Игрогимнастика или стретчинг – гимнастика.
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Сызранова Людмила Александровна

Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, способствующих формированию правильной осанки и её коррекции, укреплению опорно-двигательного аппарата, оказывающих оздоровительное воздействие на весь организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrogimnastika.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игрогимнастика или стретчинг – гимнастика.

Стретчинг – гимнастика (гимнастика поз) включает в себя комплекс поз и упражнений, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественником современного стретчинга являются позы йоги и других древних восточных систем.

Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, способствующих формированию правильной осанки и её коррекции, укреплению опорно-двигательного аппарата, оказывающих оздоровительное воздействие на весь организм.

При выполнении специальных упражнений на растягивание происходит смена кратковременных мышечных напряжений и расслаблений, что позволяет ребенку за короткое время полностью отдохнуть и обрести активное состояние. Воздействуя на мышечную деятельность растяжками, мы повышаем его двигательную активность, улучшаем подвижность суставов, гибкость. Кроме того растяжки способствуют приобретению навыка расслабления, что положительно сказывается на эмоциональной сфере ребенка. Переход от  напряжения к расслаблению и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров. Выполняя упражнения на растягивания, можно воздействовать на любую группу мышц

и на каждый сустав, добиваясь улучшения в них моторики и усиления обменных процессов.

Сочетание динамичных и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, так как человеческое тело само по себе достаточно универсально. Самоманипулирование  своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты.  Медленные упражнения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Упражнения стретчинга позволяют, почти не отнимая времени творить чудеса.

Мы предлагаем растяжки и статические упражнения для основных групп мышц и суставов: мышц передней и задней поверхности туловища, ног и рук, плечевых, локтевых, лучезапястных, коленных, тазобедренных суставов, позвоночника и др., в сочетании с брюшным дыханием.

Наша цель – гармоничное естественное развитие и укрепление систем и функций организма.

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с четырех лет. Все упражнения дети выполняют на небольших ковриках.

Комплексы упражнений, которые мы вам предлагаем, составлены в образно-игровой форме и объединены одним сюжетом. Каждому комплексу дано название: «Путешествие цветка», «Ожившие игрушки», «Смелый мальчик», «Доктор Ай-болит». Дети вместе с героями комплексов проживают историю их приключений, что несет позитивный эмоциональный настрой и оказывает положительное влияние на технику выполнения. При составлении комплексов руководствовалась методом рассеянности нагрузки и чередовала:

  1. Упражнения на растяжку и снятие мышечных блоков с упражнениями на силу и укрепление опорно-двигательного аппарата;
  2. Упражнения в статическом режиме, где требовалось удержание правильной позы с динамическими упражнениями в умеренном темпе, требующими проявления силовых и координационных возможностей.

Данные комплексы носят профилактическую направленность. В них входят упражнения улучшающие подвижность позвоночника, развивающие гибкость и эластичность связок, улучшающие работу внутренних органов и обмена веществ, препятствующие развитию плоскостопия, способствующие формированию правильной осанки. Комплексы «беби – йоги» составлены с учетом того, что сложность упражнений повышается постепенно от комплекса к комплексу. Разучивание комплексов происходит поэтапно:

1 этап – без музыкального сопровождения по показу воспитателя. У детей формируется четкое представление о правильном выполнении упражнений.

2 этап -  самостоятельное выполнение упражнений. Дети, хорошо освоившие движения, встают первыми, чтобы на них могли ориентироваться другие.

3 этап -  выполнение комплекса упражнений самостоятельно под музыкальное сопровождение.

Комплексы «беби – йоги» состоят из 15 -18 упражнений, где одно упражнение плавно переходит в другое. На первых занятиях дети знакомятся с несколькими движениями (не более 8 упражнений), постепенно включая по два новых упражнения от занятия к занятию. История наших героев не заканчивается, и что с ними случится дальше, дети узнают на следующем занятии. Это позволяет постоянно поддерживать интерес детей, желание познавать новое.

В упражнениях на развитие гибкости придерживаюсь правила – ребенок прогибается в меру своих физических возможностей, без посторонней помощи, но при систематическом выполнении, наглядности и поощрениях повышает свои возможности.

Усвоение детьми материала происходит неоднородно и зависит от индивидуальных особенностей. Одним детям достаточно только показа воспитателя, другим необходимо подробное изложение техники с уточнением основных элементов движения, а третьим для принятия правильной позы нужна поддержка, чтобы лучше и точнее почувствовать движение. Некоторым детям, испытывающим затруднения при освоении упражнений, в начале обучения даю облегченные исходные положения. Степень сложности повышается постепенно, по мере формирования навыка.

Широкий арсенал используемых упражнений позволяет разнообразить комплексы и подбирать упражнения в зависимости от задач урока.

Упражнения из комплексов «беби – йога» воспитатели успешно используют на утренней гимнастике, в индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, хочется отметить, что «беби – йога» развивает умение ориентироваться в пространстве и схеме собственного тела. Способствует формированию ОДС статики, оказывает влияние на развитие базовых факторов нервной системы, укрепляет мускулатуру тела, развивает гибкость, умение управлять своим телом, двигательное воображение и память.

Помимо всего прочего, такая гимнастика позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Комплекс  «Ожившие игрушки».

              Ночью, когда все дети крепко спят, прилетает сказочный волшебник. Он раскрывает волшебный зонт и им начинают сниться замечательные сны. Набегавшись за день. Дети успокаиваются, дыхание становится ровным и глубоким.

              1 упр. «Воздушный шарик» - брюшное дыхание 3-4 раза.

              А волшебник продолжает дальше творить чудеса, дотрагиваясь палочкой до ящика с игрушками.

              2 упр. «Ящик» - и.п. лежа на спине, перейти в положение седа ноги вместе, «складка» носки оттянуты. Держать позу 5, 10 счетов.

              Ящик был большой и старинный, он постепенно начинает открываться.

              3 упр. «Ящик открывается» - из седа в наклоне медленно ложиться на спину и подниматься (повторить 3-5 раз)

              Первым из него выглянул ежик. Свернувшись клубочком, он быстро покатился.

              4 упр. «Ежик» - перекаты в группировке. Повторить 5-6 раз.

              Потом показалась красивая бабочка-каталка. Она запорхала крыльями и улетела.

              5 упр. «Бабочка» - и.п. сед согнув ноги, колени в стороны, стопы подошвами вместе. Покачивание бедрами.

              Следом выползла большая черепаха, она спрятала голову в панцирь, были видны только ее четыре лапы.

              6 упр. «Черепаха» - и.п. сед ноги врозь, наклон вперед (до касания головой пола), руки между ног под коленями. Держать позу 5-8 счетов.

              Потом степенно и важно стали выходить куклы. Первой вышла красивая и изящная балерина.

              7 упр. «Балерина» - полушпагат с прогибанием назад, руками упереться в пол.

              Вместе с ней ее подружка Зина с плетенной корзиной.

              8 упр. «Корзина» - и.п. лежа на животе прогнувшись, руками взявшись за ноги. Ноги поднимаются вверх.

              Рядом с ними мальчик атлет. Он сильный и крепкий.

              9 упр. «Отжимание» повторить 5-8 раз.

              И его друг акробат. Он очень гибкий и ловкий.

             10 упр. «Мост» гимнастический из и.п. лежа на спине.

              Затем выехала красивая легковая машина.

              11 упр. «Водители» - ходьба на ягодицах, руки перед грудью, как руль.

              Потом показалась пожарная машина с выдвижной лестницей.

              12 упр. «Пожарная машина» - стойка на лопатках. Поочередное опускание ног за голову, касаясь пола «пожарник поднимается по лестнице» (усложненный вариант).

              И последним вылетел самолет. Сделав разворот, он быстро начал набирать высоту.

              13 упр. «Самолет» - лежа на спине, вытянувшись, перевернуться на живот. Прогнуться, поднять прямые ноги и руки в стороны. Покачиваться в разные стороны.

              И началось веселье, игрушки резвились до рассвета.

              14 упр. «Веселые игрушки» - различные подражательные движения под музыку, изображая игрушки.

              С первыми лучами солнца они попрятались в ящик, чтобы снова ожить следующей ночью.

              15 упр. «Сон» - лежать на коврике расслабившись.

Комплекс «Смелый мальчик»

               В одной избушке на краю леса жила мама со своим сыном. Вот однажды зимой она простудилась и заболела. Надо было звать доктора, который жил за лесом. Сын, чтобы помочь маме, решил идти один через лес. За окном бушевала метель, снежинки кружились в бешеном ритме.

               1 упр. «Метель» - и.п. стоя. Кружиться по часовой стрелке, приседая по окончании музыки.

               Но вот ветер стих, начиналось утро. Над лесом поднималось солнце.

               2 упр. «Солнце встает» - и.п. присед. Медленно подняться на носки, поднимая руки вверх «полукругом» как «солнце».

               Лучики осветили темный лес. Это придало мальчику силы и уверенности.

               3 упр. «силач» - и.п. стоя, руки у груди, локти в стороны, ладони вместе. Давить на ладони, напрягая руки.

               Он отправился в путь. Деревья стояли, укрывшись снежными шапками. Легкий ветерок срывал блестящие снежинки.

               4 упр. «Дерево» - и.п. стоя на одной ноге, согнув другую к колену, руки над головой «полукругом». Медленно опустить руки вниз, поворачивая кисти «снежинки».

               Кусты под тяжестью снега клонились вниз, только ветки торчали.

               5 упр. «Кусты» - и.п. стоя ноги шире плеч, руки в стороны. Наклон вперед. Касаясь ладонью стопы, другая рука поднята вверх. Смотреть вдоль руки на потолок. Движение рук и ног: 1 вариант – одноименное; 2 вариант – разноименное.

              Сугробов намело очень много, было трудно идти.

              6 упр. «Сугроб» - и.п. упор присев. Выпрямляя ноги, стоять согнувшись, руки от пола не отрывать, колени выпрямить. Держать позу 5 счетов.

               Вдруг он услышал стук. Это дятел стучал по дереву.

               7 упр. «Дятел» - и.п. стоя на одной ноге, рукой взяв другую ногу за лодыжку, отвести назад. Другая рука впереди. Рукой имитация движений, как дятел клювом.

               Выйдя на поляну мальчик увидел белок, играющих в снежинки.

               8 упр. «Снежинки» - ребенок, в которого ведущий бросает воображаемым снежком, должен успеть увернуться от броска.

               Мальчику очень захотелось поиграть с ними, но надо идти за доктором. Пройдя вперед, он заметил зайца. Его выдавали торчащие вверх длинные уши. Шевеля ими, он прислушивался.

               9 упр. «Заяц» - и.п. сед на пятках с подогнутыми носками, руки вверх. Повороты кистями.

               Вдруг заяц что-то испугался и спрятался.

               10 упр. «Комок» - и.п. сед на пятках, носки оттянуты, наклонить голову к коленям, руки положить вдоль ног на пол.

               Это на тропинку вышла лиса, хвостиком заметая свои следы. Лиса остановилась и начала принюхиваться, заметив заячьи следы.

               11 упр. «Лиса» - и.п. упор на коленях. Движение тазом влево-вправо, по кругу. Отжимание 5-6 раз.

               Внезапно лиса остановилась, оторопев. На тропу вышел тигр и готовился к прыжку.

               12 упр. «Тигр – и.п. упор на коленях. 1-2 поднять правое колено к носу, 3-4 мах правой ногой назад, голова вперед, смотреть прямо. Повторить 3-4 раза одной ногой, потом другой.

               Мальчик пустился бежать, поднимаясь и спускаясь по снежным склонам.

               13 упр. «Горки» - и.п. упор лежа, прогнувшись. 1-2 поднять спину вверх, опускаясь на пятки и прижимая голову к груди. 3-4 опуститься вниз, прогнуться. Повторить 4-5 раз.

               Он и не заметил, как добежал до дома доктора. Доктор отдыхал, посматривая в окно.

               14 упр. «Доктор» - и.п. сед по-турецки «поза лотоса».  

               1. Повороты головы направо-налево.

               2. Упор на руках, ноги в позе «лотоса» держать 3-4 сек.

               Узнав о болезни матери мальчика, они быстро сели в сани и поехали. Поднимаясь на гору и быстро съезжая вниз.

               15 упр. «Катание на санях» - и.п. сед, согнув ноги перед грудью, руки впереди. 1-2 лечь на спину, 3-4 вернуться в и.п. повторить 5-6 раз. (облегченный вариант -  с помощью рук, усложненный вариант - руки у груди). Затем и.п. тоже, перекаты в группировке.

               Наконец-то приехал доктор, дал маме лекарство и сделал теплый компресс для ног.

               16 упр. «Пузырек» - и.п. сед согнув ноги, колени в стороны, стопа к стопе. Легкие покачивания из стороны в сторону, надавливая на бедра.

                17 упр. – самомассаж стоп.

                1. поглаживание кулачком от пятки к пальцам.

                2. постукивание «молоточек».

                3. растирание – стопа между ладошек. Движения ладонями по кругу.

                4. пассивные движения пальцами вверх-вниз, руками сгибая пальцы.

                5. поглаживание стопы сверху вниз. Стопа стоит на полу.

                Наступил вечер и на небе показалась луна.

                18 упр. «Луна» - и.п. стойка на лопатках, ноги над головой соединены подошвами.

                Мама заснула крепким сном. Сон лучшее лекарство от болезней. Она выздоравливала.

                19 упр. «Сон» - лежать на коврике. Закрыв глаза, расслабиться.

Литература:

1.Педагогические технологии содействия детей дошкольного возраста «12 месяцев» (март) Н.Н. 2003г.

2Система организации ФОР с дошкольниками Борисова Н.Н. Изд. Панорама 2009г.

3.Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей Детство-Пресс

Санкт-Петербург 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Конспект НОД в средней группе «Сказка про ежика» с применением элементов игрового стретчинга, мнемотехники и гимнастики су-джок

Конспект занятия  в средней группе «Сказка про ежика» с применением элементов игрового стретчинга, мнемотехники и гимнастики су-джок...

Конспект бодрящей гимнастики с элементами игрового стретчинг

Конспект занятия бодрящей гимнастики, который поможет не только проснуться, но и взбодриться и положительно настроиться на вечер!...

Стретчинг - гимнастика, как одна из форм совершенствования координационных способностей дошкольников

    Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В последнее время дети  чаще страдают заболеваниями, связанными с ...

Картотека по игрогимнастике

Картотека по игрогимнастике для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека по стретчинг гимнастики.

Картотека стретчинг гимнастики в ДОУ....