"Подвижные игры народов Поволжья"
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Сергеева Ольга Ильинична

Образовательная деятельность по физической культурес использованием народных подвижных игр Поволжья  в подготовительной к школе  группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kmo_16.03.2016.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №65  «Ивушка» г. Альметьевск

Образовательная деятельность по физической культуре

с использованием народных подвижных игр Поволжья

в подготовительной к школе  группе

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

Сергеева Ольга Ильинична

Воспитатель подготовительной  группы №8

Первой квалификационной категории

Хуснутдинова Альбина Музагитовна

 

г. Альметьевск 2016 г. март

Дата

16.03.  2016 г.

Тема

«Игры народов Поволжья».

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

Подготовительная  группа  (6-7 лет)

Направление

Физическое развитие

Образовательные области:

Физическое развитие.  

Здоровье

Формировать умение варьировать народные  подвижные игры. Стимулировать желание участвовать в национальных играх-состязаниях: «Перетягивание партнера», «Перетягивание каната», «Бег с коромыслом», «Бег с яйцом» и др.

Физическое развитие.

Физическая культура

Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию игры народов Поволжья.

 Развивать в подвижных играх такие двигательные качества, как сила, ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.

Поощрять умение справедливо оценивать результаты игры.

Развивать интерес к народным играм.

Социально-коммуникативное развитие.

Социализация

          Способствовать воспитанию чувства патриотизма,

Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, поддерживать проявления коллективных словесных игр.

Обогащать игровой опыт играми народов Поволжья.

Социально-коммуникативное развитие.

Труд

       Продолжить формирование представлений о трудовой деятельности посредством народных сказок.

Привлекать детей к посильному участию в подготовке к спортивным мероприятиям, к выполнению постоянных обязанностей по подготовке и уборке спортивного инвентаря.

  Социально-коммуникативное развитие. Безопасность.

Закреплять умение соблюдать правила поведения в детском саду,  требовать от других людей выполнения этих правил.

Речевое развитие. Развитие речи.

Поощрять стремление использовать народный фольклор в детских видах деятельности.

Художественно- эстетическое развитие.  Музыка.

         

 Приобщать к музыкальной культуре народов Поволжья.

Форма проведения

Спортивное мероприятие

Цель

Формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю и Родине. Продолжать знакомить детей с  подвижными играми  народов  Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан, Удмуртия, Марий Эль, Мордовия).

Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания

Задачи:

По становлению мотивации к  двига-

тельной активности и развитию потреб-ности в физическом совершенствовании:

  • Поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;

Воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвентарем, следить за его состоянием

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений 

  • Побуждать к самостоятельной двигательной активности;
  • продолжать совершенствовать культуру движений, технику их выполнения; способствовать переводу умений двигательной деятельности в навыки, развивать качество навыков и качество движений; совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений; продолжать учить  самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования

По развитию физических качеств:

Поддерживать самостоятельность детей в их развитии во всех видах двигательной деятельности

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям

  • Углублять интерес к спортивным играм и упражнениям;  
  • продолжать обучать народным играм; продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность, самоконтроль, самооценку, двигательное творчество;

поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности.

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни

  • Развивать представления о занятиях физкультурой; о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении; формировать и закреплять  навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх; поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Планируемый результат

Самостоятельное решение поставленных перед детьми задач

Методы и приемы

Методы: словестный, наглядный - демонстрация выполнения упражнений, игровой, стимулирование повышения эмоционального состояния детей

Приемы: вопросы, указания, художественное слово, поощрение, оценка.

Организация детей

I – в шеренгу

II – перестроение в 4 кругу и 1 круг.

III – перестроение в 3 шеренги – ОРУ.

IV -  построение в 4 колонны, эстафеты

V- перестроение 2 шеренги (девочки и мальчики),

     перестроение парами, подвижная игра.

VI построение в круг, для малоподвижной игры.

групповая работа

Соревнования между командами детей.

Словарная работа

Предварительная работа

- Разучивание с детьми стихотворения; обучение детей играм;

- Прослушивание и разучивание песен.

инвентарь

султанчики  по количеству детей, 4 обруча, 4 х4 обручи, 4 стойки, канат, летающая тарелка.

                                                       Ход ОД:

I часть.

1. Ходьба в колонне по одному.

0,5 кр

Соблюдать интервал.

2. Построение в шеренгу. Приветствие.

1 р.

Организационный момент.

Воспитатель

Что мы родиной зовем?
Дом, в котором мы растем,.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
У меня вопрос серьезный,
Поскорей ответ мне дайте,
Одним словом как назвать мне
Наш 
любимый всеми край?

Дети

Поволжье.

Инструктор

Чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей
Традиции свои и подвижные игры.

—Скажите, представители каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Дети

Русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы.

Инструктор

Сегодня у нас необычные занятие, праздник народных игр и развлечений народов Поволжья.

3. Строевые упражнения на месте.

4. Перестроение в 4 круга

1 р.

1 р.

«На первый и второй- рассчитайсь!»

Мальчики 1 команда- «верхний правый угол», мальчики 2 команда- «верхний левый угол!

Девочки 1 команда –«нижний правый угол», девочки 2 команда- «нижний левый угол»

5. Башкирская  народная  игра  «Юрта»

      В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга лежит обруч. Дети  взявшись за обруч идут по кругу и говорят:

«Мы, веселые ребята,

соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

и помчимся на лужок»

Кладут обруч на пол, идут в центр зала и  образуют в круг. Под мелодию идут по  кругу  и выполняют задания:

  • ходьба в колонне по одному на носках,
  • ходьба на пятках,
  • прыжки приставным шагом правым и левым боком,
  • подскоки.

По окончании музыки  быстро бегут к своим обручам и поднимают их вверх над головой. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

     Повторить 3 раза.

2 часть

«Мы в Татарстане

дружно, весело живем

На многих языках мы говорим,

танцуем и поем!»

1. Перестроение в колонну по одному. Ходьба ,  берут по 2 султанчика и перестраиваются  в колонну по 4.

1. Общеразвивающие упражнения с султанчиками.

2.1. И.П.- о.с. 1-наклоны головы вперед,

      2-и.п.

2.2.И.п.- с.н.в.. махи султанчиками в  

      правую и левую стороны.

2.3.И.п.-с.н.в. 1-2- через стороны руки

вверх;  3- руки вперед, 4- и.п.

2.4. И.п.-с.н.в., султанчики перед грудью  1- руки вверх, наклон туловища в   правую (левую) сторону; 2- и.п.

2.5. И.п.- руки перед грудью. 1- полуприседания с выпрямлением рук; 2- и.п.

2.6. Попеременно круговые движения назад.

2.7. 4р.-потрясти султанчиками внизу,

       4 р.- руки вперед,

        4 р. – руки вверх.

2.8.И.п.- с.н.в.. махи султанчиками в  

      правую и левую стороны.

2.9. 8-10 -прыжков вверх с выпрямлением правой рукой; 8-10 -прыжков вверх с выпрямлением левой рукой.

Ходьба на месте.

Перестроение в колонну по 4

8 р.

8 р.

8 р.

по 4р

8 р.

по 4р

3-4р.

по 8р

2-3 серии

10-15 сек.

1 р.

Песня «Танцуй Татарстан»

(вступление) Следить за осанкой.

1 куплет

Руки прямые. Движения плавные.

Припев:

Руки прямые, тянуться вверх.

Спина прямая.

Движения легкие, обратить внимание на работу кистей.

Припев:

Руки прямые. Движения ритмичные.

 Прыжки легкие.

Восстановить дыхание.

2 команды девочек и

2 команды мальчиков

2. О.В.Д.

Друзья, мы с вами проживаем в красивом и богатом крае.
Все народы свои праздники помнят их любят, о них говорят.

А сейчас мы вас познакомим с национальными играми  народов Поволжья

Эстафета 1 

Воспитатель - «Татарский праздник – Сабантуй»  

     Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный весенний праздник у татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его называют «Праздник плуга».Но самое интересное на этом празднике – это спортивные соревнования. И я приглашаю девочек  поиграть в татарскую народную  игру  «Бег с коромыслом» .

В ведрах воду принеси поскорей,

Да водичку не разлей!»

        Инструктор.  А вы знаете ли вы как называют сабантуй народ  башкири, точное название праздника звучит «Хабантуй».  Название праздника произошло от слова «хабан» - плуг, слово «туй» - означает праздник, т.е. «Хабантуй» - праздник плуга.

«Бег с яйцом» - мальчики.

«Ложки расписные яйца в них простые

Ложку крепче ты держи  да яйцо не урони»

Воспитатель:  

«Ох, какие молодцы!
Парни наши удальцы.
И девчата все под стать,
Им не станут уступать!»

Эстафета 2  Чувашская народная игра «Птицы» («Кайакла»)

     Игроки выбирают лису и птицу, остальные  дети встают в обручи они птенцы.

Птица стоит перед игроками и учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей и говорят слова:

«Не боюсь и не дрожу,

Смело крыльями взмахну

И поэтому на землю

Никогда не упаду»              

    Под музыку летают по залу. По окончанию музыки  «Птенцы»  быстро встают в обручи, а лиса старается поймать игрока.  

Отметить команду, которая быстро встала в обручи.

Много народных игр на свете.

С ними поближе познакомимся, дети

  Соревнование 1 между командами девочек (мальчик – болельщики)

Марийская народная игра «Биляша»

    На площадку выходят  две команды  девочек,  встают напротив друг друга на расстоянии 3 -4 м одна от другой,  по середине линия. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрок – нападающего высылает другая команда. В конце игры определить команду победительницу.

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.

Соревнование 2   между командами мальчиков (девочки болельщики)

Мордовская народная игра «Раю- раю»

Девочки  капитаны – «ворота»,  поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

« Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю.

Первым капитан  пройдет и  детей  проведет»

 

    В это время игроки первой и второй команды  колонной по одному проходят,  за капитанами в ворота. Дети ворота, опускают руки, отделяют команды и спрашивают название команды. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. 

     Построение  в шеренгу, девочки на правая середина зала, а мальчик на левой середине зала.

Инструктор

                                  «Все весну встречают,

всех в гости зазывают.

Зиму провожаем, весну встречаем,

 праздник отмечем»

Воспитатель

Назовите как называется первый праздник  весны у народов Поволжья:

Татары- башкиры   «Навруз»

Чуваши-                 «Саварни»

удмурты -               «Войдыр»

марийцы-                «Уярня»

мордва и  русские - «Масленица»          

Инструктор

Русская народная закличка на масленицу:
«От души вас поздравляем и сердечно приглашаем.
Все заботы бросьте, приходите в гости.

Прямо к нашему крыльцу к нам на масленицу.
Февралю помашем, Марту Здравствуй  скажем!»

Русская народная игра «Масленица»

  1.   Девочки - построение в круг.  Одна девочка накидывает на плечи платок, встает в центр  круга и «угощает блинами». Дети идут по кругу и говорят:

«Собрался честной народ, что за праздник у ворот

Золотая масленица в гости к нам идет.

Веселитесь, добры люди, зиму провожайте

Пейте мед, пляшите с нами, да блины съедайте»

Расходятся в шеренгу, идут прямо к мальчикам ( у каждого ребенка пара) и говорят:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы солнце ярче светило весной» - 2 раза.

    Мальчики- идут к правой середине зала, встают в круг ( можно одеть колпаки или ободки «мороз», они зима. Ходьба по кругу, руки на плечи друг другу, перестроение в шеренгу и интервалом на вытянутые руки. По окончанию слов девочек и музыки каждый мальчик догоняет свою пару.

     Повторить игру.

«Скоро, скоро снег растает, зазвенят ручьи

Снова землю отогреет солнышко лучи.

Праздник будет здесь большой, встретиться зима с весной

Будем вьюгу провожать, Масленицу встречать

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы солнце ярче светило весной» - 2 раза

Народные гуляния

   Мальчики идут к девочкам ( руки на поясе) и говорят:

«А на празднике народ и танцует и поет,

Посмотрите все вокруг здесь каждый друг.

Со столба сними подарки с горки покатайся

Ешь блины на год вперед, солнцу улыбайся»

 Приглашают девочек (наклон головы вперед), берут за руки и идут в центр зала.

Русская народная игра  «Ручеек»

      Правила: Выбирается водящий, остальные стоят  парами друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

      Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары.

     Игра проводится  в быстром темпе.  Повторить 1  раз.

3 часть

Воспитатель:

Очень много людей разных национальностей  живут у нас в Поволжье.

Все они живут дружно, помогая друг другу.  Дети все вместе учатся в школах.

И в нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей.

Инструктор:

Все они вместе дружат, играют. Люди везде добрые да приветливые.

Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

Что для жизни нужно? Солнце! Солнце!
Что для дружбы нужно? Сердце! Сердце!
Что для сердца нужно? Счастье! Счастье!
Что для счастья нужно? Мир! Мир! (М. Садовский)
А сейчас, честной народ,
Всех приглашаю в большой хоровод!

1. Хоровод

1-2 кр

Ходьба по кругу взявшись за руки.

«Мы мечтаем о том, чтобы дети Земли

Улыбаться могли и смеяться могли.

Мы мечтаем о том, что во все времена

Нам узнать не пришлось, что такое война.

В Татарстане живем, в нашем доме родном,

Здесь друзей хоровод, песню мира поёт.
В наших песнях слова на родных языках,
Это наш общий дом, это наш общий край!» 

2. Чувашская народная игра «Нитка, иголка, узелок».

2 р.

Мальчики берутся за руки и поднимают их вверх. Девочки в колонне по одному проходят змейкой между мальчиками. Мальчики, не задерживая, пропускают  и выпускают из полукруга иголку, нитку и узелок.  Повторить игру.

3. Русская народная игра «Змея»

1-2 р.

Участники берут друг друга за руки, образуя цепь. Направляющий ведущий. Он  водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила игры

1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

2. Точно повторять движения ведущего.

3. Ведущему не разрешается бегать быстро

Инструктор.

«Пусть всех весенний ветер дразнит.
Нам жить без праздников нельзя!
Не уходи из сердца праздник.
До новых праздников, друзья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры народов Поволжья

Цели:Расширить знания детей о народах Поволжья.Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с му...

Подвижные игры народов Поволжья

конспект занятия по народам Поволжья...

Спортивное мероприятие “Подвижные игры народов Поволжья.”для старшей и подготовительной группы.

Цели:1.     Закрепить знания детей о народах Поволжья.2.     Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского ,марийского на...

Подвижные игры народов Поволжья

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют его дети....

"Подвижные игры народов Поволжья".

Подвижные игры народов Поволжья....

"Подвижные игры народов Поволжья"

Спортивное мероприятие в старшей группе в области «Физическое развитие» на тему:  «Подвижные игры»...

Подвижные игры народов Поволжья

Цель: - формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку; - развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений и гибкость; - воспитывать доб...