Повышение двигательной активности детей на прогулке
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Попова Марианна Алексеевна

Потребность в движении -  одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtenie_da.docx54.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РС(Я)

Нюрбинское улусное управление образованием

Повышение двигательной активности

 детей на прогулке

Ноговицына Марианна Алексеевна

Воспитатель МДОУ ЦРР – д/с “Биһик”, с.Антоновка

Категория II, стаж педагогической работы 2 года

Образование среднее специальное ЯПК

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3

Глава I Научно-методологическое обоснование.

1.1 Основные  принципы организации двигательной деятельности  детей на прогулке...........................................................5

Глава II Практическая часть

  1.  Прогулка как форма работы в детском саду.........................7
  2. Двигательная активность на прогулке..................................10
  3. Планирование прогулки...........................................................13
  4. Подход к детям с разным уровнем  двигательной активности на прогулке…........................................................15
  5. Особенности зимней прогулки……………………………….17

Заключение...............................................................................................18

Использованная литература…..……………………………………...19

Приложение

  1. Конспекты прогулок
  2. Перспективный план прогулок
  3. Конспекты развлечений, праздников
  4. Паспорт здоровья детей
  5. Уровни двигательной активности

Введение

В концепции дошкольного образования Республики Саха (Я) актуальной задачей психофизического развития выдвигается совершенствование двигательной, эмоциональной сфер на основе формирования у детей потребностей в движении и привитии навыков здорового образа жизни.

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.

Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем, это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Полное удовлетворение двигательной активности особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируется все основные системы и функции организма. Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движение наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.

Физкультура вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение. Поэтому достаточная двигательная активность – необходимое условие гармонического развития личности.

Для формирования двигательной активности детей в режиме дня, развития физических качеств, важную роль играет спортивное оборудование на участке детского сада. Чем увлекательнее в двигательном планировании организована прогулка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Однако Педагоги Детской Образовательной Учреждении незаслуженно уделяют мало внимания организации двигательной активности на прогулке. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной двигательной деятельности. Именно через такие формы работы можно добиться наилучших результатов.

Цель: повышение двиг.акт. детей на прогулке с использованием оборудования участка детского сада.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования оборудования участка детского сада на прогулке.
  2. Разработать тематику и содержание прогулок детей старшего дошкольного возраста с использованием оборудования участка детского сада
  3. Составить методические рекомендации к организации тематических прогулок с использованием оборудования участка детского сада.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Методологическая основа:

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.А.Ананьевой, А.И.Баркан, Л.А.Венгер, А.М.Доронина, Т.Н.Дороновой и др., В.Г.Фролова по организации и особенностям организации физкультурных занятий на воздухе с детьми дошкольного возраста, Е.Г.Леви-Гориневской, которая предлагала выделить три части физического занятия: вводную, основную, заключительную, Н.И.Колпио, Т.И.Осокиной по организации работы по физической культуре в детском саду, А.В.Кенеман по методике физического воспитания детей дошкольного возраста, где предлагается трехчастная структура занятия, состоящая из вводно-подготовительной части, основной и заключительной. По дошкольной психологии и ее взаимосвязи с двигательной сферой детей у А.В.Запорожца (развитие произвольных движений), Г.А.Урунтаевой.

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

        В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно всдушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру нало организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настоить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует полготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

        Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

        Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное занятие или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом ее начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.). При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный).

Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и и ндивидуальные способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочередно, а упражнение с мячами – фронтально, т.е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

        К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действийю на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

        В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр, игрушек и пособий.

        Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Используются такие виды двигательной активности, которые помогают детям познакомиться со свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающей действительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственную ориентировку и закрепить умение действовать совместно.  

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. ПРОГУЛКА КАК ФОРМА РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности ДА детей.

        Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста посвящена общим закономерностям, определяющим содержание и формы построения физического воспитания как педагогически организованного процесса, включенного в общую систему воспитания личности ребенка.

        В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического образования/воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

        Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспеыивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность.

Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.

Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.

При распределении игр на день, неделю, месяц и т.д. воспитатель планирует использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность, обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков.

Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня.

Важную роль в активизации двигательной деятельности игарет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соотвнтствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.

В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т.е. овладение “школой мяча”).

Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются еавыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, совершенствования психофизических и личностных качеств.

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения, которые можно проводить с ребенком 3-4 лет. Они содействуют укреплению здоровья, физическому, интеллектуальному развитию.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.

Наиболее благоприятным сезоном для прогулок является лето. Воспитатель перед пргулками и экскурсиями тщательно изучает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе – парк, сквер, сад; на даче – ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д.

Определяется дальность маршрута и место отдыха.

Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с общественными учреждениями, например дворцом детского творчество, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными площадками и т.д.

В 5-7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигательным опытом, самостоятельностью, организованностью, что позволяет проводить туристические прогулки.

Исследование, проведенное Н.И.Бочаровой по данной проблеме, раскрывает необходимость постоянных, а не эпизодических педагогических воздействий для достижения оздоровительно – воспитательного эффекта. Она рекомендует систему работы по организации круглогодичных туристических прогулок, которын предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Оыладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно вов ремя этого неформального воспитательного мероприятия.

Туристические прогулки может проводить как специалист по физической культуре, так и воспитатель. Наилучший результат достигается при усилии всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физической культуре.

2.2  ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности (ДА). Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала при проведении прогулок взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей. Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

  • Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
  • Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
  • Сформировать навыки в разных видах движений;
  • Способствовать развитию дыигательных качеств и способностей ребенка;
  • Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
  • Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации ДА детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую ДА и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

  • Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);
  • Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);
  • Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
  • Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
  • Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
  • Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения

Важным показателем эффективности прогулка является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что к этому времени дети приобретают уже достаточно большой двигательный опыт, овладевают сложными выдами движений, однако без правильного педагогического руководства они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои возможности.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх важно своевременное переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

  • Дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений сос верстниками.
  • Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛКИ

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Правильно организованная группа в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять малышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает. Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т.д.), куклы в зимней одежде, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзиночки, мячи и т.д. На веранде в специальных ящичках желательно хранить шишки, желуди, разноцветные камушки и т.д., в определенном месте – оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, венички.

Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках (например, от калитки до веранды), сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т.д.). На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям, а от них – к матрешкам и т.д. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи, кита и т.п.), с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения:

  • Бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

  1. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ

Комплексная оценка ДА детей позволяет три уровня ее развития.

Наибольший процент среди дошкольников всех возрастов составляют дети со средним уровнем ДА. Они охотно выполняют разнообразные движения (ходьба в чередовании с бегом и прыжками; бег в разных направлениях с обеганием предметов, влезание на снежный холм и спрыгивание с него, ходьба на лыжах и скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых, катание на санках). Дети со средним уровнем ДА (55%) достаточно уравновешенны, активны, подвижны и самостоятельны. Но и им не всегда удается правильно выполнить задание, так как они поглощены самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Дети с высоким уровнем ДА (17%) гиперподвижны, легковозбудимы, имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Для них характерны действия высокой интенсивности, что мешает им быть внимательными и правильно выполнять двигательные задания педагога. А их самостоятельная ДА однообразна. Дети с низким уровнем ДА (28%) малоподвижны, отличаются плохо развитой моторикой, часто болеют. Им присущи неуверенность в своих движениях, неустойчивость эмоционального тонуса. Такие дети особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрения и поддержке.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста основными задачами на прогулке являются:

  • Знакомство детей с различными вилами движений и создание вариативных условий для их систематического выполнения;
  • Закрепление умений ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в коллективных играх и игровых упражнениях;
  • Создание благоприятных условий для развития творчества детей, в том числе в движениях, и положительного эмоционального состояния.

Успешно решать эти задачи возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности под руководством педагога. С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно новый материал предлагаемый на физкультурных занятиях увязывать с играми и упражнениями на прогулках. Важно позаботиться также о соответствии игр временами года.

2.5 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКИ

зимой можно познакомить детей с играми “Зима пришла”, “Белые медведи”, “Берегись, заморожу”, “В гости к Снеговику”, “Снежная карусель”, а на участке организовать катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, ходьбу на лыжах. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной воспитателем двигательной деятельности. Ее лучше проводить двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня ДА. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой ыорме. Например, дети первой подгруппы (с высоким и средним уровнем ДА) выполняют упражнения на развитие внимания и точности выполнения движений (ходьба на лыжах по дорожке с обходом крупных предметов), а воспитатель контролирует качество их выполнения. Дети второй подгруппы (с низким уровнем ДА) выполняют задания на быстроту движений, на скорость, например “Догони саночки”, “Добеги до Снеговика”, “Быстро возьми и положи предмет”. Подвижная игра, общая для обеих групп, предлагается воспитателем с учетом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более двух-трех раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться три-пять раз в зависимости от желания детей, к которым следует предъявлять более строгие требования: добитваться четкого выполнения условий и правил игры. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети могли выполнить роль ведущего в игре. Пелагог постепенно вовлекает в игры всех детей. Содержание подвижных игр усложняется т обновляется по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры., повышает интерес детей, побуждает их к самостоятельности, творческой активности. Так, сначала в игре “Поезд” дети просто идут друг за другом, везя за собой санки, затем поднимаются на небольшую горку и на санках спускаются друг за другом, соблюдаяопределнные интервалы. Через некоторе время, когда дети освоят предлагаемые движения, педагог продолжает игру: спустившись с горы, дети гуляют по лесу, имитируя движения животных и птиц: бегают, подскакивают, приседают, лепят из снега фигурки и т.п. Например, дети пятого года жизни должны четко выполнять двигательные задания и правила игры, в том числе ориентироваться в пространстве, быстро находить свое место во время различных построений (занять определенное место в “поезде”, найти свой “домик” и т.п.).

Перед проведением игр и игровых упражнений необходимо подготовить физкультурно-игровой материал, выбрать игры с учетом возраста и сезона года, продумать ход прогулки, распределить роли. Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам ДА. Известно, что дошкольники любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то ДА детей резко снижается и интерес к играм падает. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение двух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки. Если это не нарушает хода игры, дети привыкают действовать в измененных условиях, что важно для повышения их ДА. Зима предоставляет естественные условия для организации ДА детей. На зимней площадке, покрытой снегом, можно проводить игры, включающие ранообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т.д.). снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след; ходьба широким шагом; подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега; спрыгивание в снежный сугроб с невысоких пеньков; перешагивание через снежный ком, а также метание снежков.

Большую радость доставляют детям катание на санках и ходьба на лыжах. В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разнообразные формы обучения ходьбе на лыжах, индивидуальные и подгрупповые.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводит к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности.

Прогулки способствуют развитию основных движений ребенка, в то же время закрепляют двигательные навыки и умения ходьбы на лыжах, они развивают познавательные спосбоности детей, расширяются их кругозор, воспитываются положительные качества, черты характера.

Итак, существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость глубокого изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосввязи с различными сторонами его развития.

Двигательная активность в этом возрасте является все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности.

Использованная литература

  1. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания дошкольного возраста. – М., 1985
  2. Карманов А.И. Занятия по физкультуре в старшей группе детского сада. Минск, 1980
  3. Степаненкова Э. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001
  4. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М. – Владос, 2004
  5. Шишкина В.А. Движение+движения. М. – Просвещение. 1992
  6. Рунова М.А. Движенеи день за днем. М. - Линка-пресс.2007
  7. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. М., 2000
  8. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. (Текст): Пособие для воспитателей дет/сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1986
  9. Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - №9.-1993
  10. Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. // Дошкольное воспитание.-№11.-2007
  11. Рунова М.А. Зимняя прогулка // Дошкольное образование.-№12.-2003
  12. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке // Дошкольное воспитание.-№1.-1990

Приложение

        Зимние игры и спортивные упражнения на прогулке

1     Снежные узоры. Дети стоят в шеренге на расстоянии вытянутых в стороны      рук. Воспитатель предлагает нарисовать любые узоры на площадке, используя    ходьбу, бег, прыжки.

  1. Змейка. Ходьба, бег, прыжки змейкой между спортивными снарядами и постройками.
  2. Овчарки на ученье. Воспитатель рассказывает детям о том, как дрессированные овчарки спасают людей во время пожара, ловят преступников. Предлагает поиграть. На слово “отдых” дети спокойно ходят по расчищенной площадке. По команде “Овчарки, на ученье – марш!” ходят и бегают по глубокому снегу, перешагивая и перелезая через снежные завалы, скамейки, бумы, шины и др.
  3. Кто дальше. Дети стоят в шеренгу. По команде “Метальщики, пли!” бросают снежок вдаль от правой и левой рукой, затем кидают большой снежный ком двумя руками из- заголовы ы цель,, которая обозначена флажками и кеглями.
  4. Санный поезд. Дети катают друг друга на санках по проложенному кругу, друг за другом. На зеленый цвет они двигаются, на красный стоят.
  5. Оленьи упряжки. Воспитатель повазывает иллюстрации с оленями, рассказывает, где они живут и для чего их используют люди. Затем предлагает детям поиграть. Дети делятся на две команды: седоков и оленей. Правила: олени катают седоков, передвигаясь с разной скоростью и по разному снежному покрову, стараясь не уронить их из саней. Затем дети меняются ролями.
  6. Снежный поезд. Бег змейкой друг за другом. Правила: начинать бег после слов “Внимание! Снежный поезд отправляется в путь!” Останавливаться строго на слово “стоп!”

Примерный конспект проведения летней прогулки с разным уровнем ДА в старшей группе:

Тема: “Снегопад”.

Цель: познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.

Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. “Снег! Снег! Снег!” – сообщают они воспитателю. “Правильно!” – говорит воспитатель. Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на ладошке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад! Дети повторяют “Снегопад!”

Педагог продолжает: “Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только, что одна снежинка села на Танину шубку, а другая на шапку Саши”. Дети внимательно осматривают себя: “А мне на валенки села! А мне на варежки!”

“Смотрите, как звездочка!” – говорит пелагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка – подуть на нее. “Летит? Пусть летит дальше. Снежинка легкая, пушистая, красивая!”. Затем педагог снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдет со снежинкой. Объясняет: “Села снежинка на руку и растаяла. Была и вот уже ее нет. Вот какая звездочка малютка”.

Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони), взрослый читает стихотворение З.Рождественского “Звездочка - малютка”, повторив дважды его концовку.

“Села и растаяла на моей ладошке”. Дети повторяют: “Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка”. А какого она цвета? – спрашивает педагог. – А  у кого шубка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки – пушинки. Катюша, Коля, Марина – вот сколько снежинок! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки – пушинки полетают!”

После этого взрослый говорит: “Какой снегопад! Много снега навалило, все засыпало кругом. Старается зимушка – зима, укутывает снегом кусты, на елку шапку надела. Посмотрите какого цвета зимушка – зима? Дети говорят: “Зима белого цвета”. Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру “Снег кружится”, а затем переходят к самостоятельной деятельности.

Игра “Снег кружится” по стихотворению А.Барто.

цель: научить детей соотносить собственные действия, с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры: воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры ободки – снежинки. Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: “Снег, снег кружится, белая вся улица!”

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: “Собрались мы все в кружок, завертелись как снежок”.

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: “Подул холодный ветер. Как? “В-в-в-в!”(“В-в-в-в” – произносят дети). Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны”. Дети разбегаются по площадке.

Игры по желанию детей повторяются 3-4 раза. Спустя некоторое время педагог предлагает желающим расчистить площадку перед верандой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки или движки и вместе со взрослыми убирают снег: они сдвигают снег к снежному валу, другие бросают его наверх (педагог показывает действия). Затем по желанию можно подвести площадку. Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с педагогом украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, вкладывая по склону узоры из разноцветных льдинок. Воспитатель хвалит и благодарит всех за усердие. Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу подающему снегу, предложить отгадать: “Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали?”. Прогулка продолжается.

Тема: «Что нам лето подарило?»

Цель: закреплять представления детей о растительном мире (прогулка проводится в виде экскурсии по огороду)

Место проведения: Сельскохозяйственный огород, озеро «Мельник», березовая роща, поляна.

Ход прогулки:

При выходе на прогулку воспитатель говорит: «Ребята, лето красное, лето жаркое с нами дружит. Давайте сейчас мы все дружно и весело пойдем на огород, посмотрим, что нам лето подарило?»

Дети идут, отмечают: вся земля покрыта… Чем? (зеленой травой, травушкой муравушкой шелковой). А в траве растут цветы. Какие? (дети уточняют их название, цвет).

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какие нарядные стоят деревья, все покрыты листьями. Ласковый ветерок подует, и листочки… Что делают? (Дети отвечают: радуются, шепчутся, смеются). Вот какое лето красное, щедрое. А что оно еще подарило – посмотрим?»

 А для этого нам надо пройти очень осторожно вот эту канавку. Ну-ка, все по очереди и осторожно, дружно перепрыгнем. Вспомните, сказку про козлят, как они прыгают? Вася, покажи пожалуйста, как прыгает козлик.

-Молодцы, никто не падал. Все отлично попрыгали!

Подходят к огородным грядкам. Воспитатель уточняет, какие овощи любуются на солнце, какие прячутся в листьях, какие сидят в земле? Дальше все идут к грядкам с овощами и каждый раз педагог подчеркивает: «Это нам лето красное подарило». Воспитатель продолжает: «Вот что лето нам подарило. Кто какие знает, называйте». Все идут вокруг грядки. Дети называют овощи,  уточняют их цвет. «А еще лето красное, дето щедрое и вас подрумянило, поджарило. Вы загорели, стали как маленькие шоколадки» и читает стихотворение «Мы на солнце загорели».

Младшие дети уходят играть под присмотром няни. Старшие идут на склад овощей. Там их встречает работник огорода. «Здравствуйте, вы можете нам показать те овощи, которые полезны для нашего здоровья и бывают ли овощи без витамина?». Огородник: «Нет, вы очень ошибаетесь, все овощи полезны для нашего здоровья, это: картофель, помидор, морковь, капуста, свекла, огурцы». В них содержится очень вкусный и полезный витамин, который обогащает, укрепляет ваше здоровье». Берет и показывает по одному (по возможности отобрать по 3-4 овоща).

В конце прогулки проводится подвижная игра  «Слышим-делаем».

Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых текстов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите».

Читает стихотворение:

«Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает песенку поет». (дети идут вперевалочку и поют «ля-ля-ля»).

«По узенькой дорожке шагают наши ножки, (дети шагают).

По камешкам, по камешкам (дети прыгают).

И в ямку – бух!» (дети приседают).

«Мыли гуси лапки в луже у канавки (дети моют ноги)

Один серый, другой белый

Спрятались в канавке». (Дети приседают)

«Прилетели птички, птички-невелички,

Все летали, все летали

Крыльями махали» (дети-птички, выполняют движения)

Игру можно проводить, читая другие стихотворные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению двигательной активности на прогулке детей младшего дошкольного возраста

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться...

Практикум «Игры с мячом как условие повышения двигательной активности на прогулке»

        Значение  проведения подвижных игр и упражнений с мячом на прогулке. Игры для разных возрастных групп....

Консультация для воспитателей «Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности на прогулке».

    Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в м...