Картотека подвижных игр. Старшая группа.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Дуденкова Наталья Владимировна

Картотека подвижных игр в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podv.igry_st.gr_.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

БЕГ   НАРЕРЕГОНКИ.

Цель: Тренировать чувство координации и развивать ловкость движений.

В хорошую тёплую весеннюю, летнюю или осеннюю погоду, когда одежда и обувь детей достаточно лёгкая и удобная, на свободной площадке можно провести разнообразные пробежки, перебежки, игры с бегом.

1. Пробежать в спокойном темпе как можно дальше и дольше.

2. Пробежать по краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени.

3. Пробежать, забрасывая ноги назад, стараясь, коснутся пятками ягодиц.

4. Пробежать, перешагивая на бегу линии, начерченные на земле на расстоянии 1,5 – 2 м.

5. Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю или приподнятые на высоту 15 – 20 см.

ЛОВИШКА   В   КРУГУ.

Цель: Развитие быстроты реакции, подвижности ребёнка, стимуляция функции дыхания.

На земле чертится круг диаметром 3 – 4 м. При помощи считалки выбирают ловишку. Он становится в центр круга, остальные – за кругом. После сигнала: «Раз, два, три – лови!» – дети бегут в круг, а ловишка их ловит. Когда он поймает 3 – 4 детей, выбирают нового ловишку.

ВЕСЁЛОЕ   СОРЕВНОВАНИЕ.

Цель: Развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувство равновесия; воспитания дружелюбия. Развитие скорости движений; воспитание выносливости, ловкости.

Играющие становятся в 3 – 4 колонны у общей черты на расстоянии 2 – 3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м. (расстояние между линиями 20 – 25 см). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70 – 80 см («канавки»), и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя первые дети бегут по дорожкам. Перепрыгивают «канавки», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на землю. После этого они быстро возвращаются в конец своей колонны. Прибежавшему первым дают флажок или другой значок. Колонна, у которой больше флажков, считается победившей.

Можно играть по-другому. Первые дети. Выполнив задания, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись.

КЛАССЫ.

Цель: Развитие меткости, глазомера, координации движений; умение концентрировать и переключать внимание, согласованно действовать в коллективе.

На земле чертят обычные «классы» из 6 – 8 клеток (в 2 ряда по 3 – 4 клетки), у последней клетки рисуется полукруг – «огонь». Ребёнок бросает плоский камешек в первую клетку, а затем прыгает в неё на одной ноге. Он должен здесь остановиться, взять камешек и продолжать прыгать до конца. Затем прыжки начинают, забрасывая камешек во вторую клетку, и т.д. играют в классы по нескольку человек, по очереди. Если ребёнку не удалось попасть камешком в нужную клетку или во время прыжков он наступил на линию, то игру продолжает следующий игрок. Если же камешек упадёт в «огонь», то он должен начать игру сначала – бросать камешек, начиная с первой клетки.

Первый вариант игры «Классы» можно усложнить за счёт того, что дети не берут в руки брошенный ими камешек, а передвигают ногой из клетки в клетку. Если ребёнку не удалось передвинуть камешек через линию, то игру продолжает другой. Игра заканчивается, когда ребёнок попадёт камешком во все клетки удачно.

Клетки – «классы» могут быть расположены по-другому, например, в чередовании по одному и по два или по кругу «улиткой». Принцип игры остаётся тот же.

ОГОРОДНИКИ.

Цель: Укрепление всех звеньев опорно–двигательного аппарата, особенно ног, умение действовать в коллективе, воспитание этики отношений (не мешать достижениям других участников игры), развитие ловкости, быстроты реакции.

Дети строятся 2 – 3 колонны по 6 человек за линией на одной стороне площадки. Стоящие первыми в колоннах держат в руках по 5 небольших кружков, вырезанных из картона или сделанных из ивовых прутьев. У вторых детей в руках ведёрки с мелкими кубиками или камешками. У третьих – ведёрки с песком, у четвёртых – лейки, у пятых – пустые ведёрки, шестые – без инвентаря. На расстоянии 5 – 6 м от линии, за которой стоят дети, проведена ещё одна черта. По сигналу воспитателя стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней кружки – как бы делают лунки – на расстоянии шага один от другого. Быстро возвращаясь затем в конец свой колонны, они на ходу дотрагиваются рукой до стоящих вторыми. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый кружок по кубику или камешку (сажают картофель). Стоящие третьими бегут и сыплют в каждый кружок горсть песка (удобряют посадки). Четвёртые игроки подбегают с лейками и делают имитационные движения, как бы поливают каждую посадку. Пятые бегут с ведёрками, собирают урожай (складывают в вёдра кубики) и возвращаются в конец колонны. И наконец, последние быстро собирают кружки. Выигрывает та колонна, которая быстрее посадит овощи и соберёт урожай. Во время этой игры дети должны соблюдать правила – начинать игру по сигналу воспитателя, не бежать, если ещё не дотронулся предыдущий игрок, раскладывать предметы аккуратно.

УДОЧКА.

Цель: Развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения; воспитание выносливости.

Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга – воспитатель. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10 – 15 см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.

Сначала шнур вращают так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети легко справляются с заданием, мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только по часовой стрелке, но и против.

СБЕЙ   КЕГЛЮ.

Цель: Развитие меткости и координации движений.

В круг становится кегля. Ребёнок прокатывает мяч левой и правой ногой, стараясь попасть им в кеглю удобным способом с расстояния 2 – 3 м.

МЯЧ   ЧЕРЕЗ   СЕТКУ.

Цель: Развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах; воспитание навыков в разнообразном метании мяча.

Дети (2 – 4) становятся по обе стороны сетки (верёвки) на расстоянии 1,5 м (сетка натянута на высоте несколько выше поднятых вверх рук). Они перебрасывают мяч через сетку друг другу разными способами: из-за головы или снизу от себя. Если играют четверо, то один ребёнок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч бросает его своему соседу, а тот бросает снова через сетку.

В игру можно ввести счёт. На какой стороне мяч меньше падал на землю, та сторона выиграла.

СТОЙ!

Цель: Развитие внимания (умение переключаться), быстроты реакции.

Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя они должны остановиться и замереть, стараясь сохранить равновесие до сигнала: «Можно бегать!»

ПОЙМАЙ   МЯЧ.

Цель: Развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве, воспитание ловкости, инициативы, терпения; тренировка зрительного и слухового аппарата.

В игре участвуют трое играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и стареется поймать мяч, пролетающий над ним. Если ему удаётся поймать мяч, то он становится на место ребёнка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

В игре может участвовать и большее число детей. Тогда они становятся по кругу, а водящий – в центре. Дети перебрасывают мяч через круг, а водящий старается его поймать, когда он пролетает над кругом. После того как водящий поймает мяч, он меняется местами с ребёнком, который бросал мяч.

ДОГОНИ!

Цель: Развитие навыков бега, координации движения, умения сохранять равновесие.

Бегают по 2 – 3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.

НАУЧИСЬ   ВЛАДЕТЬ   МЯЧОМ.

Цель: Умение координировано выполнять различные упражнения с мячом; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.

1) Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперёд, назад, в стороны.

2) Проделывать то же, но поворачиваясь влево, вправо и кругом.

3) Жонглировать мячом, подбивая его подъёмом ноги.

4) Попробовать отбивать мяч бедром (нога согнута, сперва мяч подкидывается руками).

Упражнять в этих действиях многократно.

ЛОВИШКИ   С   МЯЧОМ.

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, умения ориентироваться в пространстве; тренировка меткости; воспитание честности.

