Статья "Роль семьи в физическом воспитании ребенка"
статья по физкультуре на тему

Овчинникова Ирина Николаевна

Данная статья посвящена роли семьи воспитанников дошкольных образовательных учреждений в физической воспитании и развитии подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Овчинникова Ирина Николаевна

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ № 1 Невского района города

Санкт - Петербурга

Аннотация: данная статья посвящена роли семьи воспитанников дошкольных образовательных учреждений в физической воспитании и развитии подрастающего поколения.

Ключевые слова: ребенок, дошкольник, семья, здоровый образ жизни, физическая культура, детский сад, воспитание.

"От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

В. А. Сухомлинский

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогического воздействия: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

«Семью укрепляют общие дела, заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг, поэтому организацию совместного досуга оценивают не только как важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления семьи». (О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова, 2008).

Из всего многообразия окружающего мира, который влияет на маленького человека, особое значение имеет интимный круг общения – родители и другие близкие люди, удовлетворяющие потребности малыша. Семья – это «социальный микрокосм».

В научных исследованиях (Е.П. Арнаутова, А.Е. Варга, Т.А. Маркова, 2002) даются характеристики современной семьи, раскрываются общие проблемы семейного воспитания. Наиболее значительными на наш взгляд являются:

  • недостаток времени у родителей;
  • недостаток внимания, душевного тепла между членами семьи;
  • проблемы, связанные с неумением организовать совместный досуг;
  • усиление требовательности к детям;
  • низкий уровень психолого-педагогической компетенции родителей.

Поэтому на помощь родителям должно устремиться дошкольное образовательное учреждение, т.к. оно наиболее квалифицировано решает задачи по обучению, развитию и воспитанию детей. Главным должно стать сохранение единой мысли в целях и задачах воспитания и обучения в дошкольном учреждении и в семье.

Природой в ребенке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития.

В дошкольном детстве ребенок осваивает прямохождение, развивает крупную (походка, мышечная нагрузка) и мелкую моторику (мышцы кисти).

Дети очень подвижны. Неутомимы в своем желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые успевают позабыть об этой радости, они менее подвижны и менее жизнерадостны и детям не позволяют шалить, резвиться («Веди себя хорошо!», «Не носись как угорелый!» и т.д.), закладывая установку на малоподвижный образ жизни.

Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло: познакомить ребенка с тем, что такое зарядка, санки, лыжи, бассейн, тренажеры, мячи и пр.

Распространенная ошибка — стремление обеспечить ребенка всем «самым-самым», порой в комнате малыша его самого не видно из-за игрушек, развивающих комплектов и спортивных снарядов. Но ребенок учится через подражание и совместные с взрослым действия! В играх копирует то, что увидел дома, по телевизору, на улице. Действует «как мама», «как папа». Копирует походку, жесты, привычки, проявление эмоций, интонацию, слова. Точность повторения удивительная! Дети не дают оценок, они наблюдают и повторяют. Они усердно учатся. И если родители делают зарядку по утрам, внимательны к своему здоровью, то и для детей это станет нормой, содержанием каждого дня. Но дети перенимают не только хорошее, но и то, что взрослые назвали бы «дурным». Нередко взрослые ведут себя так, словно воспитание — это “запреты” детям того, что позволительно им самим, или требование от детей того, что самому делать лень.

Подражание в детстве накапливает опыт взаимодействия с миром и самим собой, и это фундамент для следующего возрастного периода — подросткового, потому что и ребенку, и его воспитателям будет на что опереться. Ребенок умеет прилагать усилия, занимать себя, у него сформировались интересы и умение удовлетворять свои потребности, способность заниматься саморазвитием и многое другое. Хорошее физическое развитие и самочувствие — это основа интереса к жизни.

А если ребенок «упорно не замечает» требований родителей по соблюдению тех или иных семейных правил? Бывает и такое. Правило должно быть правилом для всех, членов семьи, а не только для младших. (А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина, 2004).

С самого раннего возраста родители и воспитатели учат детей соблюдать чистоту и порядок, создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, закаливающих процедурах, утренней гимнастике и др. Очень важно показать детям пользу рационального питания и соблюдения режима дня. При этом формы общения взрослого и ребенка могут быть самыми разнообразными. Взрослые рассказывают для чего это нужно, читают соответствующие книги.

Физическое воспитание имеет большое значение для семьи, ее укрепления, возможности лучше понять друг друга, стать более открытыми и доброжелательными между собой. (Н.К. Григорьева, Л.М. Козлова, 1998).

Понятие «физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса. Отличительной особенностью физического воспитания, прежде всего в том, что этот процесс направлен на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

Семья во многом определяет отношение к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в различных ситуациях – обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телепередач о спорте, иллюстраций в книгах на спортивные темы и т. д.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей.

Воспитать ребенка здоровым, это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. А это:

  • рациональный режим дня;
  • систематические физкультурные занятия;
  • использование эффективной системы закаливания;
  • правильное питание;
  • благоприятная психологическая обстановка в семье.

Таким образом, личный пример родителей, совместные физультурно-массовые мероприятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания детей в семье.

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!

0. Высоцкая

Библиографический список:

  1. Бочарова Н.И.  Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста   / Н.И. Бочарова. – М.: Аркти, 2003. – 96с.
  2. Вавилова Е.Н.  Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвящение, 1986. – 104с.
  3. Введенский Б.А. Большая Советская энциклопедия:  Т. 40, / Б.А.Введенский. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – 1135с.
  4. Воронцова О. Игровые приемы // Дошкольное воспитание. – 2009. №9. С. 43-52.
  5. Воротилкина И.М.  Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении:  Учеб.- метод. пособие / И.М. Воротилкина. – М.: Энас, 2004. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Вниманию родителей предлагается консультация о том, что большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение самих родителей к вопросам здорового быта. Пониманию того,...

"Роль семьи в физическом воспитании ребенка"

Консультативный материал,который поможент педагогам раскрыть важность примера здорового образа жизни родителей для своих детей....

Консультация для родителей. Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Консультация для родителей«Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. П...

Роль семьи в физическом воспитании ребенка.

в помощь родителям и воспитателям ДОУ...

Роль семьи в физическом воспитании ребенка.

в помощь родителям и воспитателям ДОУ...

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, ...

«РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в пер...