себя очень напряженно.
В группах пятого года жизни дети еще острее переживали оценку, в которой отмечалось, что они делают движения не так, как нужно. В этих группах 18% детей повторяли движения без всякого желания и только потому, что это было требованием воспитателя; 54% в течение нескольких занятий не могли избавиться от ошибок, вели себя робко, упражнения выполняли вяло, не стремились брать роль ведущего в игре. Лучшие результаты при одинаковых условиях обучения были показаны в тех случаях, где в оценке воспитателя не было отрицательных характеристик, а содержались указания, как исправить ошибку («Резко взмахни руками, и ты выше прыгнешь!»; «Подтягивай ноги к груди, не зацепишься за веревку» и т. п.). В этих случаях 87% детей шести лет и 68% ребят пятого года жизни исправляли свои ошибки в течение занятия. Таким образом, проведенная нами работа позволила сделать следующие выводы.
Оценка воспитывающего характера, обращенная ко всем детям, эффективна в конце занятия, она должна носить позитивный характер. Особенно такая оценка нужна во вновь созданной группе при введении новых задач по учебной деятельности.
Оценка обучающего характера в группах детей пятого и седьмого года жизни наиболее результативна тогда, когда она дается по ходу выполнения упражнения или сразу после его окончания. Воздействие на детей такой оценки возрастало, если она была индивидуализирована.
Позитивная оценка по содержанию деятельности во всех возрастных группах положительно влияла и на поведение детей, и на освоение движений. Чем младше дети, тем ярче проявляется действие позитивной оденки. Отрицательная оценка является дополнительным препятствием к усвоению навыка правильного выполнения движения.
Действенной в преодолении неудач явилась оценка, в которой содержалось пояснение трудного элемента и выражалась уверенность в том, что ребенок с задачей справится. 


Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"

 Роль воспитателя  на физкультурных занятиях. Физическое  воспитание является одним из главных в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. На занятиях п...

консультация для воспитателей "Роль воспитателей на физкультурных занятиях"

Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУконсультация для педагогов  Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физическ...

Памятка для воспитателей: "Роль воспитателя на физкультурном занятии"

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя фи...

Физкультурные занятия по развитию движений с детьми раннего возраста

Физкультурные занятия по развитию движений с детьми раннего возраста...

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»

Взаимодействие и взаимоотношения педагогов и инструктора по физической культуре напрямую связанно с эффективностью физкультурно-оздоровительной работой ДОУ...