На земле чертится круг диаметром 3 – 4 м. При помощи считалки выбирают ловишку. Он становится в центр круга с мячом в руках, остальные – за кругом. После сигнала: «Раз, два, три – лови!» – дети бегут в круг, а ловишка должен осалить убегающих мячом. Когда он поймает 3 – 4 детей, выбирают нового ловишку.

ВСТРЕЧНЫЕ   ПЕРЕБЕЖКИ.

Цель: Развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувство равновесия; воспитания дружелюбия.

Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренги (расстояние между детьми в шеренгах не менее шага). У каждой группы детей ленточки своего цвета – синие, жёлтые. По сигналу воспитателя: «Синие!»  – дети, с синими лентами бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив, протягивают вперёд ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.

БЫСТРЫЕ   И   МЕТКИЕ.

Цель: Развитие ловкости, меткости, координации движений; воспитание умения действовать в коллективе.

2 – 4 детей бегут наперегонки, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии, которая находится на расстоянии 20 м от старта, дети должны остановится и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м), нарисованные в 3 м от линии финиша. После этого дети должны быстро вернуться на линию старта. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг и быстрее вернулся на место.

НОГИ   ОТ   ЗЕМЛИ!

Цель: Развитие ловкости, координации движений, общее укрепление организма ребёнка, стимуляция функции дыхания.

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. По сигналу "Раз, два, три-лови!" – все дети разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3 – 4 играющих, выбирается новый ловишка. Нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет – бревно, доску и др.

МЯЧ   ПОД   ПЛАНКОЙ.

Цель: Развитие разносторонней координации движений, умение ориентироваться в пространстве, держать равновесие.

На игровой площадке устанавливается на стойках планка (или натягивается шнур) на высоте 40 – 50 см, на расстоянии 3 – 6 м от неё по обе стороны проводятся линии. Играющие по очереди ударом ноги посылают мяч так, чтобы он прокатился под планкой и не выкатился за пределы противоположной линии.

МЯЧ   ВДОГОНКУ.

Цель: Приобретение навыков передвижения. Развитие координации движений, умение действовать в коллективе.

Дети становятся по кругу. Воспитатель даёт двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» – и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т.е. оба окажутся в руках одного ребёнка, то он на некоторое время выходит из игры. Воспитатель даёт мячи другим детям, и игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы они передавали мячи быстро, но не пропускали игроков.

ПЕРЕБРОСЬ   ЧЕРЕЗ   ПЛАНКУ.

Цель: Развитие чувство ритма, координации зрительного и моторного анализаторов, координации движений в крупных и мелких мышечных группах, быстроты реакции.

Подбивая мяч снизу, ребёнок должен постараться перебросить мяч через планку, приподнятую над уровнем земли сперва на 20 – 30 см, потом на 50 – 60 и даже на 100 см.

ЗАДЕРЖИ   ШАРИК.

Цель: Учить детей правильно держать в руках ракетку для игры в настольный теннис, учить попадать маленькой ракеткой по шарику. Развивать глазомер, ловкость.

Дети располагаются по кругу, присаживаются на корточки. Воспитатель стоит в центре круга. Он катит шарик ребёнку, называя при этом его имя. Тот, кого назвали, задерживает шарик и катит его обратно воспитателю. Воспитатель следит, чтобы дети катили шарик, а не подбрасывали. При повторении игры роль водящего могут выполнять дети.

ШАРИК   С   ГОРКИ.

Цель: Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; развитие быстроты реакции.

Из кубиков и небольших дощечек устраиваются 2 – 3 горки. Дети становятся в колонны перед горками по 5 – 6 человек. Стоящие первыми, берут по шарику для настольного тенниса, по сигналу воспитателя катят шарики с горок и бегут за ними (вдоль левой стороны горки). Догнав их, возвращаются, обегая горку с другой стороны. Передают шарик следующим игрокам, а сами становятся в конец колонны. Побеждает та команда, дети которой быстрее выполнят задание.

ДОКАТИ   ДО   СТЕНЫ.

Цель: Развивать глазомер, ловкость, быстрота движений; умение ориентироваться в пространстве.

Из длинных реек или гимнастических палок делают два коридорчика шириной 40 – 50 см так, чтобы они доходили до стены. Дети становятся колоннами напротив них. Двое первых игроков подходят к заранее обозначенной линии и катят шарики по коридорчикам. Чтобы они ударились о стену и покатились обратно. Откатившиеся от стены шарики они передают следующим игрокам. Так повторяется до тех пор, пока все дети в колоннах не прокатят шарики. Выигрывает колонна, выполнившая задание первым.

Другой вариант.

Дети, разделившись на команды, садятся на стулья или скамейки по обеим сторонам площадки, зала. Двое готовятся прокатывать шарики до стены, а другие двое встают у стены. По сигналу первые дети катят шарики, а стоящие у стены перехватывают их после отскока от стены и подбегают к исходной позиции для прокатывания. Место у стены занимает следующая пара и т.д.

КОРШУН   И   НАСЕДКА.

Цель: Развитие координации движения во время ходьбы и бега, быстроты реакции; тренировка в быстроте движений, воспитывать умение действовать в коллективе.

В игру участвует 8 – 10 детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой – наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди – за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок – гнездо коршуна. По сигналу воспитателя «Коршун!» ребёнок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка. Стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой. Не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.

Пойманного цыплёнка коршун отводит к себе в гнездо. Когда он поймает 2 – 3 цыплят. На роли коршуна и наседки выбираются другие дети.

Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.

Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала воспитателя; во время ловли цыплёнка коршун не должен хватать наседку за руки.

КОЛПАЧОК   И   ПАЛОЧКА.

Цель: Развитие координации движения во время ходьбы и бега, быстроты реакции; тренировка в быстроте движений, воспитывать умение действовать в коллективе.

Играющие становятся в круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол.

С последним словом все дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берётся за её конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

ЛОВИШКИ   С   ПРИСЕДАНИЕМ.

Цель: Развитие быстроты реакции, подвижности ребёнка, стимуляция функции дыхания,

воспитание честности.

В этой игре нельзя ловить того ребёнка, который успел присесть.

ПРОБЕЖКИ   СО   СКАКАЛКАМИ.

Цель: Укрепление связачно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координация дыхания.

  1. Пробежать со скакалкой 25 шагов, не задевая её. Задание выполняется на длинной, ровной дорожке каждым ребёнком по очереди.
  2. Пробежать со скакалками вдвоём, втроём. Кто быстрее пробежит до линии и не заденет скакалку?
  3. Пробежать под вращающейся длинной скакалкой, не задев её.
  4. Вбежать под вращающуюся длинную скакалку, перепрыгнуть через неё и выбежать.

КТО   СКОРЕЕ?

Цель: Развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувство равновесия; воспитания дружелюбия.

Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них – пустые корзины, коробки. На другой стороне находится ящик с желудями, шишками и т.д. 2 – 3 детей с одинаковыми ведёрками в руках по сигналу воспитателя бегут к ящику, наполняют ведёрки желудями (шишками), приносят их, высыпают в корзинки, коробки. Затем снова бегут к ящикам и наполняют свои ведёрки. Игра продолжается до тех пор, пока дети не наполнят свои корзинки. Кто сделает это раньше, тот и выиграл.

ЛОВИШКИ   НА   ОДНОЙ   НОГЕ.

Цель: Развитие быстроты реакции, подвижности ребёнка, чувство равновесия, стимуляция функции дыхания, воспитание честности.

Ловишка не может ловить ребёнка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками.

ЭСТАФЕТА   ПАРАМИ.

