Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр"
    консультация по физкультуре (старшая группа) по теме

    Консультация предназначена для воспитателей старших и подготовительных к школе групп. В ней представлен небольшой опыт работы, направленной на повышение интереса дошкольников к подвижным играм, развитие двигательного творчества детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл modifikatsiya_podvizhnykh_igr.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр.

    Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. Подвижная игра гармонично развивает ребенка, удовлетворяет его потребность в движении, развивает творчество в процессе двигательной деятельности, формирует физическую культуру ребенка. Ребятишки, не доигравшие в детстве, не познавшие  радость самопроизвольной творческой деятельности в игре, вырастают менее свободными,  социально неактивными, заорганизованными.

    Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих, являются «законом» для них.
    В подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Любая игра никогда не состоит только из автоматизированных действий, но является носителем творческой деятельности. Развитие творчества в игре формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

    Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер. На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В ней дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отображают в своем поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

    Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности, она всегда присутствует и развивается в игре. Тем более методически продуманные действия воспитателя по руководству  подвижными играми,  направленные на развитие творческих способностей детей,  значительно активизирует творческую деятельность детей.

    Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, удовольствие от движения, чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

    Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами.
    Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью и значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры даже в старшем дошкольном возрасте не должно быть сухим, ситуативным. Оно должно быть образным, лаконичным, максимально вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение, будить мысль и чувства.

    Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что при проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

    Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям также направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

    Напомним, что в средней группе у детей под влиянием педагога формировалось сознание того, что одни и те же упражнения можно выполнять по-разному: из разных исходных положений, с разными предметами и т.д. В старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка имеется достаточный двигательный опыт, развитое воображение, двигательное творчество может проявляться уже на этапе первоначального разучивания упражнения. Важно создать условия для самостоятельного осмысления техники движения (например, взмах руками вперед-вверх при прыжках в длину с места сравнивается с взмахом крыльев птицы), использовать грамотную терминологию, понятную детям. На этапе углубленного изучения помогают такие приемы, как проговаривание последовательности элементов движения («кручу, потом прыгаю» - при обучении прыжкам с короткой скакалкой), выполнение упражнения с собственным зрительным контролем (оценить положение руки во время замаха при метании), оценка и анализ выполнения упражнений другими детьми. На этапе автоматизации навыка старшие дошкольники легко переносят имеющийся навык в подвижную игру. Здесь эффективны такие приемы как изменение исходного положения, амплитуды, направления, придумывания ОРУ на заданную тему («качели», «змея», «вертолет»  и т.д.), названия к показанному двигательному действию. Можно придумать оригинальное движение на заданную тему вдвоем («часы с кукушкой», «подъемный кран»). Очень стимулирует детей к творчеству воспроизведение воспитателем на следующем занятии нового упражнения или названия с добавлением: «Это придумала Маша». В старшем дошкольном возрасте появляются сложные виды имитаций: подражание животным в разных условиях, трудовые действия человека, изображение природных явлений («распускается цветок», «дождь»). Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем необычнее, интереснее придумывают дети упражнения, движения в заведомо творческих, подразумевающих вариативность действий подвижных играх  («Затейники», «Сделай фигуру», «Море волнуется, раз», «Угадай, что делали» и т.д.).

    При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к созданию вариантов игр. Сначала они составляются на основе подражания вариантам, предложенным педагогом («Хитрая лиса» - «Хитрый волк», «Веселые ребята» - «Веселые зайчата»), затем дети входят во вкус и придумывают варианты игры сами. Возьмем знакомую и простую игру «День и ночь». Сначала я предложила детям «днем» летать, как цапли, «ночью» - стоять на одной ноге, другую согнуть коленом вперед. Затем, спрашивая у воспитанников, кого еще они могут изобразить, я получала следующие ответы: ласточек - бегаем, стоим, выполняя «ласточку» (Бондаренко Лиза, 7 гр.); зайчиков, воробьев и других прыгунов - прыгаем, потом приседаем; котят - бегаем, потом встаем на четвереньки и поднимаем одну ногу вверх, как хвостик (Штодина Елена, 6 гр.). Последний вариант – хороший пример использования знакомого элемента понравившегося девочке общеразвивающего упражнения «Кошкин хвост» в подвижной игре.

    Вот пример модификации подвижной игры «Удочка», в которой дети – рыбки, водящий, чаще   воспитатель, - рыбак. Я задавала детям наводящие вопросы о том, кто еще не захочет попасться на удочку, кто хочет кого-нибудь поймать. В результате дети были лягушками (прыжки с хлопками), а водящий (то есть я) – Дуремаром. Следущий вариант оказался еще смелее: дети – мальвины, буратины, пьеро, водящий – Карабас, скакалка изображала длинную бороду злодея, на которую самые веселые фантазеры норовили нарочно наступить.

    Хорошо отзываются дети на предложение поменять что-нибудь в игре малой подвижности  типа «Летает – не летает». Варианты: «Ползает – не ползает», «Плавает – не плавает». При этом менялось условное движение: разведение рук в стороны -  на имитацию движений пловца. Для игры малой подвижности «Рыба, птица, зверь» вообще набралось множество вариантов: «Клюв, рот, пасть», «Перья, шерсть», «Одежда, мебель, посуда» и т.д. Дети с радостью вспоминали темы, разобранные на занятиях с логопедом. Когда я просила изменить способ броска мяча, ребята предлагали катить мяч, бросать мяч с отскоком от пола, бросать малый мяч или мешочек.

     Многочисленные и довольно интересные варианты составляют дети в таких играх, как эстафеты. В подготовительных группах, т.е. когда эстафеты уже хорошо освоены детьми, педагогу надо предлагать воспитанникам самим придумать двигательные задания, подобрать и расположить инвентарь. Желательно спрашивать, что изображает новая эстафета, как она называется. Но в играх с элементами соревнований будет отсутствовать такой показатель творчества как выразительность двигательного образа, эмоциональность образа, имитация.

    В старшем возрасте дети шире привлекаются к составлению вариантов игр при изменении условий их организации (изменение места, инвентаря, атрибутов, видов разметки, звукового сопровождения). Воспитателю всего лишь надо подтолкнуть юных фантазеров к действию. Вот пример модификации игры «Быстрей к своему месту». Дети стоят по кругу, их места обозначены разноцветными кружками. Воспитатель называет цвет, дети, стоящие около кружка этого цвета должны обежать 1 круг (двигаясь вправо). Выигрывает тот ребенок, который первым встал на свое место. На вопрос о том, что можно поменять в игре, дети предлагают положить таблички с цифрами, предметы разной формы (разноцветные кубики,  конусы, цилиндры). Разумеется, все эти предметы должны быть заблаговременно выложены на видное место, а воспитатель должен предложить детям поискать подходящую «замену». Можно изменить способ передвижения игроков, например, обегать стоящих товарищей «змейкой». Иногда в  подготовительной группе дети предлагают увеличить количество мячей в игре «Охотники и утки» (в дворовом варианте – «вышибалы»). Если уровень двигательной подготовленности воспитанников достаточный, то этот вариант игры стоит попробовать, сначала назначив  «утками» самых ловких ребят.

     При систематическом, целенаправленном руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр, проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.  

    Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни, умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Чтобы привести детей к мыслям о создании новой игры, рекомендуется прочитать и проанализировать доступные художественные произведения, в содержании которых много динамики, характерных персонажей. Затем предложите детям отобрать те персонажи, которые можно отобразить в игре, продумать их движения, придумать несложный сюжет, а затем игру. Надо напомнить детям, что в подвижной игре должны быть правила, игровые действия, сигналы к началу игры, роли.

    Итак, для того, чтобы дети включились в процесс игрового творчества, необходимы предпосылки:

    - достаточно высокий уровень развития речи, мышления, воображения ребенка

    - инициатива и самостоятельность ориентировки в игровой ситуации

    - достаточный объем двигательных навыков и опыт составления двигательных комбинаций

    - точность и правильность выполнения упражнений, обуславливающая выразительность двигательного образа

    - умение целенаправленно на основе представлений о будущей игре отбирать инвентарь, атрибуты

    - широкий круг представлений об окружающем мире, позволяющий отображать в игровом сюжете имеющиеся впечатления.

    Задача педагогов ДОУ - создавать эти предпосылки, чтобы воспитать творческих, веселых, здоровых и крепким, пытливых умом, готовых к решению сложных задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами, детей.

     

    Литература:

    1. Бочарова Н.И., «Физическая культура дошкольника в ДОУ». М., Центр педагогического образования, 2007.
    2. Коровина Л.М.  «Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий» в книге «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе». Под ред. Кенеман А.В., Осокиной Т.И., Кистяковой М.Ю., М., «Просвещение», 1980.


                                                      ГБОУ СОШ № 55 дошкольное отделение 582

                                                Консультация для воспитателей

                                Обучение детей старшего дошкольного возраста

                                                 модификации подвижных игр.

                                    Выполнила: инструктор  по физической культуре Бык Е.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

    Теоретические основы воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.Проблема воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников в исс...

    Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах

    Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...

    Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»

    «Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, с...

    «Формирование толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»

    «Формирование толерантных качеств у детей старшегодошкольного возраста в подвижных играх» Одна из важнейших   целей   воспитания – ориентация   ребенка...

    Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

     В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

    "Формирование моральных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

    Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональных проблем....

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...