Методика проведения подвижных игр
методическая разработка по физкультуре на тему

Бахарева Наталья Валерьевна

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_podvizhnykh_igr.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Методика проведения подвижных игр

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Дети младшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста

Дети подражают в игре всему, что видят. В подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

Детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Подражательность и имитация продолжают играть важную роль.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность.

  1. Играм типа «ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

  1. Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

  1. Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

  1. Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре.

  1. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

  1. В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Подвижные игры классифицируют:

  • По возрасту
  • По степени подвижности ребенка (игры с малой, средней, большой подвижностью)
  • По видам движений (игры с бегом, метание и т.д.)
  • По содержанию (п/и с правилами и спортивные игры)

Подвижные игры с правилами:

  • Сюжетные игры
  • Несюжетные игры

Спортивные игры:

  • Баскетбол
  • Городки
  • Настольный теннис
  • Хоккей
  • Футбол и др.

Сюжетные подвижные игры:

  • Игры типа перебежек, ловишек
  • Игры с элементами соревнования
  • Игры-эстафеты
  • Игры с предметы (мячи, обручи, кегли и т.п.)
  • Игры-забавы (используются в работе с самыми маленькими детьми)

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы.

Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2 мин.

Сюжетные подвижные игры

Несюжетные подвижные игры

Игры с элементами соревнования

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания сюжета педагог проводит предварительную работу. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии  в зависимости от возраста). При объяснении игры используется краткий сюжетный образный рассказ.

Педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывает местоположение играющих и игровые атрибуты.

Педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит так же  в распределении ролей. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

Игры для детей первой младшей группы

Июнь

Июль

Август

1 неделя

«Догони мяч» (игра с ходьбой и бегом) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 16

«По тропинке» (игра с ходьбой и бегом) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 16

«Самолеты» (игра с ходьбой и бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.6, комплекс 3

2 неделя

«Лови мяч» (игра с бросанием и ловлей мяча) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 33

«Попади в «воротики» (игра с бросанием и ловлей мяча) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 35

«Лови мяч» (игра с бросанием и ловлей мяча) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 33

3 неделя

«Мой веселый звонкий мяч» (игра с подпрыгиванием и прыжками) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 38

«Зайка беленький сидит» (игра с подпрыгиванием и прыжками) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.8, комплекс 5

«Поезд» (игра с ходьбой) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 24

4 неделя

«Найди флажок» (игра на ориентировку в пространстве) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 42

«Пузырь» (игра с разнообразными движениями) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.6, комплекс 2

«Воробышки а автомобиль» (игра ходьбой и бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.7, комплекс 4

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Июнь

Июль

Август

1 неделя

«Подбрось – поймай» (игра с бросанием и ловлей) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.53, комплекс 12

 

«Поезд» (игра с ходьбой и бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 6, комплекс 2

«Прокати и сбей» (игра с бросанием и ловлей) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 11, комплекс 8

«Найди себе пару» (игра на ориентировку в пространстве) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.148

«Зайцы и волк» (игры с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.146

«Пузырь» (игра с разнообразными движениями) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.6, комплекс 2

2 неделя

«У медведя во бору» (народная игра) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.12

«Поезд» (игра с ходьбой и бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 6, комплекс 2

«Самолеты» (игра с бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 45, комплекс 2

«Прокати и сбей» (игра с бросанием и ловлей) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 11, комплекс 8

«Пузырь» (игра с разнообразными движениями) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.6, комплекс 2

«Змейка» (народная игра) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.6

3 неделя

«С кочки на кочку» (игра с подпрыгиванием и прыжками) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 13, комплекс 11

 «У медведя во бору» (народная игра) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.12

«Найди свой домик» (игра на ориентировку в пространстве) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 6, комплекс 1

«Самолеты» (игра с бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 45, комплекс 2

«Лохматый пес» (игра с бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 25, комплекс 7

«Змейка» (народная игра) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.6

4 неделя

«Найди себе пару» (игра на ориентировку в пространстве) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.148

«С кочки на кочку» (игра с подпрыгиванием и прыжками) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 13, комплекс 11

«Зайцы и волк» (игры с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.146

«Найди свой домик» (игра на ориентировку в пространстве) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 6, комплекс 1

«Подбрось – поймай» (игра с бросанием и ловлей) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.53, комплекс 12

«Лохматый пес» (игра с бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 25, комплекс 7

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Июнь

Июль

Август

1 неделя

«Мы веселые ребята» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.148

«Сбей кеглю» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.152

«Упражнения с короткой скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 41

«Ловишки, бери ленту» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.154

«Мяч вдогонку» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.155

«Упражнения с короткой скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 41

«Догони свою пару» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.149

«Охотники и зайцы» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.152

«Упражнения с длинной скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 42

2 неделя

«Кто сделает меньше шагов» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.150

«Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.153

«Совушка» (игра с бегом) Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 22

«Лиса в курятнике» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.150

«Принеси предмет» (игра-эстафета) «Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.156

«Веревочка» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.61

«Удочка» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.151

«Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.153

«Краски» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.59

3 неделя

«Ловишки парами» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.154

«Мяч кверху» (народная игра с мячом) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.53

«Упражнения с длинной скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 42

«Мышеловка» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.148

«Попади в обруч» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.152

«Упражнения с длинной скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 42

«Птички и клетка» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.153

«Кто сделает меньше шагов» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.150

«Телефон» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.61

4 неделя

«Попрыгунчики» (народная игра с прыжками) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.53

«Через ручей» (игра-эстафета) «Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.156

«Обыкновенные жмурки» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.69

«Волк во рву» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.150

«Эстафета парами» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.153

«Краски» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.59

«Не оставайся на земле» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.151

«Посади и собери картофель» (игра-эстафета) «Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.157

«Веревочка» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.61

Методическая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду
  2. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения подвижных игр»
  3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей»
  4. Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет»
  5. Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке»
  6. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»
  7. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методика проведения подвижных игр"

Консультация для воспитателей на тему: "Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах"...

Методика проведения подвижных игр

В данной статье подробно рассказывается о методике проведения подвижных игр...

Презентация Методика проведения подвижных игр

Методика проведения подвижных игр...

Конспект для воспитателей "Методика проведения подвижных игр"

Методика проведения подвижных  игр; Подбор и планирование подвижных игр ...

Методика проведения подвижных игр в средней группе

В консультации для педагогов раскрываются основные аспекты организации и проведения подвижных игр в средней группе...

Сообщение "Методика проведения подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Сообщение «Методика проведения  подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья».   Заслушали на М.О. Воспитатель Пахомова Е.С.         ...

Методика проведения подвижных игр в детском саду

Подвижные игры - это группа игр в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организиа в активных действиях....