СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
консультация по физкультуре на тему

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_stroevyh_uprazhneniy.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Д.В. Хухлаева «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Строевое упражнение

Команда, распоряжение

Методические рекомендации

Примечание

построения

Построение в колонну по одному

«В колонну по одному – становись!»- старшие группы;

«Дети, станьте около кубика (около ленточки на шнуре, между двумя шнурами)!»; «Дети , станьте за Олей – друг за другом!»- младшие группы.

Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперёд руки. Такой строй называется сомкнутым. Во главе колонны находится направляющий, а в конце её – замыкающий. Педагог встаёт по правую сторону, лицом в верхний правый угол и поднимает руку вверх. За ним должны построиться дети друг за другом и принять основную (строевую стойку), т.е. стать прямо без напряжения, пятки соединить, носки развернуть по линии фронта на ширину ступни  (стопы), ноги в коленях выпрямить, грудь приподнять, туловище несколько подать вперёд, живот подобрать, не сгибаясь в пояснице, плечи держать на ровной высоте, руки опустить так, чтобы кисти, обращённые ладонями внутрь, были сбоку и посредине бёдер, пальцы согнуты, голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть перед собой, равняясь в затылок друг другу, и не шевелиться. После того как педагогом встал один ребёнок, он встаёт лицом к колонне, чтобы видеть всех детей и руководить построением. При подаче команды и на протяжении всего построения в колонну по одному педагог сам принимает основную стойку.

В младших группах обучают построению в колонну по одному, кто за кем хочет, а с четвёртого года жизни – уже по росту. В начале обучения широко используются зрительные ориентиры: (кубики, верёвка- на верёвке завязываются ленточки на расстоянии (40-45см), между двумя шнурами).

Построение в пары (парами)

«Станьте в пары!»

«В пары становись!»

В младших группах по распоряжению педагога каждый ребёнок находит себе партнёра, берёт его за руку и оба встают на указанное место. Следующая пара встаёт за предыдущей. Как только все пары займут места в строю, педагог предлагает опустить руки и подравняться, смотря в затылок впереди стоящему ребёнку.

В старших группах построение в пары (в колонну по два) проводится путём перестроения из колонны по одному (как на месте, так и во время ходьбы).

Построение в одну шеренгу

«Дети станьте около кубика (ленточки, шнура) один возле другого лицом ко мне!»

«Дети, станьте в линеечку около шнура!»

«Дети, станьте в одну шеренгу!»

«В одну шеренгу становись!»

Шеренга – строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону. Интервал между детьми (от локтя до локтя) равен ширине ладони. Такой строй называется сомкнутым. Разомкнутый строй, когда интервал между детьми равен одному или более шагам. В одну шеренгу группа строится спиной к окнам на расстоянии не менее одного шага от стены, а при двустороннем освещении – спиной к южным окнам, чтобы свет не мешал занимающимся наблюдать за действиями педагога. По команде педагог становится (встаёт) в верхний правый угол в положение «смирно», поднимает левую руку в сторону, голову поворачивает влево, указывая направление построения. Дети выстраиваются слева от него и принимают основную стойку. Как только занимающиеся начинают строиться, педагог делает несколько шагов вперёд, поворачивается лицом к группе и наблюдает за построением.

При обучении детей построению в одну шеренгу пользуются зрительными ориентирами – предметами (кубиками, шнурами с лентами (расстояние 40-45см)), расстояние между которыми должно быть такое, чтобы дети могли разместиться, сохраняя интервал между локтями. Детям предлагается стать в о.с. около кубика лицом к педагогу, слегка касаясь носками предмета. С 4-х лет дети строятся по росту.

Построение в круг

«Станьте в круг!»

«В круг – становись!»

«Раз-два-три- в круг скорей беги!»

Дети стоят один возле другого на интервал между локтевыми суставами, равном ширине ладони, лицом к центру, приняв ос. Сначала при обучении. используются зрительные ориентиры: по кругу ставятся предметы (кубики и др.) или кладётся шнур с завязанными ленточками (на определённом расстоянии), в центр круга ставится предмет (кубик, кегля и др.). Педагог предлагает детям стать около кубиков, ленточек, вдоль шнура лицом к центру (кубику). Он разъясняет, что расстояние от каждого ребёнка до центра (предмета) одинаковое; предлагает измерить глазом, запомнить это расстояние и выровнять круг. В дальнейшем шнур убирают. Дети становятся вокруг лежащего в центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг на глаз.

