Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре по теме

Малагонцева Олеся Александровна

Данный материал подобран в соответствии с Программой под ред. Вераксы "От рождения до школы" для детей всех возростных категорий дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3_pi.docx67.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Снежные воротца.

На хорошо утоптанном снегу сложите небольшую горку из снега, проделайте в ней несколько отверстий воротец, которые могла бы пройти хоккейная шайба. Возьмите в руки клюшки, расположитесь вокруг горки в 2-х метрах от нее. Водящий сторож отбивает шайбу, которые другие игроки пытаются забить в воротца.

Кто кого перетянет?        

На снегу чертят круг диаметром в метр. Связывают пару санок крепкой веревкой (длиной 3-4 метра). Санки нужно поставить так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от крута и чтобы веревка проходила через центр круга.

Соперники садятся на санки. Руками надо держаться за санки - не за веревку: А ногами упираться в снег. По команде игроки начинают отталкиваться ногами, пытаясь выйти ш круга и, тем самым, втянуть соперника в круг. Проиграл тот, кто заехал в круг.

Вратари.

Играть в эту игру хорошо на льду или на снегу, если он плотный, хорошо утоптан. Встаньте в круг - примерно в; метре друг от друга. В середине тот, кто оказался водящим. У ног его льдинка или шайба, которую он, не сходя с места, должен постараться выбить за пределы круга. Но сторожа-то льдинку не пускают, задерживают её ногами и отправляют назад водящему. А вот тот, кто зазевается и пропустит льдинке справа от себя 3-раза, должен будет занять место водящего.

Петушок (5 — 9 лет; I, II группы)        

Дети стоят в шеренге. По площадке перед детьми расставлены на расстоянии шага предметы высотой не более 10—12 см. Руки-«крылья» опушены, вытянуты, несколько отведены ладонями вперед, лопатки сдвинуты. Высоко поднимая колени, оттягивая носок, дети движутся вперед, перешагивая через предметы, произнося: «Пе-ту-шок». На слоге «шок» дети опускают ногу за предмет. Игра повторяется несколько раз. Инструктор контролирует осанку.

Приглашение (5 — 7 лет)

Дети сидят на стульях или скамейках на противоположных Воронах комнаты (площадки). По предложению инструктора лечебной физкультуры одни из них встают и переходят на другую Ворону площадки к сидящим напротив. Каждый ребенок приглашает кого-либо из ребят поплясать. Дети парами кружатся на площадке в произвольном направлении и приседают. По сигналу инструктора они возвращаются на свои места. Затем их идут приглашать на танец дети, сидящие напротив. Лучшую пару награждают

Кошка и мышка (5 – 14 лет)

Составляется круг, причем все играющие берутся за руки. Выбеают кошку и мышку. Мышка имеет право заходить в ворота, кошка только в одни назначенные. Задача кошки - поймать мышку. Игра повторяется 3 раза.

Верная рука.

Для игры подойдет сугроб или снежный вал. Еще понадобятся

одна или несколько палок одинаковой длины.

Вариант 1:кто сможет вонзить "копье" как можно глубже в сугроб.

Вариант 2. Если сугроб высокий. Кто сможет воткнуть копье выше всех.

Вариант 3: кто сможет успешно проделать предыдущие действия отойдя от мишени дальше всех?

Тянем-потянем.

Найдите во дворе невысокий столб, металлический турник

или что-то другое крепко держащееся в земле. Привяжите к к

такому столбу крепкую веревку ( по веревке на каждого

игрока). Теперь усаживайтесь на санки и возьмите в руки

другой конец веревки.

Кто, подтягивая к себе веревку, быстрее доедет до столба?

По мишеням.        

На заборе, на стене  нарисуйте мишени по количеству

игроков. Мишени могут быть как круглыми, так и другой

причудливой формы. Теперь запаситесь снежками и с

установленного расстояния начинайте бросать снежки в мишень.

Побеждает тот, кто первым сплошь залепит свою мишень.

Мы такие футболисты (7—14 лет; IV группа).

Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов. Позади каждого на расстоянии одного шага устанавливают ворота шириной не более 1,5 м. Один из играющих должен забросить мяч, водя его по полу то правой, то левой ногой, в ворота противника. Противник должен защищать свои ворота, отходя от них не дальше чем на 1 м. Если играющих много, то можно сделать несколько команд и играть «на победителя».

Выбей чурку (7 — 14 лет; IV группа).

На расстоянии 2 м проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора ближе к одной и другой черте кладут две чурки или коробочки. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое соревнующихся стоят каждый за чертой «коридора» лицом друг к другу, в руках у них палки (рис. 41). Надо постараться выбить чурку из круга противника и            не дать выбить свою.

Речка. (6 -14 лет).

Дети становятся двумя колоннами (рядом) на корточки. Это две лодки на реке с гребцами. По сигналу водящего дети на корточках же начинают передвигаться вперед, помогая себе движениями рук, стремясь быстрее достигнуть черты, начертанной впереди за 10—15 м — «берега». Колонна, не растянувшаяся и первой достигшая «берега», выигрывает.

Мы весёлые ребята (5 -7 лет).
Посреди комнаты (зал или площадка) намечают две параллельные линии на расстоянии 15—20 шагов друг от друга. Здесь
находится водящий. С одной стороны комнаты за чертой
дети—участники игры. Если игра проводится на воздухе, на большой площадке, то ее надо ограничить линиями с боков. Инструктор лечебной физкультуры громко произносит: «Три—четыре».
Все играющие говорят хором:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!

