«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».
статья по физкультуре на тему

Дехант Лидия Дмитриевна

Доклад об использовании подвижных игр для развития двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_dvigat_deyat.docx459.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное   образовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №21.г. Сызрани

структурное подразделение детский сад №49.

Доклад на тему:

«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».

 

C:\Users\Komp\Documents\мама документы\фото с огнём  оборудоавнием\олимпиада\фото олимпиады в ст № 12\SAM_1842.JPG

                                                                                                                            Подготовил:

                    инструктор по физической культуре

 Дехант Л.Д.

2015г.

              Здоровые дети – основа жизни нации. Правовые документы, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» и др., обращают наше внимание  на  охрану и укрепление здоровья  детей.    

          Здоровье зависит от многих факторов, а  также от образа жизни. Детское здоровье зависит  и от характера педагогического воздействия. Благоприятное воздействие на организм оказывает и двигательная активность, находящаяся в пределах разумного. Так, при гиподинамии (малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерная    двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребёнка.     

    Замечено, что в детских садах наблюдается отсутствие «середнячков». Дети делятся на успевающих и неуспевающих. Растёт число одарённых детей  с наличием эмоциональных проблем и детей с низким желанием активно действовать.  

      Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания детей. Дошкольный возраст – это возраст, где максимальная двигательная активность. Поэтому необходимо обеспечить рациональный уровень двигательной активности, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность ребёнка определяется не столь биологическими потребностями ребёнка в движении, сколько  факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитания и обучения.

     Поэтому мы распределили двигательную деятельность  в  режиме в течении  дня, с  учётом  время года(наиболее высокая активность в весеннее- летний период), индивидуальные особенности детей и возраста, состояние здоровья.

       Двигательная деятельность в  режиме  ДОУ включена  всю двигательная деятельность детей, как в  образовательный компонент, так и выделено время для самостоятельной деятельности дошкольников. Одним из важных средств воспитания здорового ребёнка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура.

          Каждое дошкольная организация, каждый педагог имеет свой подход к организации физкультурной  работы, определяет приемлемые формы работы с детьми.

        Наше учреждение разработала  схему двигательной активности в режиме дня и   включает:

- закаливание (оздоровительный бег на свежем воздухе, пробежки по массажным дорожкам при сочетании с воздушными ваннами)

- непосредственно – образовательная деятельность (занятия) по физическому развитию; 

- гимнастики (утренняя, гимнастика после сна, ритмическая гимнастика);

- игры: драматизации, инсценировки, коммуникативные, подвижные, музыкальные, народные, спортивные, хороводы, пальчиковый  игротренинг; 

-  активный отдых (спортивные соревнования и праздники, физкультурные досуги (2-3 спортивные  развлечения на свежем воздухе в год), дни здоровья;

-  динамические паузы и физкультурные минутки  во всех видах деятельности при открытых фрамугах и окнах;

- прогулки, экскурсии, походы;

- дополнительные занятия в кружках, секциях;

- организация  совместной двигательной  деятельности с родителями; 

- организация предметно – развивающей среды по физической культуре (самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей).

       Все выше перечисленные виды работы повторяются с разной периодичностью в течении   дня, месяца, года, меняя характер.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

в режимных моментах.

1.

Утренняя гимнастика (5-10 мин)

Все группы

Ежедневно

Воспитатели групп

2

Двигательные разминки в утреннее время (игры малой подвижности, хороводы, физкультурные минутки (10-20 мин)

Все группы

Ежедневно

Воспитатели групп

3.

Подвижные игры на прогулке (10-20 мин)

Все группы

2 раза в день

Воспитатели групп

4.

Гимнастика после дневного сна (5-10 мин)

Все группы

Ежедневно

Воспитатели групп

5.

Спортивные упражнения на прогулке «Зимние катания», «Летние гонки» (ходьба на лыжах, катание на санках, скольжения по ледяной дорожке, катание на самокате и велосипеде 8 -15 мин)

Средняя, старшая, подготовительная к школе

2 раза в неделю

Воспитатели групп

6.

Спортивные игры на прогулке (хоккей, городки, баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон)

Старшая, подготовительная к школе группа

2 раза в неделю

Воспитатели групп

7.

Физкультурные развлечения и досуги (пятница 15-30 мин)

Все группы

1 раз  в месяц

Инструктор по физической культуре

8.

День здоровья

Младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе

1 раз в январе и 1 раз летом

Инструктор по физической культуре, старшая медсестра

9

Совместные игры  соревнования детей смежных групп, детей и  родителей  в зале, на площадке (15-30 мин).

Средняя, старшая, подготовительная к школе

1 раз в месяц

Инструктор по физической культуре, воспитатели

10

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке.

Все группы

ежедневно

Инструктор по физической культуре, воспитатели

          Дети реже играют и  общаются со сверстниками.  Безусловно,  на первое место ФГОС выдвигает игру, как основной вид деятельности.     Как известно организаторами  всей работы являются  – инструктор по физической культуре и воспитатели. Они руководят двигательной деятельностью детей, учитывая индивидуальные особенности детей, их здоровье.

         Одной из форм развития двигательной деятельности детей – игра. Шиллер  сказал «Человек только тогда вполне человек, когда он играет». В этом изречении, безусловно, верно лишь то, что пока человек живёт, у него время от времени действительно появляется потребность наполнить свою жизнь теми или другими развлечениями (шахматы, бильярд, музыка, театр…) представляют собой нечто вроде отдыха. «Игры же детей, представляют собой горячую, неустанную, но вместе с тем и весёлую работу, с помощью которой энергично развивается дух и тело ребёнка, насаждаются в нём знания и опыт и закладываются первые основы для будущей деятельности в жизни» - заметил доктор Егор Арсеньевич Покровский, самый добрый доктор 19 века, который собирал народные игры и  лечил с их  помощью детей.    

               «Подвижная игра требует самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решений, осмысленность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго  намеченной  цели. Присоедините сюда, то обстоятельство, что большинство такого рода игр производится на чистом  воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, и станет вполне ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма»-  говорил Е.А. Покровский.

        О значении  подвижной игры можно много говорить. Пиком двигательной деятельности в  образовательном процессе во время непосредственной образовательной деятельности  по физическому развитию и на прогулке  является подвижная  игра. Подвижные игры разного содержания и характера.

  • Игры с элементами  соревнования.
  • Игры – эстафеты.
  • Игры аттракционы.
  • Народные игры.
  • Игровые упражнения с элементами спорта.
  • Игры на свежем воздухе летом и зимой(велосипед, санки…)

       Во время игр на свежем воздухе необходимо проводить игры с  большей физиологической нагрузкой. Нужно удовлетворить естественные потребности детей в движениях.

     Сбор на игру стихотворением и подвижные игры с рифмованным текстом легко запоминаются и нравятся детям. Они помогают развивать дикцию и актёрские навыки и выразительность движений. Короткие стишки создают  эмоциональный настрой и вызывают интерес, побуждая к активности.

«Все скорее ко мне бегите погремушки (платочки…) получите.

Погремушки (платочки) дети взяли и быстрее побежали.

А теперь мы все бежим

Погремушками звеним (платочками машите).

Тихо, тихо мы пойдём

Погремушки уберём».

Или

«Мы идём, идём , идём

Снежки белые (мячи красные) несём.

У кого снежок (зелёненький) лежит

Тот за нами и бежит».

     С большим вниманием я отношусь к выборе ловящего. Разнообразим способы выбора: считалкой, стрелкой, приглашение друзей, жеребьёвкой. Выбираем несколько ведущих по принципу активности детей, их индивидуальных способностей, морально – волевых качеств. Физически слабые дети могут проявить самостоятельность, быстроту, если будут действовать в паре с активным  ребёнком. Детям холерикам можно предложить выполнить ряд дополнительных заданий (например: ловить, преодолевая препятствия, или ловить с помощью прыжков, ползания). Интересными препятствиями могут служить пособия (скамейки, рейки, кубы, дуги, лесенки). Повышение  двигательной активности  способствуют дети – выручалочки, или приём, когда пойманный должен сообразить, как можно спастись от ловящего,  когда  тот  ушёл ловить. Если жёстко ставить перед ребёнком строгие определённые рамки, то игра теряет весёлость, одушевление, она делается скучной. Стоит её предложить изменить, дети проявляют  творчество и придумывают массу вариантов. Интерес к игре повышается, когда выбирают ведущего. Народные  считалки в виде небольших  стихов, которые можно изменить на ходу. Например,

Прыг-скок,прыг-скок.
Выйди ты, дружок.

Вот тебе флажок (рожок, платок…)

или

Что тебе дать?

Сахару (пирожка) кусочек

Или красный платочек?

Интересны  игры – диалоги, например:

 «Бабушка, бабушка, пора в пир.

- Не в чем?

- В рогоже! (в платочке)

- Не гоже.

- В лукошке!

- Покато.

- На крыльях полетай!»

      Вариативность одной игры повышает активность детей.  Игры можно усложнять, изменив правила, повысить требования, включить новые движения (из разных исходных положений), изменить темп. Новые необычные  яркие   пособия и  разные способы  ловли (с помощью платочка, передача  колокольчика, мяча, камешка…), привлекают детей сами по себе и способствуют активности детей.

     Внезапное вхождение педагога в игру и непосредственное участие взрослого придаёт игре живость и делает её эмоциональней. Взрослый, в роли   ловишки, выручалочки, способствует вовлечению в игру всех детей, активизируя их действия.

         Некоторые  ребята отказываются  играть  в  подвижные игры и теряют свою активность, так как  родители делают замечания: испачкался.

      В Англии для игр шьют рубашки, широкие штаны из лёгкой фланели или из трико. В такой одежде свободнее играть, не жаль что изорвётся, испачкается. После игры она снимается. Можно предложить сшить специальные накидки для детей таким родителям или предложить приносить запасную одежду для прогулок.

      Известно, что игра детей – подражание  деятельности взрослых. И носит народный характер и отражает традиции культуры. Во Франции есть такая игра: «Подражание». Из числа активных детей выбирается ведущий. Он показывает смешные движения, все  дети идут за ним вереницей и повторяют  движения. Затем он ловит их или наоборот они его ловят. Игра доставляет детям много радости.

      Дети эскимосов забавляются такой игрой: «Похищение невесты».  Для неё строят дом и  мальчики ловят  только девочек, пойманную уводят в построенный шатёр.

      Формы организации игры могут быть разными. Игра по подгруппам активизирует активность всех детей. Например, игры «Ловля обезьян». Очень нравятся всем игры – эстафеты, игры аттракционы.

       В числе главных направлений работы по двигательной активности относится организация  и проведения спортивных праздников и развлечений, где в основе  стоит  -  игра. 

      Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер дошкольников, позволяющий развить у них разнообразные качества. Праздничные мероприятия облегчают восприятие проблемы, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздника  углубляются  проявления эмоций и чувств,  коллективные и личные переживания и увеличивается активность детей. Творческие  товарищеские встречи на спортивной площадке и в зале между смежных групп ДОУ, где участниками  являются педагоги и родители, игры – эстафеты повышают активность  не только детей,  но и взрослых, приобщают к активному отдыху, сплочению коллектива, приобщают к здоровому образу жизни.

        «Дни здоровья» - неотъемлемая часть оздоровительной программы в нашей  дошкольной организации. Одна из задач данного вида работы – активный отдых, создание  условий   для  участия родителей в образовательной деятельности, для общения и игр с детьми. Только благодаря личному участию они могут понаблюдать за своим ребёнком в коллективе, оценить его физические возможности и направить своё воспитание в нужное русло. 

          В сценарий включаются не только упражнения соревновательного характера, но концертные выступления, ритмические номера с лентами, мячами, обручами, акробатические выступления детей, которые занимаются в кружках «Ритмическая гимнастика», «Са – Фи -Дансе», «Весёлые ребята». Такой пример сверстников может быть стимулом активности. Ребёнок, подражая другим  невольно, научится тому или другому и попробует, тем самым это поможет ему продвинуться на пути к своему самообразованию. Кульминацией таких мероприятий является сюрпризный момент и момент вручения награждения: грамотами, дипломами, подарками, призами. Поощрение для детей – главный стимул развития двигательной активности. 

      Такие мероприятия, безусловно, дают значительные результаты:

- активизация интереса и двигательной активности;

- помогают адаптироваться в коллективе робким, застенчивым и «зажатым» дошкольникам и развить их двигательную активность.      

       Большой акцент должен быть на развитии самостоятельности, активности и создание доброжелательной атмосферы. Традиционно образовательная двигательная деятельность может носить как обучающий, так и вариативный характер, включение в работу сюжетно – игровых  элементов, которые  поможет заинтересовать детей и создать атмосферу сотрудничества.

     Общим показателем состояния физического здоровья является не сама по себе подвижность человеческого тела, а способность человека испытывать «мышечную радость» и заражать ею другого  человека в форме эстетического переживания. 

          И закончить своё выступление хочу словами  доктора Е.А.Покровского «Направлять с детства жизнь человека к тем путям… к наилучшему здоровью. Для обеспечения этого положения первое, что нужно, - крепость сил и неуязвимость здоровья. Но как достигнуть этого? Путём постепенного укрепления организма с раннего возраста, а одно из лучших, вернейших и приятнейших средств  – детские игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Выступила с докладом на семинаре-практикуме по теме: "Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум: «Игра, как средство развития двигательной активности дошкольников»

     Подвижные игры в жизни дошкольника имеют огромное значение для всестороннего развития. Игры в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявл...

«Летом ты не скучай. Прыгай, бегай и играй» - дворовые игры как средство повышения двигательной активности дошкольников.

В современном мире дошкольника все меньше наблюдается веселых подвижных игр, дети стали заложниками компьютерных игр и других гаджетов, а ведь игра является не только способом освоения и присвоения оп...

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольниковСреда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем на занятии в музыка...