Вначале дети строятся в круг в любом порядке, кто за кем хочет, потом – по росту. Важно только, чтобы круг не разрывался, не сужался и не расширялся. С этой целью педагог напоминает: «Дети, круг должен быть ровным, как обруч».

Построение врассыпную

«Станьте

врассыпную! »

«Врассыпную – становись!»

Это размещение занимающихся в разных местах зала без точно установленного между ними интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук.

Обучение проводится с помощью зрительных ориентиров. Для этого предметы (кубики и др.) ставятся в разных местах зала на таком расстоянии (вытянутых вперёд, в стороны рук). Дети встают около предметов лицом в одну сторону (к педагогу).

Если дети задевают друг друга руками, то они размыкаются (отходят друг от друга), а после этого опускают руки вниз.

расчёт

Расчёт по порядку

«По порядку – рассчитайсь!»

Расчёт начинается с первого. Первый занимает ос все дети поворачивают голову вправо. Первый быстро поворачивает голову к рядом стоящему слева, говорит «первый» и тут же возвращает голову в ип (прямо). Второй ребёнок, услышав номер, быстро поворачивает голову влево, говорит «второй» и поворачивает голову прямо и т.д. Последний в шеренге называет свой номер без поворота головы влево, делает с левой ноги шаг вперёд, приставляет правую ногу к левой и говорит «расчёт окончен». После этого с левой ноги он делает шаг назад и приставляет к ней правую ногу.

Расчёт по порядку может производится и с левого фланга. Подавая команду об этом, надо указать: «Слева по порядку – рассчитайсь!»

Расчёт «на первый и второй»

«На первый и второй рассчитайсь!»

Дети (кроме направляющего) поворачивают голову вправо. Первый поворачивает голову влево, произносит слово "первый" и возвращается в и.п. Услышав номер, названный соседом справа, ребёнок быстро поворачивает голову влево и называет номер «второй», а затем поворачивает голову в положение прямо. Таким путём рассчитываются все дети. Последний называет свой номер без поворота головы влево. Если расчёт хотят произвести с левого фланга, то об этом надо указать в команде «Слева на первый и второй – рассчитайсь!».

Следить за сохранением о.с., за быстротой поворота головы и возвращением её в и.п. Номер произносится громко, чётко, отрывисто. После расчёта нужно проверить, запомнили ли дети свои номера: «Поднимите правую руку первые номера», «Поднимите правую руку вторые номера».

перестроения

Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте и в ходьбе.

«В колонну по два – стройся!»

Производится на три счёта. На «раз» - вторые номера отставляют левую ногу на шаг в сторону; на «два» - правую ногу ставят на шаг вперёд; на «три» - левую ногу приставляют к правой. Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по команде «В колонну по одному – стройся!» - на «раз» отставляется назад на шаг левая нога, на «два» - правая нога ставится назад-вправо; на «три» - левая нога приставляется к. правой.

Перестроение во время ходьбы, по команде вторые номера подходят к первым, и ходьба продолжается. Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному – вторые номера встают за первыми и продолжают движение.

Перестроения из колонны по одному в колонну по три, четыре

«Направляющие, выводите по очереди свои колонны на места!»

«Направляющие со своими колоннами на свои места – марш!»

В младших группах проводятся с использованием зрительных ориентиров. На пол кладут кубики, около которых должны встать направляющие колонн. Для каждого ребёнка первой колонны справа ставятся предметы на расстоянии вытянутых рук, чтобы соблюдалась дистанция. Педагог делит группу на три или четыре подгруппы и назначает направляющих колонн. Затем по распоряжению направляющий первой колонны (подгруппы) ведёт детей к первому предмету. Дети равняются в затылок, стараются сохранить дистанцию между собой, ориентируясь на предметы, стоящие справа. Потом идут по очереди вторая, третья и четвёртая колонны к своим предметам. Дети второй подгруппы равняются по первой, третьей подгруппы – по второй, а четвёртой – по третьей. Когда все дети построятся, проверяется сохранение дистанции и интервала между детьми поднятием рук вперёд до уровня плеч впереди стоящего ребёнка, а затем в стороны.

