Спортивное ориентирование в ДОУ.
методическая разработка по физкультуре на тему

спортивное ориентирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnoe_orientirovanie_v_dou.docx115.3 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивное ориентирование

на лыжах в ДОУ.

Пояснительная записка

Спортивное ориентирование на лыжах - это зимний вариант ориентирования бегом. Отличие спортивных карт заключается в особых символах - лыжни на карте обозначены зеленым цветом и отображают скорость движения по этим лыжням. Планшеты с картами крепятся к груди участника.  

В отличие от других видов спортивного ориентирования этот вид спорта не делает фокус на гонке от одного контрольного пункта к другому и практически не учитывает умение участников выбрать оптимальный маршрут.  

По времени проведения соревнования бывают дневные и ночные, однодневные и многодневные, а по характеру зачета - личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику), командные (результаты отдельных участников засчитываются команде в целом), лично-командные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику и команде в целом).
           Ориентирование в заданном направлении - это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. С целью рассеивания участников разрешается применять различный порядок прохождения отдельных частей дистанции разными участниками, но в итоге все должны пройти одинаковую дистанцию. Старт участников рекомендуется одиночный.

Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента технического старта до финиша. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, его результат не засчитывается.
            Ориентирование на маркированной трассе - это прохождение дистанции с нанесением, на карту местоположения установленных на трассе КП. Чаще всего соревнования проводятся зимой. Местоположение КП наносится на карту только на следующем пункте прокалыванием его в соответствующей точке компостером или иглой. В последнем случае прокол отмечается имеющимся на КП цветным карандашом перечеркиванием крест-накрест. Последний КП наносится на "рубеже отметки последнего КП".

За ошибку в нанесении КП более чем на 2 мм участник получает штрафное время - 1 мин. за каждые полные или неполные 2 мм. Максимальный штраф, который может быть назначен за ошибку в нанесении одного КП, равен 3 мин. На дистанциях массовых разрядов максимальный штраф равен 5 мин. Результат участника определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени. По лыжному ориентированию раз в два года проводятся чемпионаты мира.

В ориентировании по выбору участник на старте получает карту с нанесенными контрольными пунктами. Каждый КП помечен цифрой, которая обозначает его "стоимость" в очках. Конечная цель участников этого соревнования - набрать наибольшее количество очков, отыскивая КП за определенное время, одинаковое для всех (обычно 1 час). Каждый спортсмен самостоятельно избирает для себя наиболее ценный и реальный по его силам маршрут. Прохождение всех КП не обязательно.

Ориентирование по выбору для новичков - это прохождение заданного количества КП из числа находящихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный - по усмотрению участника. Неоднократный выход на один и тот же КП засчитывается только один раз. Старт участников - общий или групповой. На карту наносят все имеющиеся в районе соревнования КП и их обозначения. В районе соревнования устанавливается в 1,5-2 раза больше КП, чем количество, которое необходимо отыскать. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП.

Оборудование дистанции соревнований по спортивному ориентированию включает: пункт выдачи карт, место старта, точку начала ориентирования, контрольные пункты, рубеж и место финиша, а при соревнованиях на маркированной трассе - и путь движения участников.

Для оборудования КП и точки начала ориентирования применяют знак в виде трехгранной призмы со стороной 30х30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол (вверху - белое поле, внизу - оранжевое или красное).

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке ориентировщика два основных компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности (бегом или на лыжах).

Ориентировщику необходимо обладать высокими физическими качествами, отлично знать топографию, в совершенстве владеть компасом и уверенно читать карту, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь высокие волевые качества. Спортивное ориентирование в нашей стране - молодой, активно развивающийся вид спорта.

Виды соревнований по спортивному ориентированию по способам выполнения задач. Существует множество критериев для классификации соревнований по спортивному ориентированию: время проведения соревнований, характер зачета результатов, способ организации старта и др. Среди наиболее распространенных видов:

  • ориентирование в заданном направлении (задача участников пройти дистанцию в определенном порядке).
  • ориентирование по выбору (участникам ставится задача пройти дистанцию в произвольном порядке), 
  • ориентирование на маркированной трассе (участнику необходимо самостоятельно внести в карту расположенные на маршруте контрольные пункты), 

Чтение карты и сопоставление ее с местностью. Одним из основных технических приемов в ориентировании является чтение карты в сопоставление ее с местностью. Читать карту - значит, в совершенстве изучить условные знаки, уметь определить по карте общую характеристику местности, пространственное соотношение отдельных ориентиров и воссоздать подробную картину местности по условным знакам.

Чтение карты на местности начинается с ориентирования ее на север. После выполнения этой операции пространственные расположения ориентиров на местности и на карте будут соответствовать друг другу. Кроме ориентирования карты по компасу используют еще приближенное ориентирование ее по местным предметам и небесным светилам либо по ориентирам местности и направлениям между предметами.

Тренировки по спортивному ориентированию на лыжах должны:

- поощрять активный образ жизни;

- удовлетворять потребность в физической и умственной деятельности;

- научить детей понимать карту и познакомить с использованием ее в различных условиях;

- научить детей общаться с природой, воспринимая ее и как элемент отдыха, и как часть окружающей среды, требующей бережного к себе отношения;

- развивать в детях творческое начало и социальное самосознание.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАБОРУ ДЕТЕЙ В ГРУППУ 

1. Лучше всего набирать в группу детей одного возраста или смежных возрастов

2. Нужно, чтобы в группе были и мальчики и девочки.

3. Для первого знакомства со спортивным ориентированием на лыжах лучше всего провести беседу с просмотром слайдов, фотографий, видеофильмов.

4. После нескольких занятий с детьми нужно обязательно провести родительское собрание. В дальнейшем родители, заинтересованные в том, чтобы их дети занимались спортивным ориентированием на лыжах, могут оказать вам существенную помощь.

5. С самого начала нужно приучить детей к определенному порядку. Для этого каждое занятие, независимо от этапа, должно строиться следующим образом:

- приветствие;

- отметка присутствующих в журнале;

- постановка задачи занятия;

- объяснение методов, которыми задача будет решаться;

- вводная часть занятия;

- основная часть занятия;

- заключительная часть занятия;

- итоги занятия, информация о следующей тренировке.

6. Необходимо как можно больше занятий проводить игровым методом — больше всего дети любят играть!

7. Нельзя сразу же «загрузить» детей понятиями ориентирования. Лучше всего начать с общефизической подготовки, занятия посвятить развитию ловкости, прыгучести и гибкости; в каждую тренировку включать подвижные игры. Занятия на местности лучше всего проводить сначала в виде небольших походов, ненавязчиво предлагая детям иногда заглядывать в карту.

Основной направленностью программы является положительный оздоровительный эффект, компенсация недостаточной двигательной активности современных детей, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма и повышение работоспособности.

Актуальность. Жизнь в 21-м веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит на современном этапе развития общества, так как на фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации» наблюдается тревожная тенденция к ухудшению здоровья детей (снижение иммунитета; рост количества детей с хроническими заболеваниями; нарушения осанки, двигательной активности и т.д.).

Как утверждают отечественные и зарубежные ученые, здоровье человека зависит не только от успехов здравоохранения, но и на 50% от образа жизни. Все еще недостаточно в нашем обществе уделяется внимания вопросам профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения детей в семье. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне в семьях. Сегодня наблюдается тенденция ограничение самостоятельной двигательной активности детей в семьях. Современные дети слишком много времени проводят за компьютерными играми, просмотром мультфильмов. Пассивное времяпровождение ведет к формированию вредных привычек малоподвижного образа жизни.

Одним из спортивных видов физических упражнений, характеризующихся естественностью и доступностью двигательной деятельности для детей, является спортивное ориентирование на лыжах. Ходьба на лыжах оказывает положительное влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений.

Занятия спортивным ориентированием на лыжах содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности спортивное ориентирование на лыжах имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему воину. При занятиях спортивным ориентированием на лыжах вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок.  

Начинать приобщать к занятиям физической культурой детей целесообразно с дошкольного возраста, создавая и совершенствуя оптимальный двигательный режим с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. В детстве имеются наилучшие возможности к усвоению новых двигательных навыков, благодаря легкости образования условно-рефлекторных связей у детей, обусловленных высокой пластичностью функций центральной нервной системы. Чем раньше научится, тем лучше сформируется у ребенка движение, тем прочнее будут навыки в нем.

На занятиях спортивного ориентирования на лыжах  дети освобождаются от ряда лишних движений, тело становится более ловким, сами движения становятся более экономичными, улучшается координации, совершенствуется функция равновесия и т.д. Обучение детей ходьбе на лыжах оказывает положительные эффекты на формирование свода стопы, на формирование осанки, гибкости. При систематических занятиях двигательные возможности ребенка значительно развиваются.

В идеале детская спортивная деятельность должна быть предметной. Необходимо организовывать процесс обучения, руководствуясь педагогикой и психологией, разбираться в межличностных отношениях внутри детского коллектива, понимать возможности и нужды детей различных возрастов.

Новизна программы заключается в обучение и совершенствование техники у воспитанников с применением методики одновременного обучения передвижения на лыжах и ориентирования на местности. Данная методика предполагает по мере овладения одним способом передвижения на лыжах, не доводя его до прочного закрепления, переходить к изучению другого способа, таким образом, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Спортивное ориентирование предполагает научить детей с помощью плана, карты-схемы, компаса выбирать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, находить предметы на знакомой местности.

Цель программы: является формирование здоровой, всесторонне образованной  и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием на лыжах.

Задачи программы:

Оздоровительные:

  •  Укрепить здоровье детей;
  •  Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
  • Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата и развития плоскостопия.
  • Укреплять сердечно - сосудистую и развивать дыхательную систему, улучшение обменных процессов в организме.

Образовательные:

  • Формировать основные двигательные умения и навыки;
  • Формировать устойчивый интерес к занятиям;
  • Пропаганда спортивного ориентирования на лыжах среди населения, как средство активного отдыха.

Развивающие:

  • Развивать пространственное ориентирование и координацию движений, логику и мышление.

Воспитательные:

  •  Воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
  •  Формировать устойчивый интерес к занятиям на свежем воздухе, обеспечивать эмоциональное благополучие при выполнении упражнений;
  • Охрана окружающей среды.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Составлена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей и ориентирована на возраст от 5 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 – 30 минут в зависимости от погодных условий и возраста занимающихся.

Ожидаемые результаты:

  •  Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
  •  Расширение адаптивных возможностей детского организма;
  •  Повышение показателей физического развития детей;
  •  Расширение спектра двигательных умений и навыков;
  •  Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;
  • Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
  •  Формирование нравственно-волевых качеств.

Работа с родителями.

        Одна из основных условий успешного обучения детей спортивному ориентированию на лыжах является тесная взаимосвязь инструктора и родителей. Систематизированная планомерная работа с родителями предполагает следующие формы:

  • выступления на общих и групповых родительских собраниях;
  • демонстрация фотоматериалы;
  • оформление папок-передвижек с консультационным материалом по спортивному ориентированию на лыжах;
  • открытые занятия.

Структура программы

Данная программа рассчитана на год обучения и составлена для детей от 5 до 7 лет. Программа направлена на формирование здоровой, всесторонне образованной  и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием на лыжах.

Регулярные занятия снимают нервно-психическое напряжение, улучшают эмоциональный фон, доставляя радость детям, повышают энергетический потенциал для интеллектуального развития и занятий, требующих повышенного внимания и усидчивости.

Занятия  спортивным ориентированием на лыжах в детском возрасте выступает как необходимое условие формирования основных структур и функций организма. В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды.

Проводятся занятия групповым методом один раз в неделю. На занятиях используются следующие приёмы: беседы, разъяснения, поощрения, показ, упражнения.

Форма занятия — урок, построенный на основе распределения физической нагрузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть урока, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения.

1-й год обучения – вторая младшая группа (занятие по 15 минут)

2-й год обучения –  средняя группа (занятие по 20 минут)

3-й год обучения – старшая группа (занятие по 25 минут)

4-й год обучения – подготовительная к школе группа (занятие по 30 минут).

Занятия проводятся с 1 ноября текущего года по 31 марта следующего года.

Урок состоит из 3-х частей:

1) подготовительной;

2) основной;

3) заключительной.

Первая часть урока является вводной  ступенью к предстоящей  основной  задаче —  подготовка организма к специальным  упражнениям основной части. Дети выполняют 1-2 упражнения на внимание. Используются упражнения на укрепление мышечного корсета, расслабление, растягивание мышц. В этой части занятия нужно стремиться развить у детей более  свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитание правильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей. Продолжительность данной части урока 5-10 минут.

В основной части урока используются физические упражнения, направленные  на формирование специальных двигательных умений и навыков и физических  качеств в лыжной подготовке. Развивать пространственное ориентирование и координацию движений. Обязательно включает в себя разучивание новых  специальных упражнений. У детей повышается настроение, активность, бодрость, усиливается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мыслительной деятельности. Продолжительность составляет 12-22 минуты.

В заключительную часть урока вводятся  игры на формирование мышление и логики. А также те игры, которые закрепляют и совершенствуют специальные упражнения по лыжной подготовке и на внимание. Преследуется цель снижения физической нагрузки на сердечно - сосудистую  систему, нервно-мышечный и дыхательный аппараты. Поэтому подбираются более спокойные игры. Дыхательные упражнения в данной части урока обязательны. Продолжительность данной части урока 3-5 минут.

Во время занятия необходимо избегать утомительного однообразия и заботиться об эмоциональной насыщенности.  В зависимости от погодных условий занятия проводятся как на свежем воздухе, так и в спортивном зале.   Для проведения урока большое дисциплинирующее значение имеет атмосфера: авторитет и внешний вид преподавателя, его умение держаться. Благоприятная обстановка привлекает внимание детей, побуждает заниматься регулярно.

Принципы обучения:

  • научность
  • наглядность
  • систематичность
  • сознательность
  • активность
  • прочность обучения
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку.


Учебно – тематический план

Год

обучения

Цели и задачи

Содержание занятий

1 год

обучения

Ознакомление с лыжным спортом. Понимание и ориентирование карты.

1. Ознакомить детей с историей спортивного ориентирования на лыжах.

2. Рассказать о пользе занятий физическими упражнениями на лыжах и ориентирования на местности.

3. Сформировать правила безопасного поведения на занятиях и обращения с лыжным инвентарем.

4.Развивать равновесие, ловкость, выносливость, мышление, внимание,

5.Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы.

1. Ходьба: Стайкой, парами в стайке; врассыпную (После 2лет 6 месяцев); чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой; в колонне по одному, в колонне парами, на носках; с высоким подниманием колена, «змейкой», по кругу, взявшись за руки; с ускорением и замедлением, по шнуру, широким и мелким шагом, перешагивание через препятствие, с дополнительными заданиями, со сменой направления по сигналу, приставным шагом вперед; по профилактической дорожке.

2. Бег: Стайкой, парами в стайке, чередование бега врассыпную с бегом в обусловленное место; в колонне по одному в медленном темпе 30-40 сек непрерывно. С ускорением и замедлением; в колонне парами; чередование бега парами в колонне с бегом врассыпную; по кругу, взявшись за руки; с остановкой по сигналу; со сменой направления по сигналу; по извилистой дорожке, с высоким подниманием бедра, со сменой темпа по сигналу, с дополнительным заданием;

3. ОРУ: 

а) для кистей рук, развитие и укрепления мышц плечевого пояса  (одновременные; однонаправленные вперед-назад, вверх, в стороны; махи вперед, назад, перед собой, над головой; сжимание-разжимание пальцев); Хлопать руками перед собой.

б) Для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Приседания, подскоки на месте, выставлять ногу вперед на пяточку. Шевелить пальцами ног сидя.

г) Для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Наклон вперед, влево, вправо; повороты влево, вправо (с передачей предмета рядом стоящему, сидящему).Поднимать и опускать ноги лёжа на спине. Сгибать ноги по очереди сидя на полу.

4. ОВД:

а) равновесие: ходьба по извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 4 м); ходьба с перешагиванием через предметы и через рейки лестницы; ходьба из обруча в обруч; по гимнастической скамейке с дополнительным заданием; ходьба по скамейке на высоких четвереньках; влезание на скамейку с дополнительным заданием; ходьба по шнуру;

б) прыжки: на всей ступне с подниманием на носки; на двух ногах на месте; с поворотом вокруг себя; с продвижением вперед; вверх на месте с целью достать предмет; спрыгивание с высоты (20 см) и в нарисованный круг; в длину с места через линии; со сменой положения ног; через предметы высотой 5–10 см; прямой галоп; в высоту с места через шнур (высота 5 см);

в) ползание, лазание: ползание на средних четвереньках по прямой и извилистой дорожке; ползание за катящимся предметом; ползание по доске и по скамейке на средних четвереньках; подлезание под дугу; произвольным способом и в обруч; подтягивание на скамейке на животе. Лазанье по лестнице- стремянке произвольным способом.

II. Игры:

а) С ходьбой и бегом: «Догони скорее мяч», «Догонялки с персонажами», «Лохматый пес», «Беги ко мне», «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Наседка и цыплята», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «Снежинки и ветер», «Лошадки», «Воробышки и кот»,», «Котята и щенята», «Поезд», «Кот и мыши», «Берегись заморожу», «Солнышко и дождик», «Огуречик, огуречик…», «Поймай комара», «Ловкий шофер»

б) С подпрыгиванием: «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке»

в) На ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди свой цвет», «Найди свой домик», «Где спрятался мышонок?». «Найдем лягушонка»

г) Малоподвижные игры: «Найдем птичку». «Найдем жучка». «Машины поехали в гараж». «Где спрятался мышонок?». «Найдем лягушонка».

2 год

обучения

Ознакомить правилам обращения с лыжным инвентарем, понимание карты и ориентирование по ней.

1. Учить находить свои лыжи в стойке, переносить их к месту занятия, надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах.

2. Помочь детям освоить новое для них чувство – отягощение ног лыжами.

3. Формировать умение ходьбы на лыжах.

4. Ориентирование вдоль отдельной тропинки.

5 Изучение основных условных знаков по ориентированию.

6. Воспитывать смелость, решительность.

7. Развивать мышление, логику, внимание.

1. Ходьба: чередование обычной ходьбы с ходьбой с закрытыми глазами; со сменой направления; приставным шагом вперед и назад в шеренге и по кругу; ходьба с выполнением дополнительных заданий; со сменой ведущего; ходьба в чередовании с бегом, прыжками на месте и с продвижением вперед; с преодолением препятствий, с остановкой на зрительный и звуковой сигнал, «змейкой», с поворотом кругом; чередование ходьбы в парах с ходьбой врассыпную; спиной вперед; в чередовании с ползанием.

2. Бег: на месте с переходом в движение и наоборот; с изменением темпа движения; «цепочкой»; со сменой направления по звуковому сигналу; врассыпную; с высоким подниманием бедра; мелким и широким шагом; с остановкой по сигналу; со сменой ведущего; в парах; в чередовании с ходьбой и прыжками на месте и с продвижением вперед; с преодолением препятствий; «змейкой»; в медленном темпе (до 2 мин); со средней скоростью 40–60 м; челночный бег (3x5 м); на скорость.

3. ОРУ:

а) для рук (однонаправленные и поочередные вверх-вниз, смена рук, махи рук вперед-назад и перед собой, вращения одновременные двумя руками вперед-назад, сжимание-разжимание пальцев, вращение кистей рук);

б) для ног (приседания, подскоки на месте);

в) для туловища (повороты, наклоны вправо, влево, вперед).

4. ОВД:

а) равновесие: ходьба по извилистой дорожке с перешагиванием через предметы; ходьба по шнуру; по доске с мешочком на голове; по гимнастической скамейке с предметами; ходьба по наклонному бревну с дополнительными заданиями;

б) прыжки: на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя и со сменой положения ног; через линии; на одной ноге поочередно; прямой галоп; прыжки из глубокого приседа; вверх и в движении; прыжки вверх с места и с разбега с касанием предмета; прыжки с мячом, зажатым между ног; на одной ножке; прыжки с высоты в обруч и в высоту с места; прыжки через короткую скакалку; в длину с места в прыжковую яму;

II. Игры: «Найди и промолчи», «Пастух и стадо», «Бездомный заяц», «Такси», «Нам не страшен серый волк», «Зайка серый умывается», «Прятки», «Мяч через сетку», «Мы – веселые ребята», «Берег - море», «Четыре стихии», «Кто скорее к лыжам», «Снег, ветер, вьюга».

III. Специальные упражнения: хождение на лыжах ступающим шагом, повороты на месте переступанием.

Игры на лыжах: «Пружинка», «Иди ко мне», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Ножка к ножке» «Веер», «Попробуй догони», «Под воротца».

Игры на внимание: 1)Запомните за 5-10 сек. (Приложение рис. 1);

                       2) Отыщите числа по порядку от 1 до 50 (Приложение рис. 2);

3 год

обучения

Закреплять умение ходить на лыжах ступающим шагом,  формировать навык скользящего шага, безшажного хода.

Способствовать обучению в прохождении отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.

1. Закрепить скользящий шаг, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлинением шага и согласовании движения рук и ног.

2. Закрепить навыки поворота переступанием на лыжах и ориентировка в пространстве.

3.Формировать и закрепить навык скользящего шага, безшажного хода.

4.Развивать умение передвигаться в определенном направлении, не мешая друг другу.

5. Способствовать обучению в прохождении отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.

6.Учить выбирать простой путь по карте.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

1. Ходьба: в полуприседе; с перекатом на носок; с задержкой на носке («петушиный шаг»); с заданиями (с различными положениями рук); с закрытыми глазами; через предметы; по наклонной доске; поочередное выбрасывание ноги вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием; шаг на всей ступне на месте; с продвижением вперед и в кружении; полуприседание с выставлением ноги на пятку.

2. Бег: на носках; с высоким подниманием колен; через и между предметами; со сменой темпа; бег в медленном темпе по пересеченной местности; бег в быстром темпе ; челночный бег 3x10 м в медленном темпе

3. ОРУ:

а) для рук (однонаправленные и попеременные, однонаправленные и разнонаправленные, махи и вращения, подъем рук вперед-вверх со сцепленными в замок пальцами, сжимание-разжимание, вращение кистей рук .

б) для ног: приседания – до 40 раз; махи вперед-назад, держась за опору; выпады вперед, в сторону с движениями рук вперед, в стороны, вверх; подскоки на месте; упражнения с отягощающими предметами – мешочки, гантели, набивные мячи 1 кг);

в) для туловища  (повороты, наклоны; вращения).

4.ОВД:

а) прыжки: на месте (ноги скрестно- ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге; прыжки через 5–6 предметов на двух ногах; впрыгивание на предметы высотой до 20 см; подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15–20 см выше поднятой руки; прыжки в длину с места 80–90 см; в высоту 30–40 см; с разбега 6–8 м; в длину на 130–150 см с разбега 8 м; прыжки в глубину высотой 30–40 см в указанное место; прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад);

II.        Игры: «Веселое соревнование – кто скорее до флажка», «Удочка», «Стой», «Коршун и наседка», «Ловишка с приседанием», «Встречные перебежки»; «Мороз, Красный нос», «Пустое место», «С кочки на кочку»,

III. Специальные упражнения: ходьба на лыжах по пересеченной местности ступающим шагом, скользящим шагом, безшажным  ходом, повороты на месте влево, вправо.

Игры на лыжах: «Прыгаем вместе» (стоя на месте, подпрыгнуть на лыжах, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую).

Подвижные игры на лыжах: «Кто дальше?», «Под воротца», «Кто быстрее повернется?», «Кто быстрее добежит до флажка?», «У кого будет меньше шагов», «Лыжные дуэты», «Веер», «Накаты».

Специальные игры на ориентирование: 

1) перенесите КП с одной карты на другую;

2) сложите карту (наклейте на кубики участки карты; подбирая соответствующие участки, сложите карту);

3) напишите топографический диктант;

4) нарисуйте по памяти участки карты после изучения ее в течение 3, 2, 1 мин.;

5) составьте карту из кусочков (на время).

4 год

обучения

Совершенствовать навыка  техники скользящего шага,  безшажного хода. Формировать навыки техники спуска и подъема. Способствовать обучению в прохождении отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.

1. Совершенствовать технику скользящего шага, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлинением шага и согласовании движения рук и ног.

2. Предупредить и устранить ошибки в технике бесшажного хода.

3.Совершенствовать технику поворота переступанием на лыжах и ориентировка в пространстве.

4. Формировать и закрепить навык техники подъема «елочкой», «лесенкой».

5. Формировать и закрепить навык техники спуска в средней стойке и торможение «плугом».

5. Способствовать обучению в прохождении отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.

6. Формировать устойчивый интерес к занятиям на свежем воздухе, обеспечивать эмоциональное благополучие при выполнении упражнений.

7. Развивать пространственное ориентирование и координацию движений, логику и мышление.

1. Ходьба: в полуприседе; с перекатом на носок; с задержкой на носке («петушиный шаг»); с заданиями (с различными положениями рук); с закрытыми глазами; через предметы; по наклонной доске; поочередное выбрасывание ноги вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием; шаг на всей ступне на месте; с продвижением вперед и в кружении; полуприседание с выставлением ноги на пятку.

2. Бег: на носках; с высоким подниманием колен; через и между предметами; со сменой темпа; бег в медленном темпе по пересеченной местности; бег в быстром темпе ; челночный бег 3x10 м в медленном темпе

3. ОРУ:

а) для рук (однонаправленные и попеременные, однонаправленные и разнонаправленные, махи и вращения, подъем рук вперед-вверх со сцепленными в замок пальцами, сжимание-разжимание, вращение кистей рук .

б) для ног: приседания – до 40 раз; махи вперед-назад, держась за опору; выпады вперед, в сторону с движениями рук вперед, в стороны, вверх; подскоки на месте; упражнения с отягощающими предметами – мешочки, гантели, набивные мячи 1 кг);

в) для туловища  (повороты, наклоны; вращения).

4.ОВД:

а) прыжки: на месте (ноги скрестно- ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге; прыжки через 5–6 предметов на двух ногах; впрыгивание на предметы высотой до 20 см; подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15–20 см выше поднятой руки; прыжки в длину с места 80–90 см; в высоту 30–40 см; с разбега 6–8 м; в длину на 130–150 см с разбега 8 м; прыжки в глубину высотой 30–40 см в указанное место; прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад);

II.        Игры: «Веселое соревнование – кто скорее до флажка», «Удочка», «Стой», «Коршун и наседка», «Ловишка с приседанием», «Встречные перебежки»; «Мороз, Красный нос», «Пустое место», «С кочки на кочку»,

«Воробьи-вороны», «Четыре стихии».

III. Специальные упражнения: ходьба на лыжах скользящим шагом, бесшажным ходом, повороты переступанием, подъем на гору «лесенкой», «елочкой», спуск с горы в средней стойке, торможение «плугом».

Игры на лыжах: «На одной лыже», «Лыжная упряжка», «Кто дальше?», «Под воротца», «Кто быстрее повернется?», «Кто быстрее добежит до флажка?», «У кого будет меньше шагов», «Лыжные дуэты», «Накаты», «Квинтет», «Спуск сгоры».

Эстафеты на лыжах :

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.

2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.

3. "Проскользни дальше"

4. "Гонка за флажками"

Игры на ориентирование

"Капитаны ищут путь", "Карты капитана Флинта".


Приложения


Приложение 1

В технике чтения карты важную роль играет память. Смысл использования памяти состоит в том, чтобы увиденное на карте можно было анализировать на ходу. Существует много упражнений и заданий для тренировки памяти и работы с картой. Например:

1) запомните за 5-10 сек. (рис. 1);

2) отыщите числа по порядку от 1 до 50 (рис. 2);

3) перенесите КП с одной карты на другую;

4) сложите карту (наклейте на кубики участки карты; подбирая соответствующие участки, сложите карту);

5) напишите топографический диктант;

6) прочтите карту по линии магнитного меридиана с юга на север;

7) изготовьте макет местности по данной карте;

8) нарисуйте по памяти участки карты после изучения ее в течение 3, 2, 1 мин.;

9) составьте карту из кусочков (на время).

Упражнение Запомните за 5-10 сек.
Рис 1. Упражнение "Запомните за 5-10 сек."

Рис. 2. Упражнение "Отыщите числа по порядку от 1 до 50"Упражнение Отыщите числа по порядку от 1 до 50

Игры по ориентированию.

