семинар-пактикум"Развитие мышечной силы у дошкольников"
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Михальцова Людмила Викторовна

ГМО педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар-пактикум на ГМО47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан

детский сад № 12

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Развитие  мышечной  силы  у  дошкольников»

                                                                                                   Подготовил  инструктор  по  

                                                                                             физическому  воспитанию  

                                                                                                МДОБУ  детский  сад  №12

                                                                                Михальцова  Л.В

г. Нефтекамк

2011г.

Развитие  силы -  это  психофизическое  качество  необходимо  для  внешнего  сопротивления  или  противодействия  ему  путем  мышечных  усилий. Развитие  силы  обеспечивает  не  только  преодоление  внешнего  сопротивления,  но  и  придает  ускорение  массе  тела  и  различным  применяемым  снарядам  (что  наблюдается,  например,  при   передачах  мяча).

От  развития  силы  зависит  в  значительной  степени  развитие  других  психофизиологических  качеств – быстроты,  ловкости,  выносливости,  гибкости.

Проявление  физической  силы  обуславливается  интенсивностью  и  концентрированием  нервных  процессов,  регулирующих  деятельность  мышечного  аппарата.

При  воспитании  ребенка  дошкольного  возраста  учитывается  возрастные  особенности  его  организма:  незавершенность  развития  нервной  системы  ,  преобладание  тонуса  мышц – сгибателей,  слабость  мышц.  

Именно  поэтому  общеразвивающие  упражнения,  укрепляющие  основные  мышечные  группы  и  позвоночник,  направлены  на  постеппеное  развитие  силы.

При  отборе  упражнений  уделяется  особое  внимание  тем,  которые  вызывают  кратковременные  скоростно – силовые  напряжение:  упражнения  в  беге,  метаниях,  прыжках,  лазании  по  вертикальной  и  наклонной  лестнице.  Упражнения  подбираются  с  учетом  возможностей  опорно – двигательного  аппарата  ребенка.  Они  должны  быть  направлены  на  преимущественное  развитие  крупных  мышечных  групп,  обеспечение  хорошей  реакции  сердечно – сосудистой  системы  ребенка  на  кратковременные  скоростно - силовые нагрузки.  

Для  развития  силы  необходимо  развивать  быстроту  движений  и  умение  проявлять  быструю  силу,  т.е.  проявлять  скоростно – силовые  качества.  Этому  способствуют  прыжки,  бег,  метание  на  дальность.  Е.Н.Вавилова  предлагает  также  применять  спрыгивания  с  небольшой  высоты  с  последующим  отскоком  вверх  или  вперед,  вспрыгивание  на  возвышение  с  места  или  небольшого  разбега,  прыжок  вверх  из  приседа,  прыжки  на  месте  и  с  продвижением  вперед,  чередуя  умеренный  и  быстрый  темп,  на  двух  ногах  через  линии  из  лент,  скакалок  или  палок.  Она  рекомендует  при  выполнении  прыжков  больше  внимания  уделять  энергичному  отталкиванию  одной  или  двумя  ногами,  неглубокому  приземлению  на  слегка  согнутые  в  коленях  ноги  и  затем  быстрому  их  выпрямлению.  Развитию  мышечной  силы,  координации  движений,  дыхательной  системы  способствуют  упражнения  с  набивными  мячами  (например,  поднимание  набивного  мяча  вверх,  вперед,  опускание  вниз,  приседание  с  мячом,  прокатывание  его,  бросок  мяча  вперед  от  груди  или  толчок, бросок  из – за  головы).  Все  эти  упражнения  с  учетом  возраста  детей  включаются  в  общеразвивающие  упражнения.    

        Уровень  развития  основных  двигательных  качеств – ловкости,  быстроты,  выносливости  позволяет  ребенку  успешно овладевать  двигательными  умениями  (бегом,  прыжками,  метанием)  и  спортивными  упражнениями  (ходьбой  на  лыжах,  ездой  на  велосипеде  др.).  К  перечисленным  двигательным  качествам  относится   также  и  мышечная  сила,  т.е.  способность  к  проявлению  мышечных  усилий,  от  которой  зависит  правильность  овладения  движениями.  Не  имея  достаточно  развитой  силы,  нельзя  быстро  или  долго  бегать,  плавать,  ходить  на  лыжах,  высоко  прыгать,  далеко  метать.  Крепкий  сильный  ребенок  легко  осваивает  новые  движения,  он  уверен  в  себе,  способен  переносить  трудности  и  даже  любит  упражнения  с  большей  нагрузкой.  Маленький  ребенок  уже  на  первом году  жизни  пытается  еще  неосознанно,  по  внутреннему  побуждению  упражнять  свои  мышцы  доступными  ему  движениями.  Вначале  он  машет  руками  и  ногами,  стремится  поворачиваться  со  спины  на  живот,  подтягивается  и  поднимается,  держась  за  опору.  Все  это  способствует  укреплению  мышц,  связок  и  суставов,  развивает  координацию  движений,  создает  реальные  возможности  для  быстрого  овладения  способами  передвижения – ползанием,  ходьбой,  бегом.  Наблюдая  за  малышом,  можно  видеть,  как  он  неоднократно  приседает,  пружиня  ногами,  и  этим  движением  упражняет  мышцы  ног.  Жестами,  мимикой  или  криком  малыш  очень  настойчиво  просит  взрослого  подать  брошенный  им  предмет  (погремушку,  мяч,  игрушку)  только  затем,  чтобы  снова  его  бросить.   С  каждым  днем  его  движения  становятся  увереннее,  целенаправленнее,  сокращаются  ненужные  усилия,  укрепляются  мышцы.   Теперь  ребенок  может  управлять  своим  телом.  От  этого  он  становится  активнее,  самостоятельнее.  Дальнейший  рост  силы  расширяет  двигательные  возможности  детей,  ведет  к  появлению  новых  движений,  совершенствуются  имеющиеся  двигательные  умения.

У  детей  дошкольного  возраста  силовой  уровень  достаточно  высок.  Исследованиями  доказано,  что  у  мальчиков  2лет  сила  одной  кисти  составляет  в  среднем  6,4  кг,  у  их  сверстниц – девочек – 6,0 кг,  становая  сила  равна  11,0 кг.  К  семи  годам  сила  мышц  кисти  правой  и  левой  руки  составляет  у  мальчиков  соответственно  14,0  и  13,2 кг,  у  девочек – 11,6  и  11,0 кг.

Однако  сила  разных  групп  мышц  у  дошкольников  развита  неодинаково,  что  мешает  им  овладевать  двигательными  умениями  и  тормозит  гармоничное  физическое  развитие.

Учитывая  анатомо-физиологические  особенности  дошкольников,  не  следует  стремиться  к  максимальным  результатам  и  превышать  нормы  для  прыжков  в  длину,  в  высоту,  так  это  может  отрицательно  повлиять  на  развитие  костной  системы,  а  также  внутренних  органов.  Не  рекомендуются  упражнения,  вызывающие  задержку  дыхания  и  большое  напряжение  организма.

Интенсивность  выполняемых  упражнений,  масса  предметов  (мешочков  с  песком  и  др.),  дозировку  физической  нагрузки  следует  повышать  постепенно.

Определение  мышечной  силы.  Мышечная  сила  определяется  кистевым  и  становым  динамометром.  Для  детей  дошкольного  возраста  подходит  кистевой  динамометр,  рассчитанный  для  измерения  силы  до  30 кг.  Ребенок  берет  динамометр  в  руку,  вытягивает  ее  в  сторону  и  сильно  сжимает.  После  небольшого  отдыха  измеряется  сила  другой  руки.  Становая  сила  определяется  становым  динамометром.  Ребенок  становится  двумя  ногами  на  металлическую  пластинку  с  крючком,  за  который  прикрепляется  динамометр,  и  тянет  за  ручку  вверх, прикладывая  усилие  рук,  туловища,  ног.

Силу  плечевого  пояса  можно  измерить  по  расстоянию,  на  которое  ребенок  бросает   двумя  руками  набивной  мяч  массой  1 кг,  а  сила  нижних  конечностей  определяется  по  прыжкам  в  длину  с  места.  Следует  отметить,  что  и  прыжок,  и  бросок  набивного  мяча  требуют  не  только  значительных  мышечных  усилий,  но  и  быстроты  движений,  поэтому  данные  упражнения  называются  скоростно-силовыми.

Метание  набивного  мяча  массой  1 кг  проводится  способом  из-за  головы  двумя  руками.  Ребенок  совершает  2-3  броска;  фиксируется  лучший  результат.

Прыжок  в  длину  с  места.  Для  проведения  прыжков  нужно создать  необходимые  условия,  то  есть  положить  мат  и  сделать  вдоль  него  разметку.

Для  повышения  активности  и  интереса  детей  целесообразно  на  определенном  расстоянии (чуть  дальше  среднего  результата  детей  группы)  разместить  3  флажка  и  предложить  ребенку   прыгнуть  до  самого дальнего  из  них.

Замеряются  результаты  от  носков  ног  в  начале  прыжка  до  пяток  в  конце  прыжка. Прыжок  выполняется  три  раза,  фиксируется  лучшая  из  попыток.

Более  сложными  заданиями  для  ребенка являются  прыжки  в  высоту  и  длину  с  разбега.  Эти  движения  требуют комплексного  проявления  быстроты,  силы  и  ловкости.

Прыжок  в  длину  с  разбега  (после  5  лет).  После  предварительной  разминки  ребенку предлагаются  две-три  попытки  для  преодоления  высоты  (начальная  высота  30 см).

После  того,  как  данная  высота  преодолена,  планку  следует  поднять  на  5 см;  при  неудаче  на  новой  высоте  ребенку  засчитывается  результат  предыдущей  попытки.

Прыжок  в  длину  с  разбега  предполагает  выполнение  с  трех  попыток  с  фиксацией  лучшего  результата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Как помочь ребенку овладеть мышечной силой?"

Уровень развития основных двигательных качеств – ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умениями (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнения...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Как помочь ребенку овладеть мышечной силой?"

Уровень развития основных двигательных качеств – ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умениями (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (хо...

Как помочь ребёнку овладеть мышечной силой

Рекомендации педагога дополнительного образования (физкультура)...

Рекомендации инструктора по физической культуре. Как помочь ребенку овладеть мышечной силой?

Рекомендации инструктора по физической культуреКак помочь ребенку овладеть мышечной силой?...

Пятиминутка здоровья от физинструктора - Зачем необходимо развивать мышечную силу?

Не имея развитой силы, нельзя быстро и долго бегать, плавать, ходить на лыжах, далеко метать. Крепкий сильный ребенок легко осваивает новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и ...

Как помочь ребенку овладеть мышечной силой

Консультация для родителей:«Как помочь ребенку овладеть мышечной силой?» Для чего необходимо развивать мышечную силу?Уровень развития основных двигательных качеств – ловкости, б...