Произнося последние слова, дети перебегают на противоположную сторону за линию. Водящий старается догнать их в пределах своей зоны и коснуться. Те, кого он сумел коснуться, выбывают временно из игры и отдыхают, делая дыхательные упражнения. После 3—4 пробежек с одной линии на другую по сигналу назначается новый водящий из числа отдохнувших. Игра продолжается пока на площадке останется один игрок. Он  победитель.

Быстро возьми

В зале по кругу разложены кубики, их может быть на один-два меньше, чем детей участвующих в игре. Вначале воспитатель объясняет задание. Дети идут по кругу и на сигнал «Беги!» останавливаются у любого кубика, быстро берут и поднимают над головой. Кто не успел, тот проиграл. После двух повторений воспитатель незаметно для детей кладет недостающий кубик.

Конь – огонь

Дети передвигаются по кругу (можно произвольно с одной стороны на другую) поиском – как лошадки. По мере продвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:

Гоп-гоп-гоп!

Ты скачи, скачи в галоп!

Все в галоп, все в галоп!

Гоп-гоп-гоп!

После паузы задание повторяется.

Пирожок(6 - 10 лет; IV группа).

Дети становятся колонной по одному, положив руки на плечи друг к другу. Первый играющий называется «булочником», все следующие за ним — «печью», последний —«пирожком» и один —«покупателем». «Покупатель» подходит к «булочнику» и спрашивает: Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит», а пирожок» бежит в сторону, стараясь стать перед «булочником» раньше, чем поймает его «покупатель». «Булочник» с колонной постоянно передвигается в ту сторону, куда побежал «пирожок», чтобы помочь ему встать впереди цепи. Если «пирожок» успеет сделать, то становится «булочником», задний — «пирожком», а «покупатель» опять начинает «производить покупку». Если же Покупатель» поймает «пирожок», то становится «булочником», а «пирожок» — «покупателем».

Котята и щенята ( 2 года—7 лет).

Играющих делят на две группы: «котят» и «щенят». «Котята» находятся около гимнастической стенки, «щенята»—на другой стороне комнаты, за скамеечками, в «будках». По сигналу инструктора лечебной физкультуры «котята» начинают бегать легко, мягко, а слова инструктора «котята!» они произносят «мяу». В ответ на это «щенята» лают: «ав—ав—ав!», перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. «Щенята» возвращаются в свои «будки». После двух—трех повторений дети меняются ролями. Закончить игру нужно так: инструктор предлагает всем пройти тихо, медленно, по «кошачьи». Контролируется осанка и смыкание губ.

Обойти «змейкой» поставленные в ряд булавы (ширина прохода между ними 30 см).

Цветные автомобили(3 года – 7 лет)

Дети сидят на стульях вдоль стен комнаты. Это «автомобили»,

и стоят они в «гараже».

Инструктор стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка разных цветов. Каждый играющий тоже держит в руках флажок одного из этих цветов. Инструктор поднимает один флажок (можно два или все три сразу), а дети, держащие в руках флажок этого цвета, разбегаются по площадке, подражая езде автомобиля; когда инструктор опускает флажок, «автомобили» останавливаются и шагом направляются в «гараж». Отмечается тот, кто четко и без ошибок выполнил задание.

Машины и пешеходы(5 – 9 лет).

Дети подразделяются на две команды: «машины» и «пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам». У детей, изображающих машины, в руках картонный руль, и двигаются они на полусогнутых ногах. «Пешеходы» ждут на перекрестке. «Милиционер» (водящий) поднимает палочку — «машины» движутся, опускает палочку—«пешеходы» идут по своим (поперечным) «улицам».

Игра повторяется 2—3 раза. Если «машины» или «пешеходы»
вовремя не останавливаются,  то «милиционер» с них берется штраф(«фант») или на время сажает на скамейку в зале. После игры,
оштрафованные должны что-нибудь исполнить.

Великан и другие (5 — 10 лет).

Игровые упражнения,  описанные ниже,  проводятся в общем комплексе по команде инструктора лечебной физкультуры (ведущего). Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Ведущий обязательно должен отметить детей, наиболее правильно выполнивших игровые упражнения.

1.        В ел и к а н. Ходить, приподнимаясь на носках как можно

выше, 5—7 мин.

  1. К а р л и к. Ходить, согнув ноги в коленях, 4—5 мин.
  2. Маленький — большой. По сигналу инструктора как    можно    ниже    присесть,    а    затем    быстро    выпрямиться, 10 -12 раз.
  3. Лошадь. Двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в «различных темпах: шагом, рысью, галопом, 4—5 мин. Затем поднимают язык вверх и звонко пять раз щелкают языком.

По ровненькой дорожке

Воспитатель предлагает детям построиться в колонну по одному и пойти гулять.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам…

В яму - бух!

Дети идут, на слова «По камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «В яму – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы увеличить количество повторений того или иного вида движений, воспитатель может повторять соответствующую этому виду движения строчку текста. Вначале воспитатель сам ведет колону, затем отходит в сторону и следит, как дети выполняют движения, согласуя их с ритмом стиха.

Трамвай (4 года —7 лет).

Дети стоят друг за другом, одной рукой держатся за шнур, который помогает соблюдать между детьми определенное расстояние. В конце шнура привязан колокольчик. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай .трогается. По указанию «трамвай» (дети) то ускоряет, то замедляет движение. По сигналу (звонок колокольчика) трамвай останавливается. Зазевавшиеся идут в конец шеренги. Игра заканчивается, когда все дети побывали последними.

Лягушки ( З года -7 лет).

Посередине площадки чертят большой круг или кладут таивши шнур в форме круга. Внутри круга «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящие на стульях, инструктор лечебной физкультуры говорит следующие стихи:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

:        Ква—ква—ква—ква—ква!

