Главные вкладки

    Опыт работы Тема: «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
    материал (средняя группа) на тему

    Конюхова Светлана Леонидовна

    Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадает работа над хорошей, правильной осанкой. Правильная красивая осанка – ключ к здоровью ребенка. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне – вызывают развитие нарушений осанки.Понимая, выше обозначенные проблему я пришла к выводу, что работу по профилактике плоскостопия и нарушения осанки необходимо вести в постоянном режиме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_profilaktika_narusheniya_osanki.docx74.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Полтавский детский сад «Солнышко»

    Полтавского муниципального района Омской области

    Опыт работы  

    Тема: «Профилактика плоскостопия

     и нарушения осанки у детей  

    дошкольного возраста»

                                                                                          Воспитатель:

    Конюхова С.Л.

    Цель: Определить возможности корригирующей гимнастики в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей  дошкольного возраста.
    Задачи:                                                                                                            -Провести теоретический обзор литературы по проблеме нарушения опорно-               двигательного аппарата детей дошкольного возраста;                                                        -Разработать методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата          дошкольников по средствам корригирующей гимнастики;                                                -Обогатить предметно-развивающую среду.                                         Методы: Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогических наблюдений, врачебно-педагогических измерений, организация физкультурного уголка.

    Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения гармонируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.
               Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».
               В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.                Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.[1]                                Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадает работа над хорошей, правильной осанкой.                                Правильная красивая осанка – ключ к здоровью ребенка. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне – вызывают развитие нарушений осанки.[2]

    Понимая, выше обозначенные проблему я пришла к выводу, что работу по профилактике плоскостопия и нарушения осанки необходимо вести в постоянном режиме. Для этого совместно с медицинским работником ДОУ в феврале 2013г.  мы провели обследование детей с помощью тестовой карты для выявления нарушения осанки. В процессе повседневной работы с детьми мы наблюдали их индивидуальное поведение. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях при ходьбе, сидя, лежа. При внимательном наблюдении во время занятий мы заметили, что дети или опускают голову, наклоняются вперед и опираются грудью о крышку стола или принимают еще более неудобные позы. Во время игр на ковре некоторые дети сидели, подложив одну ногу под себя.

     Выявили следующее,  в   ДОУ нет детей с явно выраженными дефектами осанки, что нас, несомненно, порадовало. Были дети  с сутулостью, выступающим за линию грудной клетки живот на 3-5см. В процентном соотношении это выражено так, нормальная осанка – 21 человек (84%); сутулая осанка - 4 человека (16%). (Приложение 1) Также мы провели обследование стопы методом  плантографии. Измеряли ширину самой широкой и самой узкой части следа и по соотношению их размеров оценивают свод стопы:  1:4-нормальный; 2:4-уплощенный; 3:4-плоский.[4]

     Результаты были следующими:

    Плоский след – 2 человека (8%)                                                                 Уплощенный след – 4 человека (16%)                                                              Нормальный след – 19 человек (76%)           (Приложение 1)

    Так как формирование свода стопы начинается у детей с 4-х лет, работу по профилактике плоскостопия нужно начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном возрасте, а у детей с врожденным плоскостопием - с рождения. Изменение формы свода стопы приводит не только к местному ухудшению их функций, но и по мере дальнейшей деформации стопы к изменению положения таза, нарушению правильного стояния позвоночника, что ведет к дефектам осанки. Поэтому для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия требуется повседневная коррекционная работа, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
              Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является корригирующая гимнастика. Корригирующая гимнастика позволяет создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата. Развивает координацию движений и функцию равновесия, содействует развитию двигательных способностей и повышает эмоциональный фон занятий, вызывает положительный настрой.[2]                                                                        Во время утренней гимнастики или на физкультурных занятиях часто проводим упражнения с предметами на голове (мешочки, наполненные песком). Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; приседаниях; ходьба на коленях, не уронив при этом положенный на голову предмет. Также выполняем упражнения на координацию движений. [3] Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. Для профилактики плоскостопия используем задания: например: пройдись приставным шагом по гимнастической палке. На прогулке также используем различные игры с этой же целью. Такие игры, как:  «Лев в цирке», «Ходим в шляпах», «Деревья и птицы» и др. Все эти упражнения и игры способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.        Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула; правильно ходить и стоять. В группе мы повесили картинки, изображающие правильную осанку за столом.                                         Учили принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища, приучать их активно помогать нам в этой работе. В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке мы постоянно наблюдаем за детьми, напоминаем о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда и помогаем исправлять небрежную позу.                                                                                        Для этого оформили папки:  «Оздоровительные игры»;  «Практические занятия по физической культуре» из серии «Школа для родителей»; Осанка»;  «Плоскостопие»; «Здоровье». Вниманию родителей предложили памятку  «Профилактика нарушения осанки».                                                                                                        Я  знаю, что всякая воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому свои начинания я решила осуществлять при их поддержке. Так как для решения этой проблемы необходимо создание определенных условий, мы в группе детского сада совместно с родителями оборудовали спортивный уголок.  Родители проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала  для пополнения физкультурных уголков. Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Нестандартное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.                В нем присутствуют шведская стенка, кольцо для забрасывания мяча, боксерская груша, мишень для попадания в цель. Родители изготовили нам мешочки с песком, флажки, помогли в приобретении ковриков для занятия на полу.  Все это оборудование необходимо для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, так как при формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота, а также свода стопы. Также родители помогли нам в изготовлении Дорожек Здоровья в спальне группы. Дети перед сном и после сна проходят по Дорожкам здоровья: это и закаливание, и профилактика плоскостопия.                                                В  группе я провела родительское собрание  «Растим малыш здоровый». Родителям были рассказаны и показаны различные упражнения и виды массажа и самомассажа для профилактики плоскостопия и укрепления иммунитета. Затем каждый родитель со своим ребенком по моему показу выполнили эти упражнения дома. Родителям вместе с детьми предложили пройтись по Дорожкам Здоровья. Для того, чтобы родители не забывали о полученных знаниях им  были розданы домой  памятки «Правила для детей», «Веселые ножки», «Помоги своему позвоночнику!»                                По этим правилам родители вместе с детьми смогут заниматься и дома, так как примером для своего ребенка, конечно же, являются мама и папа.

    В приемной оформлены папки: «Оздоровительные игры», «Осанка», «Плоскостопие», «Правила нарушения осанки».

    Я уделяю большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги.  При организации двигательной активности я применяю индивидуальный подход и помню, что физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту и полу ребенка, состоянию его здоровья, уровню  развития.  Создавая у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызывая желание заниматься интересной, полезной деятельностью, обеспечивая для этого условия. Двигательную активность сочетаю с общедоступными закаливающими процедурами. При систематической работе я вижу изменение в положительную сторону. В результате работы по профилактике плоскостопия мы видим изменения свода стопы детей. При сравнении полученных показателей (февраль – апрель), мы видим положительную динамику у одного ребенка. (Приложение 2) Хочется отметить, что вылечить совсем плоскостопие невозможно, но при целенаправленном педагогическом воздействии можно подкорректировать и дети будут чувствовать себя неплохо. Теперь дети сами начали  следить за своей осанкой, а те дети, кто постарше исправлять ее у  младших детей.

    В следующем учебном году я продолжу работу над этой задачей, так как считаю, что проводить такую работу просто необходимо в детском саду.

    Для этого я запланировала такие мероприятия: Дни Здоровья, туристические походы, открытые занятия, Неделя нескучного здоровья, семинары – практикумы и многое другое. С помощью родителей мы запланировали изготовить тренажер «Орешки»; «Поймай мяч ловушкой»; «Лыжи». Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему  «всем миром»: семья, детский сад, общественность.         

    Итог моей работы таков: при повторном осмотре у детей улучшились результаты физического развития. Так как систематические, целенаправленные занятия физическими упражнениями укрепляют организм ребенка. (Приложение 3)

                                                                            .

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2001.-752 с.
    2. Пенькова И.В., Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания// Учеб.-метод. Пос./ И.В. Пенькова – Тюмень: Вектор БУК, 2000. – 40 с.
    3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду 6+; - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.
    4. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995г.

    Приложение 1

    Результаты обследования стопы методом плантографии

    детей 2 младшей группы

    На 21 февраля 2013г.

    Плоский след – 2 человека (8%)

    Уплощенный след – 4 человека (16%)

    Нормальный след – 19 человек (76%)

    Результаты обследования осанки

    Сутулая осанка – 4 ребенка (16%)

    Нормальная осанка – 21 ребенок (84%)

    Приложение 2

    Результаты обследования стопы методом плантографии

    детей средней группы

    На 11 апреля 2014г.

    Плоский след – 2 человека (8%)

    Уплощенный след – 3 человека (12%)

    Нормальный след – 20 человек (80%)

    Результаты обследования осанки

    Сутулая осанка – 3 ребенка (12%)

    Нормальная осанка – 22 ребенок (88%)

    Приложение 3

    Динамика результатов обследования стопы методом плантографии.

    Динамика результатов обследования осанки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

    Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

    Консультация на тему: Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

    Консультация на тему:Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.       Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения к...

    ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

          Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

    Консультация родителям по здоровьесбережению по теме:"Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста".

    Консультация родителям по теме: "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"....

    Буклет для родителей на тему: "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста".

    Буклет для родителей на тему: "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"....

    Консультация на тему: "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

    Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста...