Роль подвижной игры в развитии основных видов движений у старших дошкольников (Выступление на педагогическом совете).
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая группа) на тему

Опыт использования подвижных игр в развитии основных видов движений (ходьба,бег, прыжки, метание,ползание) у детей старшей и подготовительной групп в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhki.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подвижной игры в развитии основных видов движений у старших дошкольников.

(Выступление на педагогическом совете)

                                                                                                   

        Подготовила:

Воспитатель МБДОУ №96 «Лучик»

Торопова Н.В

           

                                              г. Н. Новгород

                                                     2016 г

Познакомившись с  педагогическим опытом  передовых  педагогов современной  дошкольной  педагогики , и  в процессе своей работы  я пришла к выводу, что более эффективно проблемы  двигательной  активности и совершенствования  основных  движений  будет  решаться  через  подвижную игру.                                                                                         Во время  игр у дошкольников  формируются  и совершенствуются  навыки в основных видах движений (ходьбе ,беге, прыжках, метании, лазании и  др). Быстрая смена   в процессе  игры  приучает  ребенка  использовать  известные ему движения  в соответствии с той  или  иной  ситуацией. Все это положительно  сказывается  на совершенствовании  двигательных  навыков. Работу по физической культуре со старшими дошкольниками осуществляю в 4 этапа: знакомство, обучение, совершенствование и закрепление.
Дети в моей подготовительной группе очень активны и поэтому в любой ситуации они стараются двигаться, для них очень сложно находиться в одном положении долго, подвижная  игра  для  них сейчас очень важное средство общения.                                                                                            Каждое  наше  утро   начинается  с  игры  малой  или  средней  подвижности, основным видом движения в которой является ходьба. Это сюжетно- ролевые, народные игры, игры с элементами танца, такие как «Ручеёк», «Золотые ворота», «Коршун  и наседка», «Гори, гори ясно», «Лавата», «Буги-вуги» и др. Нам эти игры ещё знакомы со старшей группы, и поэтому сюжет хорошо изучен. Сейчас мы отрабатываем качество движений, видоизменяем их, усложняем. Так в игре «Море волнуется» дети изображают повадки животного, людей разных профессий. Ребята, которые в нашей группе недавно (Наре, Даша) быстро осваивают игры  и движения, есть такие ребята которым  уделяю особое внимание. Это Лёва, Ярослав Ерёмин, Егор Присталов.                                                                                               Подвижные игры с бегом дети сами выбирают в самостоятельной игровой деятельности. Любимые игры «Чай -чай выручай», «Ловишки», «Лиса и куры», «Третий  лишний», «Али -Баба». Сейчас осваиваем новую подвижную игру «Хали -хало».                                                                                  Большинство сюжетных игр коллективные, и ребенок приучается в них согласовывать свои действия с действиями партнеров, вести себя организованно, в соответствии с требованиями правил.                                 Ещё в старшей группе, мы стали проводить игры-соревнования с бегом и прыжками. В них принимали участие наиболее активные дети, которые легко повторяют любое движение. Это ребята, занимающиеся спортом или семьи которых активно проводят свободное время: Артём Шмойло, Настя Сокольникова, Ярослав Василенко, Кристина Миронова, Миша Хализов, Соня Абрамова, Матвей Титов, Даниэла Тяпкина, Андрей Денисов, Соня Иванова и др. Постепенно к ним присоединились менее активные ребята.
Желание поучаствовать в командной   игре  стало   стимулом   для индивидуальных   занятий   по  физической культуре,  по  развитию   разных  видов  бега  и дополнительных упражнений. Закрепляя   свои  умения,  развивая двигательные  навыки, они  наравне  с  другими  ребятами  сейчас принимают участие  в эстафетах. Позднее в игры- соревнования стали включать  сложные  прыжки, упражнения  с  мячом  и обручем, ползание, метание мешочков.

Для закрепления основных видов движений с мячом очень часто проводим «Школу мяча»,  где  дети  проходят   несколько   ступеней,  с  каждым  разом усложняя  упражнение. Побеждает  тот, кто  первым пройдет  самую  сложную  ступень.

Очень  популярны  как  среди  мальчиков , так  и  среди  девочек  спортивные  игры  с  мячом  :  футбол  и  баскетбол.  Дети  организуют  смешанные  команды  ,  самостоятельно  регулируют  правила  игры.

После окончания игры обязательно отмечаю тех, кто был наиболее активным и достиг определенных успехов. Например: «Молодец, Егор, хорошо бросал мяч и попадал точно в обруч» и т. д. Это вызывает у дошкольников чувство уверенности в своих действиях.