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. Другие, стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «болото» —перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква—ква>> с глубоким выдохом. Роль лягушек выполняют крепкие и тренированные дети.

В конце игры инструктор просит детей потянуться, поднять высоко руки, посмотреть на них (вдох). При этом контролируется правильная осанка, смыкание губ.

Волк (5 – 9 лет)

Выбирается «волк» (водящий). Очерченное линией место считается лесом, где находится «логово волка». Дети отправляются в «лес за грибами. Они приседают (ищут грибы) и поют:

В лес гулять мы идем,        Нас ты, волк, не пугай,

И грибы мы найдем.        Нам грибов набрать дай.

Волк идет! Все за мной!

Побежали домой.

«Волк» бросается на ребят, они обращаются в бегство. Пойманный делается «волком». Если же «волк» никого не поймает, то опять идет в свое логово. Игра повторяется.

В гости (5-9 лет).

Вдоль каждой стены комнаты у своего цветного флажка выстраивается шеренга детей лицом друг к другу. Дети держатся за руки. Играют мелодию из четырех частей. Мелодию можно заменить шумовыми звуками (бубен, барабан, погремушка, хлопки). На первую часть мелодии (или звук) ритмично двигается одна шеренга вперед до середины комнаты и назад, не нарушая ровного строя, на вторую часть мелодии (звук)—вторая шеренга и т.д. Когда все четыре шеренги выполнят движения, играется плясовая мелодия: дети разбегаются врассыпную по комнате, танцуют. Как только музыка замолкает, дети занимают места в шеренге у своего

Совушка (5 – 12 лет).

Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Инструктор лечебной физкультуры говорит: «День наступает—все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно Инструктор произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылезает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в Котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через Некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько Человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Игра начинается опять. Выигрывает та   «сова»,   которая   забрала   себе  большее   число  играющих

Зайка серый умывается (3 года—7 лет).

Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети, стоящие в кругу и говорят вместе с воспитателем:

Зайка ходит в гости к людям.        Он помоет также лапки,

Мы с ним вместе мыться будем.        Оботрет их чистой тряпкой.

Зайка вымыл рот и уши.        Одевается, скок, скок —

Он хороший, он послушный.        В гости мчится со всех ног *.

Мыши в кладовой (3 года—6 лет).

Дети изображают мышей. Они сидят на стульях или на скамейках по одну сторону площадки (мыши в норах). На противоположной стороне площадки на высоте 40—50 см натянута веревка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит инструктор, играющий роль кошки. «Кошка» засыпает, «мыши» бегут в
«кладовую», они нагибаются и подлезают под веревку. Затем, при
саживаясь на корточки, «грызут сухари»: «хруп—хруп». «Кошка»
внезапно просыпается и бежит за «мышами». «Мыши» выбегают
из «кладовой» и бегут в «норки». «Кошка» ловит «мышей». Поймав одного, «кошка» сажает его отдельно и повторяет игру с остальными. Игра кончается, когда все «мыши» будут пойманы. По
окончании игры инструктор предлагает всем потянуться, поднять
голову вверх: «они теперь не мышки, а славные ребятишки и будут хорошо расти». При этом контролируется осанка, смыкание губ.

Найди предмет (4 года – 7 лет).

Дети сидят или стоят по кругу. Руки сжаты в кулаки. Один играющий берет резинку (камешек) и прячет в руке. Тот, кто будет
искать этот предмет ,стоит в отдалении спиной к играющим.
По сигналу ведущего он обходит играющих, которые тихонько
напевают песню. Когда ищущий приближается к ребенку, держащему предмет, дети начинают петь громче, когда он удаляется от него — тише. Остановившись перед ребенком, у которого предполагается спрятанный предмет, ищущий просит его: «Дай». При правильности предположения держащий предмет протягивает руку
к ним и говорит: «На». Если ищущий не угадал, он продолжает
Свой поиск.

Отгадай (5—9 лет).

Дети сидят (стоят) группой. Один из них — водящий уходит в другую комнату (отдаляется от детской площадки). Остальные сговариваются, что они будут показывать, когда возвратится отсутствующий.

По сигналу ушедший возвращается, здоровается со всеми. Дети ему отвечают на приветствие. Потом он задает вопрос: «Что вы делали, пока меня не было?» Дети жестами, движениями показывают, что они делали, например, читали, гуляли, стирали, шили. занимались дети в его отсутствие. Барабан (5—14 лёт).

Дети сидят на стульях (скамейке), стопы параллельны, пятки прижаты к полу. Инструктор лечебной физкультуры сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт, поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют упражнение. Пятки остаются плотно прижатыми к пату. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. Одновременно нужно контролировать правильность осанки.

Колечко (6 – 14 лет).

Дети сидят на скамейке, стульях или на ковре, удобно, кружком. На веревочку надевают колечко; концы веревочки связывают.
Играющие,  взявшись обеими руками за веревочку,  передвигают
колечко друг к другу, а для того, чтобы водящий не заметил местонахождения  колечка,  все играющие беспрерывно двигают руками в обе стороны. Подметив, у кого находится колечко, ведущий
быстро ловит руку с кольцом. Очень часто проворные и сметливые
играющие уже успевают в это время передать кольцо дальше, а
игрок, отыскивающий его, продолжает «водить» (ведущий). У кого
найдено кольцо, тот сменяет водящего. Самый ловкий из играющих отмечается.

Четыре стихии (7 — 14 лет).
 Играющие сидят по кругу. Водящий (инструктор лечебной
физкультуры или ребенок) договаривается с остальными играющими, что если он скажет «земля», все должны опустить руки вниз,
на слово «вода» вытянуть руки вперед, на слово «воздух» поднять
руки вверх, а на слово «огонь» произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, тот проигрывает.

Мастера и машины (5 - 10 лет).

Дети сидят на скамейках, стульях. Из участников игры одного вбирают «мастером», остальные «машины». По условию игры во время работы «машин» одна или 2—3 «машины» портятся. «Мастер» должен угадать, какие «машины» испортились и в чем заключаются неполадки в них. Перед началом работы «машины» ведущий удаляет на время «мастера», чтобы условиться с играющими, какие движения они будут делать, изображая правильную работу машин, а также какие движения у  2 — 5 детей, несколько измененных, будут считаться неправильными ('«машины» испортились). Затем приглашается «мастер». По команде «машины» работают правильно – все дети выполняют условленное движение. По команде «Машины испортились» дети, с которыми заранее договорились, изменяют движение или положение туловища. «Мастер» должен угадать, какие «машины» испортились и какие в них неполадки.

Найди и промолчи (5—14 лет).

Дети сидят в одной стороне комнаты, отвернувшись и закрыв (Игра может проводиться и в положении лежа с детьми) Велящий кладет предмет, не его на заметное место. После разрешения водящего дети ходят по комнате, разыскивая предмет. Первый увидевший ел: не должен показывать другим, что знает, где предмет, а молча отойти и сесть на место; также поступает второй предмет и т.д.  Не нашедшие предмет детям помогают так: все дети, нашедшие предмет, смотрят на него, а не нашедшие должен  разыскивать искомое по направлению их взгляда.

Море волнуется ( 5 - 10 лет)

Ставят рядом две скамьи или два ряда стульев (на один стул меньше, чем играющих). Можно также начертить на земле большой круг и на нем наметить цифрами места играющих.  Оставшийся по жребию без места называется  «морем». Он и ведет игру.

Каждый из играющих принимает название какой-либо рыбы или морского животного. Водящий ходит около играющих, плавне взмахивая руками, приговаривает: «Море волнуется! Море волнуется». Вдруг он останавливается и называет какую-нибудь рыб> Игрок, назвавшийся этим именем, следует за ним. Вызываются и все остальные «рыбы» и вереницей следуют за «морем», подражав его движениям и приговаривая: «Море волнуется». Как только водящий скажет: «На море буря!», все кружатся на месте. Если же он скажет: «Море спокойно», все спешат занять свои места. Конечно, «море» всегда обеспечит себе место. Оставшийся без места становится «морем», и игра возобновляется, тогда каждый может взять себе и другое название рыбы. Водящий («море») может крикнуть: «Море спокойно», когда захочет, даже тогда, когда вызваны не все «рыбы». Игру можно кончить, когда все играющие побывали в роли моря.

Зоопарк (5 - 10 лет).

Дети выбирают себе роль животного. Для младших детей роли назначает взрослый. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу, земле. В «клетке» может быть и несколько «зверей» — обезьяны, зайки, гуси и т.д. Не занятые в ролях дети встают за инструктором лечебной физкультуры, садятся в «поезд* т едут на прогулку в «зоопарк». Приехав и прогуливаясь по «зоопарку», инструктор лечебной физкультуры, подходя к «клетке-., Опрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, которые они изображают ', а приехавшие—«экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей. Затем дети и бывшие «звери» изображают поезд и все «едут домой». В пути все идут по комнате, по двору, взяв друг друга за пояс, высоко поднимая колени, и поют песенку:

Вот поезд наш едет,        Ребят он повез.

Гудит паровоз,        Уу—уу—УУ—УУ—УУ

Далеко, далеко        (повторить 2 раза).

Но вот остановка (дети останавливаются), опускают руки. Дети спокойно ходят во время остановки «поезда», «собирают цветы на поляне» (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на «поезд», и становятся в колонну, вновь изображая поезд: ходят, высоко поднимая ноги, и поют куплет.

Найди свой цвет (3 года—7 лет).

Дети сидят или стоят. Их разбивают на группы по 4—6 человек. Группы располагаются в разных углах комнаты или пзссза!-1и."Каждая группа получает флажки своего цвета. 3 утлы ——»-ТЫ инструктор ставит на подставки цветные флажки (по числу играющих). После слов инструктора «Идите гулять!» детя расходятся по комнате (площадке). «Найди свой цвет», дети собираются  возле того флажка, цвет которого соответствует данной группе.

Повязанный (5—12 лет).

На площадке очерчивают произвольное пространство, за границы которого играющие не могут выходить. Одному из участвующих на глаза надевают повязку.    Играющие повертывают его не сколько раз, а сами разбегаются, стараясь сохранить полнейшую тишину. Повязанный, прислушиваясь к малейшему шороху, старается поймать кого-нибудь зазевавшихся игроков

Часики (5—14 лет).

Инструктор лечебной физкультуры (воспитатель) говорит: «Дети, вы знаете, что у часов стрелки все время ходят по кругу. При Этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная—побыстрее, а секундная—бежит очень быстро. Вот и наши с вами язычки должны научиться ходить по кругу, как стрелки часов». Для Этого дети должны выполнять медленно круговые движения язычком, вытянув его по кругу сначала вдоль верхней, потом нижней

(Губы. Такие движения делаются слева направо, потом справа налево. При этом нужно следить, чтобы рот у ребенка был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение развивает и

укрепляет мышцы языка.

Хомячки (5—14 лет).

Инструктор лечебной физкультуры говорит детям: «Будем ходить 10 шагов (15 шагов) с толстыми щечками, как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом». Затем по сигналу инструктора хлопнуть себя кулачками по щекам—выпустить воздух изо рта, «щечки опять стали, как у ребят», походить 15 шагов и снова стать «хомячками» — надуть щеки. Повторить 4—6 раз. Инструктор контролирует правильность осанки детей и четкость выполнения заданий.

Отбойный молоток (3 года—7 лет).

Инструктор лечебной физкультуры (воспитатель) говорит детям: «Все вы, наверное, видели отбойные молотки, которыми вскрывают асфальт для ремонта труб под землей. Сейчас мы попробуем с вами подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук «дддддд...». Упражнение проводится в течение 3—4 мин.

Кто  дальше  загонит  шарик   (4  года—14  лет).

Дети сидят за столом рядышком, перед каждым одинаковый ватный шарик. Игра заключается в следующем: инструктор (воспитатель) говорит детям: «Дети, положите свободно язык на верхнюю губу. А затем высуньте его как можно дальше и дуйте как можно сильнее.

 Пушки  (6—14 лет).

На две натянутые горизонтально веревки кладут пушки (от 3 до 5 перышек), каждое на расстоянии 10 см друг от друга. Дети сидят (при хорошем состоянии могут стоять). Играющие делятся на две команды и располагаются против мишени (пушков) расстоянии 50 см. По сигналу инструктора первые из команд подходят к веревке с пушками и, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают вначале один пушок, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо стожить узкой трубочкой и щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой пушки слетели быстрее. Игру можно усложнить, увеличив расстояние между веревкой с пушками и играющими.

Воздушный шар (5 — 14 лет)

Дети сидят или стоят, самостоятельно надувая шары. Инструктор лечебной физкультуры помогает завязывать отверстие. Дети подбрасывают шары вверх и ловят их, бросая друг другу. Инструктор предупреждает, что шар надо ловить осторожно, чтобы он не хлопнул. Перебрасывать шар друг другу можно и через веревочку. Для детей 7 лет и старше задание усложняется.

Чье звено быстрее (3 года—8 лет).

Детей делят на несколько групп (звеньев) с одинаковым числом играющих. Каждая группа  (звено)  получает флажки своего Цвета. Затем детей строят в колонны лицом к флажку своего цвета, который находится в определенном месте на площадке. Таких флажков должно быть столько, сколько на площадке групп играющих.  Воспитатель  ударяет в  бубен,  и  по этому сигналу дети начинают бегать, прыгать. Снова удар в бубен и дети бегут к своему флажку, становятся друг за другом лицом к флажку. Побеждает звено, достигшее первым своего флажка.

Кто подует сильнее (5—14 лет).
Дети сидят на скамейке или стоят. На веревку, подвешенную
горизонтально, несколько выше головы ребенка, прикрепляют обруч  и  на  ниточке  в  обруче   воздушный  шарик.   На  расстоянии
40—50 см — другой обруч. Задача состоит в том, чтобы ребенок,
подойдя к обручу с шариком, глубоко вдохнул воздух через нос,
затем, сделав губы «трубочкой», с силой подул на шар, направляя
его таким образом, чтобы шар долетел до другого обруча. Усложнить игру можно, увеличив расстояние между обручами. Контролировать правильность осанки, носового дыхания, спокойное смыкание губ.

На качалках (6—14 лет).

Двое становятся друг против друга на расколотые надвое круглые поленья—качалки. Расстояние между ними 2—3 м. Игроки держат за концы крепкую веревку. Каждый старается заставить противника сойти с качалки. Запрещается резко вырывать веревку или умышленно, неожиданно для товарища, выпускать ее из рук.

Оставшийся на качалке побеждает.

Перенеси     булаву—не    урони     (6—14    лет)

Дети сидят на скамейке. Каждый из играющих по очереди подходит к булаве, приподнимает ее двумя гимнастическими палками и, не уронив, переносит за черту площадки, к финишу, на 3-5м от булавы. Затем, держа в руках, приносит ее на прежнее место. Игру можно усложнить, разбив детей на партии. Выигрывает та партия, участники которой быстрее закончат игру, т.е. все четко и быстро перенесут свою булаву.

Лети, перышко (6 – 14 лет).

Играющих делят на 2-3 команды (по 5-6 человек каждая) которые выстраиваются в колонны по одному, одна колонна параллельно другой.  В каждой команде  (колонне)  ребенок,  стоящий первым, держит перышко (пушок). На расстоянии 8 шагов от первых в колонне проводят финишную черту. По команде водящего «Начали», ребенок, стоящий в колонне первым с перышком в руке пускает его на воздух над головой и начинает дуть на перышко так, чтобы оно летело в сторону финишной черты. Ребенок   достигнув «финиша», ловит перышко, бежит к своей команде и передает его второму в колонне, сам же становится в конец колонны Получивший перышко продолжает игру. Выигрывает команда (колонна), которая раньше закончит игру.

Шарик (3 года—14 лет).

Дети сидят полукругом. «Надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик—«ффф...», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шшш...»—произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях, повторяют 2—3 раза.

Будем красить потолок (3 года—14 лет).

Дети за воспитателем хором повторяют: «Красить комнаты пора — пригласили маляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром». Далее воспитатель говорит: «Сейчас и мы с вами будем красить потолок, только кистью будет ваш язычок, а потолком — твердое небо».

Бульканье (3 года—14 лет).

Количество играющих детей до 6—8. Перед каждым ребенком на столике стакан или бутылочка, наполненная на треть водой. В стакан, бутылочку вставлена соломинка (коктейльная трубочка). Инструктор (воспитатель), у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Он глубоко вдыхает носом и делает глубокий длинный выдох в трубочку: получается долгий булькающий звук. Затем инструктор (воспитатель) просит ребенка сделать это упражнение 1—3 раза. Это упражнение поочередно проделывают все дети. Отмечаются те дети, у которых бульканье было более длительным.

Воздушный шарик, пролети в ворота!(6—14 лет).

На расстоянии 30 см друг от друга расставляют «ворота» (кегли, булавы, брусочки). Ставят 2, а при усложнении игры 3—5 ворот. Перед воротами коврик, на котором располагается ребенок, головой к первым воротам. Перед ним воздушный шарик. По сигналу инструктора ребенок после глубокого вдоха делает полный выдох, дуя на шарик и направляя его, таким образом, через ворота. Каждый ребенок имеет право послать через ворота 3 шарика. Выигрывают те, кто сумел больше направить шариков через ворота.

Курица, цыплята и ястреб (5 – 7 лет).
Один из играющих изображает курицу, другой ястреба, остальные цыплят.   «Цыплята» в сопровождении «курицы» бегают по комнате (площадке) и «клюют корм». На условный сигнал вылетает  «ястреб»   я   пытается   поймать  цыплят,   которые  под   защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты  (площадки). Пойманный уводится ястребом. К себе в другой угол комнаты (площадки), и он выбывает из игры.

Филин(3 года—5 лет).

Дети  сидят   полукругом.   По  сигналу  инструктора  лечебной физкультуры «День!» дети-«филины» медленно поворачивают го ловы вправо и влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями», опуская их вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у...у...ффф». Повторяют 2—4 раза.

Ель, елка, елочка (3 года—6 лет).

Педагог предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают   руки-«ветви»   слегка   в   стороны,   ладонями   вперед. «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели-елки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как елки, принять правильную осанку, но в полуприсяде. «Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот и они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны.

Перекатывание шаров (3 года—7 лет).

Эта игра может использоваться как подготовительная к игре в кегли: перекатывание шаров от одного ребенка к другому (взрослому) и обратно. Путь перекатывания постепенно увеличивается. Затем переходят к игре на меткость. При отсутствии пластмассовых шаров их могут заменить мячи.

Голуби (5—7 лет).

Для детей изготовляются бумажные «голуби». Дети соревнуются: у кого дальше голубь полетит. При отсутствии нескольких детей соревнование организуется взрослыми.

Передача мяча (5—7 лет).

Дети становятся или садятся в кружок и передают по кругу два Мяча—один навстречу другому. При встрече мячей дети говорят: «встретились». Те, у кого очутились мячи, ударяют ими один о другой и говорят: «Тук-тук-тук». Затем они встают и идут с мяча по  кругу, в противоположном направлении друг от друга. Встретившись вновь, дети останавливаются, ударяя мячами о пол, затем передают мячи другим детям, по кругу, а сами садятся вне круга. Когда в кругу остается только 2 детей, игра повторяется.

Пролезай и убегай(5 – 14 лет).

Дети строятся в две шеренги. Первая шеренга стоит вдоль стены, другая шеренга с обручами в руках—против первой, посреди комнаты. Дети с обручами становятся на одно колено, ставят обручи на пол и придерживают их. По сигналу инструктора лечебной физкультуры дети, стоявшие у стены, быстро бегут к обручам, становятся на четвереньки и пролезают через них, затем поднимаются и бегут вперед. Дети, державшие обручи, кладут их на пол, встают и бегут за детьми из первой шеренги, догоняют их, приводят на свое место и дают им обручи. Затем в обручи пролезают дети, которые держали обручи раньше.

Беги и меняй—упасть не давай(5—10 лет).

Детей строят в две колонны вдоль противоположных стен комнаты. Перед колоннами проведена черта, на которой лежат два красных обруча и две палочки; на другом конце комнаты на параллельной черте лежат два голубых обруча. По сигналу «беги и меняй—упасть не давай!» выходят по одному из каждой колонны и катят красные обручи к голубым, подгоняя их палочкой. Добежав до голубых обручей, дети берут их, а красные обручи оставляют на месте. Прикатив голубые туда, где раньше лежали красные обручи, дети передают палочки следующим ребятам, а сами становятся в конец своей колонны. Получившие палочки катят обручи, меняют их и передают палочки следующим. Выигрывает команда, которая раньше закончила игру.

Дети нарядились(4 – 7 лет).

Дети стоят о кругу, один ребенок в центре. Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

По дорожке Валя шла,        Валя тапки примеряла,

Валя тапочки нашла.        Лишь надела, захромала.

Коле тапки отдала,
        С Колей танцевать пошла.

Ребенок, стоящий в центре, изображает все в движении (примеряет «тапочки», прыгает на одной ноге и т.д.), потом танцует в кругу с выбранным из круга ребенком. Остальные дети им подпевают и прихлопывают в ладоши.

Инструктор обращает внимание детей на умение красиво де ржать голову, на правильную осанку.

Поезд (4 года—7 лет).

Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий первым в колонне изображает электровоз. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку электровоза, они начинают двигаться вперед, вначале медленно, затем ускоряя шаг, и наконец бегут. После слов инструктора лечебной физкультуры «поезд проехал станцию» дети замедляют ход, останавливаются и начинают двигаться задом до сигнала «приехали».

Мышеловка(5 – 7 лет).

Играющих делят на две неравные группы. Меньшая группа

примерно треть  играющих)   образуют  круг - «мышеловку»,  остальные играющие изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают  говорить ходя по кругу то влево, то вправо, приговаривая:.

Ах, как мыши надоели!        Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели.        Вот расставим мышеловки,

Берегитесь же, плутовки!        Переловим всех тотчас.

затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны.   По  сигналу   инструктора  лечебной   физкультуры:  дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают («мышка захлопывается». Играющие, не успевшие выбежать из а («мышеловки»), считаются пойманными. Пойманные «мыши» переходят в круг и увеличивают его, т. е. размер «мышеловки». Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями и игра возобновляется. Инструктор следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог. Следует отмечать наиболее ловких детей, которые ни разу не остались в «мышеловке».

Ловишки с мячом (6—13 лет).

Стоя в кругу, дети передают друг другу мяч, при этом они говорят следующий стишок:

Раз, два, три: Мяч, скорей беги! Четыре, пять, шесть: Вот он, вот он здесь!

На каждое слово стиха дети передают мяч. У кого на слове «здесь» мяч окажется в руках, тот становится водящим—выходит на середину и говорит: «Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки». После этих слов все дети разбегаются, а водящий бросает мяч в ноги убегающим. Тот, в кого мяч попал, отходит в сторону. Игра повторяется с каждым водящим 2—3 раза, после чего все дети снова становятся в круг. Игра возобновляется с новым водящим.


Пожарные на учении (5—14 лет).

Дети становятся в две колонны (команды) лицом к гимнастической стенке. Первые в колоннах стоят за чертой, на расстоянии 1 метр от стенки. На рейке гимнастической стенки на одинаковой высоте подвешивают колокольчик (бубен). По сигналу инструктора лечебной физкультуры дети, стоящие в колонне первыми, бегут к гимнастической стенке (каждый к своему пролету), влезают на нее и звонят в колокольчики. Спустившись, дети бегут в конец колонны. Инструктор страхует детей. В конце игры он отмечает того, кто первый позвонил, какая команда первая справилась с заданием—выиграла.|

Быстрая карусель(4 года – 9 лет).

Играющие образуют круг. Инструктор лечебной физкультуры дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят:

Еле—еле—еле—еле        А потом кругом, кругом

Завертелись карусели.        Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, а под конец - бегом. После того, как дети пробегут 2—3 раза по кругу, инструктор меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро подхватывают шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем инструктор продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз—два! Нам пора,

Вот и кончилась игра.        I

Движение «карусели» становится постепенно все медленнее. При словах «Кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После непродолжительного отдыха инструктор 3 раза хлопает в ладоши. Играющие спешат занять свои места на «карусели», т. е. становятся в круг и берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший, занять свое место после 3-го хлопка не катается на «карусели», а стоит и ждет новой посадки.

Болото (5—10 лет).

Детей разделяют на две равные труппы: «журавли» и «лягушки». Стая «журавлей» размещается на одном конце площадки, на противоположном - «лягушки». Посередине площадки чертят большой круг. Это - «болото». Когда все играющие займут свои позиции, команда, изображающая лягушек, поет:

Лягушечки—квакушечки

По бережку гуляют,

Комариков—судариков

И мошек собирают.

Им отвечает хор журавлей:

Журавлики—кораблики Летят под небесами,

Все серые и белые

И с длинными носами.

Лягушечки—квакушечки, Коль живы быть хотите,

То поскорей от журавлей В болота уходите.

Во время исполнения этой песенки «лягушки» скачут на корточка.х в «болото». По окончании пения «журавли», прыгая и размахивая руками, стараясь походить на летящих птиц, спешат к «болоту», чтобы поймать «лягушек», не успевших войти в круг. Пойманные выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется две «лягушки».

Вариант игры: после первого преследования играющие меняются ролями.

Самых точных игроков награждают.

Воробушки и кот (5— 9 лет).

Дети стоят на скамеечке (на деревянных кирпичах, положенных на пол) на одной стороне площадки. Это «воробушки» на «крыше». В стороне сидит «кот» (кто-нибудь из детей). Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» «Воробушки» спрыгивают с «крыши» и, «расправив крылья», «разлетаются» во все стороны. Но вот просыпается «кот». Он мяукает «мяу—мяу!» и бежит ловить «воробушков», «кот» отводит пойманных к себе в «дом».

Самолеты (5—9 лет).

Дети становятся друг за другом в 3—4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками (это «аэродромы»).
Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься» дети наливают «бензин» (наклоняются), «заводят мотор» (кружат руками перед грудью),
«расправляют крылья» (поднимают руки в стороны), «летят» (разбегаются в разные стороны). По сигналу воспитателя «На посадку!» «летчики» ведут «самолеты» на свои места, в колонны, и
«приземляются» (останавливаются)

Слови мяч и отзовись (5—9 лет).

Взрослый бросает мячик вверх, стараясь, чтобы он при ударе о пол (землю) высоко подскочил, одновременно называет какое-нибудь имя, предмет, животное и т.п. Ребенок бежит за мячиком, старается его поймать и при этом повторяет произнесенное слово. Вместо взрослого может быть другой ребенок. Броски выполняются по очереди.

Мяч инструктору (5—14 лет).

Все дети располагаются сидя или стоя (по кругу или в один ряд). Водящий находится в центре круга (если дети расположены по кругу) или просто перед участниками игры и бросает мяч по очереди каждому. Мяч можно перебрасывать различными способами (от груди, из-за головы, сбоку, одной рукой и т.д.). Выигрывает тот, кто большее число раз поймает мяч.

Попади мешочком в круг (5 —14 лет).

Дети стоят по кругу. В центре круга лежит обруч (или на земле рисуют кружок, или делают кружок из веревки). В руках у детей мешочки с песком. После того как инструктор лечебной физкультуры произносит «Бросай!», все дети бросают свои мешочки в круг. Инструктор отмечает, чей мешочек в кругу. Затем по указанию инструктора дети поднимают мешочки и становятся на место. Выигрывает тот, кто чаще других попадал в круг.

Метание мешочков (5 — 14 лет).

Дети располагаются на стульях. Каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3—4 м от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы каждый из них остался лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который тоже бросает мешочки, и т.д. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий.

