Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения
статья по физкультуре (средняя, старшая группа) на тему

Майсак Марина Константиновна

Описание методики проведения подвижных игр с детьми с нарушенным зрением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика и организация подвижных игр

с детьми с нарушением зрения

Общие требования к игре. Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для детей с ослабленным зрением, руководитель игры должен стремиться к тому, чтобы он был ярким и красочным, учитывать контрастность предметов, использовать цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие. При использовании мяча можно руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Мяч для игры необходимо подбирать очень круглый, обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему.

2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким.

Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении — темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

3. Используемый инвентарь должен быть безопасен.

Необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гравия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натянутый по периметру площадки. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, препятствий — ее поверхность должна быть однородной. Ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полос кой цветной ткани. Играющих необходимо предварительно ознакомить с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре.

Руководитель с помощью сигнала ориентирует играющих, дает правильное направление и предупреждает об опасности. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому следует регулировать физическую нагрузку при играх. В качестве иллюстрации приводятся игры коррекционной направленности.

Подвижные игры для детей с нарушениями зрения

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение в развитии сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д.

В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники.

При выборе игр следует учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовленность, зрительные нарушения.

При организации подвижной игры нельзя ставить детей к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свисток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети предупреждаются. Во время игры воспитатель контролирует поведение играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры.

В организации подвижных игр целесообразно учитывать следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности. С учетом этого классификация подвижных игр выглядит следующим образом:

1. Игры на профилактику нарушений осанки.

К ним относятся игры, связанные с большой подвижности лазанием, ползанием, выпрямлением,

2. Игры на профилактику плоскостопия: игры небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.

3. Игры на развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удержание мешочка на голове, его переносы.

4. Игры на развитие координации рук и ног: включают задания на одновременные, поочередные движения рук и ног.

5. Игры на развитие пространственной ориентировки:

— игры на ориентировку в микропространстве;

— игры на ориентировку в большом пространстве.

6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.

7. Игры на развитие бинокулярного зрения:

— при сходящемся косоглазии;

- при расходящемся косоглазии.

8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.

9. Игры для отдыха глаз.

10. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости),

11. Игры на развитие слуховой ориентировки.

12. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.

Все игры предусматривают воспитание следующих качеств личности ребенка с нарушением зрения: смелость, активность, настойчивость, общение, социальная адаптация.

В играх детей широко используется специальное оборудование: мячи, окрашенные в один цвет, оранжевый, красный, желтый, зеленый, наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза, размер зрительных ориентиров в играх подбирается с учетом зрительных возможностей детей; широко используются индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.

Каждая игра решает определенные задачи: развитие координации движений, ориентирование, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, выносливость, скорость, умение согласовать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнение правил игры, воспитание воли, настойчивости. Каждая игра решает не одну задачу, а несколько и какая-то из них является главной, ведущей, она должна быть осознана педагогом и реализована в игре.

Педагоги должны так организовать игру, чтобы в ней смогли участвовать все дети, т.е. опять ставится вопрос о дифференцированном подходе при проведении подвижной игры. Наблюдения за играми выявили своеобразия подвижной игры у детей с нарушением зрения; дети боятся включаться в коллективные игры, их пугает большое количество участников, сдерживает боязнь столкновения в игре, боязнь разбить очки, большинство детей испытывает страх перед предстоящей быстротой передвижения. Во время игры дети не полностью используют свои двигательные возможности (например, в игре «Чье звено скорее соберется»). В этой игре указывается место сбора звена, как правило, дети стараются находиться поблизости своего ориентира, а в связи с этим дети недостаточно активно двигаются, снижается эмоциональный интерес к игре. Не выполняется и основная цель в игре — ориентировка в большом пространстве. При организации подвижных игр учитываются принципы их отбора:

1. В игре не должен повторяться тот вид движений, в которых только что упражнялись дети, т.к. в основном движении и игре решается одна и та же задача. Однообразные движения воздействуют на одни и те же группы мышц, и быстро утомляет организм ребенка.

2. Обязательно учитываются зрительные нарушения всех детей и в зависимости от этого планируются игры.

При проведении игр всегда особое значение имеют правила безопасности.

Организация игры: взрослый воспитывает умение детей строго выполнять правила, обеспечивающие безопасность.

Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии

1. Прокатывание мяча в ворота.

2. Прокатывание мяча вокруг кеглей.

3. Прокатывание мяча вокруг кубов.

4. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо).

5. Скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка).

6. Забрось мяч в ведерко, лунку (перпендикулярно).

7. Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая) стихами.

8. Прокати мяч назад (индивидуально и коллективно).

9. Забрось мяч в корзину с расстояния.

10. Оттолкни мяч от себя.

11. Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).

12. Подкати мяч ногами (сидя на полу),

13. «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).

14. Футбол.

15. Проведи мяч ногой (дается определенное расстояние).

16. Докати мяч до флажка.

17. Сбей кеглю (прокатывая).

Направление взгляда вниз и в близь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому игры в основном подбираются и проводятся с направлением взгляда вниз и в близь.

Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии:

1. Бросание и ловля мяча (друг другу).

2. Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками).

3. Бросание о стену и ловля отскочившего мяча.

4. Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).

5. Забрасывание мяча в кольцо.

6. Игра с мячом через сетку.

7. Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка.

8. Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).

9. Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).

10. Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).

11. Чей мяч выше подлетит.

12 Поймай шарик (на удочку).

13. Кто первый принесет мяч (бросать можно и вверх и вдаль).

14. Кто дальше бросит мяч.

15. Бросание мяча через обруч.

16. Бадминтон.

17. Мяч — чижик.

Подвижные игры для детей с нарушенным зрением

направленные на коррекцию осанки 

«Найди себе пару». Играет нечетное количество игроков, например 11. По кругу кладут пять обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют раз личные упражнения на осанку. Со словами руководителя «Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавшийся лишним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроков с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, — два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков.

Упражнения, направленные на формирование правильной осанки:

  1. ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить;
  2. ходьба в полуприседе (спина прямая), ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные в разных концах зала;
  3. ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего;
  4. легкий бег с сохранением правильной осанки.

Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить («уточка»).

«Зайчики». Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10 х 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: «Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку». С последним словом, направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти назад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом воз вращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу. Передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока направляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

«Космонавты». В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2—2,5 м, вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Большой круг — это земля, а обручи — ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, формирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете; на какую захотим — на такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети поднимают его вверх, отводя лопатки, и по команде «взлет!» приставными шагами движутся по кругу, затем по команде «посадка» все останавливаются. Пока космонавты совершают полет опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полетов.

«Пожарные на учениях». Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закреп ленной) скамейкой, придвинутой к шведской стенке. Наклон скамейки 15—20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете шведской стенки подвешен колокольчик. По сигналу стоящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазании. Необходимо обеспечить страховку — маты.

«Хитрая лиса». Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закрытыми глазами. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осанку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осанка), тому в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и говорит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и проговаривают: «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убегающих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.

«Пройди — не ошибись». Играющий должен пройти по прямой 5—10 м вперед до звукового сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Задание можно выполнять с закрытыми глазами. Для учащихся 4-го класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озвученный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обеспечить страховку.

«Колобок». Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. В руках у направляющих мяч. Учитель произносит: «Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет». С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, отводят руки назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тифлопедагог-логопеду"Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением зрения"

в презентации даны рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях МДОУ комбинированного вида...

Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения

Все мы знаем, насколько важны прогулки в жизни детей. На  прогулке, во-первых, укрепляется здоровье детей, во-вторых закладываются основы экологической культуры. На прогулке, как нигде больше, де...

Рекомендации воспитателям по организации деятельности с детьми с нарушением зрения.

Методическая разработка по организации деятельности с воспитанникми с ОВЗ ( нарушение зрения), взаимодействие со специалистами, коррекционная деятельность с детьми с нарушением зрения....

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Методика организации восприятия сюжетной картины детьми с нарушением зрения

    В коррекционной работе по развитию зрительного восприятия и навыков социально-бытовой ориентировки возможно использовать сюжетные изображения.       В данной статье...

Организация работы с детьми с нарушением зрения

Организация работы с детьми с нарушением зрения...

Организация прогулок с детьми с нарушением зрения

В материале даны рекомендации педагогам детского сада по организации коррекционной работы на прогулке....