Подвижные игры с фитболом для детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Звегинцева Светлана Владимировна

В статье представлены подвижные игры с фитболами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_fitbolami.odt30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с фитболом

для детей дошкольного возраста

В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач.

Мячи большого диаметра — фитболы — появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 3—5 лет диаметр 45 см, от 6—10 лет — 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Игры высокой и средней
подвижности
1. -«Лягушки и цапля» (развитие умения
реагировать па сигнал). Выбирается цапля,
остальные дети - лягушки. По сигналу
«Лягушки!» дети прыгают на фитболах в
разных направлениях; по команде «Цап-
ля!» прячутся от цапли (приседают за мя-
чом). Цапля-ребенок идет, высоко подни-
мая колени, размахивает руками, уводит
тех, кто пошевелился.

2. «Ветер северный и ветер южный»
(развитие ловкости). Дети сидят на мячах
по кругу. Считалкой выбирают ловишку
(Северный ветер, который будет детей «мо-
розить»), Южный ветер (он будет «размо-
раживать» тех, кого «заморозил» Северный
ветер). (У Северного ветра в руках синяя
ленточка, у Южного - красная.) Дети пока-
чиваются на мячах, инструктор говорит:
«Раз, два, три! Северный ветер, гони!». Де-
ти на мячах стараются ускакать от него.

  1. «Светофор» (развитие концентрации
    внимания). Дети сидят на мячах врассып-
    ную. Инструктор показывает цветные
    кружки - сигналы светофора:
    Красный! Ясно: путь опасный!
    Желтый - то же, что и красный.
    А зеленый впереди - проходи.
    Инструктор показывает красный сигнал
    - дети неподвижно сидят на фитболах,
    желтый - покачиваются, зеленый - под-
    прыгивают на фитболах в разных направ-
    лениях.

4. «Два и три» (развитие внимания и
ориентировки в пространстве). Под музы-
ку дети подпрыгивают на фитболах, про-
двигаясь вперед в разных направлениях.
На музыкальной паузе инструктор называ-
ет число 2 или 3 - дети быстро собираются
в круги по двое или по трое. Проигравшим
считается тот, кто не попал в круг или был
невнимательным и неправильно выполнил
задание.


5. «Льдинки, ветер и мороз» (развитие
внимания и ориентировки в пространстве).
Дети сидят на мячах парами лицом друг к
другу. Хлопают в ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки!
Сверкают, звенят, дзинь, дзинь!». На каж-
дое слово делают хлопок: сначала своими
ладонями, затем своей ладонью о ладонь
соседа.

Хлопают в ладоши и говорят
«дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал
«Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в раз-
ные стороны, оставив мячи в центре зала, и
договариваются, кто с кем будет строить
круг - большую льдину. На сигнал «Мо-
роз!» все садятся на мячи в кругу и берутся
за руки. Выигрывают те дети, у которых в
цругу оказалось большее число игроков.

  1. «Не зевай! Быстро мячик занимай!»
    (развитие ориентировки в пространстве).
    Под спокойную музыку дети прыгают на фитболах
    с продвижением вперед в колонне по одному, под
    быструю - бегают, оставив мячи в центре зала (в это
    время инструктор убирает один мяч). На музы-
    кальной паузе дети быстро садятся на мячи. Остав-
    шемуся без мяча говорят: «Не зевай, быстро мячик
    занимай!».

7. «Мы веселые ребята!» (развитиеловкости).
Первый вариант. Дети сидят на мячах по кругу.
Считалкой выбирают ловишку, он садится в центр
круга. Дети покачиваются на мячах, хлопают в ладо-
ши. Как только инструктор произнесет слова: «Вот
веселые ребята, любят бегать и играть. Ну, попробуй
их догнать! Раз, два, три - лови!», дети на мячах ста-
раются ускакать от ловишки, задача которого, пры-
гая на мяче, поймать как можно больше детей.
Второй вариант. Группа детей на мячах сидит на
одной стороне зала, ловишка на мяче - на другой,
спиной к детям. Как только инструктор произнесет
слова: «Вот веселые ребята, любят прыгать и скакать
(дети продвигаются вперед на мячах к ловишке). Ну,
попробуй их догнать! Раз, два, три - лови!», дети на
мячах поворачиваются кругом и стараются ускакать
от ловишки, задача которого, прыгая на мяче, пой-
мать большее число детей.


8. «Перемена мест» (развитие внимания). Дети
сидят на мячах по кругу, покачиваются, хлопают ла-
донями по коленям. Как только инструктор скажет:
«Поменяйтесь местами те, кто... (любит играть в по-
движные игры, кататься на лыжах, санках, у кого до-
ма, есть кошка или собака и т.д.)», дети, подпрыгивая
на мячах, меняются местами.

9. «Ручейки и озера» (развитие коммуникатив-
ных способностей, умения перестраиваться). Иг-
роки стоят в двух-трех колоннах с одинаковым
числом играющих в разных частях зала - это ру-
чейки. Соединяются друг с другом с помощью мя-
чей, которые удерживают между собой туловищем.
На сигнал «Ручейки побежали!» команды бегут в
разных направлениях. На сигнал «Озера!» останав-
ливаются, садятся на мячи, берутся за руки, строят
круги-озера.
10. «Липкие пеньки» (развитие ловкости). Дети
делятся на две группы: «Липкие пеньки» и «Жуч-
ки». Дети первой подгруппы садятся на мячи-
медболы в разных частях зала и вытягивают руки в
стороны. Дети второй подгруппы прыгают на фит-
болах в разных направлениях, стараясь не «прилип-
нуть к пеньку», в это время «Липкие пеньки» стара-
ются задеть «Жучков». «Прилипший жучок» сидит
рядом с «пеньком» до конца игры. Затем дети меня-
ются ролями.

11. «Найди себе пару» (развитие ориентировки в
пространстве). Дети подпрыгивают на фитболах с
продвижением вперед в разных направлениях. По
команде «Раз, два, три - пару найди!» быстро нахо-
дят пару. Тому, кто остался без пары, все вместе гово-
рят: «Не зевай, быстро пару выбирай!».

12. «Чье звено быстрее соберется?» (развитие
ориентировки в пространстве, умения реагировать
на сигнал). Дети образуют две шеренги: у одной си-
ние мячи, у другой - красные, прыгают на фитболах
в разных направлениях. По команде «Стройся!» бы-
стро собираются в шеренги. Выигрывают те дети, ко-
торые быстрее выполнят задание.
Усложнение. Одновременно с командой «Строй-
ся!» инструктор показывает карточку-схему, на кото-
рой показано, как построиться (в шеренгу, в круг, в
колонну по двое и т.д.).

13. Эстафеты (тренировка в выполнении основных
движений). Прыжки на мяче, прокатывание мяча по
прямой, перенос мяча в паре, ползание на животе,
мяч зажат между ногами (ноги согнуты, и мяч при-
жат к спине), передача мяча над головой (стоя или
сидя на мячах).

14. «Бездомный заяц» (развитие ориентировки в
пространстве). Мячи (на один меньше числа игро-
ков) врассыпную лежат по залу. Дети-зайцы прыга-
ют по залу. По команде воспитателя «Все в дом!»
садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем»
оказывается тот ребенок, который не успел этого
сделать. Он выбывает из игры. В каждой последую-
щей игре количество мячей сокращается на один.

  1. «Пустое место» (развитие умения реагиро-
    вать на сигнал). Играющие сидят на мячах, покачи-
    ваются, держась за плечи соседей.
    Водящий (ходит за спинами детей по кругу).
    Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу.
    К одному я подойду и тихонько постучу:
    Тук-тук-тук...
    Ребенок. Кто пришел?
    Водящий (называет имя ребенка).
    Ты сидишь ко мне спиной.
    Бежим наперегонки с тобой!
    Кто из нас быстрей,
    Тот прибежит скорей.

16. «Быстрая гусеница» (развитие коммуника-
тивных способностей, бег). Играют две команды.
Каждая команда - «гусеница». Дети соединяются
друг с другом с помощью мячей, которые удерживают
между собой туловищем. По команде «Кто быстрее
доберется до финиша?» начинают движение. Выиг-
рывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гу-
сеницу» и не уронившая мяч.

17. «Успей передать!» (развитие коммуникативных
способностей). Дети стоят по кругу и по команде начи-
нают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп1»
дети хором кричат: «Раз, два, три - беги!». Один ребе-
нок из пары, у которой в это время оказался мяч, бежит
вправо за кругом играющих, другой влево; выиграв-
шим считается тот, кто быстрее вернется к мячу.


18. «Зайцы и медведь» (развитие ориентировки в
пространстве). Ребенок-медведь дремлет в берлоге.
Дети-зайцы прыгают вокруг медведя на мячах и драз-
нятся: «Мишка бурый, мишка бурый, почему такой
ты хмурый?». Медведь, вылезая из берлоги, отвечает:
«Я медком не угостился, потому и рассердился. Раз,
два, три, четыре, пять - я вас всех хочу поймать!». На
последнем слове медведь ловит зайцев.


19. «Путешествие в Москву» (тренировка в выпол-
нении основных движений, развитие умения реагиро-
вать на сигнал). Дети сидят на мячах в кругу - это аэ-
родром. Ведущий произносит: «Я лечу в Москву, всех
с собой возьму». Дети, оставив мячи, строятся за веду-
щим, который, используя основные движения (бег,
ходьбу, подскоки и т. д.), водит детей за собой в разных
направлениях и по всевозможным траекториям. По
команде «Посадка!» дети и ведущий должны как мож-
но быстрее занять свои мячи. Ребенок, который остал-
ся без мяча, в следующей игре становится ведущим.


20. «Утки и собачка» (развитие ловкости). Дети,
изображая уток, присев, подходят к собаке, которая
лежит в конуре:
Ты, собачка, не лай,
Наших уток не пугай.
Утки наши белые,
Без того несмелые.
Собачка выскакивает и догоняет уток, которые
стараются быстрей добежать до своих мячей, и са-
дится на них.


21. «Пингвины на льдине» (развитие ловкости и
ориентировки в пространстве). Дети-пингвины бе-
гают свободно по залу. Мячи-льдины в произволь-
ном порядке разбросаны на полу. Водящий (ребе-
нок-охотник) пытается поймать пингвинов или оса-
лить их. Если пингвин успеет забраться на льдину
(мяч), ловить его запрещается.


22. «Космонавты» (развитие коммуникативных
способностей, умения реагировать на сигнал, равно-
весия). Играют две команды. Дети строят две ракеты,
располагая мячи в двух равных колонках. Затем мар-
шируют по залу, проговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После этих слов дети разбегаются по своим раке-
там. Выигрывает та команда, которая дольше всех
пробудет в полете, т.е. сев на мячи и взявшись за руки.


23. «Лиса и тушканчики». Один ребенок - лиса.
Ее задача - переловить всех других детей-тушканчи-
ков. П© сигналу «День!» тушканчики прыгают на
своих мячах по залу, кто куда хочет. По сигналу
«Ночь!» все тушканчики замирают, приняв ту позу, в
которой их застала команда. Лиса может поймать
только того, кто шевелится.


24. «Улитка» (развитие коммуникативных спо-
собностей, умения реагировать на сигнал). Дети в
двух командах стоят, удерживая мячи локтями, голо-
вой или другими частями тела. По сигналу «Нача-
ли!» сворачиваются в улитку. Выигравшей считается
команда, которая быстрее успеет это сделать.

Игры малой подвижности
1. «Слушай команду!» (развитие умения переклю-
чать внимание и тренировка в выполнении основных
движений). Дети маршируют по кругу, мячи прокаты-
вают справа от себя по полу. По сигналу «Лошадки!»
- садятся на мячи, сохраняя равновесие, стучат по
полу поочередно каждой ногой; «Раки!» - идут спи-
ной назад, прокатывая мяч слева от себя; «Птицы!» -
сидя на мяче, активно делают маховые движения ру-
ками, стараясь не отрывать ягодицы от мяча и сохра-
нять равновесие; «Аист!» - останавливаются, одну
ногу ставят на мяч и замирают, разведя руки в сторо-
ны. Команды подаются детям в произвольном поряд-
ке. При повторе игры задания могут варьироваться и
усложняться. Так, вместо словесной команды могут
быть использованы условные сигналы: цвет, звук, ри-
сунок. Карточка зеленого цвета означает, что дети
должны выполнить задание «Птицы», желтого цвета
- «Лошадки»; если прозвучат два хлопка в ладоши,
надо выполнять задание «Раки», если три - «Аист».

  1. 2. «Летает - не летает» (развитие концентрации
    внимания). Дети покачиваются на мячах. Инструк-
    тор называет животных и птиц: если птицу - дети
    машут руками, показывая, как птица летает; если
    животное - дети убирают руки на колени и покачи-
    ваются на мячах.


3. «Запомни движение» (развитие концентрации
внимания, памяти). Четверо детей, стоя в шеренге,
по очереди выполняют какое-либо движение под му-
зыку (4 раза). Остальные должны запомнить, что
они делали.
Воспитатель. Что делали Петя, Наташа, Вова и
Коля?
Дети. Петя поднял одну ногу, Наташа хлопнула в
ладоши, Коля присел на корточки, Вова встал на цы-
почки.
Затем детям в заданном темпе предлагается вы-
полнить (4 раза) движения в произвольном порядке.
Например: сделай, как Петя, как Вова, как Наташа,
как Коля.


4. «Раз, два, три! Ну-ка, повтори!» (развитие
равновесия, тренировка в выполнении общеразвиваю-
щих упражнений). Дети покачиваются на мячах, хло-
пают ладонями по коленям. Инструктор говорит:
«Раз, два, три! Ну-ка, повтори!» - и показывает кар-
точку-схему статичного упражнения на мяче-фитбо-
ле («Стрелочка», «Лягушка», «Мостик», «Змея»,
«Улитка»). Дети выполняют упражнения.


5. «Статуи» (развитие умения бросать друг другу
и ловить большой мяч). Игроки становятся по кругу
и перебрасывают фитбол друг другу. Кто не поймает
мяч, продолжает игру, стоя на одном колене. Если в
такой позе ему удается поймать мяч, он становится
на обе ноги. Если совершает еще одну ошибку - вы-
ходит из игры и садится на мяч.