Бывает и так, что дети каждый день играют в одни и те же игры (например, девочки с мячом или в «Чай-выручай»). Это не всегда полезно, поскольку однообразие движений приводит к одностороннему развитию. Мы    заботимся о том, чтобы дети принимали участие в различных играх. Любая игра должна проводиться живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством физического воспитания.

Игры повторяем   на протяжении года, постепенно усложняя их. Все это дает возможность совершенствовать жизненно важные для ребенка двигательные навыки (ходьбу, бег и др.).

Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазанье) до тех пор, пока дошкольники не овладели ими. Вначале их учим   правильно выполнять движение, а лишь затем   проводим  игру, где это движение является  ведущим.

Дети любят, когда в играх неожиданно возникают различные ситуации (препятствия), и стараются преодолеть их. Учитывая этот интерес, следует обращать их внимание на результат игры, ставить перед ними конкретные задания: что должны делать играющие, в какой последовательности, что им запрещено.  На  прогулке  устраиваем  преодоление  полосы  препятствий,  которые  меняются  в  зависимости  от  времени  года.  Сюда  входит  ходьба  по  лабиринту ,  метание  в  вертикальную  и  горизонтальную  цель ,  преодоление  барьеров ,  бег.  Зимой  добавляем  катание  с  горки  и  лыжную  дистанцию.  Летом  -  броски  в  баскетбольное  кольцо  , прыжки  со  скакалкой,  прыжки  в  длину  и  высоту.

 Здесь  в  первую  очередь  уделяю  внимание  качеству  выполнения  движений. Скорость  в  этом  случае  не  главное.  Лишь  между  теми  ребятами,  которые  верно  и  без  помощи  взрослого  выполнили  все  упражнения ,  устраиваем  соревнования.

В этом возрасте дошкольников интересует не только содержание игры и роль в ней, но и результаты (быстрее всех пробежать, точнее попасть в цель и т. д.). Нужно чаще проводить игры с элементами соревнований на точность, ловкость, быстроту движений. Проводя соревновательные игры,  приучаем детей к сдержанности,  стремлению   избегать ненужных криков, споров, проявлять положительные эмоции. Важно также научить детей самостоятельно рассказывать содержание известной им игры, объяснить ее правила, вместе со своими товарищами организовать и проводить ее.

 Способ передачи эстафеты подбирается в зависимости от характера заданий. Мы  строго следим  за правильностью передачи эстафеты, предупреждаем чрезмерно азартные, резкие действия. Для воспитания у детей выдержки можно воспользоваться таким приемом . Принимающие эстафету становятся спиной к направлению движения так , чтобы не видеть приближение передающего эстафету. Только приняв ее, они включаются в действие. Оценивая результаты ,  мы  учитываем  нарушение правил, допущенные участниками, поясняем  детям необходимость четкого их выполнения.

Детям старших групп надо предоставлять возможность проявить свои способности, умения , разнообразно использовать свой двигательный опыт. Своеобразную форму показа достижений в усвоении различных видов движений представляют собой физкультурные досуги и физкультурные праздники. Они демонстрируют быстроту и ловкость, самостоятельность и смелость детей, их умение ориентироваться в пространстве.

Большинство игр и упражнений должно быть знакомо старшим дошкольникам. Но для того ,чтобы повысить интерес детей, в программу досуга включаются и малознакомые им игры и аттракционы.

Для нас стало  традицией  проводить  физкультурные  праздники  к  Дню Защитника Отечества, в  которых  участие  принимают  не  только дети  и воспитатели, но и родители  являются  активными   участниками разнообразных  игр, эстафет, аттракционов.

Детские физкультурные праздники  -  эффективная   форма   привлечения родителей к работе по организации активного отдыха детей, по внедрению физической культуры  в быт  дошкольного   учреждения   и семьи.

Дети  с  радостью  участвуют  в  праздниках  и  развлечениях.  У  них  расширился  двигательный  опыт,  совершенствуются  навыки  в  основных  движениях,  психофизические  качества,  формируются  самостоятельность,  активность,  положительные  взаимоотношения  со  сверстниками.

Подвижная  игра  -  это  действенное  средство  разностороннего  развития!

Список литературы

1.Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и  доп. Киев.,Здоровья, 1979 .-  232 с.

2.Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду.- 3- е изд., перераб.- М., Просвещение , 1986.- 304 с.

3.Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/Авт.- сост. Э. Я. Степаненкова.-М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2013.- 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ( ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ).

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение ...

Консультация "Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Материал расскажет о том, как в подвижных играх развиваются основные движения малышей....

РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. ...

Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по теме: «Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста»...

Подвижная игра как средство основных видов движений младшего дошкольника

Подвижная игра как средство основных видов движений младшего дошкольника...

Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста

Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста...