Семейный клуб «Университет здоровья»
проект по физкультуре по теме

Перевозкина Алёна Валерьевна

практическо- информационный проект для работы с родителями по физическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_universitetdocument_2.doc40.5 КБ
Файл plany.docx15.21 КБ
Файл profilaktika_ploskostopiya_.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб «Университет здоровья»

МАДОУ ДС ОВ «Радуга»

Вид проекта: практическо- информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: родители воспитанников средних, старших, подготовительных групп, инструктор ФИЗО, специалисты, воспитатели групп.

Образовательная область: физическое развитие.

Актуальность. Великая ценность каждой семьи – здоровье детей. Вырастить ребенка здоровым, сильным, крепким – это естественное желание каждого родителя.

Во многих семьях, как показывают результаты моих наблюдений, бесед, анкетирования, наблюдается неосведомленность родителей в вопросах о правильном укреплении физического здоровья.  

   И поэтому  одной из  задач воспитательно-образовательной работы нашего детского сада является, формирование потребностей здорового образа жизни детей через двигательную активность дошкольников.

Необходимо повышать родительскую компетенцию и обратить внимание на следующее:

  • уметь оценить ведущие показатели гармонического развития ребенка;
  • обеспечить ребенку правильный режим дня, систематичность и регулярность двигательных занятий и активных игр как основы жизнедеятельности и полноценного развития малыша;
  • для укрепления здоровья ребенка в семье важно использовать комплекс мероприятий по закаливанию, организации физического воспитания активного отдыха ребенка как можно раньше;
  • с раннего возраста необходимо приучать ребенка к соблюдению основных элементов здорового образа жизни: выполнение правил гигиены, дружить с физкультурой, осознанно относиться к сохранению своего здоровья и окружающих.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. В дошкольных учреждениях используются разнообразные формы работы с семьёй. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на встречи с педагогами, а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и реже в качестве участников. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Цель проекта: повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей, в области физического воспитания ребёнка.

Задачи проекта:

  1. формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребёнка в единстве с требованиями педагога и учётом индивидуальных способностей ребёнка;
  2. осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам физического воспитания ребёнка;
  3. познакомить родителей с закономерностями развития ребёнка дошкольного возраста, методами и приёмами, способствующих развитию гармоничных детско – родительских взаимоотношений.

Предполагаемый  результат:

  1. приобщение к здоровому образу жизни;
  2. повышение уровня знаний родителей в области физического воспитания;

3. гармонизация детско – родительских отношений.

Предварительная работа:

  1. анкетирование;
  2.  индивидуальные беседы;
  3. наблюдение за детьми во время физической культуры;
  4. подбор информационного и практического материала;

Роль родителей в реализации проекта.        

  1. участие в практических занятиях;
  2. проведение круглого стола;
  3. фотовыставки «Спортивная радуга»;
  4. семейные спортивные праздники.

Работа с воспитателями.

  1. консультации;
  2. контроль качественного выполнения физических упражнений и соблюдения правил гигиены;
  3. проведение подвижных игр;
  4. спортивные и оздоровительные мероприятия.

        

Работа над проектом проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление знаний семьи о здоровом образе жизни. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.

Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы,  изучение продуктов детской деятельности. Исследование выявило низкий уровень знаний родителей в вопросах физического воспитания детей. После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизма работы Клуба.

Прежде всего, было разработано положение о семейном клубе «Университет здоровья», план работы.

В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся один раз в квартал.

В рамках Клуба проходят семинары-практикумы, деловые игры, семейные спортивные праздники, круглые столы, практические занятия и консультации.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«УНИВЕРСИТЕТ ЗДОРОВЬЯ»

2011-2012 уч.год.

Тема

Форма проведения

Месяц

1.

«Играем пальчиками»

семинар - практикум

ноябрь

1.

«Методика лечебной физкультуры»

Практическое занятие

февраль

1.

« Всей семьёй Спортландию»

Семейный спортивный праздник.

апрель

ПЛАН РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«УНИВЕРСИТЕТ ЗДОРОВЬЯ»

2012-2013 уч.год.

Тема

Форма проведения

Месяц

1.

«Закаливание преграда всем простудам»

семинар - практикум

ноябрь

1.

«Нестандартное оборудование для двигательной активности детей»

Практическое занятие

февраль

1.

« Один день в детском саду»

Семейный спортивный праздник.

апрель

ПЛАН РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«УНИВЕРСИТЕТ ЗДОРОВЬЯ»

2013-2014 уч.год.

Тема

Форма проведения

Месяц

1.

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия»

семинар - практикум

ноябрь

1.

«Роль подвижных игр в развитии и воспитании ребёнка»

Практическое занятие

февраль

1.

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Семейный спортивный праздник.

апрель



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия»

Подготовил:

 инструктор ФИЗО

А.В.Перевозкина

г. Новый Уренгой

2013-2014 уч.год

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г.А. Шорина  (1994) установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, это вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Что в дальнейшем способствует и является одной из причин скалиотических нарушений осанки.

Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки

Причин возникновения плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.  К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плосковальгусной установкой стоп (отклонением пяток кнаружи),  которая формируется в раннем возрасте. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности. О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами. Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не наследственное качество, а приобретенный дефект.

 Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме - пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп - пятка заметно отклонена кнаружи. Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета.

 По анатомическому признаку плоскостопие делится на  продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.  

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, у детей 6-9 лет вертикальная поза неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для детей этого возраста. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 - 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы. Двигательный стереотип формируется в процессе роста ребенка, уже в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания.  Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета. Нарушение осанки является следствием нерационального соблюдения  режима, условий быта, труда, слабого физического развития.

В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат  находится в стадии интенсивного развития, его формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и нарушений осанки,  исправить их путем укрепления мышц и связок стопы, спины.

   

Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия.

Плоскостопие - заболевание прогрессирующее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, самомассаж, ортопедические стельки или обувь - мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

 Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви. Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы. Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания. Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы. Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше. Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Очень полезны тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Они  дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один - с теплой (40-450), другой - с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж - необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы.

Так же успешная профилактика и коррекция плоскостопия и нарушений осанки возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Условия развивающей физкультурно-оздоровительной среды.

В ДОУ ведется работа по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки у детей. Создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени.

На физкультурных занятиях используются:

 ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, веревки, канат, массажные мячи, диски с различными наполнителями и т.д.

Такое разнообразие инвентаря способствует:

  • возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным пособиям;
  • удовлетворению потребности детей в движениях;
  • расширению физических возможностей детей;
  • развитию двигательного воображения детей;
  • укреплению здоровья детей;

Кроме этого, это оборудование многофункционально и может быть использовано в разных направлениях развития детей – физическое развитие, математика, развитие речи, творческие игры и т. д.

Основные приемы и средства профилактики плоскостопия и нарушений осанки

        Основными средствами для профилактики плоскостопия и нарушений осанки являются: закаливание, специальные физические упражнения, самомассаж.

Закаливание

  Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются без обуви. Поэтому дети занимаются на профилактических занятиях в носках. Воспитателям рекомендовано проводить закаливающие процедуры по окончанию проведения гимнастики после сна.

Самомассаж

        Самомассаж проводится  в качестве вводной или заключительной части.

           Пособия для профилактики плоскостопия, применяемые для самомассажа: обручи, резиновые коврики с шипами, дорожка с пузырьками, гимнастическая палка, гимнастическая лестница, мешочки с песком, «кочки» с различными наполнителями, канат, веревки

Специальные физические упражнения

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, необходимо увеличить  объем целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Воспитателям рекомендовано после сна, проводить упражнения, укрепляющие мышцы стопы и направленные на развитие правильной осанки.

К специальным упражнениям  относятся упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, направленные на ощущение правильной осанки и развитие мышц спины.

Заключение

      Систематические занятия физической культурой и специальными физическими упражнениями способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы, и как следствие развитию правильной осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы семейного клуба "Нотки здоровья"

План работы семейного клуба "Нотки здоровья"...

Круглый стол с родителями семейного клуба "Навыки здоровья"

Ознакомить родителй дошкольников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и в условиях детского сада....

ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Родительское собрание в форме круглого стола по ЗОЖ....

ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Родительское собрание в форме круглого стола по ЗОЖ....

Заседание Семейного клуба "Академия здоровья"

Цель: способствовать созданию единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»....

Программа семейного клуба "ЗдоровЯК - здоровье явно крепчает"

Формирование здорового образа жизни детей, посредством повышения компетентности родителей в физическом развитиии и сотрудничества с коллективом детского сада...

Заседание семейного клуба "День здоровья"

Главной задачей детского сада была и остаётся охрана жизни и здоровья детей. В работе воспитателя очень важно наладить взаимодействие с родителями для создания единого воспитательно - образовательного...