Игра проводится на открытом воздухе на достаточно обширной территории, прилегающей к школе. Игра начинается с построения и линейки, на которой перед учащимися ставятся цели и задачи, объясняются правила игры. Происходит жеребьевка, на которой капитанам команд предлагается выбрать конверт с заданиями (каждый конверт имеет условное цветовое обозначение, содержит информацию о направлении движения к следующему этапу в виде творческих вопросов и заданий) 

1 этап "Капитаны ищут путь"

Задача: Прохождение заданного маршрута за фиксированное время.

На местности расположены этапы-станции, на которых команды выполняют различные задания. Задания даются различной направленности, раскрывающие как творческие способности детей, так и их физические и интеллектуальные качества. Куратор команды сверяет правильность движения по маршруту по карте-схеме. Команды проходят последовательно 5 КП (контрольные пункты). За их передвижением следят судьи, оценивают работу, назначая дополнительные и штрафные очки. На каждом КП команда находится не более 5 минут. По истечению 5 минут даётся сигнал и команда должна, воспользовавшись подсказкой отправиться дальше, получив при этом штрафное очко.

На последнем КП ребята должны отыскать клад. После чего фиксируется время пройденного маршрута. Судьи подсчитывают набранные очки, результат вывешивается на информационном табло.

2этап "Карты капитана Флинта"

Задача: Составление плана местности, пройденного маршрута.

Ребятам предлагается, пользуясь условными знаками и информацией полученной во время движения, нарисовать план местности пройденного пути, обозначив контрольные пункты (КП).

Судьи оценивают быстроту, правильность, аккуратность выполненной работы. Результаты вывешиваются на информационном табло. Результаты 2 этапов суммируются. Определяется место команды в игре.


Приложение 2

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЛЫЖАХ.

Ходьба на лыжах совершается по равнине и пересеченной местности при переменных условиях скольжения, нередко по неровной сильно раскатанной лыжне. В связи с этим возникает необходимость не только владеть всеми способами передвижения на лыжах, но и обладать способностью молниеносно, решать двигательные задачи.

Решению этих задач способствуют целенаправленные упражнения и целый ряд подвижных игр, проводимых как в условиях летней площадки, зала, так и на лыжах:

1. Для изучения с начинающими поворотов на месте при движении;

2. Для изучения и совершенствования техники лыжных ходов ( на равнине, пересеченной местности);

3. Для закрепления и совершенствования техники спусков с горы и подъемов на гору;

4. Для воспитания умения ориентироваться на местности, чувства времени, умения распределить силы.

Проведение игры в зимних условиях предъявляет дополнительные требования, касающиеся четкой организации занятий. Это связано с контролером за состоянием инвентаря, одежды, предварительным выбором и подготовкой места для игры.        

«Воротца»

Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. На дистанции 20–30 м установлены "воротца" (лыжные палки, связанные вверху).

По сигналу первый участник должен пробежать в "воротца", добежать до конечной остановки и вернуться обратно в команду.

«Лыжный городок»

Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.

«Воротца»

Команды выстраиваются в колонны или во встречные колонны. На дистанции 30–40 м устанавливаются "воротца" – лыжные палки, воткнутые в снег по две, верхние концы их соединяют.

Задача: пробежать в "воротца", не зацепив их. Пробегать можно по одному и оставаться в противоположной колонне. Вариант. Пробегать через "воротца" всем вместе – потоком туда и обратно. Возвращаться сбоку ворот.

Конкурсы - эстафеты

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.

2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.

3. "Проскользи дальше" – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.

4. "Перетягушки" – на снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.

Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.

5. "Гонка за флажками" – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.

«На одной лыже»

Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает команда, которая быстрее поменялась местами.

«Лыжная упряжка»

Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и обратно.

Накаты

Скольжение на лыжах без палок — один из разделов обучения мастерству лыжной техники.

КОЛИЧЕСТВО ИГРАЮЩИХ. 2-3 команды по 5—10 человек.        

ИГРОВОЕ ПОЛЕ. Для каждой команды нужно проложить отдельную лыжню метров на пятьдесят — сто и отметить линию старта.        

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Раздать всем играющим флажки вместо лыжных палок. У одной команды зеленые, у другой красные, у третьей — синие.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Каждый участник по сигналу начинает скольжение с любой ноги -до десяти шагов. На десятом шаге у того места, где остановилась лыжа, он втыкает в снег флажок своей команды. Если следующий участник проскользил дальше первого флажка ставит свой, если не доехал, то возвращается к своей команде. Выигрывает команда, у которой будет дальше поставлен флажок.

Веер

Лыжникам приходится делать самые различные повороты. Новички же первым делом должны обладать самым простым и доступным из них — переступанием, или, как когда-то он назывался, — «веером».

КОЛИЧЕСТВО ИГРАЮЩИХ. Две команды по 10-12 человек на расстоянии 3—4 м друг от друга.

СМЫСЛ ИГРЫ. Выполняя повороты и передвижение на лыжах, быстро возвратиться на линию старта.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Все участники стоят спиной или боком к финишу (зависит от подготовленности) и команды выполняют поворот переступанием, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Причем заранее оговаривают, какой поворот нужно делать — ла 90, 180 или 360. Все зависит от того, как расположились участники на старте. Если под углом к финишу, — то на 90 град., если спиной, — на 180 град., если же лицом к финишу, — на 360 град. Судьи (кто-нибудь из ребят) выставляют оценки в зависимости от качества поворота от 1 до 5 баллов. Кроме того дополнительный балл ставят за то, насколько быстро игрок возвратился на линию старта.

Квинтет

КОЛИЧЕСТВО ИГРАЮЩИХ. 4-5 человек.

ДИСТАНЦИЯ. 300-500 м.

СМЫСЛ ИГРЫ. Проходя количество кругов, равное числу участников игры, ни разу не быть последним при пересечений линии промежуточного финиша.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ .Одновременно стартуют все играющие. Линия старта, как правило, является одновременно и линией финиша. Начав страт, участники игры сразу же стараются обойти друг друга: тот, кто пересекает линию финиша последним, выбывает из игры. И так, если первый круг идет квинтет, то второй — квартет, третий — трио, Четвертый — дуэт. Последний, пятый круг — это фактически круг почета. Его проходит тот, кто сумел обогнать своих соперников.

ВАРИАНТ ИГРЫ. Условия те же, но из состязания, после каждого круга выбывает победитель этапа.

Спуск с горы

КОЛИЧЕСТВО ИГРАЮЩИХ. 2—4 команды по 3-7 человек.

ИГРОВОЕ ПОЛЕ. Открытый, ровный, длинный спуск.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Все занимающиеся прокладывают несколько параллельные лыжней, по числу участвующих команд, выстраиваются на горе и спускаются вниз, преодолевая препятствия и выполняя разные задания или упражнения:

1. Спуск со сгибанием ног в коленях. Лыжники спускаются с горы, приседая и выпрямляясь. Палки надо держать за середину. Каждый следующий спортсмен начинает спуск после того, как предыдущий его закончил.

2.Спуск с расставлением и собиранием предметов.

Вариант 1. При спуске первый лыжник втыкает в снег (по возможности дальше от лыж) флажки, веточки или кладет варежки. Второй спортсмен собирает все предметы и, поднявшись на гору, передает их следующему партнеру.

Вариант 2. До начала спуска на правой или левой стороне лыжни расставляют флажки, веточки. Первый лыжник, спускаясь с горы, должен наклониться, взять предмет и переложить его на другую сторону лыжи. Второй лыжник перекладывает предмет обратно и. т. д.

3. Спуск с подниманием ноги. На трассе спуска через 10 — 15 м. то на правой, то на левой лыжне втыкаются невысокие веночки. Подъезжая к веточке должен поднять ногу, что бы не задеть веточку.

Литература.

  1. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и для объединений дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование» под редакцией Ю.С. Константинова – М.: Советский спорт, 2005. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации.
  2. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. – М.: ФСО РФ, 1997.
  3. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
  5. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  6. Пензулаева Л.И.  [Текст] Физкультурные занятия в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 108с.
  7. 18. Рунова М. [Текст] Обучение детей ходьбе на лыжах//Дошкольное воспитание. Журнал. – 2003. - №2. – С.27-33
  8. Бондарева Л., Дитятев О. [Рисунок] Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах: Методическое пособие. – Барнаул, 2004. – 77с.
  9. Глазырина Л.Д. [Текст] Физическая культура дошкольника:  Пособие для педагогов дошк. учрежд. – М.: Изд-во Владос – Пресс, 2004. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фото-слайды физкультурного занятия по спортивному ориентированию

построение команд,объяснение заданий,родители не отстают,в поисках залиски,отгадывание слов,победители...

фото-слайды физкультурного занятия по спортивному ориентированию

построение детей,объяснение задания; марш-бросок к КП...

Спортивное ориентирование Тесты

Тесты для проверки знаний по программе Спортивное Ориентирование....

Спортивное ориентирование

В презентации изложены основные моменты обучения детей в детском саду спортивному ориентированию. Приложены схемы  и фотографии....

Спортивное ориентирование «Азимут -2015»

Спортивное ориентирование «Азимут -2015». Это мероприятие проводилось в первый раз.   Более 80 человек включились в азартную игру. Особенно приятно, что участвуют в соревнованиях  дети,...

Спортивное ориентирование как средство повышения психологической устойчивости к физическим нагрузкам детей старшего дошкольного возраста

Спортивное ориентирование как средство повышения психологической устойчивости к физическим нагрузкам детей старшего дошкольного возраста...

Спортивное развлечение "Спортивное ориентирование в доу"

Мероприятие "Спортивное ориентирование в доу" разработано с целью знакомства с основными элементами замечательного вида спорта - спортивного ориентирования. Дети учатся по карте искать главный клад дл...