Главные вкладки

    «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
    консультация по физкультуре на тему

    Перевозкина Алёна Валерьевна

    В данной работе прописаны:

    1. Функции воспитателя в каждой части НОД по физической культуре.

    2. Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_pedagogov_.docx32.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

    Подготовил:

    Инструктор ФИЗО

    А.В.Перевозкина

    Г.Новый Уренгой, 2015г.

    Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально. Так, в разделе "Организация режима пребывания детей в ДОУ" обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей.

    Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности с учетом здоровья, возраста детей и времени года:

    • утренняя      гимнастика;
    • НОД по физической культуре в помещении и на воздухе; 
    •  физкультурные      минутки;
    • подвижные игры;
    • спортивные      упражнения;
    • ритмическая      гимнастика;
    • занятия на      тренажерах;
    • плавание и др.

    Значение для развития дошкольника.

    Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

    Как на самом деле?

    В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация НОД по физической культуре и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

    Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

    Как должно быть!

    Воспитатель должен  помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

    К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

    Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

    Функции воспитателя в каждой части

    НОД по физической культуре.

    В ходе вводной части НОД по физической культуре воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

    В основной части занятия физической культурой, во время выполнения основных видов движений и общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.

    Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.

    В заключительной части НОД по физической культуре при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

    Способы организации детей.

    Существуют разные способы организации детей во время проведения НОД по физической культуре: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

    При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

    При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

    Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

    При организации круговой тренировки в процессе НОД по физической культуре воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

    Распределение обязанностей при совместной работе

    инструктора по физической культуре и воспитателя.

    • специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
    • специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
    • специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
    • специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
    • специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
    • инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

    Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

    Закрепление двигательных навыков.

    После совместного проведения НОД по физической культуре деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

     

    Помощь инструктора по физической культуре.

    В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников:

    • подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики;
    • организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке;
    • оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

    Совместная организация массовых мероприятий.

    При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.

    Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.

    Совместная организация прогулок и походов с детьми.

    Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми.

    Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

            Приложение

    Примерное распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе НОД по физической культуре с детьми средней группы.

    Задачи:

    1. упражнение детей:      в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью      до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони;      подбрасывании мяча вверх;
    2. развитие ловкости      и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

    Предварительная работа:

    • ознакомление      воспитателя с содержанием и программными задачами;
    • обсуждение      организационных моментов;
    • разучивание слов к      подвижной игре "Мы веселые ребята".

    1. Вводная часть.
    1. Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.
    2. Перестроение в колонну по одному (прыжком). 
      Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс. 

    Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе. 
    Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.

    1. Бег в колонне по одному (продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу). 
      Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении. 
      Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.
    1. Основная часть.
    1. ОРУ.

    Инструктор по физической культуре объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.

    Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.
    Инструктор по физической культуре выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми.

    Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. 
    При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняет с ними ходьбу на месте.

    1. Основные виды движений.
    1. Инструктор по физической культуре вместе с воспитателем ставит две гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование.
    2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза) 
      Инструктор по физической культуре объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку.
    3. Равновесие - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и спину держать прямо (2-3 раза) 
      Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей.
    4. Броски мяча вверх двумя руками и его ловляБроски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши (10-15 раз).

    По сигналу инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему залу. 
    Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками.

    Воспитатель занимается с оставшейся группой детей.

    1. Подвижная игра "Мы веселые ребята" 
      Инструктор по физической культуре сообщает воспитанникам название игры, показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки. Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по местам. 
      Далее 
      инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и остановке игры, за какие нарушения правил игроки выбывают из игры, объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и действиями детей. 
      Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением правил. 
      Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем подводят итог игры:
    • отмечают детей, не нарушающих правил игры;
    • обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество, сообразительность и т. д.
    1. Заключительная часть.

    Ходьба в колонне по одному.

    Инструктор по физической культуре ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает.

      

    Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.

    Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

    Литература:

    Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №4 * 2012 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

    Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспит...

    Консультация для воспитателей Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

    Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем ...

    Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

    Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы...

    Семинар - практикум на тему: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

    СЕМИНАР - ПРАКТИКУМна тему:«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»...

    Статья "Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"

    Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ...