СЦЕНАРИИ И КОНСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИИ ( по методике Н.И.Николаевой "Школа мяча")
план-конспект занятия по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Решетняк Светлана Ивановна

              Обучение дошкольников действиям с мячом на достаточно высоком уровне посредством упражнений и подвижных игр с мячом..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_n.i.nikolaevoy_shkola_myacha.docx89.05 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИИ И КОНСПЕКТЫ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИИ

(Методика Н.И.Николаевой)

         Младшая группа

                                     «Подарок от белочки»

Задачи: 1. Учить бросать мяч через натянутый шнур на уровне роста ребенка.

  1. Упражнять в ловле мяча, брошенного взрослым.
  2. Учить быстро реагировать на сигнал.
  1. Воспитывать интерес, положительное отношение к занятиям физической культурой.

Основные методы и приемы использования методического обеспечения:

- наглядный (показ физических упражнений, имитация);

- практический (повторение упражнений с изменениями и без изменений, проведение упражнений в игровой форме);

- словесный (объяснение, указание).

Время: 15 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: мячи по количеству детей, веревочка.

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Организовать

детей

Детей встречает белочка Стрелка, показывает корзину с мячами.

Белочка: Думала, что это орешки, погрызла – невкусно. Что же это?

Дети: Мячи.

Белочка: Ребята, а вы их грызть любите?

Дети: Нет, играть.

Педагог:  Мячик новый есть у нас.

                 Мы играем целый час.

                 Я бросаю - ты поймай,

                 А уронишь, поднимай.

Дети взяли мячи.

1 мин

Учить ходить и бегать не шар-кая, не опуская головы.

Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках, мяч вверх – посмотри вокруг. На сигнал – «ветер» покружиться с мячом.

1 мин

Бег друг за другом, бег врассыпную.

1 мин

Формирование правильной осанки

ОРУ с мячом:

Включить в ра-боту мышцы рук

«Выше мяч». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом внизу.

1-2 – поднять мяч вверх;

3-4 – и.п.

4 раза

Включить в ра-боту мышцы ног

«Покажи мяч». И.п.: ноги вместе.

1-2 – присесть, руки вытянуть с мячом;

3-4 – и.п.

4 раза

Голову не опускать

Включить в ра-боту боковые мышцы

«Весёлый мячик». И.п.: ноги широко ставим, руки с мячом вперёд. Туловище наклонять в разные стороны.

4 раза

Ноги не сдвигать

Включить в ра-боту мышцы туловища

«Голову на мячик». И.п.: сесть, ноги врозь, мяч на полу между ног.

1-2 – наклон вперёд, головой коснуться мяча;

3-4 – И.п., посмотреть вниз.

4 раза

Ноги держать прямыми

Усилить функ-цию дыхания. Развивать ко-ординацию движений.

«Мячик отдыхает». Прыжки вокруг мяча.

По 3 раза в

каждую сторону

Основная

Обратить вни-мание на силь-ный бросок

А сейчас на нашей полянке вы видите натяну-тую между деревьев верёвочку. Наши мячики надо перекинуть через неё и догнать.

4 раза

Учить правиль-но ловить мяч, не прижимая к груди

Упражнение «Белочка, поймай орех». Ловля мяча, брошенноговзрослым.

3 раза

Построение в круг

Подвижная игра «Догони белочку». На веточке сидит белочка, орешки грызёт, деток зовёт. Белочка ловит ребят.

3 мин

Заключи- тельная

Успокоить функцию дыхания

Игра малой подвижности «Найди орешек». Педагог прячет цветной мячик, дети ищут.

3 раза

Белочка берёт корзину и угощает детей ябло-ками: «Вот вам угощенье. На что похоже это угощенье?» (На мячики). Очень полезные фрукты, в них много витаминов. Вы будете их есть и будете здоровыми. Но прежде чем их съесть, надо сначала вымыть руки.

            Занятие с маленьким мячом

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами резинового мяча, его формой, объемом.

  1. Закреплять умение катать мяч друг другу.
  2. Упражнять в прокатывании мяча друг другу через воротца; бросании вверх, вниз, об пол и ловле двумя руками.
  1. Формировать у детей интерес к занятиям с мячом.
  2. Учить манипулировать мячом.

Время: 15 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: мячи по количеству детей, 6-8 воротиков.

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Организовать

детей

Постройтесь в колонну. Закройте глаза. Прислу-шайтесь. Дети слышат стук прыгающего мяча. Откройте глаза. Что вы услышали? (Стук). Правильно, это к нам в гости пришли наши друзья – весёлые мячики. Возьмём их.

0,5 мин

Учить сохра-нять правиль-ную осанку.

Зашагали по кругу, мячики крепко держим, подняли их вверх, идём на носочках? Руки опустили – на пяточках. Побежали. Ходьба.

1 мин

Следить, чтобы дети не шарка-ли ногами.

Подойдите ко мне. Ответьте, какой это мяч: большой или маленький? Правильно. Мяч ма-ленький, он в ваших ручках уютно разместился. А давайте нарисуем большой круг перед собой. Встаньте посвободнее.

1 мин

Встать врассыпную.

Построение врассыпную.

Включить в ра-боту мышцы рук

ОРУ:

Переложите мяч из одной руки в другую, из правой – в левую.

4 раза

Мяч не терять

Включить в ра-боту мышцы туловища

Наклоняемся с мячом в левую сторону, правую.

4 раза

Включить в ра-боту мышцы ног

Приседаем с мячом. Встаньте, мяч поднимите вверх.

