Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
статья по физкультуре по теме

Наумова Елена Николаевна

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuteshova_statya.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кутешова Елена Николаевна (lena-rado@mail.ru)

г. Саранск, Россия

Особенности применения технологий

психолого-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Укрепление здоровья детей всегда дело не простое, связанное с решением многих проблем. Особенно сложна ситуация в системе специального образования. Состояние здоровья дошкольников вызывает серьезную озабоченность в обществе и государстве. Сегодня дошкольная организация не только осуществляет обучение и воспитание дошкольников, но и сохраняет здоровье детей. В настоящее  время реализуется большое количество разнообразных программ, внедряются новые педагогические технологии. Очевидно, что все педагогические технологии должны обеспечить такую организацию коррекционно-педагогического процесса, чтобы успешно шло развитие детей, как психическое, так и физическое. Таким образом, работникам образования необходимо максимально использовать те возможности, которые имеются в специальной дошкольной организации.

Одной из таких возможностей является физкультурно-оздоровительная работа, которая сохраняет и укрепляет здоровье детей.

По утверждению С. О. Филипповой физкультурно-оздоровительная работа является важным источником мышечной радости, повышения иммунной системы, является средством совершенствования двигательных функций, коррекции и компенсации двигательных нарушений и психомоторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что физкультурно-оздоровительная работа обладает большими коррекционно-развивающими возможностями [3, с. 124].

Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

Реализация данных задач  физкультурно-оздоровительной работы  предполагает:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей с ОВЗ;
  •  медицинский контроль и профилактику заболеваемости;
  • включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
  •  обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
  • специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей с ОВЗ.

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости. Поэтому физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет свои специфические особенности.

Поскольку одной из наиболее важных функций мозга является процесс восприятия, то получение сигналов из внешнего мира становится одним из решающих факторов в формировании индивидуального опыта детей с ОВЗ в процессе их обучения и воспитания. Следовательно, важное значение в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ имеет индивидуальный подход. Особенностью индивидуального подхода в процессе физкультурно-оздоровительной работы является то, что дошкольникам с ОВЗ сложно воспринимать словесные инструкции  педагога, поэтому  требуется показ во всем, сопровождающийся инструкцией, а так же непосредственное совместное выполнение действий педагога с ребенком.

Главной особенностью применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы является, то, что здесь учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень физического развития может быть различным. Важным также является учет особенностей психического развития воспитанников с ОВЗ, и, в частности, его познавательных процессов, внимания, речи, личностных качеств (самостоятельности, инициативности, активности и т.п.)[2, с. 7].

Высокой эффективности физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОВЗ способствует эмоциональная насыщенность занятий. И это вполне естественно, поскольку, если ребенок испытывает радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Следовательно, заинтересованность положительно влияет на двигательную активность всех детей с ОВЗ. Также все занятия  по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками с ОВЗ проводятся в игровой и сюжетной  форме, упражнения и задания должны быть доступными и понятными воспитанникам [1, с. 5].

В процессе применения технологий психолого-педагогического сопровождения в процессе физкультурно-оздоровительной работы, необходимо предусматривать такой объем содержания и уровень сложности, который позволяет избежать переутомления детей. Поэтому нужно рационально чередовать активные действия детей с релаксационными упражнениями, а также предусмотреть время на короткий отдых для каждого ребенка между повторным выполнением сложного в двигательном плане упражнения. Кроме этого следует избегать таких ситуаций, которые снижали бы двигательную активность детей и делали для них занятие непривлекательным (например, длительное объяснение заданий, длительное пребывание детей в одних и тех же позах и др.) [1, с.6].

Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на коррекции особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие двигательной координации.

Вышеизложенное позволяет сделать выводы о том,  что применение технологий психолого-педагогического сопровождения в процессе физкультурно-оздоровительной работы создает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Зарин, А. П.  Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей нарушением интеллекта / А. П. Зарин, Е. Л. Ложко. – СПб. : Речь, 1994. – С. 3–11.
  2. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1997. – №3. – С. 3–9.
  3. Филиппова, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. О. Филиппова. – М. : Академия, 2007. – 224 с.
  4. Розин,  В. М.  Технология  //  Новая  философская  энциклопедия.  —  М.,  2001.  —  Т.  4.  —  С.  65—66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Данная статья отражает комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении. В ней раскрывается содержание работы специалистов ДОУ, направления работы службы сопровождения....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЕ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) И В НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ  "ОБРАЗОВАНИЕ.ДЕТИ. ТВОРЧЕСТВО." (ВЫПУСК № 8/2014)...

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организо...

статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Последнее десятилетие неуклонно характеризуется ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья...

Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...