ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Физкультурные занятия как форма оргонизации физического воспитания с детьми дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota_tatarnikova.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ  СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ  ЗАНЯТИЙ  В ФИЗИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

  1. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста
  2. Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
  3. Структура сюжетного физкультурного занятия

ГЛАВА 2.  ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

2.1  Разработка сюжетного физкультурно - оздоровительного комплекса упражнений с элементами круговой тренировки

2.2  Аналитический отчет по  проектной работе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 ВВЕДЕНИЕ

В последние годы  заметно возросло количество физически ослабленных детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе -  и это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Физическое здоровье - основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты  характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.

 Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия

Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям у детей  дошкольного возраста

Гипотеза исследования: проведение сюжетно-физкультурного занятия с детьми  дошкольного возраста будет способствовать интересу к занятиям физическими упражнениями

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ  СЮЖЕТНЫХ  ФИЗКУЛЬТУРНЫХ  ЗАНЯТИЙ  В ФИЗИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

1.1 Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.

Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.

Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость - это двойная радость.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.

1.2 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста

Сюжетное занятие - одно из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующее воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа я считаю и то, что, по большому счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов мной широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, русско-народные сказки, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

Эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например, «Колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки», «лужи», идут по «кочкам», перешагивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл.

Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

В другой ситуации, пробуждая у дошкольников сочувствие к персонажам, может предложить им не только выручить или спасти полюбившихся героев, но и просто порадовать их совместными играми. Так, дети идут в гости к игрушкам, чтобы позаниматься с ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся. На первых порах воспитатель сообщает детям развитие сюжета постепенно: «Пойдем к кукле, а теперь поиграем с куклой в догонялки».

Персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам.

Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Принимая игровые обстоятельства, предложенные воспитателем, дети выполняют плавные, замедленные движения как будто бы во время качки на корабле, имитируют лазанье по корабельным снастям.

Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».

Часть занятий посвящается путешествиям по временам года, в них отражаются природные изменения, трудовая и спортивная деятельность людей. Сюжеты занятий близки детям, их впечатлениям и переживаниям, содержат материал по ознакомлению с окружающим (например, «Вспомним лето», «На солнечной полянке», «Почтальоны» и другое). Также путешествия и прогулки проводятся в среднем и медленном темпе и включают определенные игровые упражнения с целью совершенствования необходимых движений.

При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии со взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, мажут крылышками, как цыплята.

В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Это является одной из причин широкого распространения в практике ДОУ сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно.

Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».

Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи. Например, дети - «мышки» - выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети - «котята» - выгибают спинку, ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают за ними.

Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка. Так, во время игры «Солнышко и дождик» дети убегают, услышав шум дождя (грамм запись), и выходят погулять, когда поют птички.

Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе в разное время года. Эти занятия более эффективны. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе. Это такие занятия, как «Мы покормим птиц зимой», «Поможем коту Леопольду». Они оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают укреплению воли, развивают смелость, самостоятельность.

Формируемые на занятиях игровые действия могут быть перенесены под влиянием воспитателя в самостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активности малышей в сюжетно-ролевых играх.

При проведении физкультурных занятий воспитатель постоянно помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей - всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённость игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, за который можно спрятаться от злого волка.

Когда накоплен некоторый опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности на физкультурных занятиях, они могут по напоминанию воспитателя, выбрать предмет для упражнений и подвижных игр и активно действовать с ним.

Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

1.3 Структура сюжетного физкультурного занятия

Занятие состоит из трех частей вводной, основной, заключительной.

В вводной части нужно ввести организм в состояние подготовленности к основной части.

Основная часть занятия содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. В заключительной части происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей, т.к. фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:

· помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

· предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

· не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

· предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;

· избегать длительного статического положения, ожидания;

· методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

· давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

· умело вызывать у ребенка положительные эмоции;

· учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

ГЛАВА 2.  ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

2.1  Разработка сюжетного физкультурно - оздоровительного комплекса упражнений с элементами круговой тренировки

«Сказочное путешествие в Африку» по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит».

Цель: развить интерес к движениям у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий, развитие способности к передаче образа с помощью собственных движений.

Задачи: развитие выразительности детских движений, ловкости,  совершенствование двигательного внимания, координации движений. Совершенствование навыков ходьбы и бега, повторение и закрепление основных движений в игровых заданиях.

Программное содержание: ходьба по гимнастической скамейке, спрыгивание на полусогнутые ноги, подлезание под мостиком-качалкой, лазанье по гимнастической стенке.

Оборудование: гимнастическая скамейка, шведская стенка, мостик-качалка(дуга), канат, мячи.

Ход двигательной игры:

Предварительная работа: до начала игровой деятельности дети должны хорошо знать содержание сказки «Айболит».

Инструктор встречает детей, одетый  с элементами костюма врача, предлагает вспомнить сказку о докторе Айболите. Педагог приглашает детей вместе с ним отправиться в Африку к больным зверюшкам.

Двигательная разминка

Словесное сопровождение

Движения

Сначала нужно добрать до моря через дремучий лес,

по узкой дорожках,

по колючим хвойным иголкам,

по грязи.                                                  

Нахождение  своего места в колонне. Ходьба обычная парами,

друг за другом,

на носках,

на пятках.

Вдруг в лесу раздался треск. Это медведь пробирается сквозь кусты. Нужно пройти пригнувшись, чтобы он не увидел.

Прошли опасный участок дороги, вышли на солнечную полянку,

обрадовались, и побежали вприпрыжку.

Ходьба  в полуприседе.

Бег в среднем темпе,

бег поскоками.

Прошли опасный участок дороги, вышли на солнечную полянку,

обрадовались и побежали в припрыжку.

