Опыт работы в ДОУ по внедрению здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Эфендиева Айнуре Солтанмеджидовна

Опыт работы по физическому воспитанию в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»

 

Обобщила опыт работы воспитатель МДОУ «Детский сад № 40 «Тополек».

Эфендиева Айнуре Солтанмеджидовна.

Физическое воспитание есть огромный,

но таинственный космос,

через постижение которого

можно приблизиться к Истине и Счастью".

                                                                                                      Н. Ефименко

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в потребностях человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья детей, существует необходимость организации НОД на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.          Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Проанализировав физическую подготовку детей подготовительной группы, я увидела следующее:

  1. Владение основными культурно-гигиеническими навыками – 65%
  2. Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических     процедур – 73%
  3. Сформированность основных движений и физических качеств – 60%
  4. Сформированность потребности в двигательной активности – 70%
  5. Сформированность представлений о здоровом образе жизни – 62%

        6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни – 60% и все это соответствует 70% физической готовности детей к школе и показывает еще не достаточность сформированности детей 5-6 лет для самостоятельного ведения здорового образа жизни.

          Анкетирование родителей выявило следующую проблему: родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий даже от здорового соперничества в подвижных играх («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»).

Исходя из этого и возникает актуальность выбранной темы, так, как  главное в своей работе я считаю помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

У меня возникли  вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

В соответствии с этим особое место приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

 

Для этого я подобрала и изучила  литературу, которая отражает воспитательно-образовательный процесс на основе сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку:

  • основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • парциальные программы и методики: «Методика физического воспитания» Э.Степанова, оздоровительно развивающая программа «Здравствуй» М.Л. Лазарев, «Физическая культура дошкольникам» Глазырина Л.Д, «Двигательный игротренинг для дошкольников» Овчинникова Т.С.

Определила цели и задачи:  

Цель: 

- внедрение здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
  • воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности.

Совместно с педагогическим коллективом разработала:

* целевую программу «Здоровье»;

*  модель усовершенствованного двигательного режима детей старшего возраста;

* составила план работы по физкультурно-оздоровительному направлению, а так же была усовершенствована предметно-развивающая среда так, чтобы каждая зона интегрировала с образовательной областью по физической культуре (трехуровневое размещение атрибутов в каждой развивающей зоне: выше роста ребенка, на уровне глаз и  ниже пояса). В соответствии с комплексно-тематическим планированием в рамках ФГТ, дети и взрослые могут изменять, дополнять предметную среду в соответствии комплексно-тематическим планированием. Пересмотрела систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы с учетом двух позиций: мониторинг образовательного процесса (качество освоения программы) и мониторинг детского развития (динамика формирования интегративных качеств).

Ведущее место в организации двигательного режима в работе с  детьми отвожу занимательной двигательной деятельности как традиционного, так и нетрадиционного характера:

*  классическая ЗДД (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

*  игровая ЗДД (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

* ЗДД тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

* сюжетные формы ЗДД– комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д., в которую включаю инновационные здоровьесберегающие технологи (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики,  игрового массажа,  гимнастики для глаз).

В утреннюю гимнастику включаю нетрадиционные формы ее проведения:

* утренняя гимнастика игрового характера (включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия).

* упражнения на полосе препятствий ( детям предлагаю упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий).

* утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки (этот тип утренней гимнастики провожу на воздухе – в течении 5–7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения).

Помимо организованных видов занимательной двигательной деятельности, особое внимание уделяю самостоятельной двигательной деятельности, которую организую в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.

Оздоровительный бег (дозированный) – дает детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от950 м до1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.

Дыхательная и звуковая гимнастика – учит детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Нетрадиционные виды упражнений:

* Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж.  Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

* Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребенка. Обучая детей приемам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

* Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребенку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают образовательный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

* Музыкально-подвижные игры, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

*Упражнения на  фитболе -  с большим гимнастическим мячом. ЗДД на мячах  проводим с детьми и совместно с родителями. Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы.

Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов.

* Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Такие занятия отличаются от классических  высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

В систему физкультурно-оздоровитеьной работы  я включаю физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья

Темы праздников самые разнообразные

   С педагогами детского сада провожу целенаправленную работу по повышению профессиональной культуры, по организации физкультурно-оздоровительной работы. На педагогических советах и семинарах проводила: Практикум «Формы оздоровительн6о-развивающей работы с дошкольниками», «Здоровье богатство его сохраним и к этому дару детей приобщим» мастер-класс «Взаимодействие с родителями по вопросам формирования основ здорового образа жизни у дошкольников»

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.

Совместную работу с семьей строю на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию  и методику.

  1. Единство целей и задач в воспитании ребенка.
  2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ.
  3. Индивидуальный подход к каждой семье

     4. Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе   доброжелательной критике и самокритике. 

   Для родителей были оформлены родительские уголки в соответствии с реализуемой программой и современными требованиями образования по физической культуре, проведена неделя качества социальных услуг». Родители  посетили открытые мероприятия, где увидели  непосредственно интеграцию образовательных областей «Физическая  культура,  «Здоровье»), проведены групповые родительские собрания:

  •  «Новые подходы в образовательном процессе в условиях введения ФГТ».
  • «Здоровье ребенка в наших руках».

Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых  в ДОУ, являются участниками работы по проектам «Быть здоровыми хотим», «Как питаешься, так и улыбаешься», «Если хочешь быть здоров»

Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования подобранной мною системы внедрения здоровьесберегательных технологий в образовательную деятельность:

  1. Владение основными культурно-гигиеническими навыками – 95%
  2. Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических        процедур – 90%
  3. Сформированность основных движений и физических качеств – 80%
  4. Сформированность потребности в двигательной активности – 94%
  5. Сформированность представлений о здоровом образе жизни – 83%

6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни – 92% и все это соответствует 90% физической готовности детей к школе.

Дети стали гибче, выносливее, развилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике; появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный интерес; сформировались представления о здоровом образе жизни; понизилась заболеваемость детей: раньше на каждого ребенка приходилось 6,5 дней то сейчас 5,8

Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей  способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации здоровьесберегающих технологий позволяет эффективно способствовать укреплению здоровья детей, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, помогает достичь положительных результатов.

Эффективность работы убеждает меня в правильности выбранных мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы, которую я буду в дальнейшем продолжать.

Во врем работы я столкнулась с такой проблемой, отсутствие единства требований к воспитанию и оздоровлению ребенка в детском саду и дома. Некоторые родители не откликаются на мои предложения уделять дома внимание на физическое развитие детей. Большое количество времени дети проводят за компьютерами, телевизорами

Литература

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
  3. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
  4. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  5. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий....

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Модель работы по физической культуре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Представленная модель применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры, подскаже...

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье»

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.Актуальность темы состоит в решении проблемы...

Опыт работы по теме: «Приобщение к здоровьесберегающим технологиям детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к сздоровьесберегающим технологиям содержит все используемые мной методы и приемы работы. Описано содержание работы по сохранению зрения, ...

Опыт работы воспитателя на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий, как основное условие для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни".

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Сейчвс практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровн...