ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
учебно-методический материал по физкультуре на тему

контрольная  работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

          Важнейшее   достоинство  подвижных  игр  состоит  в  том, что  в  своей  совокупности  они, по  существу, исчерпывают  все  виды  свойственных   человеку   естественных  движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, бросание  и  ловлю, упражнения  с  предметами – и  поэтому   являются  самым  универсальным  и  незаменимым  средством  физического   развития  детей.   Игра имеет  большое  значение  для  социализации  ребенка, усвоения  им  нравственных  норм, правил  поведения  в  обществе. В  игре  происходит  становление   личности  ребенка, развиваются  черты  его  характера, формируется   общительность, активность, инициативность. В  игре  ребенок  получает  удовольствие, развивается  эмоционально. Игра  позволяет  снять напряжение, переживания. В  игре  ребенок  испытывает  потребность  в  достижении  успеха и  понимает, что успех во  многом зависит  от  старания. Важно  помнить, что  для  ребенка  более  важен  процесс  игры, чем  его  результат. Игры  соревнования  используются  в  старшем  дошкольном  возрасте.      Игры  обогащаются, совершенствуются, но их двигательная   основа  остается  неизменной.


Таблица №1


Конспект   подвижной   игры с вариантами усложнения

и  с различным участием воспитателя в игре

(подготовительная  к  школе  группа, логопедическая)

«Три  стихии: земля, воздух, вода»

Цель: совершенствование  двигательных  навыков, внимания-реакции  на  сигнал, ориентировки  в  пространстве, развитие  познавательных  и  творческих  способностей.

Правила  игры:

Площадка   разделена  на  три  зоны – земля, воздух, вода.

Ведущий   называет  предмет:

«самолет» - играющие  бегут  в  зону, обозначающую «воздух»;

«пароход» - играющие  бегут  в  зону, обозначающую в зону «вода»;

«дерево»   - играющие  бегут  в  зону, обозначающую в зону «земля».

Игрок, нарушивший  правила, выбывает  из  игры.

(При  разучивании  игры – ведущий  воспитатель)

Варианты  усложнения  игры:

1.Стихии  могут быть разные: «Река, болото, море», «Рыбы, птицы, звери»            

    и  т.д.

2.Ведущий  не  даёт   команду, а показывает   карточку  с  изображением    

   представителя  той  или  иной   стихии.

   Руководство: первоначально  ведущий-воспитатель

3.Ведущий   загадывает  загадки о  представителях  каждой  стихии

   Руководство:  первоначально ведущий-воспитатель

4.Заняв  место  той  или  иной   стихии, детям  следует  изобразить то, что    

   было  названо.

  Руководство: воспитатель  поощряет  «образы»  детей

Таблица № 2

Возраст детей

Сбор детей на игру

Создание интереса к подвижной игре

Распределение ролей

Преддошкольный  возраст

 С помощью игрушки

Эмоциональное

образное

объяснение.

Наличие атрибутов

Ведущую роль в игре педагог выполняет сам. Дает образцы движений.

Младший  возраст

В  сюжетных играх воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями.

Воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные.          

Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

Прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре.

Спросить : «Хотите  с  ними  поиграть?»

Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе.

Изготовление атрибутов присутствии детей.

Ведущую роль в игре педагог выполняет сам.

Затем  роль поручается  детям.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой.

Все объяснения правил  игры делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, рассказывает, как нужно действовать.

Средний  

возраст

Образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания.

Прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы.

Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. 

Изготовление атрибутов вместе с детьми или в их присутствии

Воспитатель распределяет роли среди детей  

Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться.

Важна  оценка успешности.

Старший  возраст

Договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

Можно поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.

Распределение детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Заклички

Подвести к игре путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Изготовление атрибутов вместе с детьми или в их присутствии.

Творческая активность детей

Предварительная

работа:  чтение художественных произведений,  наблюдения  за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривание  видео, беседы.

Считалка

Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие

В  играх-соревнованиях воспитатель помогает  организовывать звенья.

При  объяснении  правил воспитатель сообщает название, раскрывает содержание  и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями.

При повторном проведении игры правила уточняются.

Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным.

Объясняя, особо нужно выделить правила игры

Таблица № 2  (пример)

Возраст детей

Сбор детей на игру

Создание интереса к подвижной игре

Распределение ролей

Младший  возраст

«Мишка    косолапый»

Большая  игрушка  располагается  в  центре зала (группы).

Чтение вместе  с  детьми:

«Мишка  косолапый  по  лесу   идет,

Шишки  собирает, песенки  поет.

Шишка  отскочила прямо  мишке  в  лоб,

Мишка  рассердился  и  ногою – топ!»

Воспитатель ставит  детей  вокруг  игрушки, назначает  двух  мишек-ловишек.

Средний  

возраст

«Угадай  свой  знак»

Вносится   макет  светофора.

Чтение  стихотворение  

«Светофор».

Задается вопрос: «Хотите  поиграть  со  светофором?»

Воспитатель  выбирает  ведущего

Старший  возраст

(старшая  группа)

«Кот  и голуби»

Внесение  атрибутов  для  игры: большие  обручи, шапочка  кота

(ребенок-помощник)

Игра  по  коллажу

«Зимующие  птицы»

Считалка:

«Среди   белых голубей   скачет  шустрый   воробей.

Воробышек – пташка, серая  рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!» Выбирается  кот.

Старший  возраст

(подготовительная   группа)

«Зебры, львы, слоны»

Игра  «Кто  прятался?»

Используются ранее изготовленные  детьми  модели  –карточки.

Воспитатель  помогает  детям  разделиться  на  команды.

Ведущий-воспитатель:

показывает карточки с  изображением

животных,

дети  выполняют, имитируя движения животных.

Литература:

1.   Борисова М.В. Игры и игровые упражнения малой подвижности для  

     детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.

2.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического  

      воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1985. –  

     С.136-158.

3.  Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения  для детей  

     дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

4.  Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от  

     года до 7 лет. – М.; Новая школа, 2012.

5.  Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание  

     дошкольников. – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты