Картотека подвижных игр для детей 2-5 лет
картотека по физкультуре на тему

Значение подвижной игры

С давних пор еще на ранних стадиях становления человечества занятия физическими упражнениями занимали значительное место в передаче социального опыта одних поколений другим.

Становление физической культуры в содержании образования потребовало многовековых усилий мыслителей – гуманистов, педагогов и энтузиастов физической культуры представителей педагогической мысли.

В 50 годах «Физическая культура» перешла в систему образования и объединила вокруг себя формы мероприятий: физкультурно-оздоровительные мероприятия; гимнастика; физминутки; игры и т.д.

Игру можно считать активной деятельностью, в которой дети исполняют роль нападающего или защитника, и как отражение реальной жизни. Общий смысл игры и участие в ней можно определить как «делать дело ради самого дела».

Игра помогает развивать самовыражение, внутренний контроль, координации, способность быть настойчивым, шутливым, любознательным, предусмотрительным.

Игра учит достигать цель и проигрывать. Развивает чувство удовольствия от физической и умственной деятельности. Игры позволяют детям независимо от таланта или недостатка участвовать в игре на равных вместе с другими детьми и получать опыт для будущего развития.

В игре проявляется изобретательность, демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных понятий, создает потребность в правилах.

И игры и жизнь нуждаются в движении, в планировании направления и в предвосхищении возможных действий соперника. Игры помогают учить детей этим приемам.

Современные дети мало двигаются, меньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

 

Размещение играющих

Прежде чем начать объяснение игры, нужно разместить детей так, чтобы они хорошо видели и слышали рассказ воспитателя. Лучше всего построить детей в такое исходное положение, из которого они начнут игру. Рассказ, объяснение игры нужно сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру. При объяснении нельзя ставить детей лицом к солнцу. Слова текста разучиваются заранее и проговариваются громко, выразительно, но не крикливо.

 

Объяснение игры

Схема объяснения:

  1. название игры;
  2. роли играющих и их расположение;
  3. правила игры;
  4. ответы на вопросы детей по игре.

Выделение водящих

Способы: по назначению воспитателя; по жребию (считалка); по результату предыдущей игры.

Окончание игры

Момент окончания игры определяется по первым признакам утомления: рассеянность внимания, учащенное дыхание у большинства играющих, нарушение правил, неточное выполнение движений, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для детей 4-5 лет.

Подвижные игры

1. «Найди себе пару».

Цветные платочки по числу детей. Половина платочков одного цвета, остальные другого цвета. Каждый ребенок получает один платочек. По сигналу воспитателя (удар в бубен) дети разбегаются. На слова «Найди пару» дети, имеющие одинаковые платочки, встают парой. Если ребенок остался без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай!».

2. «Автомобили».

Каждый играющий получает руль (пластмассовое кольцо). По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются.

3. «Пробеги тихо».

Дети распределяются на две подгруппы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится по середине зала и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на противоположный конец зала до установленного места. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, какая подгруппа бежала. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегает каждая подгруппа. Выигрывает та подгруппа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

4. «Огуречик, огуречик».

На одном конце – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик. Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». Дети убегают на свои места, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

5. «Воробышки и кошка».

Дети изображают воробышек, они располагаются на крыше (сидят на скамейке). В стороне сидит кошка, роль кошки исполняет ребенок. «Воробышки полетели»,- говорит воспитатель. Дети бегают по всему залу врассыпную, машут поднятыми в сторону руками-крыльями. Кошка просыпается, произносит: «Мяу-мяу!» и бежит за воробышками. Они должны быстро убегать в гнездышки и занять свои места. Пойманных воробышков кошки отводят к себе в дом. (3 раза).

6. «У медведя во бору».

На одном конце зала проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии двух-трех шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце зала обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие – дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы и ягоды и говорят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь сидит и на нас рычит». Медведь с рычанием встает, детьи убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Выбирается новый медведь. Игра повторяется.

7. «Кот и мыши»

На одной стороне зала небольшая часть огораживается рейками, положенными на стулья, - это дом мышей. На расстоянии от дома мышей на стуле располагается кот. Воспитатель говорит: «Кот мышей сторожит, притворился, будто спит». Дети проползают под рейками, встают и бегают врассыпную. Воспитатель приговаривает: «Тише, мыши, не шумите, и кота не разбудите». Дети легко бесшумно бегают. Через 30 секунд воспитатель восклицает: «Кот проснулся!». Ребенок, изображающий кота, кричит «Мяу!» и бежит за мышами, они прячутся в свои норки. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через незагороженную часть. Игра повторяется. Роль кота исполняет другой ребенок.

8. «Цветные автомобили»

Дети размещаются по краю зала, они – автомобили. Каждому дается цветной круг – руль. Воспитатель – в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие круг этого цвета, разбегаются врассыпную. Они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета – бегут по залу другие дети и т.д. Педагог может поднимать 1, 2 или 3 флажка вместе и тогда выезжают все автомобили.

9. «Ловишки»

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне зала. Они должны добежать до следующей черты на противоположную сторону так, чтобы ловишка, стоящий по середине, не успел их осалить. После слов «раз, два, три – беги!» дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается коснуться кого-нибудь. Тот до кого дотронулся ловишка, считается пойманным отходит в сторону. После трех перебежек подсчитываются пойманные. Выбирают нового ловишку.

10. «Лошадки»

Дети распределяются на две подгруппы: одни изображают лошадок, другие конюхов. У каждого конюха вожжи-скакалки. По сигналу воспитателя конюхи запрягают лошадок, надевают им вожжи. По следующему указанию дети передвигаются вначале шагом, высоко поднимая ноги в коленях, затем переходят на бег (в разном направлении) так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время лошадки останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, конюхи тоже отдыхают. По сигналу воспитателя дети меняются ролями и снова выполняют движения в ходьбе и беге. Игра повторяется несколько раз (лошадки едут за сеном, дровами).

11. «Кролики» («Зайчата»)

Дети изображают зайчат. Воспитатель произносит текст: «Скачут зайки, скок, скок, скок, на зеленый на лужок». Свободно, располагаясь по всему залу, дети прыгают на двух ногах по мере произнесения воспитателем текста (на месте вверх, вокруг своей оси, с продвижением вперед). По окончании произнесения текста зайки убегают в свой домик.

12. «Самолеты»

Дети распределяются на три звена и размещаются в разных концах зала. В местах расположения ставят цветные пирамиды. Играющие изображают летчиков. По команде воспитателя «К полету готовься» дети делают круговые движения руками – заводят моторы. «Летите» - говорит педагог, они поднимаю руки в стороны, и бегут в разных направлениях по всему залу. По команде «На посадку» самолеты возвращаются и приземляются (строятся в звенья и опускаются на одно колено). Воспитатель отмечает, какое звено построилось быстрее. Ведущими звеньев при повторении игры назначаются другие дети.

13. «Лиса в курятнике»

На одной стороне зала находится курятник (гимнастическая скамейка). В курятнике на насесте сидят куры. На противоположной стороне площадки – нора лисы. Все свободное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, бегаю по двору, хлопаю крыльями, клюют зерна. По сигналу «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись, она уводит в свою нору. Когда лиса поймает двух кур выбирается другая лиса.

14. «Зайцы и волк»

Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики. В начале игры зайцы стоят в своих домиках (обручах), волк – на другом конце площадки (в овраге). Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок, скок, скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают – не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по все площадке. Они прыгают на двух ногах, присаживаются – щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произнесет последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра повторяется, после того как поймано 2-3 зайца выбирают другого волка.

15. «Птички и кошка»

Воспитатель выкладывает из шнура большой круг. Дети встают по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают кошкой, он находится в центре круга, остальные – птички. Кошка засыпает – закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг, летают, присаживаются, клюют зерна. По сигналу воспитателя кошка просыпается и ловит птиц, они убегают за круг. Пойманных птичек кошка оставляет в середине круга. Игра повторяется. Роль кошки выполняет другой ребенок.

16. «Котята и щенята»

Играющих распределяют на две группы. Дети одной группы – котята, другой – щенята. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята – на противоположной стороне. Педагог предлагает детям побегать легко, мягко, как котята. На слово «щенята» другая часть детей перелезает через скамейки, они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются в сои домики. После 2 повторений дети меняются ролями.

17. «Воробышки и автомобиль»

На одной стороне зала размещаются скамейки, на них воробышки. На другой стороне обозначают место для гаража автомобиля. «Воробышки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамейки, бегают в разных направлениях, подняв руки в стороны, или прыгают на двух ногах. Раздается гудок, и появляется автомобиль (у ребенка в руках руль). Воробышки быстро улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется. Роль автомобиля выполняет другой ребенок.

18. «Перелет птиц»

Дети (птицы) собираются на одной стороне зала, напротив – скамейки. По сигналу «полетели» птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу «буря» птицы летят к деревьям – скамейкам, садятся на них. Когда воспитатель говорит: «Буря прошла»,- птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать. Игра повторяется 3 раза.

19. «Бездомный заяц»

Из числа играющих выбирают охотника, остальные – зайцы. Они находятся в норках (обручах). Количество норок-обручей на одну меньше числа зайцев. Охотник старается поймать зайца, оставшегося без дома. Тот убегает. Он может спастись в любой норке – забежать в кружок. Теперь уже другой заяц остается без норки, и его ловит охотник. Если охотник поймает (коснется) зайца, то они меняются ролями. Если охотник долго никого не сможет поймать, на его роль выбирают другого ребенка.

20. «Охотники и зайцы»

На одной стороне зала отводится место для охотника. На другой стороне кружками показаны домики зайцев (обручи). В каждом домике 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». Зайцы выбегают. По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, он, не сходя с места, бросает в них мячом. Если охотник попал, он отводит зайца к себе в дом. После трех повтороений выбирается другой охотник.

21. «Совушка»

Выбирается совушка, остальные дети изображают бабочек, птичек. По сигналу «День!» дети бегают по всему залу, на сигнал «Ночь!» все замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. Совушка выходит из своего гнезда и тех, кто пошевелился, забирает к себе. Игра повторяется.

22. «Удочка»

Дети выстраиваются по кругу, воспитатель – в центре, держит веревку, на конце которой привязан мешочек. Педагог вращает веревку у пола, дети перепрыгивают через мешочек на двух ногах по мере его приближения.

Игры малой подвижности.

1. «Найди флажок».

Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем он предлагает детям закрыть глаза и прячет флажок, после чего произносит: «Пора!» Дети ищут флажок. Кто первый найдет, тот получает право прятать его при повторении игры.

2. «Где постучали».

Дети стоят по кругу. Водящий выходит на середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади детей, останавливается возле какого-нибудь, стучит палочкой об пол, кладет палочку сзади ребенка так, чтобы ее не было видно, потом отходит в сторону и говорит: «Пора». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав, он становится на место ребенка, у которого была палочка, а тот становится водящим. Если ребенок не отгадает, он вновь водит. Если ошибается второй раз, то выбирают нового водящего.

3. «Угадай, кто позвал»

Дети стоят по кругу, в центре – водящий. Воспитатель предлагает водящему закрыть глаза, затем дотрагивается рукой до одного из играющих, и тот называет по имени ребенка, стоящего в центре. Если водящий правильно отгадал, то они меняются местами. Через некоторое время водящего меняют.

4. «Найди и промолчи»

Воспитатель заранее прячет игрушку, а затем предлагает ее найти, тот, кто найдет , должен подойти к воспитателю и сказать об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

Картотека подвижных игр для детей с полутора до трех лет...

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Картотека подвижных игр для детей 2 младшей группы картотека (младшая группа) на тему

В приложенном файле находится картотека, состоящая из 46 подвижных игр, для детей 3-4 лет. Данная картотека собрана в единый файл с помощью интерент ресурса....

Картотека подвижных игр для детей 5 – 6 лет Подвижные игры с новизной двигательной активности

повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деят...