4 раза

Голову не опускать

Включить в ра-боту мышцы спины

И.п.: лёжа на спине, мяч в руках перед грудью. Поднимите мячик вверх вместе с ножками.

4 раза

Ноги вместе

Развивать ко-ординацию движений. Усилить функ-цию дыхания.

Прыжки на двух ногах с мячом в руках «Мой весёлый звонкий мяч».

На все слова

Основная

Напомнить технику ката-ния: как дер-жать мяч, как прицелиться, энергично оттолкнуть.

Вы, ребята, знаете, что мяч круглый и он умеет катиться. Встаньте парами. Давайте сядем на пол, ножки вытянем, катаем мяч.

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгать не спеши

И ребят развесели.

1 мин

Работа в парах

А теперь встаньте на ножки. Сейчас нужно прокатить мяч через воротики. А я посмотрю, как это у вас получится.

1 раза

Давайте все возьмём мячики и посмотрим, что ещё они умеют делать?

Акцентировать внимание на том, чтобы дети смотрели на мяч.

Маленький мяч легко бросать. Бросайте двумя руками и ловите.

1 мин

Фронтально. Врассыпную.

А теперь бросайте одной рукой, а ловите двумя

1 мин

Попробуйте бросить виз об пол и старайтесь поймать.

1 мин

А теперь давайте с ним поиграем.

П/игра «До- гони мяч» (рассыпать из корзины, де-ти бегут за мячами и приносят обратно)

3 раза

Заключи- тельная

Снять напряже-ние, привести функции орга-низма к норм. состоянию.

Как хорошо, интересно играть с нашими мячами. Скажите, а какое задание с мячом вам больше всего понравилось? Погладьте мяч левой ладошкой, скажите ему «Спасибо»; погладьте мяч правой ладошкой, скажите ему «До свидания, до встречи!»

2 мин

Отметить детей, у кого хорошо получилось подбрасывание мяча.

Средняя группа

                «Мы с мячами очень дружим»

Задачи: 1. Упражнять в ловле и передаче мяча.

2. Развивать быстроту двигательных реакций детей в игровых упражнениях с мячом.

3. Совершенствовать навыки катания мяча.

4. Продолжать упражнять в бросании мяча об стену.

Время: 25 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: резиновые мячи среднего размера, две гимнастические скамейки.

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Построение в шеренгу, проверка осанки. Отгадайте-ка загадку.

Он круглый, он гладкий,

Очень ловко скачет.

Кто же это? (Мячик)

Правильно, сегодня мы с вами встретимся с мячами.

1 мин

Обратить вни-мание на сох-ранение пра-вильной осанки

Посмотрите, какие у нас лежат мячи. Найдите глазами большие, средние, маленькие. Нашли? Возьмите мячи среднего размера, какого они цвета? Давайте с ними походим. На носочках, мяч вверх. Движение рук с мячом – вверх - вниз. Ходьба с закрытыми глазами.

1 мин

Следить за правильным выполнением заданий

Бег. На сигнал остановиться, присесть, спрятать мяч.

0,5 мин

Учить правиль-ному выполне-нию заданий

Присядьте возле мяча на корточки и повращайте мяч рукой (правой, левой). Мяч вертится как юла.

0,5 мин

Формирование правильной осанки

ОРУ с мячами:

Включить в ра-боту мышцы рук и плечево-го пояса

 И.п.; о.с., мяч в руках внизу.

1-2 – поднять мяч вверх, встать на носочки.

3-4 – И.п.

6 раз

И.п.; то же.

1-2 – прокатить мяч к носкам, наклониться;

3-4 – И.п.

Включить в ра-боту мышцы спины

И.п.: сидя, мяч на бёдрах.

1-2 – прокатить мяч к носкам, наклониться;

3-4 – И.п.

6 раз

Колени не сгибать

Укрепление мышц стопы

И.п.: сидя на полу, покатить мяч стопами от себя, к себе.

4 раза

Включить в ра-боту мышцы ног

И.п.: лечь на спину, мяч за головой, руки вдоль туловища.

1-2 – поднять ноги, носки тянуть к мячу;

3-4 – И.п.

6 раз

Ноги держать вместе

Включить в ра-боту мышцы спины

И.п.: лёжа на животе, мяч в прямых руках.

1-2 – прогнуться, поднять мяч вверх;

3-4 – И.п.

6 раз

Руки прямые

Развивать ко-ординацию движений.

Прыжки:

- ноги вместе – ноги врозь, мяч в руках вверх-вниз.

10 раз

- прыжки около мяча, лежащего на полу

10 раз

Мяч в руки возьмите, подуйте на него, все пылинки стряхните.

10 сек

Основная

Мяч бросаем вверх и об пол и ловим его двумя руками.

1 мин

А теперь мяч ладошкой отбивайте (правой, левой рукой)

1 мин

Следить за тем, чтобы катили мяч, слегка ка-саясь его толь-ко пальцами рук, подталки-вая его сзади и энергично отталкивая

Давайте будем прокатывать мяч по скамейке, полу

2 раза

Идите рядом со скамейкой, ударяя мячом по скамейке, и ловите его после отскока двумя руками

3 раза

Учить правиль-ному перебра-сыванию

Давайте встанем парами. Один мяч положим рядом, пусть отдыхает.

Друг другу мяч бросайте и ловите, упасть мячу не даём (броски снизу, от груди).

Положите мячи, которыми играли, возьмите те, которые отдыхали. Повторите.

По 4 раза каждым способом

Следить за тем, чтобы действо-вали с мячом только ногами

Ну-ка ножкой топните. Он катится круглый, весёлый, озорной. Бежим за ним и другой ножкой притоптываем.

1 мин

Все с мячами.

Фронтально

Развивать творчество

Давайте сами придумаем игры с мячом (самостоятельные игры).

3 мин

Использовать схемы работы с мячом.

Заключи- тельная

Снять напряжение

Хорошо с мячом мы играли. Давайте погладим его. Как он с нами играл? (Летал вверх, по земле катился). Скажите мячу «До свидания!», прочитаем ему стишок:

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил,

Стёкол он еще не бил.

(Дети гладят мячик.)

1 мин

Старшая группа

«Быстрый мяч»

Задачи: 1. Упражнять в подбрасывании мяча вверх, вниз об пол и ловле его.

2. Формировать умение ведения мяча правой и левой руками.

3. Развивать меткость и глазомер при забрасывании мяча в баскетбольное кольцо.

4. Совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.

5. Воспитывать внимание, способность ориентироваться в пространстве.

Время: 30 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: мячи по количеству детей, 2 баскетбольных кольца.

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Организовать

группу

Построение в шеренгу. Проверка осанки. Игра «У ребят порядок строгий»

1 мин

Ходьба с рывками назад сцепленными над головой руками. Ходьба на носках спиной вперёд, руки на поясе. Ходьба в приседе, перекаты с пятки на носок.

1 мин

Добиваться правильного выполнения задания

Бег приставным шагом в сторону, спиной вперёд, высоко поднимая голени, руки за спиной.

1 мин

Загадка о мяче.

Формирование правильной осанки

ОРУ с мячом:

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы плечевого пояса и рук.

И.п.: мяч внизу в двух руках.

1-2 – поднять мяч вверх, встать на носочки;

3-4 – и.п.

7 раз

Руки выпрямлять

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы спины

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч перед грудью.

1-2 – наклон, прокатить мяч вокруг одной ноги;

3-4 – и.п, вокруг другой

7 раз

Колени не сгибать

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы ног

И.п.: стать на колени, мяч в руках;

1-2 – сесть на пятки, положить мяч, прокатить вокруг себя;

3-4 – и.п.

7 раз

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы живота

И.п.: сидя, ноги вытянуть, мяч держать двумя руками.

1- лечь на спину, поднять руки вверх, и за головой коснуться мячом пола;

2 – опустить руки, сесть.

7 раз

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы туловища

И.п.: лёжа на спине, руки вытянуть на полу за головой, держа двумя руками мяч.

1 – перевернуться со спины на живот;

2- обратно

7 раз

Усилить функцию дыхания

Прыжки на двух ногах, подбрасывая мяч

- вверх с ловлей

10 раз

- через мяч

10 раз

Основная

Учить бросать и ловить мяч в заданном темпе и ритме

Игра «Быстрый мячик»

Разноцветный быстрый мячик

(Дети бросают мяч вверх и ловят его)

Без запинки скачет, скачет

(отбивают о землю).

Часто, часто, низко, низко,

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок,

(бросают вверх и ловят)
Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук,

(отбивают о землю)

Не уйдёшь т наших рук.

по 2 раза

Акцентировать внимание на отталкивании мяча пальцами и мягкими дви-жениями кис-ти. Напомнить технику забра-сывания

Ведение мяча в движении:

- бросок с ловлей двумя руками

1,5 мин

- ведение одной рукой (правой, левой)

1,5 мин

- забрасывание в баскетбольное кольцо

10 раз

С расстояния 1,5-2 м

Приучать к правильной технике пере-дачи мяча. Сле-дить за тем, чтобы дети сопровождали полёт мяча движениями руки и взглядом.

Передача мяча друг другу, ловля его с места (снизу, от груди, из-за головы) двумя руками. Игра «Брось – поймай»

2 мин

Построение в две шеренги

Передача мяча в движении двумя руками (от груди), одной рукой от плеча.

2 мин

Укрепление мышц кисти руки

Наши мячи устали, давайте их погладим (ла- дошками перекатываем) и с ними попрощаемся. А вы полны бодрости, давайте поиграем:

Я Петрушка заводной,

Я весёлый, расписной,

Выходи играть.

2 мин

Отметить тех, у кого лучше получилось пребрасывание

Подвижная игра «Мы весёлые Петрушки»

3 раза

Заключи- тельная

Снять напряже-ние, привести функции орга-низма к норма-льному состо-янию

Упражнение на восстановление дыхания

1 мин

Ходьба за самым быстрым Петрушкой

1 мин

Организовать детей

Построение в шеренгу. Как вы думаете, на какие мышцы влияют упражнения с мячами?

1 мин

Отметить де-тей, у которых лучшее владе-ние мячом

«Разноцветный быстрый мяч»

Организация обстановки. Спортивный зал украшен различными красивыми шарами, на стене рисунки с разными видами мячей.

Инвентарь. Баскетбольные мячи, набивные мячи.

Дети заходят в зал под музыку и садятся на скамейки.

В е д у щ и й. Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу поделиться с вами, рассказать историю о том, как появился мяч у нас в России. Мяч придумали очень давно, в древности, встречается
он почти у всех народов мира. У нас в России простой народ чаще всего мячи делал из тряпок, тряпками их и набивали. В некоторых местах делали мячи из овечьей шерсти, специально их обрабатывали, и получался такой легкий и мягкий мяч, а своей упругостью не уступал резиновому. Делали мячи еще и из лыка - ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри они были пустые или набивались песком. Резиновых мячей было мало, а играли с ними лишь дети из богатых
семей
(показ рисунков мячей). Вот какая история.

Дети читают стихи.

1- й  р е б е н о к.

Мячик новый есть у нас,

Мы играем целый час,

Я бросаю - ты поймай,

А уронишь - поднимай.

2-й  р е б е н о к.

До чего ж веселый мячик –

Так и скачет, так и скачет.

Там, где нету потолка,

Он летит под облака.

(Подбрасывают мяч и ловят его.)

Все дети поют песню «Мяч» М. Красева и выполняют упражнения с мячами.

В е д у щ и й. Давайте поиграем в игру «Мячик кверху».

Проводится игра.

В е д у щ и й. А теперь посоревнуемся - «Гонка мячей). Выступление девочек подготовительной группы с оздоровительными мячами.

В е д у щ и й. Как вы знаете, мячи бывают не только легкие, но и тяжелые, набивные. Называются они так, потому что набиты опилками. Попробуем с ними поиграть. (Все дети беpym набивные мячи.)         .

Игровое упражнение «Ловкая цапля. Победит тот ребенок, кто дольше устоит на одной ноге.

В е д у щ и й. Молодцы, справились с заданием. Хочу вас пригласитъ на новую игру - «У кого меньше мячей».

Перебрасывание мячей одной командой через сетку на поле другой. Побеждает та команда, на чьем поле окажется меньше мячей.

В е д у щ и й. Попросим команду-победительницу пройти круг почета (под музыку). Сегодня мы с вами узнали о том, какие были мячи на Руси. Я вижу, что вы с ними очень подружились, до свидания.

IIодготовительная к школе группа

«Мячи разные бывают»

Организация обстановки. Спортивный зал празднично украшен, на стене таблица с изображениями спортивных мячей разных видов.

Инвентарь. Мячи баскетбольный, волейбольный, теннисный; бадминтон.

Дети входят в зал под музыку. Их встречает Спортик.

С п о р т и к.

Очень рад увидеть вас,

Но вот грустно мне сейчас.

Чтоб меня развеселить,

Надо мяч в игру пустить.

В е д у щ и й. Не расстраивайся, Спортик, детям, наверное, интересно узнать, какие бывают мячи. Но сначала ответьте: для чего нужен мяч, из чего он может быть сделан, чем наполнен внутри?

(Ответы детей.)

Правильно. Существуют разные виды спорта, которые имеют свой определенный мяч, соответствующей формы, веса, размера. Многие спортивные игры с мячом вы знаете, но
есть и те, о которых вы никогда не слышали.

Показ таблицы. (Рассказ о спортивных мячах, спортивных играх, как в них играют.)

С п о р т и к. Как жаль, что я не умею играть в эти спортивные игры, но я могу оживить мячи, которые у вас на таблице.

В е д у щ и й. Хорошо, Спортик, но сначала нужно сделать небольшую разминку. Вставай с нами.

Разминка под музыку с мячами среднего размера.

В е д у щ и й. А вот теперь, Спортик и дорогие ребята, на соревнования стройтесь.

С п  о рт и к. Давайте, давайте. Раз-два-три - смотри! (Показывает баскетбольный мяч.) Что за мяч у меня? Какая спортивная игра с ним проводится?

(Ответы детей.)

1 эстафета: «Самые меткие».

Дети ведут мяч «змейкой» и забрасывают в баскетбольное кольцо. Побеждает та команда, которая забьет больше мячей в кольцо. Спортик достает волан и ракетку.

2 эстафета: «Не урони».

Дети держат ракетку с воланом на вытянутой руке, идут по гимнастической скамейке, обегают стойку и возвращаются обратно.

В е д у щ и й.  А вот этот мяч веселый - маленький и желтенький (теннисный).

3 эстафета: «Быстро поймай».

Дети в парах передают мяч друг другу с отскоком от земли, обходя стойку.

С п о р т и к. Я хочу пригласить мальчиков для соревнования с этим мячом (показывает футбольный мяч).

4 эстафета: «Футболисты».

Дети в парах перекатывают мяч друг другу до стойки и обратно.

В е д у щ и й. приглашаю девочек. (Игра с волейбольным мячом.)

5 эстафета: «Пингвины».

Зажав волейбольный мяч между колен, девочки прыгают вокруг стоек.

В е д у щ и й. Подходят к концу наши соревнования. Давайте на прощание станцуем танец «Веселых мячей» и поиграем.

Подвижная игра «Дед Сысой» (дети изображают спортсменов из спортивных игр с мячом, с которыми познакомились).

С п о р т и к. Ой, как много интересного я узнал, а вы, ребята? Никогда не думал, что бывает столько разных мячей. Мне понравились игры, в которые мы с вами играли.

В е д у щ и й. Приходи к нам чаще, Спортик, и мы всегда будем узнавать много нового.

С п о р т и к. Спасибо вам всем. Но я с собой из своей страны Спортландии привез вам маленькие сюрпризы - тоже мячики, только вкусные и ароматные.

Достает корзину с яблоками. Спортик берет яблоко и начинает его есть.

Ведущий. Скажи, ты прямо сейчас их есть будешь?

С п о р т и к. Да.

В е д у щ и й. Ребята, а вы как считаете?

Дети. Нет, потому что нужно сначала вымыть руки и яблоки.

С п о р т и к. Какие вы умные. До свидания. Ведущий и Спортик прощаются с детьми.

«Как стать космонавтами»

Задачи. 1. Упражнять детей в бросании и ловле набивных мячей: развивать глазомер, точность движений при перебрасывании мячей; совершенствовать навык метания в горизонтальную и движущуюся цели.

  1. Развивать силу рук.
  1. Продолжать развивать внимание, ориентировку в пространстве.

4. Закреплять навык равновесия на уменьшенной площади опоры.

  1. Продолжать формировать правильную осанку.
  1. Научить ребенка определять степень своего самочувствия после физкультурного занятия.

Время: 35 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: набивные мячи по количеству детей, 2 баскетбольных мяча, 4 больших кубика, 2 больших обруча.

 

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Организовать

группу

Построение в шеренгу. Проверка осанки.

5 мин

Беседа: Сегодня 12 апреля. Что это за день? (День космонавтики). Правильно, наверное, мы все с вами хотим стать космонавтами. Но для этого надо быть смелыми, сильными, выносли-выми, быстрыми. Мы с вами готовимся к полёт-у в космос. Сегодня мы будем тренироваться с космическими шарами. На Земле они тяжёлые, но в космосе, в невесомости, они совсем лёгкие. Итак, в путь. Закройте глаза. Поднимите вверх левую руку, правую. Повороты прыжком направо и налево.

0,5 мин

Ходьба с перешагиванием через набивные мячи с заданием для рук:

- расширяем ладошки, умываем руки;

- в замочек – вверх, на носочках;

- замочек за голову, на пяточках;

- замочек то себя, к себе, скрестным шагом;

Ходьба руки на поясе, перекатным шагом

1 мин

На полу по кругу лежат на-бивные мячи. Добиваться правильного выполнения заданий.

Бег через мячи, прыжки через мячи:

- на один сигнал остановиться, взять мяч, подбросить, поймать, положить на место;

- на два сигнала то же самое, только поменять направление

1 мин

Построение в 3 колонны. ОРУ с набивными мячами

Формирование правильной осанки. Вклю-чить в актив-ную работу мышцы рук и плечевого пояса.

И.п.: ноги на ширине ступни, руки с мячом внизу.

1- подняться на носки, руки вверх;

2 – опуститься на всю ступню, мяч положить на плечи (за голову);

3 – подняться на носки, руки верх;

4 – и.п.

Мальчики –

8 раз

Девочки –

6 раз

Руки прямые

Включить в ак-тивную работу мышцы спины и ног

И.п.: то же, ноги вместе:

1 – наклон вперёд, мячом коснуться пола;

2 – и.п.;

3 – присесть, руки вперед;

4 – и.п.

Мальчики –

8 раз

Девочки –

6 раз

И.п.: сесть, ноги вместе, прямые, мяч под правой рукой;

1-2 – поднять прямые ноги вверх, правой рукой прокатить мяч под ногами к левой руке;

3-4 – И.п., то же левой рукой

Мальчики –

8 раз

Девочки –

6 раз

Ноги вместе, прямые

Включить в ак-тивную работу мышцы ног

И.п.: то же, мяч между ступнями;

1-2 – захватить мяч ступнями, приподнять его от пола, потянуть к себе, согнув ноги, взять двумя руками;

3-4 – вытянуть ноги, снова положить мяч на пол

8 раз

Профилактика плоскостопия

И.п.: то же, мяч на полу, руки в упоре сзади;

Прокатить мяч стопами вперёд - назад

4 раза

Включить в ак-тивную работу мышцы спины

И.п.: лёжа на спине, мяч в прямых руках.

1-2 – поднять руки и правую ногу вверх;

3-4 – и.п., то же другой ногой

Мальчики –

8 раз

Девочки –

6 раз

Ногу не сгибать

И.п.: лечь на живот, руки развести в стороны (под одной рукой мяч)

1-2 –передвигая рукой по полу, переложить мяч из одной руки в другую (над головой);

3-4 - И.п.

8 раз

Развивать координацию движений. Усилить функцию дыхания

Прыжки:

- на одной ноге вокруг мяча в одну сторону, на сигнал – в другую

10 раз

- одна нога на мяче, менять ноги

10 раз

- через мяч

10 раз

Основная

Соразмерять действия с

мячом в бросках и ловле

Подбросить мяч вверх и поймать

10 раз

Следить за работой ног (сгибать и разгибать при броске и ловле)

Развивать чувство равновесия

Игра «Кто дольше»:

- встать на набивные мячи на две ноги;

- на одну (правую, левую)

2 мин

Кто проиграл - садится

Формировать умение ориен-тироваться в пространстве

Игра «Кто быстрее?»

Мячи кладутся по кругу, один убирается. Дети бегут по кругу. На сигнал – кто быстрее возьмёт мяч в руки

1 мин

Упражнение на дыхание «Пряничные куклы»

Акцентировать внимание на правильной ловле, не при-жимая к груди

Перестроение в пары:

- бросание мяча друг другу двумя руками снизу

5 раз

- из-за головы

5 раз

- одной рукой, поддерживая другой

5 раз

- из-за головы из положения сидя

5 раз

Развивать глазомер

«Самый меткий космонавт»

Дети одной шеренги катят мяч, другой – метают в него теннисный мяч (маленький космический шар)

6 раз

Совершенствовать зрительно-моторную координацию

Бросить мяч в горизонтальную цель двумя руками снизу, из-за головы

по 3 раза

Использовать два больших обруча

Упражнение на расслабление рук и плечевого пояса:

Руки вверх мы поднимаем

Раз примерно целых пять,

А потом не забываем

Опускать их вниз опять.

Дети, мы находимся в невесомости и на ракетах подлетаем к планетам Марс и Юпитер.

Игра-эстафета «Космонавты»

0,5 мин

5 раз

Дети идут по кругу:

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок на планеты,

На какую захотим,

(Бегут, руки в стороны)

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет!

Пуск!

Дети быстро занимают места в своих «ракетах» (кто быстрее соберётся).

Но на планетах Марс и Юпитер все ребята очень любят играть в футбол.

Эстафета «Футбол». (Дети ведут шагами мяч до черты, а оттуда бьют ногой по нему, чтобы попасть в ворота.

2 раза

Заключи- тельная

Снять напряже-ние, привести функции орга-низма к норма-льному состо-янию

Ходьба друг за другом

1 мин

Мы с вами хорошо потренировались. Я вижу, что из вас получатся настоящие космонавты.

Организовать детей

Построение в шеренгу.

Подвести итоги занятия

Как чувствуют себя космонавты?

1 мин

Отметить

лучших

Скажите, ребята, а какие мышцы укрепляют упражнения с тяжёлым мячом? Какими мы стали после этих упражнений? (Сильными, ловкими, быстрыми, выносливыми) Что понравилось на занятии? Что получилось? Покажите, мальчики, какие у вас после занятия стали мускулы.

0,5 мин

Девочки, посмотритесь в зеркало, какие вы грациозные, красивые.

0,5 мин

«Школа мяча»

Задачи: 1. Совершенствовать навыки ведения мяча правой и левой руками.

2. Упражнять в передаче мяча друг другу.

3. Вырабатывать навыки перебрасывания мяча через

сетку - спортивная игра «волейбол».

4. Формирование правильной осанки

Время: 35 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: мячи по количеству детей.

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Организовать

группу

Построение в шеренгу. Проверка осанки. Сегодня мы с вами побываем в стране весёлых мячей. Для этого нам потребуется быть ловкими, быстрыми. На первый – второй расчитайся. Вторые номера шаг вперёд. Повороты направо, налево.

1 мин

Добиваться правильного выполнения заданий.

Ходьба:

- руки в «замочек» - крутим от себя, к себе;

- «волна» - волнообразные движения руками;

- «замочек» вверх, ходьба на носочках;

- «замочек» за голову, ходьба на пятках;

- руки на пояс, перекатным шагом;

- «медвежата» - упор на ладони и стопы

1 мин

Бег:

- обычный, руки вверх: сжимание и разжимание пальцев;

- руки за спиной, бег высоко задирая голени;

- высоко поднимая голени

1 мин

Одна колонна взяла мячи

Построение в две колонны

Формирование правильной осанки.

ОРУ в парах

Построение в две колонны

Включить в ак-тивное растягивание мышцы рук и туловища

И.п.: лицом друг к другу:

1 – передача мяча из рук в руки с наклоном;

2 – и.п.

8 раз

Руки выпрямлять

Включить в ак-тивную работу мышцы плече-вого пояса

И.п.: спиной друг к другу, пяточка к пяточке;

1- передаём мяч через верх;

2 – и.п.

8 раз

И.п.: спиной друг к другу, чуть отодвинулись;

1- передаём мяч через верх;

2 – и.п.

8 раз

Прогнуться чуть назад

Включить в ак-тивную работу боковые мыш-цы туловища

И.п.: то же.

1-2 – передача мяча сбоку с одной стороны;

3-4 – с другой.

8 раз

Включить в ак-тивную работу мышцы ног

И.п.: спиной друг к другу;

1 – наклон вниз, передача мяча между ногами

8 раз

И.п.: лёжа на спине, ногами друг к другу.

1-2 – сесть одновременно, передача мяча;

3-4 – И.п.

8 раз

Садиться без помощи рук

И.п.: лёжа животе, мяч дети держат двумя руками.

1-2 – поднять мяч вверх прямыми руками;

3-4 – И.п.

8 раз

Посмотреть наверх

Включить в ак-тивную работу мышцы стопы

И.п.: сидя лицом друг к другу, перекатывать мяч стопами друг к другу

8 раз

- стоя лицом друг к другу, прыжки через мяч друг за другом

10 раз

Развивать координацию движений

И.п.: держат мяч двумя руками лицом друг к другу. Крутиться в одну и другую сторону.

30 сек

Основная

Развивать ловкость

Игровые упражнения

  1. «Кто быстрее?»

а) лицом друг к другу, мяч на середине подальше. На сигнал – кто быстрее схватит мяч;

б) И.п.: спиной друг к ругу, то же

1,5 мин

Следить за работой ног (сгибать и разгибать при броске и ловле)

  1. Перебрасывание мяча:

а) передача мяча от груди двумя руками с отскоком от земли;

б) одной рукой (правой, левой)

1,5 мин

Развивать быстроту действий

 Подвижная игра «Догони мяч». Педагог прокатывает мяч вперёд от пары. Кто быстрее из детей догонит мяч

1 мин

Все дети взяли мячи

Построение в одну колонну

Закреплять умение быстро реагировать на сигнал

Бег с остановкой на сигнал – подбросить мяч, хлопнуть в ладоши за спиной

1 мин

Ходьба. Упражнение на дыхание.

30 сек

На месте:

Построение врассыпную

Формировать «чувство мяча»

- отбивание мяча двумя руками;

- прыжки с отбиванием мяча правой, левой руками;

- сидя отбиваем правой, левой рукой

3 мин

Ходьба по кругу с отбиванием мяча правой, левой рукой

1 мин

Выполняется в колонне друг за другом

Бег с ведением мяча

30 сек

Спортивная игра «Волейбол»

8 мин

Заключи- тельная

Снять напряже-ние, привести функции орга-низма к норма-льному состо-янию

Ходьба за победившей командой- «круг почета»

1 мин

Мы с вами хорошо потренировались. Я вижу, что из вас получатся настоящие космонавты.

Организовать детей

Построение в шеренгу.

Беседа:

1.Какие задания с мячом больше понравились?

2.Какие трудности были?

3.Какие спортивные игры с мячо вы знаете?

2 мин

Отметить де-тей, кто хоро-шо отбивал мяч на месте, в движении

«Играем в теннисный мяч»

Задачи: 1. Упражнять в выполнении индивидуальных упражнений с мячом.

  1. Закреплять навык ведения мяча.
  2. Закреплять чувство равновесия, ловкость.
  1. Развивать внимание, быстроту реакции в подвижной игре «Выбивала».

Время: 35 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: теннисные мячи, 2 гимнастические скамейки.

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Организовать

группу

Построение в шеренгу. Проверка осанки. Сегодня на занятии мы будем работать с таким мячом (показать). Что это за мяч? В какой спортивной игре он участвует? Как называется спортсмен, который играет в эту игру? Из скольких человек состоит команда игроков? Повороты направо, налево. Дети берут по одному мячу.

1 мин

Закреплять умение легко ходить и бегать

Ходьба. На сигнал «Поворот!» повернуться, подбросить мяч вверх, поймать и идти в обратном направлении. Ходьба с передачей мяча из руки в руку под коленом

1 мин

Добиваться правильного выполнения заданий

Бег с остановкой на сигнал: подбросить мяч вверх – хлопнуть за спиной и бежать спиной вперед, зажать мяч между колен. Прыжки с зажатым мячом между колен.

1 мин

Формирование правильной осанки.

ОРУ с мячом с заданием: сказать, на какую группу мышц влияют упражнения, которые выполняем

Построение в 4 колонны

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы рук и плечево-го пояса

«Перекати мяч». И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вниз, мяч в правой руке.

1 –поднять руки через стороны вверх, одновременно поднимаясь на носки, переложить мяч из руки в руку;

2 – и.п.

8 раз

Включить в ак-тивную работу мышцы спины

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке

1- наклониться вперёд, мяч переложить за правой ногой в левую руку;

2 – и.п., под другой ногой

8 раз

Колени прямые

Включить в ак-тивную работу боковые мыш-цы туловища

И.п.: ноги врозь, мяч в правой руке

1-2 – поднять руки вверх, наклоны вправо-влево;

3-4 – и.п., передает мяч в другую руку

8 раз

Укрепление мышц стопы

И.п.: сесть на пол, ноги вместе, руки в упоре за спиной. Придерживая мяч стопами, катить мяч ногами вокруг себя, поворачиваясь с помощью рук, сначала влево, потом вправо

по 4 раза в каждую сторону

Мяч не терять

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы живота

И.п.: лежа на спине, мяч зажат между голенями

1-2 – сесть, помогая руками;

3-4 – И.п.

8 раз

Посмотреть на мяч

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы спины

И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища на полу, мяч в правой руке.

1-2 – поднять ногу вверх, переложить мяч из руки в руку;

3-4 – и.п., то же за другой ногой

8 раз

Нога прямая

И.п.: лёжа на животе, мяч в одной руке, ноги вместе

1-2 – прогнуться, руки вперёд вверх, переложить мяч в другую руку;

3-4 – И.п., переложить мяч за спиной

8 раз

Посмотреть вверх

Усилить функ-цию дыхания

Прыжки мяч в руках, ноги врозь, руки вверх, переложить мяч в другую руку

15 раз

Прыгать на двух ногах и бросать об пол мяч и ловить его

15 раз

Основная

Развивать «чувство мяча»

Бросить мяч правой, а потом левой рукой об пол и оба раза поймать его двумя руками, ловить не менее 20 раз без падения

1 мин

Выполнять фронтально

Бросить мяч правой, а потом левой рукой вверх и оба раза поймать его двумя руками, ловить не менее 20 раз без падения

1 мин

 Бросить мяч вверх, дать ему удариться об землю, поймать после отскока. Два раза ловить обеими руками, по одному разу правой и левой, не менее 20 раз без падения

1 мин

Развивать точ-ность, ловкость движений

Ведение мяча:

- двумя руками бросить и двумя поймать

1 мин

- бросить одной – поймать другой

1 мин

То же самое, но с ходьбой по гимнастической скамейке

2 мин

Ведение мяча одной (правой, левой) рукой с ходьбой по скамейке

2 мин

Упражнение на дыхание.

А теперь сделаем несколько упражнений на ловлю и передачу мяча

Выполняется в 3 колонны поточно

Отметить самых метких из мальчиков, девочек

С большим мячом

- броски мяча в стену правой, левой рукой и ловля двумя руками

по 3 мин

- бросить мяч в стену, дать ему упасть на землю и уже потом поймать обычным способом (обеими руками, правой, левой рукой)

по 3 раза

Давайте посоревнуемся. У нас две команды: команда мальчиков и команда девочек

Напомнить технику метания

Эстафета «Сбей кеглю»

Расставляются кегли. Первая команда встаёт напротив и сбивает кегли по сигналу, затем вторая команда. Победит та команда, которая собьёт наибольшее число кеглей.