Борьба за мяч (3 года—7 лет).

Ребенок катит 2—3 мяча по очереди на встречу взрослому (другому ребенку), который их ему сразу возвращает. С 5—6-летнего возраста можно усложнить игру. По неожиданной команде «Стоп!» игра останавливается. Выигрывает тот, у кого при сигнале «Стоп!» оказалось меньше мячей.

Метание мяча (3 года—7 лет).

На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится корзина или подвешивается обруч. Ребенок несколько раз пытается попасть в цель. Поощряется тот, кто больше имеет попаданий.

Варианты игры: бросание мяча на дальность, из исходного положения боком (чтобы развернуться для броска), через ветку, натянутую веревку и т.п.

Сидячий футбол (3 года—14 лет).

Дети сидят на полу, на ковре, ноги согнуты в коленях прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой. Движением ног вперед отбросить мяч к сидящему напротив ребенку. Он ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. Можно усложнить игру: ловить отбрасываемый мяч ногами; прокатывать его то одной, то другой ногой; сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между играющими. После игры инструктор предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и потянуться (поднять голову и смотреть вперед). При этом по указанию инструктора показать нижние зубы, нижняя челюсть перемещается вперед.

Мяч в обруч (5—9 лёт).

Дети стоят. Инструктор лечебной физкультуры держит обруч 1а высоте 30 см от земли. Ребенок, стоящий на расстоянии 2 м от обруча, бросает мяч в обруч. Игра постепенно усложняется (по мере достижения успехов в меткости) увеличивается расстояние то обруча, мяч направляются в обруч ударом о пол (землю), обруч. Поднимается повыше от земли.

Мяч по кругу (5 — 9 лет).

Играющие стоят по кругу. По команде инструктора лечебной физкультуры передают мяч в одну сторону по кругу. По хлопки меняют направление мяча (если мяч передавали вправо, то после хлопка передают влево). Передавать мяч можно или рядом стоящему, или через одного, или один за другим (несколько мячей). Все зависит от подготовленности детей, но всегда лучше начинать I с простого. Сделавший ошибку или уронивший мяч выбывает из I игры. Когда остаются два человека, игра повторяется.

Прокати мяч через ворота (5 — 9 лет).

Дети стоят на ковре. Ставятся ворота из кубиков или кеглей.  Дается задание: сидя на ковре лицом к воротам (ноги расставлены), прокатить мяч в ворота, не задев их. Можно усложнить игру, Построив за воротами мост (из кубиков и кеглей), прокатить мяч через ворота, не задев их и не сломав мост. В отличие от ворот мост строится из двух «колонн» и «крыши» - кегли лежат горизонтально на кубиках. Выигрывают дети, мячи которых к концу игры большее число раз пройдут ворота и мост и не разрушат их.

Зайчик в кусте (4 года —10 лет).

Замкнутый круг детей—это  «куст».   Посередине сидит «зайчик». Дети ходят по кругу то в одну, то в другую сторону и поют:

Зайчик в норке сидит,

Крепко, крепко он спит. Зайчик прыг! Зайчик прыг! Зайчик прыг!

«Зайчик» поднимает голову, кладет руки на колени и прыгает -3 мин внутри круга. Стучит зубами, показывая, как заяц ест морковку. Затем подскакивает к 3—4 детям на выбор, и те тоже становятся «зайчиками». Дети в кругу поют:

Вот лисичка бежит, Зайку съесть норовит. Зайчик в лес, под кусток, От лисы наутек.

Выбегает из-за куста «лиса», ловит «зайцев» и отводит в свою, нору» за круг. Пойманные делаются «лисами», и игра повторяется.

«Вокруг обруча».

Дети стоят в больших обручах по 2 человека. По сигналу воспитателя они выпрыгивают из обруча и прыгают на двух ногах вокруг него. Каждый ребенок делает до 10 прыжков, постепенно количество прыжков увеличивается до 15. По сигналу воспитателя дети отдыхают в обруче. Упражнение повторяется.

«Спрыгни на дорожку».

Дети со скамейки высотой 15 см спрыгивают на цветную дорожку, сделанную из клеенки. На скамейке они стоят свободно, не мешая друг другу. При спрыгивании приземляются мягко на обе ноги.

Вариант с усложнением. Воспитатель ставит 3— 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии не менее 1 м, у каждой стелет дорожки разного цвета. Дети поочередно спрыгивают со всех скамеек. Упражнение повторяется от 3 до 5 раз, в зависимости от возможностей детей.

«Спрыгни в обруч».

Перед скамейкой положены плоские обручи. На скамейку дети встают соответственно количеству обручей и спрыгивают в них. Воспитатель следит за тем, чтобы дети приземлились мягко на носочки.

«С кубика на кубик».

С помощью детей воспитатель расставляет по кругу кубы на расстоянии 50—60 см друг от друга. Упражнение выполняют одновременно 2—3 ребенка. Каждый спрыгивает с куба и по кругу переходит к другому кубу, встает на него, опять спрыгивает и т. д.

«Подпрыгни до воздушного шара».

На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).

Вариант с усложнением. На шнур можно повесить колокольчики, бабочек (сделанных из бумаги) и др. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

«Мой веселый, звонкий мяч». 

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель берет большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, «как мяч».

Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так, как будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню». Дети убегают.

«Угости белку орешком». 

Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2—3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.

Наседка и цыплята

Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне зала (площадки) огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50см от уровня пола) – это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «Ко-ко-ко». Они подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит: «Большая птица!» - цыплята бегут домой. Игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста...

картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Наибольшей частью детских игр являються подвижные игры. Подвижные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, вниматель...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости....

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам...