Картотека народных игр
картотека по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Описание подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с тематическим планирование.

Использованы материалы:А. В. Кенеман - Детские подвижные игры народов СССР, М.Ф. Литвинова - Русские народные подвижные игры, С. Силантьева - Подвижные игры на каждый день.

Материал систематизирован, обработан, представлен в виде удобной таблицы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_narodnykh_igr.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР

В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ

 (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ТЕМА НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОПИСАНИЕ

До свидания, лето!

«Грушка»

(белорусская игра)

   Все игроки идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга – водящий – «грушка». Все произносят: Мы посадим грушку – вот, вот! Пускай наша грушка растет, растет!

                     Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

                     Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

                     Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

                     Потанцуй, Марийка. Покружись для нас!

                     А мы эту грушку все щипать будем.

                     От нашей Марийки убегать будем! Дети выполняют движения по тексту, подходят к водящему, чтобы ущипнуть и убегают, а грушка ловит кого-нибудь.

«Собери яблоки»

(туркменская игра)

   На табурет кладут яблоки (камушки, косточки, мелкие предметы) ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо успеть собрать урожай6 взять с табурета яблоко. Побеждает тот, кто больше всех набрал яблок.

Безопасное движение

«Раю-раю»

(мордовская игра)

   Двое детей – ворота; остальные – мать с детьми. Дети-ворота поднимают руки вверх и говорят: Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю.

               Сама мать пройдет и детей проведет. В это время дети, став паровозиком, проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него 2 слова – пароль (например, один – щит, другой – меч). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому, чей пароль он выбрал. когда мать остается одна, ворота громко спрашивают: щит или меч. Мать выбирает и встает в одну из команд. Дети цепляются друг за друга. 2 команды перетягивают друг друга.

Деревня

«Просо»

(белорусская игра)

   Игроки стоят в шеренге. Водящий подходит к одному из них и говорит:

   - Приходи к нам просо полоть.

   - Не хочу!

   -А кашу есть?

   -Хоть сейчас!

   -Ах, ты ж. лодырь! После этих слов водящий и лодырь обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает освободившееся место. Тот, кто остался, становится водящим.

«Барашек»

(молдавская игра)

   Игроки стоят в кругу, а барашек – внутри. Дети идут по кругу и произносят:

Ты, барашек серенький, с хвостиком беленьким!

Мы тебя поили, мы тебя кормили. Ты нас не бодай! С нами поиграй! Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Овощи

Фрукты

«Грушка»  

(белорусская игра)., «Яблоко»

(молдавская игра)

См. выше

«Кто в саду»

(латвийская игра)

   Игроки, взявшись за руки, встают в круг. 4 – 6 игроков образуют внутри большого круга маленький круг – это пчелки в саду. Все произносят дважды: Кто в саду? Кто в саду?

                                                                                                        Пчелка в розовом саду.

При этом дети, стоящие в большом кругу, идут в одну сторону, в маленьком – в другую. Все произносят слова: Ползай, пчёлка, с веточки на ветку,

                                С веточки на ветку, с листика на листик. Наружный круг останавливается: дети поднимают вверх сцепленные руки. Пчелки расцепляют руки и идут «змейкой» в воротца. По окончании слов пчёлки становятся каждая за одним из игроков в большом круге. Эти пары меняются местами и ролями.

Золотая осень

Перелетные птицы

«Гусиный мост» 

(литовская игра) 

   Выбираются волк, медведь, гусак, а остальные – гуси. Волк и медведь берутся за руки, гуси выстраиваются перед ними. Впереди стоит гусак и ведет разговор с медведем и волком:

 - Куда летите, гуси?                             - Она сломается.

 - Через моря в теплые края.                – Положим доски.

 - Не перелетите.                                   – Их вода смоет.

 - Положим соломинку и перейдем.   – Мой отец – мастер. Он сделает железный мост и мы

                                                                   перейдем

   После этих слов волк и медведь поднимают руки, а гусак с гусями проходять через эти ворота. Волк с медведем, опустив руки вниз, стараются поймать последнего гуся. Если поймали, спрашивают, к кому он хочет идти – к волку или к медведю. Выбрав одного из них, гусь становится за его спиной. Всё повторяется до последнего гуся – образовалось 2 команды, которые, держась за пояс друг друга, перетягивают одна другую.

«Птица без гнезда» 

(латвийская игра)

  Играющие делятся на пары, расходятся по площадке. Стоят друг за другом, первый – гнездо, второй – птица. В центре площадки – круг – дом водящего. Он считает: «Раз…» - игроки-«гнезда» ставят руки на пояс; «Два…» - игроки-«птицы» кладут руки на плечи впереди стоящему – птица садится на гнездо; «Три…» - птицы вылетают из гнезда и летают по площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» птицы стремятся занять своё гнездо, а водящий стремится занять одно из гнезд.

Лес.

Дары леса.

«Слепой медведь» (дагестанская игра)

   У каждого игрока 2 палочки: одна гладкая, другая с зубцами (можно заменить другими предметами). Выбирают водящего – медведя, которому завязывают глаза. Дети водят гладкой поверхностью по палочке с зубцами. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь. Тот, кого запятнали, становится водящим

«Серый волк»

(татарская игра)

      Один из игроков – серый волк – прячется, присев на корточки, за чертой в одном конце площадки. Остальные дети находятся на противоположной стороне. По сигналу все идут в лес собирать грибы и ягоды. Навстречу выходит ведущий, начинается перекличка:

 - Вы, друзья, куда спешите?                             - Вам зачем малина, дети?

 - В лес дремучий мы идем.                               – Мы варенье приготовим.

 - Что вы делать там хотите?                              - Если волк в лесу вас встретит?

 - Там малины наберем.                                      – Серый волк нас не догонит.

   Все подходят к месту, где прячется волк и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье, милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать, а волков, медведей вовсе не видать!

Волк встает и догоняет детей. Пленников он уводит в логово.

«Медведи и пчелы»

(узбекская игра)

   В центре площадки устраивается вышка – это улей (там две трети детей – пчелы).  С одной стороны вышки очерчивается место берлоги (там треть из детей), с другой – место луга. По сигналу пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают и убегают в берлогу. Ужаленный медведь не выходит в следующий раз, а остается в берлоге.

 День Единения. Поздняя осень.

«Хлопушки»

(татарская игра) «Палочка-выручалочка» 161, азерб

   На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями 2 города. Все игроки выстраиваются у одного из городов в шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Водящий подходит к жителям города и говорит:

«Зима»

«Зима»

   Играющие ходят по залу врассыпную. На сигнал «снег» - кружатся на месте, руки вверх; «Вьюга» - бегу»; «Метель» - идут в полуприседе, «Сугроб» - приседают, обхватив руками колени и опустив голову вниз.

«Два Мороза»

(русская игра)

На противоположных сторонах площадки обозначаются 2 дома, дети в одном из них, посередине двое водящих – «Мороз-Красный нос» и «Мороз Синий нос». Водящие по очереди произносят:   Я – Мороз-Красный нос             Кто из вас решится

                                         Я – Мороз Синий нос.                В путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают: Не боимся мы угроз

                                       И не страшен нам мороз.    

Дети перебегают во второй до, уворачиваясь от водящих. Осаленный считается «замороженным».

«Пятнашки на санках»

(карельская игра)

   Играют несколько пар, один везет другого на санках. Одна пара – водящие. Водящие стремятся осалить любого из играющих, а осаливать может только игрок, сидящий на санках. Осаленные становятся водящими.

     

«Север»

«Олени и пастухи»

(игра народов Сибири и Дальнего Востока)

     Все игроки – олени, на голове у них атрибуты – рога или в руках у головы держат веточки. Двое водящих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо). «Олени» бегают врассыпную, а пастухи стараются накинуть на них маут.

«Полярная сова и евражки»

(игра народов Сибири и Дальнего Востока)

      Полярная сова находится в центре площадки, остальные играющие – евражки. Под тихие удары бубна евражки бегают, на громкий удар становятся столбиком, не шевелятся. Сова облетает евражек и того, кто пошевелился, уводит с собой.

 «Каюр и собаки»

(игры народов Сибири и Дальнего Востока)

     На противоположных краях площадки лежат 2 шнура. Игроки встают около них по 3 человека: двое передних – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди детей. По сигналу «Поехали!». Дети бегут навстречу друг другу до шнура. Можно предложить игрокам преодолеть разные препятствия.

«Новый Год и традиции»

Пятнашки на санках

(Реги гиппазал)

карельская народная игра

     Играют несколько пар на очерченной площадке. В каждой паре один везет другого, сидящего на санках. Одна пара выбирается водящей. Водящие пытаются осалить любую другую пару , салит тот игрок, который сидит на санках. Если в паре игрок осален, пара становится водящей.

«Льдинки, ветер и мороз»

(игры народов Сибири и Дальнего востока)

     Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят, дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем, говорят: дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдину. На сигнал «Мороз!» все высраиваются в один или несколько кругов и берутся за руки.

(Можно включать подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп)

«Малечена-калечина»

(русская народная игра)

     Дети выбирают водящего. Каждый игрок берет в руки палочку (20 – 30 см). Все произносят слова:   Малечена-колечина, сколько часов?

                                  Осталось до вечера, до зимнего?      После слов все дети ставят палочку на ладонь. Водящий считает: «Раз, два, три…десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку. Водящий может задавать разные задания: ходить, приседать поворачиваться, удерживая палочку.

 «Что из чего?»

«Ручейки и озера»

(игры народов Сибири и Дальнего Востока)

     Дети стоят в 5 – 7-ми колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» дети останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

«Земля, вода, огонь, воздух»

(Хох, джюр, крак, от)

армянская народная игра

     Дети стоят в кругу, в середине стоит ведущий. Он бросает мяч одному из играющих и произносит одно из 4-х слов: земля, вода, воздух, огонь. На слово «Земля» поймавший мяч должен быстро назвать домашнее или дикое животное, на слово «Вода» - название рыбы, на слово «Воздух» - название птицы, при слове «Огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

 

«Что нам стоит дом построить»

«Сторож»

(Эстонская народная игра)

     Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь.

Транспорт

«Конно-спортивная игра»

(грузинская народная игра

     В середине площадки ставится стойка высотой 1 – 1.5 м с подставкой, на которой лежит мяч. От стойки на расстоянии 2 – 3 м – линия для метания. Игроки делятся на 2 команды по 6 – 8 человек и располагаются по противоположным краям площадки на «лошадях». У каждого в руках мяч малого размера. Поочередно игроки из каждой команды добегают до линии метания, метают в мяч, возвращаются обратно. За каждое попадание – 1 очко.

Богатыри

земли

Русской

«Перетяни канат»

(русская народная игра)

«Гаккарис»

(Северо-Осетинская народная игра)

Дети сидят по кругу на корточках в обручах. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за обручем (чертой круга).

Космонавты

Повторяются игры по выбору детей

День Защитника

Отечества

Повторяются игры по выбору детей и на усмотрение воспитателя

Народные

Традиции.

Масленица.

Женский День

«Заря»

(русская народная игра)

     Дети встают в круг, руки держат за спиной. Один из игроков – ЗАРЯ – ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, красная девица,

                   По полю ходила, ключи обронила,

                   Ключи золотые, ленты голубые,

                   Кольца обвитые – за водой пошла!  С последними словами водящий кладет ленту на плечо одному из играющих. Оба быстро бегу в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится ЗАРЁЙ.

«Перетягивание на палках»

(якутская народная игра)

    Играющие, разделившись на 2 группы, садятся на пол друг за другом, держа друг друга за талию. Передние берутся за палку двумя руками каждый и упираются ступнями друг в друга. По команде перетягивают друг друга. Победителем считается группа, которая перетянула соперников, или приподняла нескольких соперников, или вырвала палку.

Ранняя весна

«Заря»

 «Солнце»

«Хейро»

(игра народов Сибири и Дальнего Востока)

(см. выше)

      Играющие идут по кругу, взявшись за руки,  приставными шагами и говорят Хейро. При  этом руками делают равномерные взмахи вперед-назад. Водящий – солнце (хейро) – сидит на корточках в центре круга. Как только водящий встаёт и вытягивает руки в стороны, игроки разбегаются, увёртываясь от водящего. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!», те, кого водящий не осалил, возвращаются в круг.

Дом. Жилище.

Семья.

Юрта (Тирмэ)

(башкирская народная игра)

     Участвуют 4 группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут по кругу и произносят:   Мы, весёлые ребята, соберемся все в кружок.

                                     Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.

Затем без слов переменным шагом (или другим, заранее обговоренным) перемещаются в общий круг. На сигнал быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головами в виде шатра. Лучше проводить под музыкальное сопровождение.

Стихия воды.

Подводный мир.

«Невод»

(игра народов Коми)

     Игроки выбирают рыбу, она стоит в центре хоровода – невода. На расстоянии 1,5 – 2 м от хоровода стоят 4 украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками ), бежит к одному из шестов, чтобы спрятаться. Игроки ловят её. Поймавший рыбу, становиться водящим.

«Водяной» (Ву мурт)

(Удмуртская народная игра)

     Очерчивается круг – это водоём, в середине водящий. Игроки бегают вокруг водоёма и повторяют слова:  «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает внутри круга и ловит детей, которые подходят близко к берегу.

«Хищник в море»

(чувашская народная игра)

     Дети – рыбки, водящий – хищник. Атрибуты: колышек, на котором надет конец веревки длиной 2 – 3 м. Другой конец веревки в руках у хищника, он бегает по кругу так, чтобы веревка была натянута и находилась на уровне коленей. Рыбкам нужно перепрыгивать через веревку.

«Игра в лягушек»

(грузинская народная игра)

     Дети делятся на 2 группы, одна – лягушки, располагаются в водоеме на четвереньках, на голове у них шапочки, вторая группа свободно располагаются за чертой круга, стараются снять с лягушек шапочки, используя обманные движения, и донести их до дома(в сторону от водоема). Лягушки, оставшиеся без шапочек, догоняют убегающих, стараясь осалить. За каждого осаленного лягушки получают очко, за добравшегося домой с шапочкой – то же очко.

«Бег к реке»

(бурятская народная игра)

     Игроки стоят за чертой, на противоположной стороне площадки обозначается река, в которой лежат камушки. По сигналу водящего дети бегут к реке, достают со дна камень и отдают его водящему

«Ловля рыб»

(литовская народная игра)

     Играют 2 группы детей, одна побольше – рыбы, другая – рыболовы. Они становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов о разговаривают:

 - Что вы вяжете? – спрашивают рыбы.

 - Невод.

 - Что вы будете ловить?

 - Рыбу.

 - Какую?

 - Щуку.

 - Ловите! Рыбы быстро разворачиваются и бегут до установленной черты, уворачиваясь от рыболовов.

Спорт.

Здоровье.

«Большой мяч»

(русская народная игра)

   Дети становятся в круг, водящий с мячом в середине. Он старается ногами выкатить мяч из круга, и тот, кто пропустил мяч между ног. Становится водящим. Но он встает за кругом и пытается вкатить мяч в круг, все дети поворачиваются спиной в круг.  

«Ищем палочку»

(бурятская игра)

   Дети становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий бросает короткую палочку в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого палочка, то они стараются догнать его и запятнать. Палочка переходить к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает.

«Займи место»

(татарская игра)

   Игроки стоят в кругу и ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сорока стрекочу, Никого в дом не пущу.

                                                                  Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу – БЕГИ!

Круг останавливается, тот, кого хлопнули по плечу и водящий, бегут в разные стороны. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

«Белый лютый, серый лютый»

(казахская игра)

   Участвуют 2 команды – храбрые волки. Игроки размещаются по разным сторонам площадки в своем логове (круг), рядом очерчивается 2-й круг – клетка для пленников.

1-я команда говорит: Белый лютый, серый лютый, кого у нас хотите разозлить?

                                     Имя назовите!

2-я команда отвечает: Нужен нам самый храбрый, храбрый

                                      Тот, кто врагов в бою победил, тот, кто в походы ходил,

                                      Тот, кто в стременах вставал, Злому волшебнику рога отрубал.

                                      Белый лютый при белой луне, Серый лютый при бледной луне.

                                      До орды добежит, К нам от вас самый смелый (имя выбранного) прибежит.

Храбрый волк (выбранный ребенок) бежит вдоль строя соперников (они стоят шеренгой и держат перед собой ладони), ударяет кого-нибудь из детей ладонью о ладонь и быстро убегает к своему логову. Соперник догоняет. Догонять можно до отмеченной черты. Если храброго волка догнали, его ведут в клетку. Если же храбрый волк уйдет от преследования и добежит до своего логова, то тот, пленником окажется соперник.

Цветущая весна

«Мак»

(украинская игра)

Игроки стоят по кругу плечо к плечу. Водящий – огородник – в середине, он поет:

Ой, на горе мак, под горою мак – дети берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук.

На слова: Маки, маки, маковочки, золотые головочки! – шагают на месте, размахивая руками вперед-назад.

Станьте вы так, как на горе мак – все приседают и вытянутыми вперед руками, какой вырос мак. Затем сами спрашивают огородника: Огородник, огородник, поливал ли мак?

Огородник отвечает: Поливал.

Все: маки, маки, маковочки, золотые головочки – шагают на месте, размахивая руками, а огородник имитирует поливку мака.

Станьте вы так, как на горе мак – имитируют рост цветка руками.

Маки, маки, маковочки, золотые головочки – шагают на месте, размахивая руками.

Огородник, огородник, поспел ли мак?

Поспел! – все сужают круг, поднимают руки вверх

«Цветы (Гелес)»

(литовская игра)

   Каждый игрок выбирает себе название какого-нибудь цветка. Один цветок по жребию начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, роза вызывает лилию, т.е роза догоняет лилию. Когда лилии грозит опасность, она вызывает дркгой цветок, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру, нельзя повторять названия. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Семья

«Тимербай»

(татарская игра)

Игроки стоят в кругу, взявшись за руки, в центре водящий – Тимербай. Он говорит:

Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись и красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели, сделали вот так!

С последними словами водящий делает какое-нибудь движение, все должны повторить его, затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

«Угадай и догони»

(татарская игра)

   Игроки сидят на скамейке (траве) друг за другом. Впереди сидит водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет ему руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если отгадал, снимает повязку, догоняет игрока, который хлопком по плечу дает понять, что водящий угадал. Поймав игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим.

Перелетные птицы

«Филин и пташки»

(русская игра)

   Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Игроки выбирают филина. Он уходит в свое гнездо. Птицы летают. Кричат, останавливаются и приседают, изображая каждый свою птицу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме (на любом возвышении, оговоренном заранее). Если филин кого-то поймал, то он должен угадать. Что это за птица.

«Птица без гнезда»

(латвийская игра)

См. выше ( тема «Перелетные птицы. Осень»)

Дикие животные весной

«Сокол и лиса»

(якутская игра)

   Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих детей летать – придумывает и показывает разные движения. Соколята должны их повторять. В это время выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

«Утро зайчика»

(литовская игра)

   Все игроки – зайчики, а один из них – учитель. У каждого, кроме учителя есть дом – кружок. Заяц-учитель говорит: «Все встают! (зайцы имитирующими движениями выполняют все указания.)  Все умываются, делают зарядку, убирают постель и т.д. Всякий раз при уходе в школу дети меняются кружками. После слов: «Играют во дворе» - зайцы выбегают из домов и бегают. На сигнал учителя «Ночь!» все должны быстро занять домик, кто не успел, считается проигравшим.

Цветы на лугу

«Цветы»

(литовская игра)

   Каждый игрок выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, роза, начинает игру. Она вызывает какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок.

Школа

«Утро зайчика»

(литовская игра)

См. выше

Насекомые

«Цветы»

(литовская)

См. выше (дети выбирают для себя названия насекомых)

«Медведи и пчелы»

(узбекская игра)

См. выше (в теме «Лес. Дары леса»)

Цветы

«Кто в саду?»

(латвийская игра)

   Игроки, взявшись за руки, встают в круг. 4 – 6 игроков образуют внутри большого круга маленький круг – это пчелки в саду. Все произносят дважды: Кто в саду? Кто в саду?

                                                                                                        Пчелка в розовом саду.

При этом дети, стоящие в большом кругу, идут в одну сторону, в маленьком – в другую. Все произносят слова: Ползай, пчёлка, с веточки на ветку,

                                С веточки на ветку, с листика на листик. Наружный круг останавливается: дети поднимают вверх сцепленные руки. Пчелки расцепляют руки и идут «змейкой» в воротца. По окончании слов пчёлки становятся каждая за одним из игроков в большом круге. Эти пары меняются местами и ролями.

Музеи

«Путешественник»

(латвийская игра)

   Игроки садятся в круг. Путешественник остается в центре. Сидящие по кругу тихо, так чтобы не слышал путешественник, выбирают для себя названия городов. Путешественник вслух называет города, откуда и куда он хочет проехать. Например: «Я путешествую из Риги в Москву». Игроки, выбравшие эти названия городов, встают и меняются местами. Путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, продолжает путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр

материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в  ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр

ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...

картотека народных игр

                                                     ...

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....