Физиологическое развитие детей дошколього возраста
статья по физкультуре по теме

Соловьёва Елена Александровна

Этот материал можно использовать для проведения консультаций для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiziologicheskoe_razvitiemicrosoft_office_word.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития организма ребенка

Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию.

В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.        

У детей суставы очень, подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6—7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не совершенна, позвоночник очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятный условий внешней среды, могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются следующими  признаками: голова опушена, спина согнута, плечи сведены вперед и  ноги слегка согнуты в коленях. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция, стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника.        

Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию - защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.

Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20—22% массы тела. Они богаче водой, чем у взрослых, и беднее белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц.                

 В первую очередь у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с  попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той которая  требует статических усилий. (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении).Поэтому длительное стояние или сидение; всегда утомляет ребенка .

        Динамическая         работа        способствует активному, притоку крови не

только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост.        

. Сердечнососудистая система начинает функционировать раньше других систем. К моменту рождения ребенка сердечнососудистая система достигает наибольшей зрелости. Эта система, у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. В младшем дошкольном возрасте частота сердечных, сокращений колеблется в пределах 85-7-106. уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояний организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивый и достигает 78—99 уд/мин, причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.        

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса  не превышает 150—180% по сравнению с исходными данными. В. том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую, нагрузку следует снизить.

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года ;оно составляет 96/58- мм рт. ст., в 5—6 лет - 98/60 мм рт. ст.

Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной стороны, оно обладает способностью быстро приспосабливаться к физической нагрузке и восстанавливать свою работоспособность, с другой  — деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин: ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие колебания пульса понижение кровяного давления). Под влиянием различных, эмоций» (как положительных, так и отрицательных) изменяются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сердечных сокращений. Все это объясняется несовершенством регуляторного аппарата, несформированным механизмом условно-рефлекторных влияний на сердечнососудистую систему.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому; необходимо соблюдать большую осторожность; при дозировании физической нагрузки  на организм.                

        Дыхательная система. Верхние дыхательные пути, у детей относительно узки, слизистая  оболочка,  богата лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.

        Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха, в легкие, грудная, клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Boт почему частота дыхания  детей значительно превышает частоту дыхания, взрослых (у детей грудного возраста 40—35 дыханий в минуту, к 7 годам 24—22).

         У дошкольников  через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

   С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли; микробов, а также согревается и увлажняется. 

Внутренние органы детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно  развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко расстраивается деятельность кишечника.

Кожа сохраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения микроорганизмов, является органом выделения; а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям.         

 Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг высший отдел центральной нервной системы — руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка — способность сохранять которые в ней происходили. Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и  легкому запоминанию показанных им  движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы; многократные повторения. Об этом не следует забывать при формировании у дошкольников новых двигательных навыков.

Большая возбудимость реактивность, а также высокая пластичность  нервной системы у детей способствуют  лучшему,  а иногда и более быстрому, чем у взрослых,  освоению довольно сложных двигательных навыков — ходьбы на лыжах; фигурного катания на коньках, плавания.        

Важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность действий,  большая эмоциональность, конкретность, восприятия и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиологическое значение двигательной активности в развитии детей раннего возраста.

 Тема: Физиологическое значение  двигательной активности в развитии детей раннего возраста. Ребёнок раннего возраста – это путешественник, первооткрыватель. Именно в раннем возрасте наблюдается большо...

"Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста".

Особенносмти развития детей дошкольного возраста, из опыта работы в разных возрастных группах....

Доклад на тему "Физиологическое становление и особенности развития детей дошкольного возраста".

Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для воспитателя, педагога, школьного психолога:...

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....

Презентация "Психологические и физиологические особенности развития детей раннего возраста"

Презентация "Психологические и физиологические особенности детей раннего возраста"...