«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» (о русских народных играх).
методическая разработка по физкультуре на тему

Зверкова Наталья Анатольевна

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма.

Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, «оживить» этот процесс, обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников стали использовать в своей работе фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад № 5 «Теремок»

142190, Россия.г. Москва, г.Троицк, ул. Лесная, д2, т. 51-50-52;т/ф: 8(496) 51-34-498(496) 51-34-49. &rafl:5teremokf«)rambler.ru

Выступление на педагогическом совете

«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» (о русских народных играх).

инструктор по физической культуре Зверкова Н.А.

25.03.2015г.

На современном этапе одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека, а двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

Исследования последних лет говорят о том, «что существующий двигательный режим в ДОУ лишь на 50-60% может реализовать естественную потребность детей в движениях. Для достижения высокого уровня двигательной активности каждого ребенка в течение дня, необходимо, чтобы более 70% ее было реализовано в организованных формах работы по физическому воспитанию детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги и т.д.»

Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, «оживить» этот процесс, обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников стали использовать в своей работе фольклор.

Достичь его поможет фольклор-потешки, заклички, загадки, сказки, а также различные народные игры: игры-забавы, подвижные игры, хороводные игры.

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

Развитие двигательной активности дошкольников проходит через все формы физического воспитания, поэтому вначале были составлены картотеки комплексов утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после сна с использованием фольклора; сделан подбор интересных считалок, доступных для детей старшего дошкольного возраста по своему изложению и содержанию; составлены картотеки русских народных подвижных и хороводных игр; оформлена фонотека: музыкальные композиции на различные виды движений, голоса и шумы природы ( лес, море, река, голоса домашних животных, стихи и потешки о них), русские народные мелодии для хороводных игр, чтобы физкультурные занятия были эмоционально привлекательны для детей. Разнообразные пособия: платочки, ленты, «снежки», набивные мешочки, картонные многофункциональные модули разного цвета, формы, размера, маски-шапочки персонажей русских народных сказок, нетрадиционное оборудование к занятиям и подвижным играм.

Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей.

Учитывая это главное условие, необходимо в начале работы провести диагностику двигательных умений у детей; экспресс-опрос по выявлению знаний детьми потешек, считалок, игр; умение и желание отгадывать загадки.

Исходя из результатов диагностики были выделены следующие задачи:

поддерживать интерес к физической культуре посредством русских народных традиций, использовать фольклор, как эмоционально-образное средство влияния на детей;

- сочетать фольклор с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и способностей в измененной обстановке;

  • активизировать двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность детей посредством фольклора;
  • способствовать приобщению детей к культурным традициям русского народа, обеспечивающим в полной мере полноценное физическое, умственное и эстетическое развитие дошкольников.

Для решения поставленных задач был разработан план работы с детьми на год. Он составлен таким образом, чтобы каждый вид двигательной деятельности отвечал поставленным задачам. В него включены направления наиболее важные в развитии двигательной активности.

-Физкультурные занятия с использованием фольклора: сюжетные ( «Гуси-лебеди», «Ах, ты репка, крепкая», «Колобок»), двигательно-творческие («В гости к солнышку», «В гостях у лесных жителей», «Смоляной бычок»), музыкально-ритмические, игровые ( «Путешествие по сказкам», «Пляшут наши малыши», «Солнечные зайчики»).

-Досуги построенные на фольклоре ( «В гостях у Мухомора», «Поиграем от души», «Зимние забавы», «Котята» и другие).

-Утреннюю гимнастику с включением фольклора. -Оздоровительную гимнастику после сна в сочетании с фольклором. " -Русские народные подвижные и хороводные игры.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на этих занятиях очень разнообразны.

У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности.

Польза от совершенных детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Поэтому в начала фольклорные произведения в занятия стали включать в форме миниатюр: небольшие потешки, считалки, загадки, сказки. Их роль невозможно переоценить. Вслушиваясь в текст потешки, считалки, их ритм, дети непроизвольно представляют образ персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Этот представленный образ помогает качественно выполнить основные движения, многократно повторить их.

Физические упражнения в сочетании с фольклором располагаются на занятии в определенном порядке, учитывая физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Физкультурные занятия строятся таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи. Для этого используются русские народные сказки, хорошо знакомые детям, в форме двигательного рассказа.

«Сказки, как писал К.Д.Ушинский, - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

Яркие образы героев сказки лучше запоминаются и передаются в движении. Для развития двигательных умений и навыков, для закрепления О.В.Д. (подлезание, пролезание в обруч, прыжки в высоту с места; прокатывание

ограниченной площади опоры и т.д.) все занятия строятся в форме двигательного рассказа на сказках: «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Смоляной бычок».

Эти сказки хорошо знакомы детям, они с большим удовольствием «пересказывают» их, ярко и образно выполняя движения, получая при этом эмоциональное и двигательное удовлетворение, соответствующую их возрасту физическую нагрузку, а педагог поставленных задач и целей занятия по обучению детей двигательным навыкам.

Игровые физкультурные занятия строятся на основе русских народных подвижных игр. Для решения задач каждой части занятия подбирались игры и игровые упражнения с соответствующими движениями, и уже знакомые детям. Такое занятие проводилось как итоговое, в форме досуга.

Русские народные подвижные и хороводные игры использовались и для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений.

С новыми народными играми детей знакомили до занятия; на прогулках, в свободное от занятий время по подгруппам. Рассказывали им о ее названии, правилах, содержании. При этом подчеркивалось смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. (В игре «Баба Яга» - быстро допрыгать до «домика»; скамейка, куб; подняться на него чтобы Баба Яга не успела схватить убегающего).

Разучивали рифмованный текст, который раскрывает содержание игры и служит в ней сигналом к действию. Как один из приемов организации подвижной игры использовали заклинки к играм. Услышав слова знакомого зачина, дети строятся в круг и игра продолжается, при этом не растрачивается время занятия впустую, это помогает повысить моторную плотность занятия.

Во время прогулок знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет. Учили детей распределять ведущие роли в игре с помощью считалок.

Считалки - короткие рифмованные стихи, доставляют детям радость, способствуют активизации двигательной активности и помогают развивать воображение, активизируют мыслительную деятельность. Помогают в воспитании выдержки, внимания, чувства товарищества. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.

- «Пчелы в поле полетели, зажжужали, загудели. Сели пчелы на цветы,

Мы играем - водишь ты!» «Раз у нашего Степана, караулил кот сметану, Кот сидит - сметаны нет. Помогите-ка Степану, Поищите с ним сметану!

Полученные на занятиях знания, дети активно используют в повседневной жизни, играют в различные игры, хороводные, в форме двигательного рассказа показывают сказки в театрализованном уголке группы, читая вслух потешку - воспроизводят ее вместе с движениями.

Помимо занятий с использованием фольклора, русских народных подвижных и хороводных игр, включали фольклор в активный отдых детей: физкультурные досуги, праздники, в физкультурно - оздоровительную работу. В утреннюю гимнастику включали различные музыкально - ритмические композиции: «Веселые путешественники», «Ки-ко-ко - птичий двор», комплексы упражнений, построенные на загадках - «где мы были не скажем, а покажем», на потешках - «потешки для малышей», на закличках - «дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей».

Дети с удовольствием выполняют оздоровительную гимнастику после сна, особенно когда она проходит под народную музыку, с использованием потешек, считалок, создающую радостный настрой.

Фольклорные произведения также включались в комплекс пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры, в динамические паузы, в различные режимные моменты.

В середине учебного года была проведена сравнительная диагностика физического развития детей, которая выявила, что уровень освоения двигательных навыков составил более 50%.

Анализируя данные диагностики можно сделать выводы. Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. В игровом образе концентрируются наиболее существенные стороны движения, с использованием фольклора, как эмоционально - образного средства влияния на детей, поддерживается интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Под воздействием фольклорных физкультурных занятий, и других форм работы с детьми с включением фольклора, происходят существенные изменения в физическом развитии детей. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. В известной степени у детей развиваются самостоятельность, настойчивость, двигательные умения и навыки. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы. Можно также отметить, что использование фольклора в развитии двигательной активности, оказало положительное влияние на общее и речевое развитие детей, способствует развитию личности ребенка, его интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: ...

"Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

В статье говорится о том, что такое фольклор, как он влияет на нравственное воспитание детей, где и как его используют в двигательной деятельности детей....

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей

laquo;Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зав...

Доклад " Использование фольклора в развитии двигательной активности детей."

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей....

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей младшего возраста

И фольклор, и подвижная игра могут быть использованы воспитателем в разные моменты педагогического процесса: как в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, самостоятельная...