Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной
рабочая программа на тему

Симонова Эмилия Геннадьевна

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_plavaniyu_simonovay_e.g.docx58.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2012 дошкольное подразделение

                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к программе Т.И. Осокиной

«Обучение плаванию в детском саду»

образовательная область «Физическая культура» (плавание)

                                                               

                                                                      Инструктор по физической культуре

                                         ГБОУ СОШ № 2012

                                                      дошкольное подразделение

                                                                      Симонова Э.Г.

                                                           

                                                     Москва, 2014

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Введение………………………………………………………………………3

1.2. Нормативно-правовое обеспечение…………………………………………5

1.3.Информационная справка…………………………………………………….6

1.4.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД

по плаванию……………………………………………………………………….6

1.5.Обеспечение безопасности НОД по плаванию…………………………….11

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста………14

2.2.Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста…………….17

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

3.1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе………..21

3.2. Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников………….27

РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………. 32

     

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Введение

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно  и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков.

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:

  • непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
  • оздоровительно-профилактический комплекс (бассейн-сауна);
  •  развлечения, праздники на воде.

Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

1.2.Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы

  • Закон РФ «Об образовании»

     _   Программа развития ГБОУ СОШ № 2012 дошкольное подразделение 2014-2018 г.

Образовательная программа ГБОУ СОШ №2012 дошкольного подразделения на 2014 -2018 г. (новая редакция)

  • Конституция РФ
  • ФГОС дошкольного образования Министерства Образования и науки Российской Федерации  Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155

             ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.

1.3.Информационная справка

Юридический адрес ГБОУ СОШ №2012: 109559, город Москва, улица Верхние поля, д.47, корпус 1;

Фактический адрес ГБОУ СОШ № 2012:  109559, город Москва, улица Верхние поля, д.47, корпус 1;

Телефон (факс): (495) 658-49-94, (495) 658-49-91, (495) 658-49-92

Адрес электронной почты: school2012@bk.ru, http://sch2012uv.mskobr.ru 

Детский сад открыт с 01 июня 2005 года.

Расположен в отдельно стоящем здании (трехэтажное) по адресу:

109559 город Москва ул. Верхние поля,  дом 47, корпус 2.

Построен по типовому проекту .Проектная мощность  280 человек.

Осуществляет свою деятельность в соответствии с «Законом об образовании», Типовым положением о дошкольном учреждении, Уставом учреждения.

Учредитель: Юго-Восточное окружное управление образования  Департамента образования города Москвы.

Режим работы: понедельник-пятница с 07.00-19.00, кроме государственных праздничных дней.

1.4.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом малоразмерном бассейне и спортивном зале , расположенных в здании МБДОУ №20 детский сад «Снегурочка» г. Охи.

Для дополнительного оздоровления дошкольников проводятся оздоровительно-профилактические комплексы с использованием сауны, расположенной в бассейне дошкольного учреждения.

Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.

Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.

Таблица 1

Длительность НОД по плаванию в разных возрастных группах в течении года

Возрастная группа

Количество

подгрупп

Число детей

в подгруппе

Длительность занятий, мин.

в одной подгруппе

во всей группе

Первая младшая

3(4)

5-6

от 5-10 до 15

от 15-20 до 45-60

Вторая младшая

2(3)

8-10

от 10-15 до 20

от 20-30 до 40-60

Средняя

2

10-12

от 15-20 до 25-30

от 30-40 до 50-60

Старшая

2

10-12

от20-25 до 30

от 40 до 60

Подготовительная

к школе

2

10-12

От 25 до 30

От 50 до 60

Таблица 2

Распределение количества НОД по плаванию в разных возрастных группах на учебный год

Возрастная группа

Количество занятий

Количество часов

в неделю

в год

в неделю

в месяц

в год

Первая младшая

1

36

15мин

1

9

Вторая младшая

1

36

15мин

1

9

Средняя

2

72

40мин

2часа 40мин

24

Старшая

2

72

50мин

3часа 20мин

33

Подготовительная

к школе

2

72

1

4

36

Таблица 3

Продолжительность и распределение количества

развлечений, праздников на воде в разных возрастных группах

Возрастная

группа

Количество

проведения

Продолжительность

проведения

развлечение

праздник

развлечение

праздник

Первая младшая

1 раз в месяц

15 мин

Вторая младшая

1 раз в месяц

15-20 мин

Средняя

1 раз в месяц

2 раза в год

20 мин

45 мин

Старшая

1 раз в месяц

2 раза в год

25-30 мин

до 1 часа

Подготовительная

к школе

1 раз в месяц

2 раза в год

40 мин

до 1 часа

Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.

Отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование.

Большая роль в подготовке и проведении  непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям  групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательную деятельность и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель  перед образовательной деятельностью по плаванию проверяет  наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют,  а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя

Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее:

  • освещенные и проветриваемые помещения;
  • ежедневная смена воды;
  • текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
  • дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
  • анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.

Таблица 4

Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе

Возрастная группа

Температура

 воды (0С)

Температура воздуха (0С)

Глубина

бассейна (м)

Первая младшая

+ 30… +320С

+26… +280С

0,4 -0,5

Вторая младшая

+ 30… +320С

+26… +280С

0,4-0,5

Средняя

+ 28… +290С

+24… +280С

0,7-0,8

Старшая

+ 27… +280С

+24… +280С

0,8

Подготовительная

к школе

+ 27… +280С

+24… +280С

0,8

1.5.Обеспечение безопасности НОД по плаванию

До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.

Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила.

  • Непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.
  • Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
  • Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
  • Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек.
  • Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.
  • Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.
  • Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
  • Научить детей пользоваться спасательными средствами.
  • Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
  • Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
  • Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды.
  • При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
  • Соблюдать методическую последовательность обучения.
  • Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
  • Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.
  • Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.
  • Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • внимательно слушать задание и выполнять его;
  • входить в воду только по разрешению преподавателя;
  • спускаться по лестнице спиной к воде;
  • не стоять без движений в воде;
  • не мешать друг другу, окунаться;
  • не наталкиваться друг на друга;
  • не кричать;
  • не звать нарочно на помощь;
  • не топить друг друга;
  • не бегать в помещении бассейна;
  • проситься выйти по необходимости;
  • выходить быстро по команде инструктора.

При обучении прыжкам каждый воспитанник должен знать и соблюдать правила прыжков в воду.

  • Во время проведения прыжков в воду  необходимо соблюдать строгую дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно слушать объяснения преподавателя.
  • Выполняются прыжки строго под наблюдением преподавателя и по его команде.
  • Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из воды.
  • При прыжках в воду с твердой опоры  необходимо обхватывать пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
  • При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги в коленях.
  • Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором.

Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет  высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

Цели начального обучения плаванию дошкольников.

  • Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.
  • Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию.
  • Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде.

Задачи обучения.

  • Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.
  • Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Учить выдоху в воде.
  • Учить лежать в воде на груди и на спине.
  • Учить скольжению в воде на груди и на спине.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
  • Учить различным прыжкам в воду.
  • Таблица 5

Характеристика основных навыков плавания.

Навык

Характеристика

Ныряние

Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомят с подъемной силой.

Прыжки в воду

Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие разных сил, развивают решительность, самообладание и мужество.

Лежание

Позволяет почувствовать статистическую  подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.

Скольжение

Позволяет почувствовать не только  статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости.

Контролируемое дыхание

Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно  взаимосвязан со всеми навыками.

                                                                                               Таблица 6

Закономерность поэтапного формирования навыков плавания

I этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение с водой (безбоязненное и уверенное передвигаться по дну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, играть).

Ранний и младший дошкольный возраст.

II этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Приобретение детьми умение и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду).

Младший и средний дошкольный возраст.

III этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Обучение плаванию определенным способом (согласованность движений рук, ног, дыхания).

Старший  дошкольный возраст.

IV этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду.

Старший дошкольный и младший школьный возраст.

2.2.Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие  в занятиях плаванием;
  • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных  выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
  • принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
  • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
  • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Методы обучения.

  • Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
  • Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.

  1. Общеразвивающие и  специальные упражнения «суша»:

- комплекс подводящих упражнений;

- элементы «сухого плавания».

  1. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

- передвижение по дну и простейшие действия в воде;

- погружение в воду, в том числе с головой;

- упражнение на дыхание;

- открывание глаз в воде;

- всплывание и лежание на поверхности воды;

- скольжение по поверхности воды.

  1. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:

- движение рук и ног;

- дыхание пловца;

- согласование движений рук, ног, дыхания;

- плавание в координации движений.

  1. Простейшие спады и прыжки в воду:

- спады;

- прыжки на месте и с продвижением;

- прыжки ногами вперед;

- прыжки головой вперед.

  1. Игры и игровые упражнения способствующие:

- развитию умения передвигаться в воде;

- овладению навыком погружения и открывания глаз;

- овладению выдохам в воду;

- развитию умения всплывать;

- овладению лежанием;

- овладению скольжением;

- развитию умения выполнять прыжки в воду;

- развитию физического качества.

Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.

Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.

Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше;
  • изучение движений с неподвижной опорой;
  • изучение движений с подвижной опорой;
  • изучение движений в воде без опоры.

Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.

При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.        

РАЗДЕЛ3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

3.1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

I младшая группа.

Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

Задачи обучения.

  • Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Приучать к простейшим передвижениям в воде, к погружению.
  • Учить выдохам в воду, прыжкам.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, запомнить личные вещи.

Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.

К концу года дети могут. 

  • Погружать лицо и голову в воду.
  • Ходить  вперед и назад  в воде глубиной до бедер  с помощью рук.
  • Бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
  • Пытаться выполнять упражнение «Крокодильчик».
  • Дуть на воду, пытаться  выполнять  вдох над водой и выдох в воду.
  • Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер.
  • Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди.

II младшая группа.

Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается  этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.

Задачи обучения.

  • Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Обучать различным передвижениям в воде,  погружению.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Делать попытки лежать на воде.
  • Учить простейшим плавательным движениям ног.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

К концу года дети могут. 

  • Погружать лицо и голову в воду
  • Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
  • Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
  • Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду.
  • Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
  • Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
  • Пытаться скользить по поверхности воды.

Средняя группа.

К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.

Задачи обучения.

  • Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Продолжать знакомить со  свойствами воды.
  • Продолжать обучать передвижениям в воде.
  • Учить  погружаться в воду.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Обучать выдоху в воду.
  • Учить открывать глаза в воде.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
  • Учить выполнять плавательные движения ногами.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.

К концу года дети могут.

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Делать попытку доставать предметы со дна.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
  • Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
  • Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».

Старшая группа.

К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

Задачи обучения.

  • Продолжать знакомить со  свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить  погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
  • Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
  • Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу года дети могу. 

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
  • Скользить на груди с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».

Подготовительная к школе группа

В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку  к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки. 

Задачи обучения.    

  • Продолжать знакомить со  свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
  • Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
  • Учить  погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.
  • Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.

К концу года дети могут. 

  • Погружаться  в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы  в сторону с неподвижной опорой
  • Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
  • Скользить на груди и на спине с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.

3.2.Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой  возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.

Таблица 7

Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи.

Возрастная группа

Задача

I младшая

Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться.

II младшая

То же, что и в первой младшей группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха.

Средняя

То же, что и в младшей группе, а также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.

Старшая

То же и в средней группе, а также более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Подготовительная     к школе

Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Таблица 8

Контрольное тестирование (младший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Погружение лица в воду.

Погружение головы в воду.

Продвижение  в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).

Упражнение «Крокодильчик».

Выдох в воду

Вдох над водой и выдох в воду.

Прыжки в воду

Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди   и на спине.

Скользить по поверхности воды.

Таблица 9

Контрольное тестирование (средний возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под гимнастическую палку.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение  в воде

Упражнения в паре «на буксире».

Бег парами.

Скольжение на груди.

Выдох в воду

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Прыжок ногами вперед.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди   и на спине.

Таблица 10

Контрольное тестирование (старший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение  в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки

в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Таблица 12

Контрольное тестирование (подготовительный к школе  возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).

Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.

Продвижение  в воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Выдох в воду

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы  в сторону с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Прыжок головой вперед.

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

Лежание

Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

  • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень  – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

РАЗДЕЛ 4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
  2. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. –  М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
  3. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
  4. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
  5. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
  6. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
  7. Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
  8. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
  9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.  
  11. Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).
  12. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов  ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).
  13. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  14. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

Рабочая программа по плаванию

Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет разработана в соответствии с ООП МДОУ № 123, в соответствии с введением в действие ФГОС.Рабочая программа по плаванию обеспечива...

Рабочая программа по плаванию с включением здоровье сберегающих технологий

Рабочя программа по оздоровлению и обучению началным навыкам плавания в детском саду, на основе примерной основной программы дошкольного образования "От рождения до школы", с включением в образователь...

Рабочая программа по плаванию в дошкольном учреждении.

Программа построена на основе разностороннего развития детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Ориентирована на личностном развитии ребенка- раскрытии творческих способностей детей...

Рабочая программа по плаванию для детей 3-7 лет

Рабочая программа рассчитана на 4 года лбучения....