Подвижная игра «Выбивала»

2 раза

3 раза

Заключи- тельная

Привести функции орга-низма к норма-льному состо-янию

Ходьба фигурная «Змейкой», «улиточкой», «иголочкой с ниткой»

1 мин

Мы с вами хорошо потренировались. Я вижу, что из вас получатся настоящие космонавты.

Подвести итог занятия

Построение в шеренгу.

Ребята, какое у вас самое любимое упражнение с теннисным мячом? Посмотрите на себя в зеркало. Какие вы стали после занятия?

2 мин

Отметить тех, у кого лучше получалось ведение мяча, - мальчики и девочки

Итоговое занятие

Задачи: 1. Совершенствовать умения и навыки владения мячом.

2. Развивать умение координированно выполнятъ различные упражнения с мячом.

3. Формировать правильную осанку.

Время: 35 минут. Место: спортивный зал.

Инвентарь: мячи по количеству детей, 2 гимнастические скамейки.

Часть занятия

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

Подгото- вительная

Организовать

детей

Построение в шеренгу. Проверка осанки. Равнение.

Упражнение для кистей рук «Салютики», «Волна»

1 мин

По ходу дети берут мячи

Развивать чувство равновесия

Идут по гимнастической скамейке

1 мин

Ходьба с мячом, мяч вверх, за голову, катаем мяч в руках. Сесть, мяч зажат между стопами, продвигаться сидя.

Добиваться точности выполнения заданий.

Бег с мячом. На сигнал – остановиться – ударить мяч об пол и поймать, прыжки на двух ногах. Бег на сигнал – спиной вперёд

1 мин

Формирование правильной осанки

ОРУ с большим мячом

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы рук и плечево-го пояса

И.п.: мяч в руках внизу

1 – поднять мяч вверх, встать на носки;

2 – за голову;

3 – вверх;

4 –и.п.

8 раз

Включить в ак-тивное растяги-вание мышцы туловища

И.п.: ноги врозь, мяч за головой:

1 – поворот вправо, руки вперёд;

2 – и.п., в другую сторону

8 раз

Включить в ак-тивную работу мышцы ног, спины

И.п.: ноги вместе, руки вверх;

1 – сесть, руки вперёд;

2 – и.п.;

3 – наклон вниз;

4 – и.п.

8 раз

Мячом достать до пола

Включить в ак-тивную работу боковые мыш-цы спины, плечевого пояса, ног

И.п.: лёжа на спине, мяч в руках за головой

1-2 – ноги поднять, достать мячом до носков ног;

3-4 – И.п..

8 раз

Голову поднять

Включить в ак-тивную работу мышцы спины

И.п.: лёжа на животе, руки прямые;

1-2 – прогнуться, мяч поднять вверх;

3-4 – и.п.

8 раз

Посмотреть вверх

Включить в ак-тивную работу мышцы ног

И.п.: сесть, ноги вытянуты;

1-2 – поднять прямые ноги прокатить мяч из одной руки в другую

8 раз

Ноги держать вместе, прямые

Укрепление мышц стопы

И.п.: сидя. Прокатывание мяча стопой одной ноги, другой

Усилить функцию дыхания

Прыжки:

- через мяч прямо

10 раз

-через мяч боком

10 раз

- прыгать и подбрасывать мяч вверх с ловлей

10 раз

Основная

Развивать ловкость, меткость, координацию движений

«Школа мяча» на месте.

1.Ударить мячом об землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног, выпрямившись, поймать мяч

2 раза

2.То же, что и 1,только мяч бросить вверх

2 раза

3.Сильно ударить мяч перед собой об пол, повернуться кругом и поймать мяч

2 раза

4.То же, что и 3, мяч подбросить вверх

2 раза

5.Приподнять правую ногу, слегка вытянуть её вперёд и бросить мяч левой рукой об пол так, чтобы он пролетел перед правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. То же под другой ногой.

2 раза

Формировать «чувство мяча»

Отбивание мяча одной рукой (правой, левой) в движении, на сигнал последний, отбивая мяч, становится первым, на сигнал – бежать, отбивая мяч, затем прыгать, отбивая мяч

2 мин

1.Игра «Обгони мяч». Игрок катит мяч с силой и догоняет его «змейкой»

1 раз

Построение в две колонны

2.Эстафета «Змейка». Вести мяч вокруг предметов, забрасывая его в баскетбольное кольцо.

1 раз

3.Эстафета «Передай мяч». Дети передают мяч над головой, первый ползёт назад между ног играющих

1 раз

4.Эстафета. Натянута верёвка, дети перебрасывают мяч через верёвку, бегут под ней вперёд и ловят его, передают мяч способом от груди другому игроку

1 мин

5.Эстафета на фитболах. Прыжки на мяче вокруг стоек.

1 раз

Подвижная игра «Ловишки с мячом». Выбор водящего считалкой.

Раз-два-три, мяч скорей бери.

Четыре-пять-шесть, вот он здесь.

Семь-восемь-девять – бросай, кто умеет!

3 мин

Заключи- тельная

Снять напряже-ние, привести функции орга-низма к норма-льному состо-янию

Упражнение на расслабление «Насос и мячик»

3 мин

Самый меткий ловишка – это…

Ходьба за самым метким, построение в шеренгу

1 мин

Закончилось наше занятие, но наш верный друг – мячик всегда будет с нами

Отметить самых ловких детей