Цель: Развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувство равновесия; воспитания дружелюбия.

Дети становятся в две колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 6 – 8 м) поставлены какие-либо предметы (кубы, деревянные чурбачки). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегают линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.

ЗАКАТИ   ШАРИК.

Цель: Развитие разносторонней координации движений, умения ориентироваться в пространстве, держать равновесие.

Из строительного материала выкладывают фигуры в виде ворот. Дети делятся на команды по числу ворот, каждому даётся по шарику. Дети по очереди катят свои шарики в ворота с расстояния 2 – 3 м. Когда они выполнят задание, подсчитывается количество шариков, попавших в фигуры. Выигрывает команда, закатившая в ворота большее число шариков. После этого шарики собирают, и игра повторяется снова.

ПРОКАТИ – НЕ УРОНИ.

Цель: Развивать глазомер, ловкость, быстрота движений; умение ориентироваться в пространстве.

Игра проводится в групповой комнате, в зале или на веранде. Два стола один за другим придвигаются к стене. Ребёнок становится у края стола и катит шарик по нему так, чтобы он отскочил от стены, затем старается быстро поймать его, не давая упасть со стола, и передаёт товарищу. Игру можно проводить и по подгруппам, подготовив для этого 2 – 3 игровых поля.

ПОДБРОСЬ – ПОЙМАЙ.

Цель: Развитие быстроты реакции, внимания, умение ориентироваться в пространстве.

Дети становятся в две шеренги (на расстоянии 3 м), в одной шеренге у всех шарики. По сигналу воспитателя они одновременно подбрасывают шарик перед собой вверх, ловят его двумя руками, затем прокатывают стоящим напротив. Те делают то же самое. Игру при повторении можно усложнить: дети должны бросать и ловить шарик с хлопками, поворотом вокруг себя, бросать его одной рукой, а ловить другой и т.п.

СЕРСО.

Цель: Развитие меткости, глазомера, координации движений; воспитание чувства партнёра; укрепление мышц пояса верхней конечности.

Дети становятся друг против друга на расстоянии 4 – 5 м. у одного в руках палочка и 4 – 5 колец – деревянных или пластмассовых (диаметром 20 см), у другого – только палочка. Первый ребёнок с помощью палочки подбрасывает кольцо одно за другим второму, тот ловит их на палочку. Если дети не могут сразу подбрасывать и ловить кольца с помощью палочки, можно сначала подбрасывать их рукой. Выигрывает тот, кто больше поймает колец.

КРАСКИ.

Цель: Тренировка различных навыков в передвижении, ходьбе, беге, прыжках; развивать чувство равновесия, умения ориентироваться в пространстве; развитие внимания, быстроты реакции, воспитание выдержки, терпения.

Играющие сидят на скамейке (на бревне, поваленном дереве). Выбирается продавец и покупатель, покупатель отходит в сторону. Дети договариваются с продавцом, кто какой краской будет. Приходит покупатель и говорит: «Стук, стук, стук».–«Кто там?»–спрашивает продавец. Покупатель называет своё имя (Вова, Катя). «Зачем пришёл?»–«За краской».–«За какой?»–«За красной (синей, жёлтой и пр.)». Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах 10), и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой вперёд ладони. С последним хлопком ребёнок, изображающий названную краску, убегает, а покупатель его догоняет и, поймав, отводит в условленное место.

Если названной краски не окажется, продавец говорит покупателю: «Скачи по красной (синей и т.д.) дорожке на одной ножке». Покупатель прыгает на одной ноге до условленного мета и возвращается. Игра продолжается. Дети меняются ролями по очереди.

КОЛЬЦЕБРОС.

Цель: Развитие меткости, глазомера, координации движений; достижения в  метании.

Для игры нужны деревянная подставка с вбитыми в неё колышками и кольца, которые набрасываются на колышки. Подставка может быть в форме щита или крестовины размером 1 на 1 м. Колышки высотой 25 см укрепляются по краям (на концах перекладин) и в центре. Кольца (диаметром 20 см) могут быть пластмассовыми. Вырезанными из фанеры, к количестве 8 – 10 шт. Подставка (кольцеброс) устанавливается на ровной площадке или на веранде. На расстоянии 2 м от неё проводят одну линию, на расстоянии 3 м – вторую .

Играющие договариваются, по сколько колец будет бросать каждый, становятся в порядке очерёдности за первую линию и набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание, подсчитывают, кто больше колец набросил на колышки. Затем дети переходят за вторую линию и бросают кольца оттуда.

Если набрасывание колец на колышки затрудняет большинство детей. Можно вначале уменьшит расстояние дл 1,5 м.

Кольцебросы могут быть и настольными, значительно меньших размеров, для игры в ненастную погоду в помещении.

БАБКИ.

Цель: Воспитание терпения, выдержки; тренировка навыков в координации движений в крупных и мелких мышечных группах; развитие меткости, ловкости, быстроты реакции.

Двое детей делят бабки и биты поровну. Свои бабки они устанавливают на одной линии (через 5 см), между бабками одного и второго играющего имеется небольшое расстояние. В 3 м от правой линии чертят вторую, с которой дети по очереди выбивают бабки. Выигрывает тот, кто выбьет свои бабки первым.

Можно предложить и другой вариант игры. Все бабки устанавливаются рядом, и детям даётся задание выбить как можно больше бабок определённым количеством бит.

БЕГ   СО   СВЯЗАННЫМИ   НОГАМИ.

Цель: Развитие равновесия, укрепление мышц туловища и ног, воспитание выдержки, чувства партнёра.

Дети становятся парами за линией, им связывают ноги – правую ногу одного с левой другого. Так со связанными ногами они должны пройти или пробежать установленное расстояние или добежать до стула, поставленного на расстоянии 3 – 4 м, обежать его и вернуться обратно за линию. Пара, выполнившая задание первой, выигрывает.

УДАРЬ   ПО   МЯЧУ.

Цель: Развитие умения сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве, на местности; согласованности движений.

В небольшую лунку кладут мяч, на расстоянии 3 м от мяча проводят линию. Ребёнок. Желающий ударить по мячу, подходит и становится к нему спиной. Затем он отходит от мяча за линию, считая при этом, сколько шагов от лини до мяча. После этого воспитатель завязывает ребёнку глаза, предлагает повернуться лицом к мячу, затем подойти к нему и ударить ногой.

Вариант игры. Ребёнку предлагают измерить расстояние от линии до мяча шагами. После этого он становится за линию лицом к мячу. Воспитатель завязывает ребёнку глаза или надевает на голову бумажный колпак, закрывающий всё лицо. По сигналу ребёнок делает поворот кругом (на 360 градусов), направляется к мячу, чтобы ударить по нему ногой.

Как в первом, так и во втором варианте игры детям редко удаётся правильно повернуться и точно ударить по мячу. Удар мимо мяча вызывает смех наблюдающих за игрой. Воспитателю важно знать индивидуальные особенности детей и выбирать на первых порах для выполнения задания тех, кто активен, не боится неудач, понимает шутку.

ДАЙ   КРОЛИКУ   МОРКОВКУ.

Цель: Формирование правильной осанки, рациональной походки; развитие координации

движения, равновесия.

Для игры нужна мишень (щиток на подставке), на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4 – 5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Ребёнок должен подойти к кролику и дать ему морковку. Выигрывает тот, кому это удаётся сразу.

СКОК – ПОДСКОК.

Цель: Развитие навыков передвижения, умения ориентироваться в пространстве; развитие зрительного и слухового анализаторов.

Все дети встают в кружок вокруг снеговика боком к нему. Поставив руки на пояс, подскакивают вверх, слегка продвигаясь вперёд. Потом повёртываются кругом и продвигаются подскоками в другую сторону. По сигналу воспитателя дети быстро разбегаются по площадке, затем вновь собираются вокруг снеговика.

МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС.

Цель: Развитие навыков бега, умение ориентироваться в пространстве, воспитание дисциплинированности.

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Моро – Красный нос. Он произносит: «Я мороз – Красный нос.

                                                                    Кто из вас решится

                                                                    В путь дороженьку пуститься?»

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз,

                                                   И не страшен нам мороз».

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет, старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

ДВА   МОРОЗА

Вариант. Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два Мороза (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят: «Мы два брата удалые,

                        Два Мороза удалые,

                        Я – Мороз Красный нос,

                        Я – Мороз Синий нос.

                        Кто из вас решится

                        В путь дороженьку пуститься?»

После ответа: «Не боимся мы угроз,

                          И не страшен нам мороз», –

играющие перебегают в другой дом, а оба Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить.

В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.

Правило: Выбегать можно только после слов «не страшен нам мороз»

ЗАТЕЙНИКИ.

Цель: Воспитание внимания, воображения.

Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

«Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе, сделаем... вот так».

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действие вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на своё место кого-нибудь другого из играющих, затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.

УСПЕЙ   ПЕРВЫМ.

Цель: Развитие навыков движений в вертикальном и горизонтальном положении, укрепление мышц туловища и конечностей, умения ориентироваться в пространстве.

ВАРИАНТ 1. Двое-трое санок расставляют параллельно друг за другом на расстоянии примерно 2-3 шагов. Ребята становятся рядом каждый со своими санками справа или слева, в зависимости от условий задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место. Для разнообразия и усложнения задания при повторении можно ввести дополнительные задания: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и присесть, опираясь о санки руками, либо сесть на санки.

ВАРИАНТ 2. Ребёнок бежит, опираясь на санки руками сзади, до сугроба, снеговика (на расстояние 5-6 и от исходной позиции), обегает его и возвращается на место. Если в игре одновременно занято несколько человек, то для каждого должен быть подготовлен свой предмет-ориентир для обегания.

СНЕГОДРОМ.

Цель: Развитие навыков в ходьбе, беге, переступании, тренировка разносторонней координации движений, быстроты реакции на команду, общее укрепление.

1. Из свежего только недавно выпавшего снега дети лепят Снеговика, Деда Мороза и Снегурочку. Они украшают их, водят около них весёлые хороводы, кружатся по одному и парами, играют в «пузырь», «каравай», «ровным кругом» и другие игры.

2. На сравнительно небольшой площадке воспитатель предлагает соорудить разнообразные постройки из снега. Дети строят и индивидуально, и объединившись в группы. Затем воспитатель предлагает детям встать друг за другом, положить руки на пояс впереди стоящему и, изображая трамвай, поехать по улицам только что построенного города. Дети должны ехать осторожно, не нарушая построек. Особенно внимательными надо быть тем, которые двигаются в колонне последними.

3. Воспитатель организует конкурс на лучшую фигуру из снега (самолёт, ракету, птицу, цветок и т.п.). Предлагается также вылепить персонажи и сценки из сюжетов на темы знакомых детям сказок: «Снежная королева», «Репка», «Красная шапочка» и т.п.

ГОНКИ   С   ШАЙБОЙ.

Цель: Укрепление всех звеньев опорно-двигательного аппарата, особенно ног, умение действовать в коллективе, развитие ловкости, быстроты реакции.

За линией старта располагаются 2 – 4 команды. Впереди на расстоянии 10 – 15 м на снежной площадке ставят флажки по числу команд, участвующих в игре. Чтобы детям легче было ориентироваться, для каждой команды устанавливаются флажки определённого цвета – синие, зелёные, жёлтые, красные. Стоящие первыми в командах держат в руках клюшки, у ног лежат шайбы. По сигналу воспитателя каждый гонит шайбу клюшкой до флажка, огибает его и возвращается на линию старта (шайба должна быть обязательно остановлена прямо на линии). Клюшку берёт следующий игрок команды.

Играют до тех пор, пока все игроки команды не выполнят задание. Команда, окончившая игру первой и не допустившая ошибок при передачи клюшки и шайбы, считается победившей.

НАПЕРЕГОНКИ   ПАРАМИ.

Цель: Развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувство равновесия; воспитания дружелюбия.

Живо и весело проходят соревнования в забегах на 50 и 100 м, если в них участвуют пары. Какая пара окажется впереди?

ЛЕДЯНАЯ   КАРУСЕЛЬ.

Цель: Укрепление всех звеньев опорно-двигательного аппарата, особенно ног, умение действовать в коллективе, развитие ловкости, быстроты реакции.

ВАРИАНТ 1.У каждого играющего клюшка и шайба. Играющие идут друг за другом по кругу, ведя шайбе перед собой.

ВАРИАНТ 2. По кругу расставляют 5 или 7 (нечётное количество) цветных деревянных кубов или кеглей. Несколько играющих идут по кругу друг за другом  и ведут шайбу клюшкой так, чтобы обводить стоящие предметы, поочерёдно справа и слева ("змейкой"). Сделав один круг, играющие начинают огибать предметы с другой стороны. Через несколько кругов надо сменить направление движения.

ЛОВИШКИ   ПАРАМИ.

Цель: Развитие координации движения, умения ориентироваться в пространстве, воспитание ловкости, дисциплинированности, терпения.

Дети становятся попарно один за другим на расстоянии 2 – 3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются поймать их (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.

ЛОВИШКИ   СО   СНЕЖКОМ.

Цель: Развитие координации и быстроты движения в крупных и мелких мышечных группах; воспитание ловкости, дисциплинированности, терпения.

Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4 – 5 м. В нём собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2 – 3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль круга. В руках у него корзина со снежками. По сигналу воспитателя ловишка старается снежком попасть в кого-нибудь из увёртывающихся в кругу детей. Воспитатель следит за тем, какой по счёту снежок окажется метким и ловишка запятнает им одного из игроков. Игра повторяется 2 – 3 раза, после этого выбирается новый ловишка.

ПЕРЕТЯЖКИ.

  Цель: Укрепление всех звеньев опорно-двигательного аппарата

Играющие образуют круг вокруг сугроба и крепко берутся за руки. Как только воспитатель скажет: "Перетяжки начались!", все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь заставить их угодить в сугроб. Если кто-то падает в сугроб, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается. 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАБАВЫ С САНКАМИ НА РОВНОМ МЕСТЕ.

Цель: Развитие координации движения, равновесия, укрепление мышц туловища и конечностей, умения ориентироваться в пространстве.

Можно организовать, используя санки такие упражнения – забавы:

1) Расставить 5 – 6 санок на расстоянии 1 – 1,5 м и пробегать между ними змейкой; то же – пробежать, перешагивая через них.

2) Встать лицом к санкам сбоку, встать на санки. Сойти с них так, чтобы они сдвинулись с места.

3) Встать рядом с санками и, опираясь о них руками, перепрыгнуть через них.

4) Устоять на санках на одной ноге как можно дольше.

5) Детям встать сбоку от своих санок. Подальше друг от друга. Всем вместе наклониться. Взять санки за сиденье, прижать их к груди, затем держать их на вытянутых руках перед собой, поднять над головой.

6) Поднять санки над головой и опустить их на снег с другой стороны.

7) Стоя к санкам лицом. Наклониться и опереться о них руками, присаживаться и вставать, не отрывая рук от санок.

ЛЕДЯНЫЕ   КРУЖЕВА.

