Консультация для воспитателей "Коррекционная направленность подвижных игр".
консультация по физкультуре на тему

Зайцева Ольга Алексеевна

Данная статья содержит рекомендации по организации подвижных игр с детьми с нарушением зрения, правильному подбору атрибутов для игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность подвижных игр.

Игра – непременный спутник детства. Ребёнок с нарушением зрения любит играть совершенно так же как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребёнка надо научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям детей с нарушением зрения.

Важным условием организации игр является чёткое взаимодействие педагогов, родителей и врачей.

С данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет. Воспитателям и педагогам необходимо знать содержание игры и её воздействие на функциональное состояние организма детей.

Следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии ребёнка.

У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

У детей с нарушением зрения отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентировки и навыки самообслуживания. Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать:

  • Состояние остроты зрения ребёнка.
  • Его предыдущий опыт.
  • Особенности осязательно-слухового восприятия.
  • Уровень физической подготовленности.
  • Возрастные и индивидуальные возможности ребёнка.
  • Место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение.

Если есть необходимость расшевелить детей, заинтересовать игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. Игры с бегом: «Догони меня», «Горячий мяч», «Догони колокольчик». И наоборот, если дети возбуждены, игра должна быть малоподвижной, спокойной- «Узнай по голосу», игры на развитие сенсорных систем: «На ощупь», «Лучший нос», «Узнай фигуру».

Общие требования к игре. Игра должна соответствовать возрасту детей их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют.

Для игры с детьми с ослабленным зрением, необходимо использовать красочный и яркий инвентарь, учитывать конкретность предметов, использовать цвета наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!!!

Выбору и подготовке места, для проведения игры уделяется большое внимание. Необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить её размеры, ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия, травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур, натянутый по периметру площадки. Это даёт возможность играющим определять границы площадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха препятствий. Ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полоской цветной ткани.

С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми) играющих необходимо предварительно ознакомить, дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, который будет использован в игре, что позволит безбоязненно передвигаться по площадке.

Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих, давать правильное направление и предупредить об опасности. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия.

Так как ребёнок с нарушением зрения, преимущественно, ощущает всю игру посредством слухового анализатора, может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы и вызвать утомление, поэтому большое внимание следует уделять дозировке физической нагрузки при играх.

Указанные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребёнка в игре, избавиться от комплекса «неполноценности», обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон.

Ведущий всегда находиться там, куда направляются играющие, являясь ориентиром для них. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности продолжительностью пять секунд наблюдается снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающей глаукомой.

На прогулке при проведении подвижных игр с активным использованием слуха необходимо учитывать силу и направление ветра. Ветер способен отнести звуки в другую сторону, отчего игроки могут сбиться с пути.

В процессе игры взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии ребёнка, а именно:

  • Рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога.
  • Общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые заболевания.
  • Состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения.
  • Наличие сопутствующих заболеваний.
  • Состояние зрительного дефекта.
  • Способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
  • Наличие предыдущего сенсорного опыта.
  • Состояние и возможности сохранных анализаторов.
  • Состояние нервной системы.
  • Признаки переутомления.

При организации и проведении занятий с детьми с нарушением зрения противопоказаны все виды игр, сопряжённые с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением; упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение подвижных игр"

Консультация для родителей: "Значение подвижных игр"...

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»

Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети, отличающиеся от остальных сверстников тем, что они двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельно...

Консультация для родителей "Организация подвижных игр детей в зимний период"

Снег дарит уникальную возможность насладиться всеми прелестями зимних забав....

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры народов Севера ханты и манси».

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры народов Севера ханты и манси»....