МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка по физкультуре на тему

Фролова Елена Николаевна

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии  как средство физического развития ребенка в условиях современного детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx61.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЕТСКИЙ САД № 61 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА           

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии  как средство физического развития ребенка в условиях современного детского сада 

                 МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

        2017

Содержание:

  1. Пояснительная записка ……………………… ………………..…3 стр.
  2. Цель, задачи, принципы методической разработки…………..…7 стр.
  3. Виды нетрадиционных здоровьесберегающих технологий….…9 стр.
  4. Бэби йога как главное средство оздоровительной работы с детьми……………………………………………………………....11 стр.
  5. Работа с семьей в детско-родительском объединении  «Дочки  – матери»…………………………………………………………….. 14 стр.
  6. Заключение  ……………………………………………………….. 17 стр.
  7. Приложение ……………………………………………………….19 стр.

        

Пояснительная записка

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


                                                                                                   В.А.Сухомлинский

                        
     Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.


      Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

       Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

       В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования  – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

            В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является  «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого  -  педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.  

            По данным мониторинга, проводимого в 2010-2012 году в ДОУ, была выявлена неблагополучная тенденция в состоянии здоровья наших воспитанников. На данный период  в детском саду только 34% здоровых детей и 66 % детей с отклонениями в здоровье. Здесь нужно учесть тот факт, что дети поступают в детский сад уже  со 2-й, 3-й группой здоровья и имеющие различные патологии.  Так, из 300 воспитанников детского сада:

 1) с нарушением осанки - 12%,

2) с плоскостопием  - 15%,                        

3) с ревматологическими заболеваниями - 3%,

 4)  с эндокринной системой - 14%,

 5) с глазными заболеваниями  - 12%,

 6) с лорзаболеваниями  -  21%,

 7) с невралогическими  - 11%,

 8) с хирургическими заболеваниями  - 8%,

 9)  с заболеваниями зубов (кариес) - 15%.

Это и послужило причиной, натолкнувшей меня на  создание  методической разработки   «Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии  как средство физического развития ребенка в условиях современного детского сада», куда вошли  такие виды здоровьесбережения  как: фитбол – гимнастика, степ – гимнастика, бэби йога.

     Сотрудничество с семьями воспитанников развивает возможность дополнять и оптимизировать усилия родителей по воспитанию и развитию детей, поэтому  в совместной работе детского сада и семьи, я широко использую  консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки. Но не одно из перечисленных мероприятий не может заменить тот практический, эмоциональный опыт, который получают родители, непосредственно  участвуя вместе с детьми.  Мероприятия, направленные на повышение  активности родителей, являются задачей первостепенной важности, чтобы решить эту проблему  в 2012 году  я  создала объединение родителей и детей под названием   «Дочки – матери». При совместной деятельности  даже  малоподвижные дети активно включаются  в игру, ведь самый действенный фактор в воспитании  - личный пример взрослых.

   

Цель, задачи, принципы методической разработки

        Цель, которой  является -  формирование  интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.

Данная цель конкретизировалась в постановке следующих задач:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формировать жизненно необходимые  двигательные навыки  в соответствии с индивидуальными способностями;
  • Воспитать  потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения поставленных задач, учитывая приоритетное направление работы ДОУ,   соблюдаю следующие  принципы:

  1. Принцип систематичности и повторения (в результате системы работы и многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы)
  2.  Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени  другой)
  3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение –  в исключении негативных и вредных последствий для организма каждого ребенка вследствие чрезмерных требований и заданий)
  4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха)
  5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий)
  6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления  здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания)
  7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников)
  8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов обучения самих детей: индивидуальной, коллективной, групповой, парной и других)
  9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих
  10.  Принцип связи теории и практики (применение своих знаний на практике)

Нетрадиционные виды оздоровления

В своей методической разработке  я представляю нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, такие как бэби – йога, степ - гимнастика, фитбол - гимнастика.

     Что же это такое?

Фитбол - гимнастика - это гимнастика на больших гимнастических мячах. По структуре фитбол - гимнастика   напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой.

Вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений.

Основная часть  – освоение общеразвивающих упражнений.

         Заключительная часть  –  подвижная игра и релаксация.

        Упражнения  на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

           Степ-гимнастика   это танцевальные движения, выполняемые на специальной платформе, именуемой степером.

Для проведения степ - гимнаститики необходимы степ – платформы, высота которых  не превышает 20 см.  Оптимальное  время для проведения степ - гимнастики – утро. Начинается обучение с освоения самых простых видов подъемов и спусков с платформы, постепенно  доводя  их до автоматизма. Сначала разучиваются некоторые шаги и движения на полу. Освоенные основные упражнения  можно видоизменять до бесконечности, варьируя  степень сложности и эффективности, в сочетании с музыкой.

        Степ - гимнастика  помогает  формированию осанки, развить костно-мышечный аппарат, способствует устойчивому равновесию, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность в собственных силах.  Степ-гимнастика – это не просто сочетание разнообразных  движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.

       Более подробно хочу остановиться на китайской методике  «Йога для детей»  (бэби йога) очень полезна,  не только укрепляет  здоровье, но и добавляет  сил и энергии, а также дарит  море положительных эмоций!

Методика йоги  включает три  основных компонента:  

  • правильное дыхание;
  •  правильное движение;
  •  правильное мышление.

Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Каждое упражнение  разучивается отдельно. Показ упражнений  сопровождается  пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызывать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать спокойную  доброжелательную обстановку. При выполнении упражнений из исходных положений сидя и лежа необходимо использовать коврики, чтобы размеры соответствовали  росту ребенка. Продолжительность занятий постепенно увеличивать  от 5-7 минут до 30 минут. Все упражнения проводить в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен.

        Бэби – йога  отличается от традиционных  занятий  физической культурой  тем, что ориентирована не на  результаты и достижения, а на поддержание организма в хорошей форме, на формирование привычки к здоровому образу жизни, где царствуют радость, движение, энергия, красота.

Нашим воспитанникам очень нравятся комплексы бэби йога, построенные  на основе  китайских техник.  В веселой, игровой форме, «бэби йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья - статические позы животных, отображение природных явлений. Дыхательные упражнения помогают  накапливать и восстанавливать жизненную энергию ребенка, а динамические позы – направлены на развитие концентрации,  осознание возможностей своего тела.

Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы. Сюжетная форма проведения занятий позволяет  детям с легкостью осваивать и запоминать упражнения –  всё это способствует развитию памяти, наблюдательности и воображения.

Если ребенок  в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность двигаться.

«Бэби-Йога» как главное средство оздоровительной работы с детьми

Важным и существенным в работе по системе китайских методик является  поэтапный подход.

На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Бэби-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.

На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.

На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.

Методические рекомендации по организации работы с детьми

  1. Группы детей для занятий гимнастикой Бэби-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога, а так же мониторингого  исследования.
  2. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
  3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
  4. При проведении упражнений ведется контроль над  физической нагрузкой на детей.
  5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
  6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
  7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
  8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинать выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 раза  спокойных   вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

Таким образом,  занятия  детской йогой развивают силу, гибкость и выносливость, расширяют диапазон движений, улучшают координацию, совершенствуют возможности владения телом, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют исправлению осанки. На чрезмерно тревожных и легко возбуждаемых детей эти упражнения действуют успокаивающе, гармонично.

Работа с семьёй в детско-родительском  объединении

 «Дочки – матери»        

Эта объединение  ориентировано  на взаимодействие взрослого с ребенком, развитие  мобильности у родителей и детей. Оно направлено на познание ребенком окружающего мира    с помощью взрослого, гармонизацию отношений с ребенком,  зрительный и тактильный контакт.   Целью является – формирование   гармоничного  развития, эмоциональной связи  родителей с ребенком.  Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • формирование интереса и потребности к двигательной деятельности посредством проведения увлекательных комплексов совместной йоги, используя разнообразные приемы и средства китайских методик;
  • развитие у детей способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми;
  • умение общаться с  взрослыми и друг с другом
  • укрепление эмоционально-доверительного отношения с ребенком

Наше объединение в комплексе решает задачи физического и психического развития детей и взрослых, укрепления их организма, создания условий для эмоциональной активности и познавательной деятельности.

Структура совместной деятельности состоит из 3 частей.

  1. Вводно – подготовительная часть.

Цель: настроить взрослых и детей на предстоящую совместную двигательно – игровую деятельность и подготовить их к физической нагрузке.

Содержание: самомассаж, игровые упражнения, разные виды ходьбы.

  1. Основная часть.

Цель: формировать умения выполнять упражнения (позы) детско-родительской паре.

Содержание: упражнения динамического и статического характера, основные позы йоги, музыкально-подвижные игры.

  1. Заключительная часть.

         Цель: восстановить дыхание, способствовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия, дыхательных и глазных заболеваний, раскрепостить как родителей, так и детей, повысить эмоциональный настрой.

Содержание: дыхательная гимнастика, игровые упражнения, психогимнастические этюды, релаксация.

Для того чтобы совместная деятельность была интересной и увлекательной, я использую сюжетные, интегрированные комплексы йоги в игровой форме. При первых встречах упражнения    проводится в обычной форме; его цель – формирование представления о йоге вдвоем. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и родителей, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий  позволяет ребенку вместе преодолевать трудности, решать          проблемные ситуации.

В своей деятельности я использую следующие формы работы:

  • Комплекс разогревающих упражнений;
  • Основные позы (асаны): «аист»,  «рыба»,  «плуг»,  «лодка», «стойка на плечах»,  «лук», «верблюд»;
  • Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;
  • Командные игры;
  • Суставная и глазная гимнастика;
  • Элементы массажа;
  • Работа с голосом и звуком.

         Благодаря упражнениям с ребенком устанавливается очень тесный контакт. Йога помогает родителям и детям  становиться более чувствительными друг к другу. Если заниматься регулярно - занятия перестают быть просто упражнениями, йога превращается в образ жизни. Взрослый научится, как с помощью йоги обрести радость, духовное сближение и взаимопонимание с собственным ребёнком - это уже не «Мама  и ребёнок», это «Мама с ребёнком».

В своей работе я стремлюсь достигнуть следующих результатов:

  • Укрепление телесного и психического здоровья: как ребенка,  так и родителя;
  • Рост доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми;
  • Умение расслабляться и снимать стресс;
  • Хорошее настроение на всех, общая радость от совместных приключений;
  • Запас сил и бодрости.

Совместная йога – это игра, общение,  физкультура, и конечно, развитие отношений с ребенком!  

   

Заключение

Анализируя все выше сказанное, я провела  диагностику сформированности физических качеств (по  Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой  “Обследование уровня развития физических качеств”) и отметила, что в нашем детском саду  снизилась  заболеваемость  на 5% к концу 2012-2013 учебного года. Уровень развития физических качеств вырос на 4%, а  уровень двигательно-эмоциональной сферы — на 9%. Анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей, подтвердил эффективность использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, доказал результативность  работы в развитии стойкого интереса к двигательной деятельности, воспитание командного духа, чувства сопереживания и здорового соперничества у детей.

Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду /[Текст] Е.А. Алябьева - М.: Сфера, 2003 – 88 С.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста»  /[Текст] К.Ю. Белая, В.А. Зимонина -  М.: Просвещение, 2007 – 94 С.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования /[Текст] Л.Д Глазырина. - М.: 1999 – 144 С.
  4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. /[Текст] В.А. Зимонина - М.;ВЛАДОС,2003-304 С.
  5. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие  /[Текст] Т.В. Каштанова - М.:2002 – 157 С.
  6. Колабанов В.В. Валеология  /[Текст]  В.В. Колабанов– СПб: Деан, 2008 - 98 С.
  7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. /[Текст] М.Н. Кузнецов - М.: АРКТИ, 2002 – 64 С.
  8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.  /[Текст] О.Н.  Моргунова - Воронеж, 2005 – 127 С.
  9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. / [Текст] Овчинникова Т.С.  - СПб, 2002 – 176 С.
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. / [Текст] Л.И. Пензулаева - М.: 2004- 159 С.
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. /[Текст] М.А. Рунова - М.: 2005 – 256 С.
  12. Семёнова Н.П. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья».  [Текст] Н.П.  Семёнова - СПб.2004 – 87 С.
  13. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. [Текст] И.В. Чупаха - М: 2003 - 143 С.
  14. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. [Текст] Е.Г. Юдина - М.: 2003 – 114 С.


                                                             Приложение 1

                   НОД    «Путешествие по волшебной поляне»

Цель:  формирование основ здорового образа жизни, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие ребенка.

Задачи:  1.  Укреплять здоровье детей, формировать правильную осанку.

        2. Закрепить навыки детей в ходьбе  «змейкой», по массажному коврику, гусенице,  с перешагиванием предметов  (цветов), а так же в прыжках на двух ногах через предметы (бревнышки)

        3. Воспитывать интерес к физическим упражнениям  и подвижным играм, к здоровому образу жизни.

        4. Создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой  с помощью комплекса упражнений « бэби йога».

Оборудование:  волшебные цветочки (высокие и низкие)  8 штук, гусеница, бревнышки 4 штуки, массажный коврик, солнышко с лучиками, коврики по количеству детей.

Ход

 «Здравствуйте  ребята!

Солнце светит ярко,

Сядем на полянке,

Подставим солнцу свои щечки,

А потом ладошки

Пусть погреет их немножко.

Чувствуете ветерок?

Поиграй с нами, дружок,

Ветер дует, задувает

Вправо, влево нас качает.

Ветер весело играл

Лучи у солнца разбросал.

Что же делать нам друзья?

Ведь солнышку без лучиков

Совсем - совсем нельзя!»

(Ответы детей)

«А мы ребята лучики найдем?»

«И солнышку их отнесем?»

Построение в шеренгу  по одному. Разминка проводится стоя на месте.

«Мы идем, идем

Никогда не устаем

Все преграды на пути

Можно запросто пройти!»

- Ребята на пути кочки  (ходьба с высоким подниманием колен), а теперь деревья (приседаем на слово деревья), а на встречу ветер (ходьба спиной вперед), дождик (имитация в руках зонтик), ямки (прыжки на месте).

Дозировка ходьбы по 10 секунд.

ОРУ на полянке.

- Вот и пришли мы на поляну.  Посмотрите ребята, как  красиво, давайте подышим свежим  лесным  воздухом: вдох- выдох (3-4 раза) Молодцы!  Давайте поприветствуем нашу полянку:        

1 .  Поза «горы» встать прямо, ноги вместе, стопы параллельно. Проверить      

      осанку: колени, ягодицы, живот подтянуты, плечи, грудная клетка  

      расправлены. На  вдохе поднять руки над головой, потянуться вверх.

Пятки стоят на полу.  Поза «дерева» Левую ногу поставить на внутреннюю поверхность бедра правой ноги  пальцами вниз. Соединить ладони рук над головой, ноги, ягодицы, живот подтянуты. Тело прямое. Принять исходное положение, повторить с опорой на левую ногу.

  1. Поза «половина лодки» сесть на пол, вытянуть прямые  ноги вперед. Пальцы рук в замок, сложить на затылке, локти в стороны. Выдохнуть, отклонить туловище назад, одновременно поднять прямые ноги над полом. Дышать свободно. Можно облегчить последнее упражнение, поставив руки в упор за спиной, плечи  расслаблены, согнув ноги в коленных суставах.
  2. Поза «прямого угла» исходное положение, лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. На выдохе поднять ноги до образования ими угла с туловищем 90 градусов. Пятки тянуть вверх. Удерживать позу как можно дольше при нормальном дыхании. Принять исходное положение.
  3. Поза «саранчи»  лечь на пол, на живот. Руки вытянуты вдоль туловища. С выдохом поднять  одновременно голову, грудь, ноги. Руки тянуть назад. Оставаться в этом положении как можно дольше при нормальном дыхании.
  4. Поза «отдыха» исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища, закрыть.  Проследить, как расслаблены мышцы, отдохнуть.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, повтор 2-3 раза.

Спокойная ходьба с восстановлением дыхания.

ОВД

-Молодцы ребята!

Посмотрите,  какие красивые цветы.  А какая чудесная гусеница, и даже бревнышки с волшебными бабочками.

1. Ходьба с перешагиванием через низкие цветы

2. Ходьба по массажному коврику

3. Ходьба «змейкой», обходя высокие цветы

4. Ходьба по гусенице (соблюдая движение по следам)

5. Прыжки через бревнышки с продвижением вперед на двух ногах    

После того как прошли полосу препятствий, нужно взять лучик. Второй подход выполняем с лучиком.

- Вот  и  добрались с вами до солнышка, а чтобы вернуть лучики мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Подари лучики солнышку»

Под веселую музыку дети разбегаются по поляне. Как только музыка закончилась,  ребята подбегают к солнышку и прикрепляют лучики к солнышку. Игра проводится 2-3 раза.

- Какие вы молодцы! Помогли солнышку найти потерянные лучики.  А в благодарность за это оно вам хочет подарить частичку тепла и хорошего настроения. Дети встают в круг, берут друг друга за руки и закрывают глаза, (звучит тихая спокойная музыка и ребятам дарят значки в виде смайлика) открываем глаза ребята, опускаем руки.

- Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется

А под солнышком таким веселей живется!

- Ребята вы сегодня были очень смелые, веселые, ловкие. Я надеюсь, что хорошее настроение у вас останется на целый день. До свидания!

        

Приложение 2

Комплекс упражнений «Бэби йога»

  1. Поза «горы» встать прямо, ноги вместе, стопы параллельно. Проверить осанку: колени, ягодицы, живот подтянуты, надплечья, грудная клетка расправлены. Это исходное положение для вех поз, выполняемых стоя. На  вдохе поднять руки над головой, потянуться за руками. Пятки стоят на полу.
  2. Поза «дерева»  Левую ногу поставить на внутреннюю поверхность бедра правой пальцами вниз. Соединить ладони рук над головой, ноги, ягодицы, живот подтянуты. Тело прямое. Принять исходное положение, повторить с опорой на левую ногу.
  3. Поза «вытянутый треугольник»  ноги прыжком расставить на ширине плеч, стопы параллельно. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Правую стопу повернуть на 90 градусов вправо. С выдохом наклон к правой ноге, потянуться правой кистью к полу около правой стопы. Взгляд на 1 палец левой руки. Грудь и таз должны  располагаться в одной плоскости. Принять исходную позу. Повторить с наклоном к левой ноге.
  4. Поза « повернутый треугольник»  ноги прыжком расставить шире плеч, стопы параллельно. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Правую стопу повернуть на 90 градусов  вправо. С выдохом, сохраняя положения рук, повернуть туловище вправо, наклониться к правой ноге, потянуться левой кистью к полу около правой стопы. Взгляд на 1 палец правой руки.
  5. Поза «саранчи»  лечь на пол, на живот. Руки вытянуты вдоль туловища. С выдохом поднять  одновременно голову, грудь, ноги. Руки тянуть назад. Оставаться в этом положении как можно дольше при нормальном дыхании.
  6. Поза «половина лодки» сесть на пол, вытянуть прямые  ноги вперед. Пальцы рук в замок, сложить на затылке, локти в стороны. Выдохнуть , отклонить туловище назад, одновременно поднять прямые ноги над полом. Дышать свободно. Можно облегчить последнее упражнение, поставив руки в упор за спиной, надплечья расслаблены, согнув ноги в коленных суставах.
  7. Поза «прямого угла» исходное положение лежа на спине ,руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. На выдохе поднять ноги до образования ими угла с туловищем 90 градусов. Пятки тянуть вверх. Удерживать позу как можно дольше при нормальном дыхании. Принять исходное положение.

8.           Поза «отдыха»  исходное положение:  лежа на спине, руки вдоль туловища. Закрыть глаза. Проследить ,как  расслаблены мышцы, отдохнуть. Потянуться пятками  вниз, завести руки за голову, потянуться руками вверх. Одновременно потянуться пятками вниз, а руками вверх, порасти. Открыть глаза, встать.

        Приложение 3

Нетрадиционные   упражнения  гимнастики «Бэби-Йога»

Цель: средствами нетрадиционных методик  укреплять здоровье дошкольников, закалять организм, доставить разнообразие впечатлений, мышечную радость.

Задачи:

удовлетворять    природную двигательную потребность, разумно распределяя нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

—  повышать качество физкультурно-игровых упражнений;

—  формировать интерес дошкольников к движениям и подвижным играм;

—  закреплять на практике знания и умения, освоенные на физкультурных занятиях.

Методы саморегуляции для детей

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, или, последствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

«ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ» (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека»

«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ» (для детей с 5 лет)

Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сожми зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«ТЫ — ЛЕВ!» (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

«ПРОСЫПАЙСЯ, ТРЕТИЙ ГЛАЗ!» (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий маз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.

«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ» (для детей с 5 лет)

Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

«ЗАРЯД БОДРОСТИ» (для детей с 5 лет)

Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» -10 раз в одну сторону и 10 — в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками, Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» — помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. «Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»

Предостережение: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.

«ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО» (для детей с 5 лет)

Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — птица» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — цветок» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».

«СТОЙКИЙ СОЛДАТИК» (для детей с 5 лет)

Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

«ЗАМРИ!» (для детей с 5 лет)

Если ты расшалился и тобой  недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно.

«СПАСИ ПТЕНЦА» (для детей с 4 лет)

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (для детей с 4 лет)

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу,  носу,  ротику,  щечкам,  подбородку».

«СЛОМАННАЯ КУКЛА» (для детей с 5 лет)

Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!

«ГОРА С ПЛЕЧ» (для детей с 5 лет)

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче.

«ТОРТ» (для детей с 4 лет)

Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – «мука», другой – «сахар», третий – «молоко», четвертый – «масло»  и т.д. Взрослый – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Добавим  сахар, «посыпаем» тело, и  соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям.

Замечание: Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

                                   «ПОРТРЕТ» (для детей с 5 лет)

Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. Все остальные краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» – спрашивает он у ребенка, такую же, больше, меньше? Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.

Замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться.

«ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ» (для детей с 6 лет)

Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Замечание: Взрослый следит за силой прикосновений. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным. Поглаживаний должно быть мало.

А сейчас вы можете познакомиться с несколькими программами, входящими в авторскую «Методику снятия психо-эмоционального напряжения у детей». Выполнять их с детьми необходимо, когда вы чувствуете, что они возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали. Можно 1—2 раза в неделю под спокойную музыку начитывать их перед сном. В программах учтены особенности восприятия ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки ребенка и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове.

Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент.

Предостережение: Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психофизиологический смысл.

                Приложение 4

Комплекс гимнастических упражнений  «Бэби-йога»

Комплекс «Бэби-йоги» несет детям здоровье и душевное равновесие.

Комплекс «Бэби-йога» развивает в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ГОЛУБУЮ ЗВЕЗДУ»

Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

Сейчас помечтаем и мы...

Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда...

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

                         «ПОЛЕТ ПТИЦЫ»

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3 раза). Хорошо!

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох – выдох... (3 раза).

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательным был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!

Неизменным успехом в занятиях по выработке механизмов саморегуляции у детей пользуется «Бэби-йога». Дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, с удовольствием выполняют несложные ассаны (так называются отдельные позы-упражнения), испытывают умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии окружающего мира. Мышечная раскрепощенность и радостное настроение передается и взрослым, занимающимся с ними, они становятся добрее, мягче, спокойнее.

Выполнять упражнения надо на коврике под спокойную, лучше восточную музыку. Ритуальными являются упражнения «Приветствие Солнцу» и «Благодарение Солнцу». Другие ассаны можно выполнять по усмотрению; дозировка и темп зависят от возраста и настроения детей в данный момент.

«ПРИВЕТСТВИЕ СОЛНЦУ»

Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот чуть-чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто говорите букву «Т». Глаза закройте. Лежа на спине, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, красиво дышите вдох-выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1 минута. (Музыка). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза.

А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину в струну, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко.

Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – выдох, левую ножку назад – вдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали – вдох, левую ногу поджали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох.

Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, Солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, Солнце!»

А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ни о чем не думаем, отдыхаем (музыка 30 сек). Повернулись на бок, поджали ноги  к груди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем  о хорошем: о зеленой травке, божьей коровке, бабочке, ромашке... Дышим ровно, спокойно...

Сели, руки на пол, голову тоже наклонили я полу, попробуем медленно подняться и встать на голову. Не бойтесь, это не страшно, не торопитесь, у кого не получится, ничего, в другой раз обязательно выйдет.

А сейчас сядем, согнем ножки друг к другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы стали похожи на красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво дышим, как будто нюхаем этот цветок...

Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим четко, четко вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошее! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть. Возьмите себя руками за бока, поднимайте медленно ноги и постарайтесь встать на лопатки. Держите ноги прямо, подбородок нажимает на грудь. Чувствуем, как улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо!

Закиньте ноги за голову. Поднимитесь и сделайте мостик. А сейчас превратимся в колесо – встаньте на руки и ноги, выгнитесь. Вот такое колесо получилось. Молодцы!

Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабились. Закроем глаза. Вдохнем глубоко-глубоко... – выдохнем глубоко (повторить вдох – выдох 3 раза).

Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберем руки под спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 секунд. Вы рыбки в воде, дышите глубоко и ровно.

Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберем руки за голову, сядем. Руки вверх и наклон  вперед – вдох;   руки вниз – выдох;  вверх – вдох, вниз – выдох...;  вдох – выдох... Спасибо, Солнце!

Все вместе: «Спасибо, Солнце!