Воспитатель заранее вместе с детьми готовит разноцветные льдинки. Из них дети на утоптанном снегу выкладывают разноцветные мозаики. Узоры. Потом они выясняют, у кого получился самый интересный и красивый рисунок.

НА   САНКИ!

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции; общеукрепляющее и общеразвивающее воздействие.

Санки расставляются на одной стороне площадки по числу на один меньше, чем играющих. Дети произвольно бегают. Кружатся на одной стороне площадки. Как только воспитатель произнесёт: «На санки!», надо быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остаётся без места.

МЕТЕЛИЦА.

Цель: Развитие координации движений, чувства равновесия, умения ориентироваться в пространстве, изменять направление движений.

Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первой стоит воспитательница - она метелица. Она медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.

ТРОЙКИ

Цель: Тренировка навыков в соблюдении равновесия; развитие ловкости, координации движений; воспитание чувства дружелюбия, ответственности перед коллективом.

Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко поднимая колени.

ПОПЛЯШИ И ПОКРУЖИСЬ! САМЫМ ЛОВКИМ ОКАЖИСЬ!

Цель: Развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку, равновесие.

Ребята разбиваются на пары берутся за руки, стоя лицом друг к другу. По сигналу воспитатель: «Попляшем» – они приседают и приплясывают. Через некоторое время воспитатель говорит: «А теперь покружимся!» – и ребята кружатся в парах. Когда же он произнесёт: «Стой!», дети должны остановиться и, продолжая держаться за руки, устоять на одной ноге, отведя другую назад.

При повторении игры в следующий раз детям даётся задание по сигналу «Стой!» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге «пистолетиком».

ХОРОВОД   С   САНКАМИ

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции; общеукрепляющее и общеразвивающее воздействие.

Вокруг большого снежного кома или сугроба 4 – 5 детей водят хоровод. За спиной у них на расстоянии 5 – 6 шагов стоят несколько санок, их меньше. Чем играющих детей. Как только кто-нибудь из детей наступит на снежный ком, все бегут к санкам. Кто успеет сесть. Тот поедет, кто не успеет – повезёт седока 2 – 3 круга. А потом опять кружится весёлый хоровод.

ЗИМА   И   ЛЕТО

Цель: Развитие быстроты реакции на сигнал, укрепление всех звеньев опорно–двигательного аппарата.

Стоящие в две шеренги дети поворачиваются друг к другу спиной. Одна шеренга – зима, другая – лето. По сигналу воспитателя: «Зима!» – играющие соответствующей команды быстро бегут вперёд, а дети другой команды поворачиваются кругом и ловят каждый свою пару.

ПУСТОЕ   МЕСТО.

Цель: Развитие ловкости, координации движений, внимания, укрепление мышц туловища и конечностей, умение действовать в коллективе.

Дети становятся по кругу плотно друг к другу. Руки держат за спиной. Водящий становится за кругом. Он проходит сзади играющих, дотрагивается до кого-нибудь, а сам продолжает бежать вокруг круга. Ребёнок, до которого дотронулся водящий, бежит вокруг стоящих по кругу детей в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на своё место. Кто первый займёт пустое место, тот и останется в кругу, а оставшийся без места водит. Во время бега навстречу нельзя наталкиваться друг на друга и трогать руками стоящих детей.

ЧЕРЕЗ   БРЕВНО.

Цель: Тренировка чувства координации и развитие ловкости движений во время прыжков; воспитание дисциплины.

По одному по очереди дети перепрыгивают через лежащее на земле и очищенное от сучьев бревно, опираясь о него руками (с места и с небольшого разбега).

ПАЛОЧКА – ВЫРУЧАЛОЧКА

Цель: Развитие инициативы, быстроты реакции, умение концентрировать и переключать внимание; воспитание дисциплинированности, чувства ответственности; развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Посередине небольшой лесной полянки или на опушке леса втыкают в землю палочку – выручалочку. Около неё, закрыв глаза, становится водящий, в руках у него короткая палочка. Он громко и медленно считает до 10, в это время остальные разбегаются и прячутся в кусты, деревья, канавки. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит палочкой по палочке – выручалочке и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». После этого он начинает искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он громко произносит: «Палочка – выручалочка Петю нашла» – и бежит к палочке. Найденный тоже бежит к палочке, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палочки и сказать: «Палочка – выручалочка, выручи меня!» Если он успеет это сделать, то считается вырученным, если нет, то выходит из игры.

Водящий старается найти всех спрятавшихся детей и вывести их из игры. Сделать это очень трудно, так как любой из прячущихся может быстро и незаметно для водящего подбежать к палочке – выручалочке и попросить: «Палочка – выручалочка, выручи всех!», и все ранее найденные дети считаются вырученными.

ОХОТНИКИ   И   ЗВЕРИ.

Цель: Закрепления навыков ловли мяча и способов передачи. Помогает совершенствовать быстроту ориентировки, быстроту реакции, сообразительность, ловкость, точность движений, развивать коллективизм, умение правильно выбирать место в нападении и защите

На лесной площадке или на опушке леса играющие образуют круг, взявшись за руки. Рассчитавшись на первый – второй, они делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят на середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попадать  в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным, выходит из круга. Через некоторое время охотники  подсчитывают свои трофеи. Играющие меняются ролями.

ПРАВИЛА: Охотники не имеют право заступать внутрь круга, иначе бросок не засчитывается. Попадание засчитывается если мяч коснулся любой части тела, кроме головы, и не отскочил от пола или от другого партнера.

ЧТО   ИЗМЕНИЛОСЬ   ОКОЛО   ЁЛОЧКИ?

Цель: Развитие зрительной памяти, внимания, выдержки.

Дети внимательно осматривают всё вокруг ёлочки и запоминают обстановку, потом разбегаются в разные стороны. Воспитатель в это время быстро меняет что-нибудь вокруг елочки (втыкает в землю веточку, убирает шишки, срывает грибок и т.п.). По сигналу дети возвращаются и стараются выяснить, что изменилось.

ОТДАЙ   ЛЕНТУ.

Цель: Развитие быстроты реакции на сигнал, подвижности ребёнка, стимуляция функции дыхания.

Дети становятся в круг. У каждого из них цветная ленточка, заправленная сзади за пояс или за ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Лови!» – дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Ребёнок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – в круг скорей беги!» – все строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

ТРЕТИЙ  ЛИШНИЙ

Цель: Развитие ловкости, координации движений, внимания, укрепление мышц туловища и конечностей, умение действовать в коллективе.

Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой – сзади него. Расстояние между парами - 1м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается « третьим лишним » и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Разновидность игры:

1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.

2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот « третий лишний » и должен убегать.

БАБОЧКИ, ЛЯГУШКИ И ЦАПЛИ

Цель: Закрепление навыков передвижения, развитие координации движений, внимания, координации зрительного и слухового анализаторов, умения действовать в коллективе.

Дети свободно бегают на лугу. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесёт: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по лугу.

КТО   СКОРЕЕ?

Цель: Укрепление всех звеньев опорно–двигательного аппарата, особенно ног, умение действовать в коллективе, воспитание этики отношений (не мешать достижениям других участников игры), развитие ловкости, быстроты реакции.

Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них – пустые корзины, коробки. На другой стороне находится ящик с желудями, шишками и т.д. 2 – 3 детей с одинаковыми ведёрками в руках по сигналу воспитателя бегут к ящику, наполняют ведёрки желудями (шишками), приносят их, высыпают в корзинки, коробки. Затем снова бегут к ящикам и наполняют свои ведёрки. Игра продолжается до тех пор, пока дети не наполнят свои корзинки. Кто сделает это раньше, тот и выиграл.

ПРЫЖКИ   С   КОРОТКОЙ   СКАКАЛКОЙ

Цель: Развитие ловкости, чувства координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

1) Прыгать через скакалку, вращая её вперёд, назад, с перекрёстом.

2) Прыгать с короткой скакалкой на двух ногах, с междускоком, с ноги на ногу. Прыгать то на правой, то на левой ноге попеременно.

3) Перепрыгивать через длинную скакалку, которую вращают двое других детей.

4) Вбежать под вращающуюся скакалку, сделать определённое количество прыжков и выбежать из-под неё. Кто ни разу не заденет!

5) Перепрыгивать через длинную скакалку вдвоём.

СТОЙ!

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения согласовывать свои действия с действиями других детей, тренировка движений в крупных и мелких мышечных группах.

Обозначается круг. В середине круга водящий с мячом. Один из игроков подбрасывает мяч вверх и называет одного из играющих по имени. Названный должен поймать мяч. Все остальные игроки, в том числе и подкидывающий мяч, разбегаются в стороны. Как только вызванный овладеет мячом, он кричит: «Стой!» Все игроки останавливаются там, где их застала команда.

Задача водящего – попасть мячом в ближайшего игрока, который может увернуться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подскакивать). Если водящий промахнулся, он бежит за мячом, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий вновь кричит: «Стой!» никто не должен сходить с места. Пока мяч не находится в руках у водящего, игроки могут перемещаться по площадке как угодно. Осаленный мячом игрок становится водящим. Все возвращаются в круг, и игра повторяется.

ШИРОКИМ   ШАГОМ.

Цель: Тренировать чувство координации и развивать ловкость движений.

Все вместе шеренгой перебегают с одного края полянки на другой широким шагом. Кто сделает меньше шагов? Так же пробегают от дерева до дерева.

ГОРЕЛКИ

Цель: Развитие быстроты реакции, координации и скорости движений, умения ориентироваться в пространстве и быстро приспосабливаться к новым условиям; воспитание выносливости, выдержки, терпения.

Поляна в лесу – удобное место для проведении игры. Для этой игры подходит следующая приговорка-считалка:

                                                          Косой, косой, не ходи босой,

                                                          А ходи обутый, лапочки закутай.

                                                          Если будешь ты обут, волки зайца не найдут,

                                                          Не найдёт тебя медведь! Выходи, тебе гореть!

Дети проговаривают её, стоя парами. Тот, на кого пришлось слово «гореть», становится впереди. Как только играющие хором произнесут слова: « Гори – гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три – беги!», последняя пара разъединяет руки и быстро бежит вперёд, увёртываясь от водящего и стараясь снова соединиться.

С тем кого водящий поймает, он становится в пару впереди всех. Другой из этой пары становится водящим. Если водящий не сумеет никого поймать, то водит повторно. В случае если водящий очень неловок и долго не может поймать, воспитатель предлагает стать водящим кому-нибудь другому.

ВОЛК   ВО   РВУ

Цель: Умение быстро бегать, прыгать, ориентироваться в пространстве, . воспитание решительности в действиях.

Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 1 м, это - «ров». Недалеко ото «рва» находится «дом коз». «Козы» располагаются в «доме», а «волк» - во «рву». По команде: «Козы на луг!» «Козы» бегут на противоположную сторону и стараются перепрыгнуть через «ров». «Волк» спит и не трогает «козу». По второй команде судьи: «Козы домой» все «козы» бегут в «дом» и снова прыгают через «ров». «Волк проснулся и ловит коз, касаясь их рукой. Пойманные «козы» отходят в конец «рва». После этого выбирают другого «волка» из «коз», которые попались «волку».

правила игры: Через «ров» можно только прыгать. «Волку» нельзя выходить изо «рва

ПРЕОДОЛЕЙ   ПОЛОСУ   ПРЕПЯТЯТВИЙ

Цель: Развитие навыков в ходьбе, подлезании, переступании, прыжках, тренировка разносторонней координации движений, общее укрепление.

За пределами площадки на газоне устанавливается полоса препятствий из использованных шин: 3 шины ставятся вертикально (тоннелем); 4 – 5 полушин составляются вместе ребром по ходу трассы; 1 шина лежит. Дети по очереди друг за другом пробегают от стартовой черты до первого препятствия, проползают сквозь него. Затем добегают до второго, впрыгивают на шины, пробегают по их гребню до конца, спрыгивают. Наконец пробегают или перепрыгивают с одного края обода шины на другой (третье препятствие) и, соскочив с шины, добегают до линии финиша.

ПОИЩЕМ   ЛИСИЧКУ

Цель: Развитие инициативы, быстроты реакции, умение концентрировать и переключать внимание; воспитание дисциплинированности, чувства ответственности; развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Один из играющих изображает лисичку. Взяв 20 небольших ярких кусочков картона, лисичка уходит вперёд и через каждые 5 – 10 шагов оставляет на земле, пне, ветке куста и т.д. след (кусочек картона). Оставив последнюю метку, лисичка прячется где-то рядом с ней. В это время остальные играющие собираются вокруг воспитателя и медленно считают до 20, после чего воспитатель говорит: «Лисичка – сестричка лесом шла – шла, следы оставляла, а хвостиком их заметала. Поищем лисичку?» Ребята отвечают: «Да!» – и отправляются искать лисичку, ориентируясь по следам, которые она оставила.

Дети отыскивают и внимательно рассматривают следы, а воспитатель вслух считает их. У конца следов дети разбегаются и ищут лисичку. Кто найдёт лисичку, тот и будет ею в следующий раз.

НЕВИДИМКИ

Часть детей, пригнувшись и скрываясь за низким кустарником, должна пробежать так, чтобы их не заметили. Другая часть группы – наблюдатели располагаются на опушке, поляне или тропинке и следят за пробегающими. Когда пробежки кончатся, все собираются вместе  и наблюдатели рассказывают, кого они успели разглядеть, в каком месте и как надо было поступить, чтобы пробежать незаметным.

ХОККЕЙ   НА   ТРАВЕ

Цель: Тренировка разнообразных движений ребёнка, формирование правильной осанки; развитие разносторонней координации движений, умения ориентироваться в пространстве; умение действовать в коллективе.

Для игры выбирается ровная площадка размером 20 на 10 м, края площадки отмечаются флажками. У торцевых сторон площадки обозначаются ворота шириной 1,5 м, размечается центр поля. В игре участвуют две команды по 6 человек.

В центре поля становятся 2 игрока, по одному от каждой команды. По сигналу воспитателя они клюшками разыгрывают мяч, стараясь направить его одному из игроков своей команды. Получив мяч, он ведёт его в сторону ворот противника либо передаёт его товарищу по команде. Игроки другой команды стараются забрать мяч, не допустив его в свои ворота. Вратари защищают свои ворота, преграждая движение мяча клюшкой, руками, ногами или туловищем. Игра состоит из 2 таймов по 10 минут, с пятиминутным перерывом. Побеждает команда, забившая большее количество мячей в ворота другой команды.

Простейшие правила игры состоят в следующем: перебрасывать мяч и вести его можно только клюшкой; следует стараться прокатывать мяч по земле и не давать ему взлетать; во время игры нельзя грубо толкать друг друга, хватать руками, подставлять ножки, громко кричать, спорить с судьёй; если мяч вышел за пределы площадки, он вводится в игру игроком противоположной команды в том месте, где он пересёк границу площадки. Нарушившего правила судья (воспитатель) наказывает выведением из игры или засчитывает команде штрафное очко.

ЛЕСНАЯ   ЭСТАФЕТА

Цель: Развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувство равновесия; воспитания дружелюбия. Развитие скорости движений; воспитание выносливости, ловкости.

Играющие разбиваются на 2 – 3 команды, становятся в колонны на одной стороне площадки. На другой стороне поляны выбираются 2 – 3 дерева, расположенные на одинаковом расстоянии от играющих. По свистку или другому сигналу воспитателя стоящие в командах первыми быстро бегу, пересекая поляну, обегая своё дерево и возвращаются назад. Следующие игроки стоят наготове, протянув левые руки вперёд ладонью вверх. Когда первые прибегают, они прикосновением руки передают эстафету, и тогда бегут дети, стоящие вторыми. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.

Варианты: обежать дерево 2 раза; обежать 2 дерева, описывая вокруг них восьмёрку; не обегать дерево, а только коснуться его рукой; выполнять задание парами, взявшись за руки и т.п.

ЛИСА   И   КУРЫ

Цель: Развитие координации движений, внимания, чувство равновесия; координации зрительного и слухового анализаторов, умения действовать в коллективе. Укрепление всех звеньев опорно–двигательного аппарата, особенно ног

В качестве насеста можно использовать лежащее на земле бревно или несколько ветвистых деревьев. Играющие, изображающие кур, расходятся по поляне, подпрыгивают, похлопывают крыльями, ищут зёрна. За ними внимательно следит водящий – лиса, прячась за деревьями. По указанию воспитателя лиса начинает потихоньку подбираться к курам. Один из играющих, изображающий петуха, замечает лису и громко кричит: «Ку – ка – ру – ку!» По этому сигналу куры убегают, взлетают на насесты. Петух храбрится, наблюдает за порядком и поэтому взлетает на насест последним. Лиса подбегает к курам, ловит ту из них, которая не сумеет удержаться на насесте или просто не успеет на него взлететь. Лиса уводит свою добычу в лес, но по пути её неожиданно встречается охотник с ружьём (воспитатель). Испугавшись, лиса выпускает птицу и убегает, а курица возвращается домой.

Самыми ловкими окажутся те, кто не попадёт в лапы лисе.

ПЧЕЛКИ И ЛАСТОЧКИ

Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений; воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают: «Пчелки летают, медок собирают! Ж, ж, ж, ж». Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: « Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

ЩУКА И КАРАСИ

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, чувство партнёра и коллектива.

На противоположных сторонах площадки отмечают место норы, где от щуки прячутся караси. Щука живет в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположенную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, они берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуя сеть. Оставшиеся караси, переплывая с одной стороны площадки на другую, проходят через сеть. Пойманных становится все больше, сеть все длиннее. Тогда, из сети делают корзинку, играющие встают в круг. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.

Правило: Щука не должна заплывать в сеть и в корзину за карасями.

ЧЕЛНОК

Цель: Развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, элементы построения); тренировка быстроты реакции, умение ориентироваться на местности; воспитание чувство коллективизма, дружбы, дисциплины.

На земле проводится черта. Две команды играющих строятся в шеренги лицом друг к другу. По жребию определяется, какая команда будет прыгать первой. Участник этой команды подходит к черте и выполняет прыжок с места (толчком двух ног) от черты. Участник второй команды (противника) прыгают от места приземления первого участника (от отметки, оставленной его пятками) в обратном направлении. Далее участник первой команды прыгает от места приземления противника. Побеждает команда, начинавшая игру, если последнему члену второй команды не удастся перепрыгнуть черту, и наоборот.

ЛОВИШКА

Цель: Развитие быстроты реакции, подвижности ребёнка; стимуляция функции дыхания.

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. Они ловят бегающих, пока не поймают всех. 

Правила игры: Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки

МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Цель: Тренировка умения координировать движения; развитие ловкости, умения ориентироваться на местности; воспитание чувство дружелюбия, взаимопомощи; общее укрепление организма.

Дети стоят по одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят: Мы, веселые ребята,

                                                        Любим, бегать и скакать.

                                                        Ну, попробуй нас догнать,

                                                        Раз, два, три-лови.

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем играющий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.

Указания. Если после 2-3 перебежек ловишка ни кого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.

ГУСИ – ЛЕБЕДИ

Цель: Тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей, формирование осанки, сводов стоп, развитие координации движений.

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет хозяин и гуси, на другой живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей.

– Гуси-гуси!

– Га-га-га.

– Есть хотите?

– Да-да-да.

– Ну, летите.

        – Нам нельзя серый волк под горой не пускает нас домой.

– Ну, летите как хотите только крылья берегите.

Гуси бегут домой, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

СОВУШКА

Цель: Тренировка различных навыков передвижения; развитие быстроты реакции; воспитание выдержки, терпения; укрепление мышц туловища и конечностей; формирование правильной осанки.

Выбирают « сову». « Совушка » садится в гнездо, которое находится в стороне от площадки. По сигналу: « День наступает – все оживает» игроки начинают бегать,

« летать» как бабочки или птицы. Звучит команда: « Ночь наступает – все замирает!» Все игроки останавливаются в том положении, в каком услышали сигнал. « Совушка» выходит из гнезда и охотится. Если «совушка» увидела, что кто-то шевельнулся, она забирает его и уводит в свое гнездо. Тот, кого она уводит, становится « совушкой».

ЛЯГУШКИ

Цель: Развитие координации движений, развитие умения прыгать, умение согласованно действовать в коллективе.

На площадке большой круг. Внутри круга болото. Группа детей располагается по краю круга, остальные на другой стороне площадки.

Все дети говорят: Вот лягушки по дорожке,

                               Скачут вытянувши ножки.

                               Ква-ква-ква-ква.

                              Скачут вытянувши ножки.

Дети стоящие по кругу подпрыгивают, изображая лягушек. После слов дети стоящие на другой стороне площадки хлопают в ладоши. «Лягушки» прыгают через черту и присаживаются на корточки, квакают.

ЗАЙМИ МЕСТО

Цель: Развитие ловкости, координации движений, внимания, укрепление мышц туловища и конечностей, умение действовать в коллективе.

Одного из игроков выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу – Беги!

Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот , кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры: Круг должен сразу остановиться при слове БЕГИ. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКЕ.

Цель: Развитие координации движений, быстрота реакции, умение быстро действовать по сигналу.

Дети делятся на 4 группы и становятся в обруч это гнездышко. Дети изображают птичек, сидящих в гнездышке. После слов «полетели» птички вылетают из гнезда, ищут корм, летают, прыгают на носках, приседают. По команде «домой», птички» прыгая на носках возвращаются домой в гнездышко.

НАЙДИ   И   ПРОМОЛЧИ.

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, выдержки; умения ориентироваться в пространстве; улучшение тормозных реакций.

Дети стоят вдоль одной стороны площадки лицом к воспитателю. По сигналу воспитателя они поворачиваются лицом к стене. Воспитатель в это время прячет платочек. Затем по сигналу воспитателя дети открывают глаза, поворачиваются и начинают искать платочек. Нашедший, не показывая вида, что он уже
нашел, подходит к воспитателю и тихо говорит ему на ухо, где он обнаружил платочек, и становится на свое место в шеренге (или садится на скамейку или стул). Игра продолжается до тех пор, пока все большинство детей не найдут платочек. Игра повторяется 3-4 раза.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ.

Цель: Развитие внимание, быстроты реакции, укрепляющие и общеразвивающее воздействие.

Выбирается охотник и бездомный заяц, остальные зайцы стоят в обручах. Бездомный заяц убегает, а охотник догоняет его, спасаясь от охотника, заяц может забежать в любой обруч. Стоящий в нем ребенок должен убегать, потому что теперь он становится бездомным, охотники ловит его. Как только охотник поймает зайца, они меняются ролями.

ХИТРАЯ ЛИСА.

Цель: Умение быстро бегать, прыгать, ориентироваться в пространстве, воспитание решительности в действиях.

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» После третьего раза играющий выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руки и говорит: « Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Поймав 3-5 детей, воспитатель произносит: « В круг» и игра продолжается.

ПОЖАРНЫЕ НАУЧЕНИИ.

Цель: Общефизиологическое воздействие, развитие быстроты, скорости реакции, стимуляции функции дыхания.

Дети строятся в три - четыре колонны лицом к гимнастической лестнице - это пожарные. Первые стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м от гимнастической стенке. На каждом пролете подвешиваются колокольчики. По сигналу дети стоящими в колонне первыми, бегут к стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Потом бежит следующая группа.

ВОРОБЫШКИ И КОТ.

Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений; воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

Дети стоят на скамейке на одной стороне площадки. Это воробышки на крыше. В стороне стоит кот – он спит. Ведущий говорит: «Воробушки полетели!» они спрыгивают со скамейки и, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот, он мяукает «мяу – мяу» и бежит ловить воробушков, пойманных отводит к себе в дом. Ожидаемый результат тренировки. Укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, укрепление мышц, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ.

Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение функции дыхания; развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости.

Играющие делятся на две группы: одни медведи, остальные пчелы. В центре площадки улей. С одной стороны на расстоянии 2 – 3 м очерчивается место берлоги, с другой на расстоянии 3 – 5 м – место луга.

Пчелы на гимнастической стенке. По сигналу пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку – улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят. Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется.. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.

Правила игры: Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.

ПЯТНАШКИ.

Цель: Развитие быстроты реакции, скорости движения, тренировка функции дыхания.

Перед началом игры выбирают водящего. По команде все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, становится водящим.

ГОЛУБЬ

Каждому играющему нужна палка длиной до 1 м. Чертят стартовую линию и на расстоянии 9 м от нее линию финиша. Участники, встают у линии старта, приседают, ноги вместе, руки опущены до уровня коленей: под коленями и через согнутые в локтях руки пропускается палка. Кисти рук сцеплены впереди в замок. В таком положении участники по сигналу должны прыгать или бежать до финиша. Побеждает тот, кто прибежал первым.

Не разрешается держать палку кистями рук. Нельзя толкать друг друга при передвижении.

КАРУСЕЛЬ.

Цель: Формирование навыков элементарных передвижений (ходьба и бег с замедлением по кругу); укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение осанки, функции дыхания, кровообращения; умения действовать в коллективе; развитие быстроты реакции на сигнал, быстроты движений.

Дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Они берутся за шнур правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движение выполняются детьми в соответствии с произносимым вслух текстом:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Во время бега воспитатель приговаривает: «По – бе – жа – ли, по – бе – жа – ли». После того как дети пробегут по кругу 2-3 раза, воспитатель подает сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем воспитатель вместе с детьми произносит: Тише, тише, не спешите!

                                    Карусель остановите!

                                    Раз, два, раз, два,

                                   Вот и кончилась игра.

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, воспитатель подает сигнал (свисток, хлопки, удары в бубен), по которому играющие снова становятся в круг, берутся за шнур, т.е. занимают свои места на карусели.

Игра возобновляется и повторяется 3-4 раза.

Указания. Воспитатель может дать указания детям быстро становиться в круг при повторениях игры, подавая несколько условных сигналов. Игрок не успевший занять место до третьего сигнала, не принимает участие в очередном катании на карусели, а ожидает следующей посадки.

НЕ ОСТАВАЙСЯ НА ПОЛУ.

Цель: Развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, элементы построения); тренировка быстроты реакции, умение ориентироваться на местности; воспитание чувство коллективизма, дружбы, дисциплины.

Выбирается ловишка. Дети размещаются в разных местах площадки. По заданию воспитателя они вместе с ловишкой ходят, бегают, прыгают в определенном темпе и ритме, обусловленном музыкальном сопровождением, ударами в бубен, хлопками и т.п. Как только раздастся сигнал воспитателя «Лови!», все убегают от ловишки и взбираются на возвышающиеся предметы. Ловишка пытается осалить убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, сразу отходят в сторону.

Игру повторяют 2-3 раза, затем посчитываю пойманных, и выбирают нового ловишку. Игра возобновляется.

Указания. Воспитатель следит, чтобы с возвышения дети спрыгивали на обе ноги, приучает детей разбегаться по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взобраться.

КОШКА И МЫШКА.

Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения; воспитание выносливости; общее воздействие на организм ребёнка.

Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка в кругу. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают вход перед ней. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают ее в круг. Когда наконец кошка пробирается в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. Если же кошка поймала мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новую кошку и новую мышку.

Правила: Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом.

САЛКИ ДОГОНЯЛКИ.

Цель: Развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве; общее укрепление организма ребёнка.

Играющие выбирают водящего и ему на руку повязывают ленточку. Водящий поднимает руку с ленточкой и громко говорит: «Я вот салка – догонялка!». После этого все играющие разбегаются. Водящий старается догнать игроков и осалить их. Если ему это удается, то « осаленный» игрок становится водящим.

ЗАРЯ.

Цель: Развитие ловкости, координации движений, внимания, укрепление мышц туловища и конечностей, умение действовать в коллективе.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря. Он ходит сзади с лентой и говорит: Заря – зарница,

                                Красная девица,

                                По полю ходила,

                                Ключи обронила

                                Ключи золотые,

                                Ленты голубые,

                                Кольца обвитые –

                                За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

ОХОТНИКИ И УТКИ.

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, умения ориентироваться в пространстве; тренировка меткости; воспитание честности.

Выбирают двух «охотников», остальные – «утки». Очерчивается круг. «Утки» становятся внутри круга, «охотники» с мячом в руках встают за кругом, один против другого. По сигналу судьи: «Раз, два, три – лови!» «охотники» по очереди бросают мяч в «уток». «Утки» стараются убежать или увернуться от мяча. «Утка», в которую попал мяч, считается пойманной.

Правила игры: « Уткам» нельзя заходить за круг, мяч следует бросить в ноги играющим, если мяч попадает в играющего после отскока от земли, такой бросок не зачитывается, и « утка » продолжает играть. За выполнением этих правил внимательно следит судья.

ЩУКА И КАРАСИ.

Цель: Развитие ловкости, координации движений; общее укрепление организма.

На противоположных сторонах площадки отмечают место норы, где от щуки прячутся караси. Щука живет в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположенную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, они берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуя сеть. Оставшиеся караси, переплывая с одной стороны площадки на другую, проходят через сеть. Пойманных становится все больше, сеть все длиннее. Тогда ,из сети делают корзинку, играющие встают в круг. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.

Правила: Щука не должна заплывать в сеть и в корзину за карасями.

МЫШЕЛОВКА.

Цель: Формирование правильной осанки; развитие рационального навыка  естественных движений; развитие инициативы, быстроты реакции.

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образуют круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели,

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижные игры для детей старшей группы детского сада....

Картотека подвижных игр (старшая группа)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это ис...

Картотека подвижных игр старшая группа

Картотека подвижных игр старшая группа...

картотека подвижных игр старшая группа

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле....

Картотека подвижных игр (старшая группа)

Картотека подвижных игр по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР. СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижная игра – не заменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использ...