Картотека подвижных игр в средней группе.
картотека по физкультуре (средняя группа) на тему

 Надежда Александровна Суфиева

Картотека игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_podvizhnykh_igr_4.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр 4-5  лет.

ИГРЫ С ХОДЬБОЙ

«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

У детей в руках платочки трех цветов (зеленые, желтые, красные). В трех углах комнаты цветные флажки на подставках. По сигналу «идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «найди свой цвет» бегут к флажку соответствующего цвета.

ТИШИНА»

Цель: присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны.
Ход игры. Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:
Тишина у пруда.
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте, малыши.
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают гласа (10 с.).

«РОВНЫМ КРУГОМ»

Цель: ходить ритмично по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг. Выполнять движения, показанные педагогом.
Ход Игры. Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например,  повернуться, наклониться, присесть.

«ПРОЙДИ В ВОРОТА»

Дети располагаются на стульях. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга -
воротики. Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу
лежит мяч. Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и предлагает на четвереньках
доползти до дуги, подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя
руками и опустить его в сетку.
Указания к проведению. Воротиками могут служить: дуга, стул, стол (проползти
между ножками), обруч, укрепленный между стульями, палка, положенная на спинки или
сиденья стульев.
Детей следует учить подлезать и пролезать разными способами, проползти на
четвереньках, пройти под препятствием, пригнувшись, но не дотронувшись руками до
земли ("Пройти под дугой"). При этом малыши усваивают разные понятия: проползти и
пройти.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота 
Пропускают не всегда. 
Первый раз прощается, 
Второй - запрещается. 
А на третий раз 
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

ИГРЫ С БЕГОМ

«ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию
Ход игры: дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, де, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.
Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

«САМОЛЕТЫ»

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Ход игры: перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.
Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
                               У медведя во бору
                               Грибы, ягоды беру!
                               Медведь постыл,
                               На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
ПРАВИЛА
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
 УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.
Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

«ПТИЧКИ И КОШКА»

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.
Правила:  Кошка ловит птичек только в кругу.                       Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.

«ЛОХМАТЫЙ ПЕС»

Один ребенок изображает пса. Он ложится на травку, голов кладет на вытянутые вперед руки. Несколько детей вместе с воспитателем тихо идут к псу и при этом произносят такие стихи:
                               Вот лежит лохматый пес,
                               В лапы свой уткнувши нос,
                               Тихо, смирно он лежит,
                               Не то дремлет, не то спит,
                               Подойдем к нему, разбудим
                               И посмотрим, что же будет.
Пес вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Играющие становятся попарно в один общий круг. Водящий находится в середине кргуа. По команде воспитателя «Лицом к лицу!» игроки  в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу, потом следует команда «На место!». По команде «Спиной к спине!» они становятся друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий старается стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.

 «БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Выбирается охотник и бездомный заяц, остальные играющие – зайцы: они чертят себе кружочки, и каждый встает в свой домик.
Бездомный заяц убегает, а охотник догоняет его. Спасаясь от охотника, заяц может забежать в любой кружок; стоявший в нем ребенок должен убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотнику удается поймать (запятнать) зайца, они меняются ролями. Для увеличения двигательной активности детей в одном домике может находиться два-три зайца.

«ЛОВИШКИ»

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. По сигналу: «Раз, два, три – лови!» - все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться  его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3-4 играющих, выбирается новый ловишка.

«ОГУРЕЧИК»

Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (воспитатель или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:
                                       Огуречик, огуречик,
                                       Не ходи на тот конечик:
                                       Там мышка живет,
                                       Тебе хвостик отгрызет.
С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.
Воспитатель должен помнить, что движения детей младшего дошкольного возраста еще  несовершенны, поэтому не следует позволять им бегать слишком быстро.

«КАРУСЕЛЬ»

Дети  образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:
«Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
    А потом кру-гом, кру-гом,
Все бегом, бегом, бегом».
После того как дети пробегут 2-3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и , перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:
                                       «Тише, тише, не спешите!
                                       Карусель остановите!
                                       Раз-два, раз-два.
                                       Вот и кончилась игра!»
Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке. Игра проводится 2 раза.

«ЛОШАДКИ»

Дети выбирают пару по своему желанию: один- лошадка, другой – кучер. Кучер запрягает лошадку, надевает вожжи и едет по прямому направлению от одной стороны площадки до другой и обратно или по краям площадки. Затем по указанию воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется. 

