Роль воспитателя на физкультурных занятиях
консультация по физкультуре на тему

Королькова Евгения Бориовна

Консультация для воспитателей о  необходимости слаженной работы воспитателя и инструктора по физической культуре. Часто воспитатели остаются в роли наблюдателя на занятии, этого не должно быть, они участвуют в страховке при выполнении упражнений, в показе выполнения упражнений вместе с инструктором, для достижения эффективности и повышении моторной плотности на занятии. Только в совместном сотрудничестве можно добиться определенныз результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ консультация для педагогов

Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ

консультация для педагогов

. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.

Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Воспитателю следует накануне физкультурного занятия

  • ознакомиться с его содержанием,
  • обговорить с инструктором по физической культуре организационные моменты,
  • обговорить расстановку оборудования.

При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктором по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.

Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.

При использовании группового способа организации обучения инструктором по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа – «станционального» (кругового)воспитатель и инструктором по физической культуре делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке. При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь инструктором по физической культуре.


 



Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми. 

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. Например, в ходе 
вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега. 

В основной части
 занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. 

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены. 

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников. 

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. 

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент. 

При организации 
круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь. 

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. 


В заключительной части
 занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось. 


После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. 


В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы. 


 

Примерное распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем 
в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы.


Задачи:

  • упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;
  • развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Предварительная работа:

  • ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;
  • обсуждение организационных моментов;
  • разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".

Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.

Часть 1

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. 
Перестроение в колонну по одному (прыжком). 
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс 

Инструктор по физической культуре
 обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе. 
Воспитатель
 следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними. 

Бег в колонне по одному 
(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу) 
Инструктор по физической культуре
 выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении. 
Воспитатель
 следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.

Часть 2

Общеразвивающие упражнения 
Инструктор по физической культуре
 объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах. Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно выполненное движение. 

И. п. - основная стойка, руки на пояс; 
1 - правую ногу назад на носок, руки за голову; 
2 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой. 

И. п. - стойка: ноги врозь, руки на пояс; 
1 - поворот вправо, правую руку вправо; 
2 - вернуться в исходное положение. То же влево. 

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища; 
1 - выпад правой ногой вперед; 
2- 3 - пружинистые покачивания; 
4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой. 

И. п. - стойка на коленях, руки на пояс; 
1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед; 
3- 4 - вернуться в исходное положение. То же влево. 

И. п. - стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз; 
1 - руки в стороны; 
2 - наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги; 
3 - выпрямиться, руки в стороны; 
4 - вернуться в исходное положение. То же к правой ноге. 

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 
1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить положение ног. 
9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза). 


Инструктор по физической культуре
 выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми. 
Воспитатель
 следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. 
При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняет с ними ходьбу на месте. 


Основные виды движений 

Инструктор по физической культуре
 вместе с воспитателем ставит две гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование. 

Ползание по гимнастической скамейке
 с опорой на ладони и колени (2-3 раза) 
Инструктор по физической культуре
 объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку. 

Равновесие
 - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и спину держать прямо (2-3 раза) 
Воспитатель
 контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей. 

Броски мяча вверх двумя руками и его ловля
Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши (10-15 раз) 
По сигналу 
инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему залу. 
Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками. 

Воспитатель
 занимается с оставшейся группой детей. 

Подвижная игра "Мы веселые ребята" 

Инструктор по физической культуре
 сообщает воспитанникам название игры, показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки. Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по местам. 
Далее 
инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и остановке игры, за какие нарушения правил игроки выбывают из игры, объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и действиями детей. 
Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением правил. 
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие (хором): После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раза. 


Инструктор по физической культуре
 совместно с воспитателем подводят итог игры:

  • отмечают детей, не нарушающих правил игры;
  • обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество, сообразительность и т. д.

Ход игры: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три - лови!

Часть 3


Ходьба в колонне по одному 

Инструктор по физической культуре
 ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя на физкультурном занятии

Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Цель физического воспитания в детс...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"

 Роль воспитателя  на физкультурных занятиях. Физическое  воспитание является одним из главных в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. На занятиях п...

консультация для воспитателей "Роль воспитателей на физкультурных занятиях"

Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУконсультация для педагогов  Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физическ...

Памятка для воспитателей: "Роль воспитателя на физкультурном занятии"

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя фи...

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»

Взаимодействие и взаимоотношения педагогов и инструктора по физической культуре напрямую связанно с эффективностью физкультурно-оздоровительной работой ДОУ...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на физкультурных занятиях".

Физическое  воспитание является одним из главных в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. На занятиях по физической культуре укрепляется здоровье детей, что является перво...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на физкультурных занятиях» 2018год

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду....