Подвижные игры круглый год в старшей группе на свежем воздухе
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) по теме

Гузева Оксана Сергеевна

В детстве ребёнку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребёнка, который необходимо использовать для укрепления здоровья детей и их успешного физического развития.

Глубокий смысл подвижной игры – её полноценная роль в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этнические ценности общества. Игра  развивает фантазию и воображение, формирует  духовное богатство  человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskie_uprazhneniya_i_podvizhnye_igry.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры круглый год в старшей группе

на свежем воздухе

В детстве ребёнку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребёнка, который необходимо использовать для укрепления здоровья детей и их успешного физического развития.

Глубокий смысл подвижной игры – её полноценная роль в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этнические ценности общества. Игра  развивает фантазию и воображение, формирует  духовное богатство  человека.

Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь. Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя. Подвижные игры – одно из условий развития культуры ребёнка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познаёт окружающий мир.

 Во время ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке решаются следующие задачи:

- расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;

- развитие креативных возможностей и физических качеств (ловкость, быстрота движений, координация и выносливость);

- воспитание самостоятельности и активности;

- приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Успешное решение этих задач достигается в процессе подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей и умственного напряжения  и нравственно-волевых качеств.

Физические упражнения и подвижные игры на прогулке дают возможность организовать активную двигательную активность детей, развивать их физические возможности и регулировать физиологическую нагрузку.

 Бег, прыжки, метание, борьба – всё это элементы подвижных игр. В играх развиваются такие двигательные навыки как быстрота, точность, координация движений, причём это развитие происходит значительно интенсивнее, поскольку оно связано с сильными эмоциональными переживаниями.

Самое лучшее время для активной двигательной деятельности воспитанников – это прогулка, на которой подвижные игры полезно сочетать с разнообразными физическими упражнениями. В результате двигательная деятельность детей на свежем воздухе будет более разнообразной и эффективной.

При выборе времени для организации подвижных игр и физических упражнений на свежем воздухе необходимо внимательно относиться к самостоятельной игровой деятельности детей, т.к. дети старшего дошкольного возраста могут увлечённо играть в сюжетно-ролевые игры и иногда без особого желания переключаются на специально организуемую подвижную игру или физические упражнения. Не следует прерывать творческую игру детей, а лучше перейти к подвижным играм и физическим упражнениям после её окончания.

Занятия нужно начинать с игр средней подвижности, чтобы дети почувствовали интерес к игре и разогрелись. Особой любовью детей пользуются такие игры как «Мышеловка», «Цепи кованые», «Раз, два, три, машина стоп!», «Поменяй домик», «Хитрая лиса» и т.д.

Далее можно перейти к играм высокой подвижности, где дети во время игры достигают пика своей активности. Это всеми любимые «Ловишки», «Мы весёлые ребята», «Выше земли», «Охотники и зайцы», «Караси и Щука», «Третий лишний», «Ласточки и буря», «День – ночь», Пастух, волк и овцы», «Чай-чай, выручай!», «Рыбаки и рыбки» и т.д.

Прогулку необходимо заканчивать играми малой подвижности, которые используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию.

Задачами малоподвижных игр и игровых упражнений является:

- снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;

- снятие общего утомления, моторной напряжённости мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;

- развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;

- укрепление сердечно- сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;

- ориентирование в пространстве;

- формирование и закрепление двигательных умений;

- получение удовольствия и создание хорошего настроения;

- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их не значительна.

Спецификой данного вида игр является способ организации детей

 (круг, врассыпную, шеренга и др.)

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Они проводятся со всеми детьми одновременно. К играм малой подвижности относятся: «У меня, у тебя», «У оленя дом большой», «Вперед четыре шага, назад четыре шага», «Ручки – ножки», «Овощи и фрукты», «Пол, потолок, голова», «Котик к печке подошёл», «Дом», «Пропавшие ручки» и т.д.

Во время прогулки  широко используются народные игры. Эти игры как песни и сказки, созданы народом. Они заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Правила их просты и понятны: «Салки», «Жмурки», «Прятки», «Гуси – лебеди», «Фанты», «Горелки», «У медведя во бору», «Краски», «Кошки – мышки», «Удочка», «Горячий картофель», «Мороз – Красный нос», «Воробушки и кот» и т.д.

При повторении подвижных игр и физических упражнений с детьми старшей группы воспитатель должен стремиться, чтобы дети пытались организовать эту деятельность сами и способствовать проявлению самостоятельности, организованности и инициативы детей. В процессе физических упражнений и подвижных игр воспитатель наблюдает за взаимоотношениями сверстников, в случае затруднений своевременно оказывает помощь, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Желательно, чтобы воспитатель и сам принимал участие в выполнении упражнений. В подвижных играх он может взять роль ведущего или какого-либо персонажа. Это доставляет детям радость, способствует повышению их двигательной активности на прогулке.

В старших возрастных группах в течении месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, разучено три – четыре игры; при этом каждая новая игра может повторяться более трех раз в зависимости от содержания, что позволит хорошо усвоить правила игры и сохранить интерес к ней.

Значительное место на прогулке отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм – эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения:

Подвижные игры на прогулке могут быть использованы для общего физического развития детей и для овладения и совершенствования  навыков, необходимых для отдельных видов спорта. В интересной и увлекательной форме в играх воспроизводятся технические приёмы отдельных видов спорта. Многие подвижные игры являются подготовительными к спортивным.

Литература.

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015. -128 с.

2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014. -128 с.

3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014. -128 с.

4. Фёдорова Н.А. Физическая культура: подвижные игры: 1-4 классы. ФГОС/Н.А. Фёдорова. - М.: Издательство «Экзамен»,2016. -46, (2) с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

5. Утробина К.К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Сценарии физкультурных занятий и развлечений в ДОУ / К.К. Утробина. - М.: Издательство ГНОМ,2015,- 152 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры с детьми 2-3 лет на свежем воздухе

Педиатры всего мира советуют по возможности больше гулять с детками. Прогулки на улице закаляют организм и усиливают иммунитет, легкие очищаются от пыли и положительно воздействуют на слизистую носа. ...

Подвижные игры для детей второй младшей группы на свежем воздухе.

Возраст ребёнка имеет огромное значение, и есть игры которые предназначены для этого возраста....

Подвижные игры круглый год в старшей группе на свежем воздухе

Подвижные игры круглый год в старшей группе на свежем воздухе...

Подвижные игры для детей в старшей группе.

Подборка подвижных игр для детей от 4-ех лет....

Подвижные игры на прогулке в старшей группе

Подвижные игры на прогулке в старшей группе...

Подвижные игры на прогулке в старшей группе май

Подвижные игра на прогулкестаршая группамайЛИСА В КУРЯТНИКЕЗадачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глу...