Когда дети научатся соблюдать дистанцию и интервал, предмет ставится только для направляющего первой колонны. В дальнейшем и этот предмет убирается, направляющий ориентируется на педагога, который показывает ему место, где он должен остановиться; направляющие всех остальных колонн равняются по направляющему первой колонны. Перестроение можно выполнить и в ходьбе. Педагог назначает направляющих перед ходьбой или во время ходьбы. Дети, не прекращая ходьбы, направляются к своим местам.

«Через центр – марш!» «В колонну по одному направо и налево в обход – марш!»

«В колонну по два через центр – марш!»

«В колонны по два направо и налево в обход – марш!»

«В колонну по четыре через центр - марш!»

В старших группах перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре производится в движении способом дробление и сведение. Перед перестроением производится расчёт на первый и второй и даётся команда для ходьбы. Направляющий доходит до середины стороны зала и по команде «Через центр – марш!» ведёт колонну через центр зала. Когда он дойдёт до середины противоположной стороны зала, подаётся команда «В колонну по одному направо и налево в обход – марш!». По этой команде первые номера идут направо, вторые – налево в обход. Когда направляющие колонн встретятся у середины стороны зала (где началось перестроение), подаётся команда «В колонну по два через центр – марш!». Дети идут в колонне по два через центр. Дойдя до середины стороны зала, по команде «В колонны по два направо и налево в обход – марш!» одна пара идёт в правую, другая – в левую сторону. Затем они сходятся у противоположной середины зала. Подаётся новая команда «В колонну по четыре через центр - марш!», и дети идут через центр в колонне по четыре.

При «дроблении» направляющие в колоннах должны идти в полшага (без дополнительной команды) до команды «Полный шаг!» Во время поворотов на углах идущие ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а идущие с наружного края – более широкие шаги, чтобы колонна оставалась ровной.

Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному называется разведением и слиянием.

«В колонну по два направо и налево в обход – марш!»

«В колонну по два через центр – марш!»

«В колонну по одному направо и налево в обход – марш!»

«В колонну по одному через центр – марш!»

Дети доходят в колонне по четыре до середины стороны зала. И по команде «В колонну по два направо и налево в обход – марш!» правая колонна по двое детей идёт направо в обход, левая колонна по два идёт налево в обход. При встрече колонн на противоположной середине зала подаётся команда «В колонну по два через центр – марш!». Когда колонна по два дойдёт до середины зала противоположной стороны, подаётся команда «В колонну по одному направо и налево в обход – марш!». По этой команде правая колонна идёт направо в обход, левая – налево в обход. При встрече колонн на противоположной середине зала подаётся команда «В колонну по одному через центр – марш!»

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении.

«В колонну по четыре налево-марш!»

При движении группы налево в обход на верхней или нижней границах зала (площадки) подаётся команда «В колонну по четыре налево-марш!». По исполнительной команде «Марш» первая четвёрка (двойка, тройка) поворачивается налево и продолжает движение в новом направлении. Следующая четвёрка делает поворот на том же месте, что и первая (команду подаёт замыкающий каждой четвёрки). Во время ходьбы даётся указание о сохранении интервала в шеренгах (на вытянутые руки в стороны) и дистанции в колоннах (на вытянутые руки вперёд).

Для обратного перестроения сначала подаётся команда для поворота направо «Напра-во!», а после ходьбы вдоль границ зала – «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом-марш!». При обучении сначала надо детей останавливать в тех местах, где подаются соответствующие команды.

Перестроение из одной шеренги в две

«В две шеренги – стройся!»

Сначала производится расчёт «на первый и второй». После этого подаётся команда «В две шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера делают на «раз» - левой ногой шаг назад, на «два» -  правой ногой шаг назад-вправо, становясь в затылок первому, затем на счёт «три» - приставляют левую ногу к правой. Это перестроение вначале можно делать по частям. Для вторых номеров подаются команды для каждого действия отдельно: «Шаг левой назад, делай – раз!»; «Шаг правой назад-вправо, делай – два!»; «Приставить левую ногу, делай – три!».

Для обратного перестроения из двух шеренг в одну подаётся команда «В одну шеренгу – стройся!». Дети, стоящие во второй шеренге, на «раз» делают шаг левой влево, на «два» - шаг правой вперёд, вступая в первую шеренгу, на «три» - приставляют левую ногу.

Перестроение из шеренги в круг

«В круг, взявшись за руки – стройся!»

По распоряжению «В круг, взявшись за руки – стройся!» дети берутся за руки. Педагог (или ребёнок) берёт своей левой рукой правую руку правофлангового и, двигаясь по кругу к левофланговому, берёт его правой рукой за левую руку и замыкает круг. В дальнейшем педагог становится против середины шеренги (на расстоянии 3-4м от неё), предлагает всем детям взяться за руки, а правофланговому и левофланговому направляться в сторону педагога, чтобы образовать круг. После этого детей учат самостоятельно перестраиваться без помощи.

Если дети в кругу должны стоять по росту, такой круг перестраивают из шеренги, построенной по росту. Сначала надо произвести расчёт «на первый и второй», перестроиться в две шеренги, затем повернуть одну шеренгу кругом (лицом друг к другу). После этого правофланговые, левофланговые и все остальные дети соединяют руки, отходят назад и образуют круг.

Перестроение из шеренги в два, три, четыре круга

Сначала надо поделить группу на две, три, четыре подгруппы. Затем по распоряжению педагога дети в подгруппах берутся за руки, правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и выравнивают круг.

Перестроение из одного круга в два

«По большому (среднему, малому) кругу налево (направо) шагом – марш!»

Проводится после расчёта «на первый и второй». Затем даётся команда «Вторые номера два шага назад шагом – марш!». Из колонны по одному в круг можно перестроиться в ходьбе. Педагог, став впереди колонны, ведёт её по кругу. Когда он приблизится к замыкающему, то подаёт ему руку, и все дети одновременно берутся за руки и продолжают идти, выравнивая круг. В дальнейшем роль направляющего выполняют дети.

Круг можно построить разного размера (большой, средний, малый). Диаметр кругов соответственно равен поперечнику зала, его половине и четверти

повороты

Поворот направо переступанием

«Переступанием направо!»

На счёт «раз» с поворотом туловища переставляется направо правая нога, на счёт «два» левая нога приставляется к правой.

Поворот налево производится аналогичным способом.

Поворот прыжком

«Прыжком направо!»

На счёт «раз» дети прыгают на двух ногах с поворотом в правую сторону.  При разучивании поворота прыжком направо по разделениям на счёт «раз» нужно слегка согнуть ноги в коленях, руки держать свободно или отвести немного назад (приготовились). На счёт «два», разгибая ноги, оттолкнуться от пола, прижать руки к бёдрам и прыгнуть с поворотом направо, приземлиться на носки (колени слегка согнуть) с быстрым переходом на всю ступню. На счёт «три» выпрямить ноги, встать в ос.

Поворот прыжком налево следует разучивать аналогично.

Поворот по разделениям

«По разделениям направо!»

На «раз» - делается поворот на пятке правой и носке левой ноги при сохранении прямого положения туловища, руки (ладони) прижаты к туловищу; не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу (опора на правой ступне), левая на носке, на «два» - левую ногу приставить к правой и принять ос.

Поворот налево выполняется на пятке левой и носке правой ноги, правая нога после этого приставляется к левой.

Поворот вполоборота

«Переступанием вполоборота направо!»

«Прыжком вполоборота направо!»

«по разделениям вполоборота направо!»

Производится теми же способами, что и повороты направо и налево.

Поворот кругом на месте

«Переступанием кругом!»

«По разделениям кругом!»

Выполняется в сторону левой руки (через левое плечо) на два счёта. На «раз» - левая нога вместе с туловищем поворачивается налево при сохранении правильного положения туловища, далее, не сгибая ноги в коленях, переносят тяжесть тела на впереди стоящую ногу; на «два» - правую ногу приставляют к левой. Чтобы сохранить равновесие при повороте кругом, лучше выполнять быстро из стойки «смирно».

Поворот кругом по разделениям выполняется также в левую сторону. На «раз» делается быстрый поворот на пятке левой ноги на носке правой не сгибая ног в коленях, переносят тяжесть тела на левую впереди стоящую ногу, встают на всю ступню (правая остаётся сзади на носке). На «два» - правая нога приставляется к левой (как можно быстрее).

Поворот кругом в движении

«Переступанием кругом - марш!»

«По разделениям кругом - марш!»

Слово «Марш!» произносится под правую ногу (одновременно с постановкой правой ноги на пол). По этой команде на счёт «раз» нужно сделать ещё один шаг левой ногой вперёд, на счёт «два» - полшага правой ногой вперёд (нога ставится на носок на одной линии с левой ногой) с одновременным поворотом налево-кругом, приподнимаясь на носках, на счёт «три» продолжать движение с левой ноги в противоположном направлении.

При выполнении поворотов в движении целесообразно после команды «Марш!» вести подсчёт, чтобы сохранить темп движения. Во время поворота в движении шаг делается более широкий.

При обучении поворотам дошкольников большое место занимают зрительные ориентиры (окно, дверь, кубики и др.). По мере усвоения используются и другие ориентиры («к окну, поворот», «к двери, поворот!»). Постепенно детей подводят к пониманию команд «Переступанием направо!», «Прыжком налево!», «По разделениям направо!». Сначала педагог уточняет у детей представление о расположении правой и левой руки, затем напоминает, в какую сторону будут поворачиваться, и после этого подаёт команду. На пример «Поднимите правую руку, будете поворачиваться в правую сторону, слушайте команду «По разделениям, направо!»».

Для обучения поворотам в ходьбе предметы ставятся в угол зала на таком расстоянии, чтобы можно было пройти между ними и стеной. Ребёнок, дойдя до предмета, обходит его и, не останавливаясь, делает поворот и продолжает ходьбу.

В старших группах дети делают поворот на определённой ноге. Подходя к предмету, ставят к нему правую ногу на носок и на ней же быстро производят поворот налево. Ходьба в новом направлении начинается с левой ноги. Для поворота направо, подходя к предмету, ставят к нему левую ногу на носок и на ней быстро производят поворот направо; ходьба в новом направлении начинается с правой ноги.

Дети подготовительной к школе группы чётко и быстро выполняют по команде повороты всеми способами.

размыкания и смыкания

Размыкания

«Разомкнись!»

Используются способы: обычный, приставной, скрестный шаг, прыжок, бег. Расстояние (интервал, дистанция) определяется шагами (один, два и более шагов), метрами, а также вытянутыми руками (вперёд, в стороны).

При размыкании назад в колоннах (по одному, два, три, четыре) с места, направляющие стоят на месте, остальные занимающиеся отходят назад (на указанное количество шагов) и, соблюдая дистанцию, равняются в затылок. По мере освоения размыкания вытягивают только одну руку, в последующем дистанции определяется на глаз.  Если же надо разомкнуть колонны на два и более шагов вперёд или назад, то такое указание включается в команду «На два шага назад (вперёд) разомкнись!» («На два шага назад (вперёд) шагом- марш!»). По этой команде на «раз» делают шаг назад (вперёд), на «два» делают второй шаг назад (вперёд) и приставляют ногу. При размыкании вперёд и назад можно идти обычным и приставным шагом.

Подавая команду или распоряжение, нужно указать величину дистанции (или интервала), каким способом это надо совершить, в каком направлении (вперёд, назад, вправо, влево, от середины вправо, влево) и на какой счёт. Если в команде не указано количество шагов, то размыкание производится на один шаг.

Смыкания

«Вперёд (назад)- вправо (влево)

сомкнись!»

Обязательно указывается в какую сторону надо сомкнуться каким способом и сколько сделать шагов или прыжков. Смыкание начинают все дети одновременно.

Размыкание и смыкание производится в колоннах в шеренгах, врассыпную, в круге и полукруге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строевые упражнения для детей старшего дошкольного возраста под музыкальное сопровождение "Марш победителей"

Строевые упражненя для детей старшего дошкольного возраста под музыкальное соповождение 1."Марш победителей"(с флажками)2."Ты не бойся мама""-"(без предметов)...

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп.

Методика  обучения  строевым  упражнениям  детей  разных  возрастных  групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе....

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СЕГОДНЯ НАС ЖДУТ.

Цель: формировать у детей стремление к физическому совершенствованию.Задачи:- отрабатывать навыки перестроения в одну, две колонны;- закреплять комплекс ОРУ в парах под музыку;- упражнять в метании ме...

Обучение детей строевым упражнениям. Игры на перестроение

Разновидности перестроений. Обучение перестроениям в игровой форме...

Методика обучения дошкольников строевым упражнениям.

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и ...

Строевые упражнения

Строевые упражнения -совместные действия занимающихся в том или ином строю. Строй -это размещение занимающихся для совместных действий. ...