Бег в среднем темпе,

Бес с поскоками.

Вдруг услышали гудок парохода, испугались, что опоздают, и припустились бегом.

Быстрый бег.

Прибежали к пароходу, взошли на него по трапу.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Основные виды движений: 

Педагог - «Доктор Айболит» предлагает детям быть матросами на его пароходе, но прежде потренироваться и выполнить задания: (Поточный способ организации с 2-3 комплектами  спортивного оборудования.)

 ходьба по качающейся палубе,

Ходьба по гимнастической скамейке разными способами.

лазанье по реям,

Лазание по гимнастической стенке.

опускание по трапу в трюм.

Подлезание на четвереньках под мостиком-качалкой.

Педагог - «Доктор Айболит» хвалит матросов и предлагает им сойти на берег по веревочной лестнице, полюбоваться окрестностями.

Ходьба по канату или веревочной лестнице, лежащей на полу.

Сказка в движении

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Музыкальное сопровождение из мультфильмов «Львенок и черепаха», «Чунга-Чанга», «Катерок», «Дельфины»

На берегу матросы увидели:

качающиеся пальмы,

  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в сторону, наклоны в сторону. (6 раз)

цветы,

  1. И.п.: ладони сложены перед грудью, ритмическое сжимание и разжимание пальцев.

страуса,

  1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной, наклоны вперед.

как ползет змея,

  1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы сжаты. Вращение рук вокруг своей оси вперед и назад.

как слон машет ушами,

  1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнутые в локтях, за головой. Соединить локти перед собой и развести их.

как тигр сердится, как тигр смеется,

  1. И.п.: стоя на четвереньках. Прогнуться, спина круглая, выпрямить спинку спину, голову вверх.

как тирг  убежал, поищем его.

  1. И.п.: стоя на четвереньках. Переступание на руках вправо-влевло, руки ставятся скрестно.

Тигра не нашли, но увидели веселых обезьян.

  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Положить руки на колени, пройти не сгибая колен, опустить руки на пол, ходьба на четвереньках, не сгибая колен.
  2. И.п.: основная стойка, прыжки по желанию детей.

Матросы погрелись на солнышке.

  10. И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, подбородок на ладонях. Поднять ноги, помахать ими. 

  11. И.п.: лежа на спине, ноги прямые, руки за головой. Поднять ногу, завести за другую, поднять, опустить на место.

Доктор Айболит говорит, что, пока матросы любовались природой, на корабль напали пираты. Чтобы спастись от них, нужно: перепрыгнуть через пропасть, запрыгнуть на большой камень, спрыгнуть с него и спрятаться. Пираты во главе с Бармалеем приближаются. Придется обороняться от них кокосовыми орехами.

Прыжки в длину с разбега,
прыжки вверх,
спрыгивание.

Метание мячей в цель.

(Способ организации - поточный.)

Пиратов  удалось прогнать, доктор предлагает поиграть в африканские игры:

обезьяны играют в чехарду и мостик,

 Дети строятся в 2-3 колонны и наклоняются. Начиная с последнего,

дети поочередно перепрыгивают
друг через друга.  По окончании

первый встает на четвереньки, второй пролезает под «живой мостик»

и встает рядом. Третий пролезает
под двумя «мостиками» и т.д.

носороги  катают  мячи.

Прокатывание мяча, двигаясь на четвереньках.

Айболит предлагает сделать профилактические упражнения от простуды.

Айболит хвалит детей и предлагает
вернуться домой.

Спокойная ходьба

2.2 Аналитический отчет по  проектной работе

 Сюжет занятия способствуют эмоционально положительному настрою детей на занятие, активности детей, а также увлечённому выполнению детьми физических упражнений, развития воображения детей (воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь), самостоятельность, артистизм. Соблюдаются требования к оздоровительной направленности физкультурных занятий.

В старшей группе дети были активны, охотно выполняли задание упражнения. Воображая, ситуация помогает сделать интересными для ребёнка двигательные задания. Занятие прошло в интересной форме, что способствовало выполнению сложных упражнений легко и свободно, повысилась двигательная активность детей.

Дети слушались воспитателя, выполняли движения одновременно всей группой, действовали в соответствии с заданным планом и творчески выполняли предложенные задания.

Таким образом, хорошо поставленные физкультурные занятия во многом способствуют умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствую развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Можно также проводить сюжетные физкультурные занятия связанные с сезонными явлениями в природе. В этих занятиях создаются благоприятные условия для совершенствования основных движений и способствуют умственному и физическому развитию дошкольников. Стимулирует двигательную активность, обеспечивает таким образом гармоничное развитие ребёнка.

Эффективность проведения сюжетных физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влияния на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.

Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надёжным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного поведения.

Сюжетно - игровая форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.

У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов. В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Викулов А.Д., Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» Ярославль, 1996 г.
  2. Волошина JI.H, «Воспитание двигательной культуры дошкольников» М, 2005
  3. Волошина JI.H. «Игровые занятия» // Дошкольное воспитание 2007 г. № 5.
  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М., 2005
  5. Гусева Т.А. «Вырастайка.» Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. Тобольск., 2004
  6. Кожухова Н.Н. Рыжкова Л А «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 2003
  7. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.И. «Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении» - М., 2003
  8. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. - М.: «ФиС», 1983. - 120 с.
  9. Онишина В.В. Здоровье и физическое развитие ребенка. Работа с эмоциями. Журнал «Современный детский сад». – 2011. - №5
  10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: «Просвещение», 1978.-287 с.
  11. ОсокинаТ.И. «Физическая культура в детском саду» - М., 1990 г.
  12. Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» М, 2001
  13. Полтавцева Н.В. «Физическая культура в дошкольном детстве» -М., 2006