«ТРАМВАЙ»

Дети стоят вдоль стены  зала  в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они берутся за шнур, концы которого связаны , один ребенок держится правой рукой, другой – левой. Воспитатель  в одном из углов комнаты держит три цветных флажка – желтый, красный и зеленый. Когда поднят желтый флаг, дети останавливаются и ждут. Если желающих играть много (имеется ввиду не на занятии, а в свободное время на прогулке), то можно устроить остановку, на которой часть детей ждет прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается: одни пассажиры выходят из трамвая, другие – входят.
 Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно изменить название игры.

«ПРОБЕГИ ТИХО»

Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.
Ход игры: дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.    

«ТЕРЕМОК»

Детей должно быть не меньше 6. заранее нужно договориться, кто будет мышка, лягушка, зайчик… Животные могут быть самые разные, необязательно, как в сказке. Все зависит от количества и желания детей. Только мишка-ловишка должен быть один.
Все берутся за руки, идут по кругу и поют:
 Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Мышка выбегает в круг и говорит:
Кто-кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
И остается в кругу.
Остальные дети снова идут по кругу и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку. Каждый раз названные дети выбегают в круг и  спрашивают:
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Им отвечают, стоящие внутри круга:
Я- мышка-норушка…
Я – лягушка-квакушка… и т.д.
 А ты кто?
Услышав ответ, говорят: Иди к нам жить.
Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся животных и,  когда его спрашивают:
-А ты кто? – говорит:
-А я мишка- всех ловишка!
Дети разбегаются и мишка их ловит. Пойманный становится мишкой.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила:  Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.
Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

«ПО ДОРОЖКЕ НА ОДНОЙ НОЖКЕ»

Дети становятся на краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгнуть до другого края площадки на правой ноге (5-8 м). Обратно можно возвращаться бегом. Затем прыгают на левой ноге.

«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»

Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (сидят на насесте). На противоположной стороне площадки в норе живет лиса. Куры разбегаются по двору., хлопают крыльями, клюют зерна, кудахчут. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают, прячутся в курятник, взлетают на насест. Лиса хватает (салит) ту курицу, которая не успела взобраться на насест.

«ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ»

Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Учить соотносить действия со словами.
Материал: Маска зайки.
   Ход игры: Все становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга. Дети, образующие круг говорят:
Зайка серый умывается.                          Вымыл хвостик,
Видно, в гости собирается,                     Вымыл ухо,
Вымыл носик                                            Вытер сухо!
Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идёт в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки.

«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

«ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»

На площадке чертят две  линии на расстоянии 1,5-2 м одна от другой – это ручеек. Играющие (6-8 детей)  стоят у  черты – на берегу ручейка, они должны перейти его по камешкам (начерченным кружкам), не намочив ноги. Расстояние между кружками должно быть  таким, чтобы дети могли легко перепрыгнуть с одного на другой (примерно 25-30 см). одновременно переходят ручеек несколько детей, остальные вместе с воспитателем наблюдают за ними. Тот, кто оступился, - намочил ноги, идет сушить их на солнышке – садится на скамейку. При повторении игры они вновь включаются в игру. Воспитатель поощряет детей, помогает некоторым перейти на другой  берег.

ИГРЫ С ПОЛЗАНИЕМ И ЛАЗАНЬЕМ

«КОТЯТА И ЩЕНЯТА»

Играющих распределяют на две группы. Дети одной группы - котята, другой - щенята. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята – на противоположной стороне. Педагог предлагает детям побегать легко, мягко, как котята. На слово «Щенята!» другая часть детей перелезает через скамейки, они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель находиться рядом. Щенята возвращаются в свои домики.
После 2-3 повторений дети меняются ролями. Игра повторяется
 

 «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»

На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы, и т.д.), - это деревья.
 По сигналу  воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.

 «НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»
Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне зала или площадки огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см) – то дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит: «Большая птица!». Все цыплята бегут домой. Игра повторяется 3-4 раза.

«МЫШИ В КЛАДОВОЙ»

Дети-мыши сидят в норках – на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40-50 см – это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки ( кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Игра возобновляется. После неоднократного проведения игры роль кошки исполняет ребенок.
Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: кошка ловит мышей, пойманные пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), при последующем повторении снова играют.

«НЕ ОПОЗДАЙ»

Цель: Учить детей действовать по сигналу воспитателя быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Описание: Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опоздай!» бегут к кубикам.

 «КРОЛИКИ»

На одной стороне площадки ставятся дуги (или обручи). На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа, на стуле сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. 4-5 детей становятся в кружки. «Кролики сидят в клетках», говорит воспитатель, малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают в обруч (под дугу), бегают, прыгают. «Бегите в клетки», - говорит сторож. Кролики убегают, каждый возвращается  в свою клетку, снова пролезая в обруч (дугу). Затем сторож вновь выпускает кроликов, и игра повторяется.

 «ПАСТУХ И СТАДО»

Дети  изображают стадо (коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Воспитатель произносит слова:
                               Рано-рано поутру
                               Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».
                               А коровки в лад ему
                               Затянули: «Му-му-му».
На слова «Ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «Му-му-му» коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щелкает кнутом, гонит стадо домой.
Игра может повторяться. Для нее нужен простор, чтобы дети могли с удовольствием походить по лугу.
 Можно несколько изменить сюжет игры, введя в нее волка в этом случае пастух выгоняет стадо  на луг и внимательно следит, не появится ли  волк, который охотится за овцами, телятами. Увидев волка, щелкает кнутом, как бы отпугивает его и гонит стадо домой.

«НЕ ЗАДЕНЬ»
На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8-10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество городков.

ИГРЫ С БРОСАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ

«МЯЧ ЧЕРЕЗ СЕТКУ»

Играющие располагаются по обе стороны о натянутой сетки на расстоянии 2-2,5м и перебрасывают мяч различными способами (снизу, из-за головы, сверху).

«ПОДБРОСЬ-ПОЙМАЙ»
Играющие подбрасывают волан вверх и стараются поймать его двумя руками, затем одной рукой.
Следующее задание – подбрасывать волан вверх правой (левой) рукой, а ловить левой (правой).

«СБЕЙ БУЛАВУ»

Сбей булаву. Играющие становится за линию, в 2-3м от которой напротив каждого поставлены булавы. В руках у детей мячи. По сигналу играющие прокатывают мячи по направлению к булавам, стараясь сбить их. По следующему сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие булавы. Игра повторяется. Каждый играющий запоминает, сколько раз булава была им сбита.

Надо разнообразить игровое задание, прокатывать мячи правой, левой, и двумя руками, можно прокатывать мяч и ногой

«КЕГЛИ»

В игре используются пластмассовые кегли. Их устанавливают на расстоянии 10-15 см друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1- 1,5 м. Воспитатель поощряет тех, кто попадет в кегли, помогает другим выполнить задание, не фиксируя внимания на проигрыше.

«КОЛЬЦЕБРОСЫ»
Для игры нужны деревянная подставка с вбитыми в нее колышками и кольца, которые набрасываются на колышки. Подставка может быть в форме щита или крестовины размером 1Х1 м. Колышки высотой 25 см. укрепляются по краям (на концах перекладин) и в центре. Кольца (диаметром 20 см) могут быть пластмассовыми, вырезанными из фанеры, в количестве 8-10 штук. Подставка (кольцеброс) устанавливается на ровной площадке или на веранде. На расстоянии 2м от нее проводят одну линию, на расстоянии 3м – вторую.
Играющие договариваются, по скольку колец будет бросать каждый, становятся в порядке очередности за первую линию и набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание, подсчитывают, кто больше колец набросил на колышки. Затем дети переходят за вторую линию и бросают кольца оттуда.
 Если набрасывание колец на колышки затрудняет большинство детей,  можно вначале уменьшить расстояние до 1,5м.
 Кольцебросы могут быть и настольными, значительно меньших размеров, для игры в ненастную погоду в помещении.

«ПОПАДИ В ВОРОТА» 

Попади в воротики. Дети сидят на скамейки, недалеко от них проведена линия, а на расстоянии 2-3 шагов от нее стоят воротики (дуга). Ребенок встает, подходит к линии, наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть  в воротики. Прокатив 3-4 мяча, он идет и собирает их. Задание выполняют следующий ребенок.

Мяч можно отталкивать одной и двумя руками. Когда дети освоят попадание в воротики, можно дать им задание сбивать кеглю и т.п.

«ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ»

Из числа играющих выбирается  охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится  место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах (или на правой и левой поочередно) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч ( в руках у него два-три мяча). Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.
После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но не из числа пойманных. Для проведения данной игры (во избежание травм) лучше использовать самодельные мячи, сшитые из кусочков ткани.

«НАКИНЬ КОЛЬЦО»

На конец палочки длиной 30-40 см привязывают шнурок длиной 20-30 см, к концу его прикрепляют небольшое колечко. На стол ставят основание детской пирамидки (подставка со стержнем) и пробуют надеть колечко на палочку.

ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ВНИМАНИЕ

«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять», - говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3-4 раза.
Если вначале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить садиться на любой стул. Потом вводится правило – занимать только свой домик.

«НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

Цель: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры:  Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

«ПРЯТКИ»

Воспитатель предлагает нескольким детям спрятаться (за беседку, в кусты), а сам закрывает глаза, чтобы не видеть, куда они прячутся. Через некоторое время он спрашивает: «Готово?». Дети отвечают: «Готово!». Воспитатель идет искать их. Он заглядывает в разные места, делая вид, что никак не найдет детей. При этом он может произносить такие слова: «Куда же спрятались дети? Где же наши дети?» Иногда малыши не выдерживают и , довольные тем, что воспитатель их не может найти, выбегают из укрытия. В этом случае воспитатель с радостью привлекает их к себе и говорит: «Вот они, наши дети!».
После нескольких повторений игры можно предложить искать кому-либо из детей. Сначала воспитатель помогает, а затем они выполняют свою роль самостоятельно.

«НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО»

Цель: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

«ГДЕ ПОСТУЧАЛИ»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Ход игры: дети стоят в кругу. Водящий встает в середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади, останавливается возле кого-нибудь, стучит палочкой и кладет ее так, чтобы не было видно. Отходит в сторону и говорит «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали и подойти к тому у кого спрятана палочка. Отгадав он становится на место ребенка за которым была спрятана палочка, а тот становится водящим.

«ГДЕ КУПАЛСЯ, ИВАНУШКА»

Дети садятся на скамейку. Выбирается водящий – Иванушка. Он отходит в сторонку, остальные играющие складывают ладони «чашечкой» и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, небольшой камушек.
   Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят слова:
-Где купался, Иванушка?
- Среди белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня…
(Последние две строки повторяются два раза.)
   В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камушек.
   С окончанием текста все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камушек.
   Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камушек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, - водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.
 Когда дети хорошо усвоят игру, они организуют ее самостоятельно, выбирая ведущего и Иванушку с помощью считалочки.

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ДОРОЖКИ»

На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожки  может быть произвольной, но не менее 3 м. Эту игру можно провести на соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждой положить цветные флажки. Тот, кто первый из играющих добежит до флажка, быстро должен поднять его над головой.
 

«СТРЕКОЗЫ»

Дети становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.
Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

«ЗМЕЙКА»

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного их крайних  в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.
ПРАВИЛА. 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
2. Точно повторять движения ведущего.
3. Ведущему не разрешается бегать быстро.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Играть в «Змейку» можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать интресные ситуации. Например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.
Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.

«ЛОШАДКИ»

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по ругу, поворачивают направо, налево и т.д.
На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
ПРАВИЛА, 1. Лошадки должны точно выполнять все команды.
2. кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф – к его вожжам привязывают синюю ленточку.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать  новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполняют роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

«ЗАРЯ»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

  • Заря-зарница,
  • Красная девица,
  • По полю ходила,
  • Ключи обронила,
  • Ключи золотые,
  • Ленты голубые,
  • Кольца обвитые –
  • За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

«ЧЕЛНОЧОК»

 Участники игры встают парами лицом  друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними  бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.
ПРАВИЛА. 1 Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота.
2. Пробегая в ворота, дети  держат друг друга за руки.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ,
Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.
 Более сложный вариант – когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например шарик в ложке, ведерко, наполненное водой, или проходят, прокатывая рукой впереди себя большой мяч.

«ПЛАТОК»

Все участники игры встают в круг. водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок занимает свободное место. если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
ПРАВИЛА, 1. Дети не должны перебегать через круг.
2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
 УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека подвижных игр для средней группы

Сборка подвижных игр для  средней  группы по  программе  "От  рождения   до  школы". Можно  использовать для педагогов и как  наглядность   для...

картотека подвижных игр в средней группе

Картотека подвижных игр считается необходимым атрибутов в игровом уголке...

Картотека подвижных игр для средней группы

Подборка игр в соответствии с требованиями программы М.А.Васильевой. Выполнена в форме 46 карточек, имеющих содержание, источник, также приложен титульный лист с полным перечнем игр для данного возрас...

"Картотека подвижных игр в средней группе группе "

quot;Подвижные игры в средней группе"...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....